Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Ссылка
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 34—38
Гегель Георг-Вильгельм-Фридрих (1770—1831) — великий немецкий философ-идеалист и диалектик. Согласно системе идеализма Гегеля, основой мира является некая существовавшая до появления природы и человека объективная «абсолютная идея». По своей природе «абсолютная идея» есть начало деятельное, однако ее деятельность может выражаться только в мышлении, в самопознании. Толчком к деятельности, к самопознанию идеи является ее диалектическая природа. «Абсолютная идея» в себе противоречива, она движется и изменяется, отрицает самое себя и переходит в свою противоположность. В процессе своего диалектического саморазвития «абсолютная идея» проходит три основных этапа. Первый этап развития «абсолютной идеи»— логический, когда «абсолютная идея» действует еще в своем «домировом», «доприродном» бытии, в «стихии чистого мышления». На этой ступени «абсолютная идея» выступает как система логических понятий-категорий, как система логики. На втором этапе «абсолютная идея» превращается в природу, которая является «инобытием абсолютной идеи». Природа, по Гегелю, не развивается во времени, а лишь вечно разнообразится во времени, а лишь вечно разнообразится в пространстве. Высшей ступенью саморазвития идеи является «абсолютный дух». На этом третьем этапе «абсолютная идея» отрицает природу и возвращается к самой себе, развитие снова происходит в области мышления, но уже человеческого мышления. К этому этапу Гегель относит ступень индивидуального сознания, ступень общественного сознания и высшую ступень, когда идея в форме религии, искусства и философии приходит к концу своего самопознания. Философию Гегель объявляет «абсолютным знанием», а свою философию считает окончательной ступенью саморазвития идеи. Такова идеалистическая философская система Гегеля. Ценным в гегелевской идеалистической философии был пронизывающий ее диалектический метод — утверждение, что идея развивается на основе диалектических противоречий, что в развитии происходит переход количественных изменений в качественные, что истина конкретна, что процесс развития человеческого общества совершается закономерно, а не в силу произвола личностей. Однако гегелевская диалектика не отделена от его идеалистической системы, а тесно с нею связана. От этого в гегелевской философии возникло глубокое, раздирающее эту философию противоречие между методом и системой. Диалектический метод говорил, что процесс развития познания бесконечен, а идеалистическая система вела к тому, что Гегель объявил свою философию концом всякого развития и окончательной, раз и навсегда законченной истиной. Диалектический метод говорил, что все развивается диалектически, а система изображала природу как отрицание диалектики. Гегель был идеологом немецкой буржуазии начала XIX в., прогрессивный по стоявшим перед нею задачам, но трусливый и непоследовательный, половинчатый. В значительной мере по этой причине гениальный диалектик Гегель трусливо пресмыкался перед прусской феодальной монархией и объявлял ее последним и высшим этапом развития человеческого общества, вопреки всей своей диалектике. Гегелевская диалектика вследствие ее связи с идеализмом в значительной мере извращена, изуродована, покрыта идеалистической шелухой, «гегельянщиной». Маркс и Энгельс, когда они создавали свое философское учение — диалектический материализм, не могли взять гегельевскую диалектику, как она есть у самого Гегеля, а переработали ее, поставили ее с головы на ноги. Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Гегеля как на философа, сформулировавшего основные черты диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса тождественна диалектике Гегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее «рациональное зерно», отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем чтобы придать ей современный научный вид. «Мой диалектический метод,— говорит Маркс,— в основе своей не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращается даже в самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не то что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Краткий курс истории ВКП(б). Главные произведения Гегеля: «Феноменология духа», 1807 г., «Наука логики», 1812—1816 гг., «Лекции по истории философии», 1833—1836 гг., «Энциклопедия философских наук» («Малая логика», «Философия природы», «Философия духа»), 1817 г., «Философия права», 1821 г., «Философия истории», 1837 г., «Эстетика», 1836—1838 гг.
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 397
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831), крупнейший представитель немецкой идеалистической философии конца 18 — нач. 19 вв., к-рая была аристократич. реакцией на франц. бурж. революцию и французский материализм 18 в. Классики марксизма-ленинизма различают в философии Г. две стороны: диалектический метод, который содержал в себе «рациональное зерно» — учение о развитии, и догматическую систему, которая, будучи консервативной и метафизической, требовала прекращения развития и находилась в резком противоречии с диалектич. методом. Основоположники марксизма взяли из диалектики Гегеля лишь ее «рациональное зерно», отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху, развили диалектику дальше, придали ей современный научный вид. Идеалистич. диалектика Г. была обращена лишь в прошлое. Марксистская материалистич. диалектика прямо противоположна диалектике Г., что отражает коренную противоположность пролетарского и буржуазного мировоззрений. Г. выдвигал реакционные социально-политич. идеи, восхвалял прусское монархич. гoc-во, возвеличивал немцев как «избранный народ», пренебрежительно относился к славянским народам, выступал с апологией войны, оправдывал колониальную захватнич. политику и т. д. Совр. идеологи империализма широко используют эти реакц. идеи Г. в своей борьбе против мира, демократии и социализма.
ГЕГЕЛЬЯНСТВО, идеалистические философские течения, черпающие свои взгляды из философии Гегеля. В эпоху империализма Г. возродилось как реакц. течение бурж. философии под названием неогегельянства (Джентиле, Кронер и др.).
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 96—99
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший немецкий философ-идеалист и диалектик. Философская система Гегеля, как и других немецких идеалистов конца XVIII и начала XIX в., была аристократической реакцией на французский материализм и французскую революцию XVIII в. Своей философской теорией Гегель пытался нанести решительный удар по материализму и реставрировать философский идеализм. Согласно системе объективного (или абсолютного) идеализма Гегеля, основой мира является некая существовавшая до появления природы и человека мистическая «абсолютная идея». По своей природе она является деятельным началом, однако её деятельность может выражаться только в мышлении, в самопознании. «Абсолютная идея» внутренне противоречива, она движется и изменяется, переходя в свою противоположность. В процессе своего диалектического саморазвития «идея» Гегеля проходит три основных этапа. Первый этап — логический, когда она действует ещё в своём «доприродном» бытии, в «стихии чистого мышления». На этой ступени «абсолютная идея» выступает как система логических понятий «категорий, как система логики. Эта часть философской системы Гегеля изложена в его «Науке логики». На втором этапе «идея» превращается в природу, которая, по Гегелю, является «инобытием абсолютной идеи». Своё учение о природе Гегель изложил в «Философии природы». Природа по Гегелю, неспособна к развитию во времени; она развивается лишь в пространстве. Высшей, третьей ступенью саморазвития идеи является «абсолютный дух». Эту ступень развития «абсолютной идеи» Гегель раскрывает в своём сочинении Гегель относит ступень индивидуального сознания, ступень общественного сознания и высшую ступень, когда идея в форме религии, искусства и философии приходит к концу своего самопознания. Философию Гегель объявляет «абсолютным знанием». Свою философию он считает окончательной ступенью саморазвития идеи. Такова идеалистическая философская система Гегеля. Гегелевский «абсолют», «абсолютный дух», «абсолютная идея» есть не что иное, как новое наименование бога. Гегель отрывает человеческое сознание от природы, превращает это сознание в самостоятельный субъект, обожествляет и заставляет его в процессе развития порождать природу, общество, самого человека и т. д. В действительности нет и не может быть идеи, существующей независимо от человека, от человеческого мозга. Развивается природа, общество, развитие же идеи есть лишь отражение развития объективной реальности. Таким образом, вся основа философии Гегеля ложна и антинаучна.
Ценным в гегелевской идеалистической философии был диалектический, метод — учение о том, что источником развития является борьба противоречий, что развитие происходит путём перехода количественных изменении в качественные, что истина конкретна и т. д. Однако диалектика Гегеля тесно связана с его реакционной идеалистической системой. Для гегелевской философии характерно глубокое противоречие между диалектическим методом и метафизической системой. Диалектический метод утверждает, что процесс развития познания бесконечен, и в то же время Гегель объявил свою философию концом всякого развития и окончательной истиной. Диалектический метод исходит из того, что всё развивается и изменяется, метафизическая же система изображала природу как нечто застывшее, не изменяющееся, раз навсегда данное. Диалектика требует признания никогда не прекращающегося развития человеческого общества, а Гегель, изменяя диалектике, будучи сторонником компромисса между гибнущим феодализмом и нарождающимся капитализмом, объявлял прусскую феодальную монархию, которую он хотел немного подправить конституцией, последним, высшим, этапом развития человеческого общества.
Диалектика Гегеля обращена в прошлое, а не в настоящее и будущее. Гегель боялся сделать выводы, вытекавшие из его же учения о противоречиях как движущей силе развития. Борьбу противоположностей он не доводил до её логического конца, до победы нового, прогрессивного над отжившим, старым, а нейтрализовал, примирял противоположности, пытаясь смазать, затушевать острую борьбу противоположных сил, происходящую в классовом обществе.
Создавая диалектический материализм, Маркс и Энгельс не могли взять диалектику Гегеля в том виде, как она была создана им. Они материалистически переработали её, поставили её с головы на ноги. Oни использовали лишь то рациональное зерно, которое содержалось в диалектике Гегеля,— его учение о развитии и изменении, о переходе количественных изменений в качественные и т. д., отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху, Маркс и Энгельс создали новый диалектический метод, основанный на прочном научном фундаменте материалистической философии. Маркс писал: «Мой диалектический метод в основе своей не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс и Энгельс, Избр. произв., т. I, 416).
По своим социально-политическим воззрениям Гегель был реакционером. Признавая необходимость буржуазной модернизации отсталых феодальных отношений Германии, он, однако, и не мечтал окоренном изменении её феодально-аристократических порядков. «Гегель,— писал Маркс,— хочет средневековой сословной системы, но в современном значении законодательной власти, и он хочет современной законодательной власти, но в оболочке средневековой сословной системы. Это синкретизм худшего сорта» (Маркс и Энгельс, Соч., т. 1, 597). Гегель с презрением и ненавистью писал о народных массах, как о слепой силе; он шовинистически возвышал Германию как выразительницу «духа нового мира», а славянским народам отводил роль «неисторических» народов; войну он превращал в вечное, необходимое для жизни общества явление и т. д. Немецкие фашисты использовали эти реакционные взгляды Гегеля в целях пропаганды расизма и завоевания мирового господства.
Классики марксизма дали яркую и глубокую критику гегелевской идеалистической философии. Критически использовав ценные элементы диалектического метода Гегеля, они создали и развили дальше единственно научное мировоззрение диалектического и исторического материализма. Центральный Комитет Коммунистической партии в 1944 г. резко осудил недостатки и ошибки, имевшиеся в третьем томе «Истории философии»,— смазывание коренного различия между гегелевской и марксистской диалектикой, различия, выражающего противоположность буржуазного и пролетарского мировоззрений,— осудил некритическое изложение гегелевской философии в целом. Главные произведения Гегеля: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия природы», «Философия духа») (1817), «Философия права» (1821). Посмертные издания: «Лекции по истории философии» (1833—1836), «Философия истории» (1837), «Эстетика» (1836—1838).
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 285
ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831), нем. философ, создавший на объективно-идеалистич. основе систематич. теорию диалектики. Ее центр, понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхврем. движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея, завершающаяся абс., идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия — в природу, его возвращения к себе в человеке в формах псих. деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» — семья, гражд, об-во, гос-во) и «абс, духа» (иск-во, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие — внутр. источник развития, понимаемого как восхождение от абстрактного к конкретному и описываемого в виде триады. История — «прогресс духов. сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отд. народов. Осуществление бурж.-демокр. требований мыслилось Г. в виде компромисса с феод.-сословным строем, в рамках конституц. монархии. Противоречие между диалектич. методом и идеалистич. системой Г. было раскрыто классиками марксизма-ленинизма; осуществившими переработку диалектики Г. на материалистич. основе. Осн. соч.; «Феноменология духа», 1807; «Наука логики»., ч. 1—2, 1812—16; «Энциклопедия философских наук», 1817, 1830; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории; эстетике, философии религии, истории философии (посм.).
ГЕГЕЛЬЯНСТВО, идеалистич. филос. течение, исходившее из учения Г. Гегеля и развивавшее его идеи. Возникло в Германии в 30—40-х гг. 19 в. В опорах по религ. вопросам выделились консервативное «правогегельянство», истолковавшее Гегеля в духе ортодокс. теизма (К. Гёшель, К. Дауб и др.), радикальное левое Г.— «младогегельянство» (А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах, Д. Штраус, М. Штирнер), подчеркивавшее в противовес гегелевскому «мировому духу» роль самосознания отд. личностей в истории. Промежуточное положение занимало «ортодокс.» Г. (К. Михелет, К. Розенкранц и др.). Критика младогегельянства, была дана К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Святом семействе» и «Нем. идеологии». См. Неогегельянство.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 82—83
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — нем. философ, объективный идеалист, представитель нем. классической философии. С 1801 преподавал в Йенском, а с 1818 — в Берлинском ун-тах. В молодости Г. отличался радикальным образом мышления, приветствовал фр. революцию, выступал против феодальных порядков прусской монархии В целом филосоФия Г. своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем. буржуазии, идеологом к-рой был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной революции в Германии, а с др. — консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости нем. буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством. Эта двойственность получила выражение во всех произв. Г., в т. ч. и в „Феноменологии духа" (1807), к-рую Маркс назвал „истинным истоком и тайной гегелевской философии". В этом произв. рассматривается эволюция человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией (Феноменология — учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом развитии) . Анализируя категорию отчуждения, Г., хотя и в идеалистической форме, „Ухватывает сущность труда", т. е. мн. важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как „результат его собственного труда" (Маркс), а следовательно, догадывается о нек-рых реальных закономерностях истории. Г. обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное положение философии Г.— тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Г. рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г. (сжато изложенного в „Энциклопедии философских наук", 1817) состоит в следующем. В основе всех явлений природы и об-ва лежит абсолют, духовное и разумное начало — „абсолютная идея", „мировой разум" или „мировой дух". Это начало активно и деятельно, при чем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в „стихии чистого мышления"— Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2) развитие идеи в форме „инобытия", т. е. в форме природы,— Философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3) развитие идеи в мышлении и истории (в „духе") — ФилосоФия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Идеалистический принцип тождества мышления и бытия служит, однако, обоснованием единства законов внешнего мира и мышления; он направлен против агностицизма Канта. Ценнейшим приобретением философии Г. была диалектика, изложенная особенно полно в „Науке логики" (1812—16). В этом произв. Г. дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Исключительно велик вклад Г. в теорию познания; в частности, большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма „вещей в себе" и явлений. Большой интерес представляют также такие работы Г., как „Философия права" (1821), „Лекции по истории философии" (1833—36), „Лекции по эстетике' (1835—38), „Лекции по философии истории" (1837). Во всех областях философии он оставил глубокий след, применяя диалектику, глубоко ана-лизиРУЯ актуальные проблемы науки. Однако диалектика Г. была облечена в идеалистическую оболочку. Идеализм философии Г., а также его буржуазная ограниченность противоречили его собственным диалектическим идеям: признание завершенности развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики, примирение с существующим и оправдание его, признание прусской монархии венцом развития об-ва, националистические предрассудки и т. д. Философия Г. сыграла большую роль в формировании марксизма, к-рый взял самое ценное в ней — диалектику, переработав ее в строго научное учение о развитии природы, об-ва и мышления. Марксизм высоко оценивает борьбу нем. философа с агностицизмом, его историзм, веру в силы и способности человеческого разума, его логическое учение, в к-ром он сумел угадать связи реального мира и важные закономерности теоретической и практической деятельности.
ГЕГЕЛЬЯНСТВО — см. Младогегельянцы, Старогегельянцы.
Ссылка
- Гегель — Большая российская энциклопедия