ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Ссылка

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1. — М.: Русский язык, 1978. — С. 439


ДIАЛЕКТИКА ж. греч. умословiе, логика на дѣлѣ, въ пренiи, наука правильнаго разсужденiя; по злоупотребленiю, искусство убѣдительнаго пустословiя, ловкаго спора, словопренiя. Дiалектическiй, къ дiалектикѣ относящiйся. Дiалектикъ, ловкiй, искусный спорщикъ, доводчикъ; иногда софистъ. Дiалектъ м. говоръ, наречiе, мѣстный, областной языкъ, говоря.

 

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 63—65


ДиалектикаДиалектика (от греческого «диалего», что значит вести беседу, вести полемику).— В древности некоторые философы понимали под диалектикой искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждениях противника и преодоления этих противоречий. Впоследствии диалектика превратилась в учение о всеобщей связи и развитии. Все явления диалектика рассматривает как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы — как результат развития и борьбы противоречий в природе. Древние греческие философы были все прирожденными диалектиками. Знаменитый древний философ-материалист Гераклит учил, что все существует и в то же время не существует, так как все течет и постоянно изменяется, возникает и исчезает. Другой самый выдающийся философ древней Греции — Аристотель исследовал существенные формы диалектического мышления. Но в греческой философии диалектика выступает еще в первобытной простоте. Диалектика древних гpeков была наивной. Всеобщую связь явлений они не доказывали в подробностях; рассматривая природу как целое, они не дошли до анализа отдельных явлений и предметов природы, без чего не может быть ясна и общая картина мира. В дальнейшем на протяжении ряда веков получило господство метафизическое миросозерцание, противоположное диалектике. Лишь со второй половины XVIII в. метафизическое мировоззрение начинает давать трещины. Первая брешь в этом миросозерцании была пробита немецким философом Кантом, выступившим с теорией исторического образования солнечной системы. Новейшая немецкая философия нашла свое завершение в Гегеле. «Ее величайшей заслугой было возвращение к диалектике, как высшей форме мышления» (Энгельс). Гегелевская диалектика впервые представила весь естественный, исторический и духовный мир и виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, развитии и преобразовании. Внутренние противоречия процесса выступали при этом в качестве источника самодвижения, саморазвития. Но Гегель был идеалистом. Основу и сущность всего существующего Гегель видел в саморазвитии «абсолютной идеи». По Гегелю получалось, что мышление является творцом действительности. «Отсюда вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция: мир — хочет ли он того или нет — должен согласоваться с логической системой» (Энгельс). Диалектика только тогда стала наукой, когда Маркс и Энгельс освободили диалектику от гегелевской идеалистической шелухи и развили дальше учение о развитии, создав материалистическую диалектику, Маркс и Энгельс использовали в диалектике Гегеля ее «рациональное зерно», материалистически переработали метод Гегеля, взяв за основу развития не идею, а материальную действительность. Ввиду этого марксистский диалектический метод в основе своей прямо противоположен диалектике Гегеля. Марксистская диалектика есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. Диалектика, созданная Марксом и Энгельсом и развитая дальше Лениным и Сталиным, есть наука о всеобщих законах развития в природе, человеческом обществе и мышлении (см. Марксистский диалектический метод).

 

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 547


ДИАЛЕКТИКА, наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии. В своей основе Д. прямо противоположна метафизике, рассматривающей явления природы в их изолированности и неподвижности. Термин «Д.» происходит от греч. слова «диалего», что значит вести беседу, вести полемику. Под Д. понимали в древности искусство добиться истины путём раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности нек-рые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений являются лучшим средством обнаружения истины. Этот диалектич. способ мышления, распространённый впоследствии на явления природы, превратился в диалектич. метод познания природы, к-рый рассматривал явления природы как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы — как результат развития противоречий в природе, как результат взаимодействия противоположных сил в природе. Осн. черты Д. были сформулированы на идеалистич. основе в нач. 19 в. Г. Гегелем. В фантастич. картине развития абсолютной идеи он дал мистифицированное, идеалистически извращённое изображение угаданной им Д. объективного мира. Диалектика Гегеля носила ненаучный, нереволюц. характер и была целиком обращена в прошлое. В противоположность Гегелю, русские революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов сделали плодотворную попытку развить Д. на базе философского материализма, освободить, как образно говорил Герцен, Д. от «прусско-протестантской кокарды», к-рую она носила у Гегеля, и превратить Д. в «алгебру революции». Решая эти задачи, они вплотную подошли к диалектич. материализму и остановились перед историч. материализмом. Отсталость экономич. отношений в России середины 19 в. помешала им понять всемирно-историческую роль рабочего класса, достроить материализм «доверху» и соединить материализм и Д. в единое, цельное и последовательное мировоззрение. Эту задачу создания диалектика-материалистич. мировоззрения гениально разрешили К. Маркс и Ф. Энгельс. Они отбросили реакционную систему гегелевской философии, но удержали то прогрессивное, что содержалось в диалектич. методе Гегеля. При этом К. Маркс и Ф. Энгельс коренным образом переработали метод Гегеля, поставили его с головы на ноги, и, таким образом, идеалистич. диалектика Гегеля уступила место материалистич. диалектике К. Маркса, Марксистский диалектич. метод не только в корне отличен от гегелевского метода, но и представляет его прямую противоположность. В философии марксизма Д,, поставленная на прочную базу материализма, стала наукой о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, могучим идейным оружием коммунистической партии. Марксистская Д. учит: чтобы не ошибиться в политике, надо смотреть вперёд, а не назад, надо быть революционером, а не реформистом, надо не замазывать классовые противоречия, а доводить классовую борьбу до конца. См. Диалектический материализм, Марксистский диалектический метод.

 

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина.— Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 135—138


ДИАЛЕКТИКА.— В древности понимали под диалектикой искусство добиться истины в споре путём раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. Древнегреческий философы были, по выражению Энгельса, прирождёнными, стихийными диалектиками. Знаменитый древний философ-материалист Гераклит (см.) учил, что всё существует и в то же время не существует, так как все течёт и постоянно изменяется, возникает и исчезает; мир состоит из противоположностей, ведущих между собой борьбу. В борьбе противоположностей Гераклит видел причину развития. Другой выдающийся философ древней Греции — Аристотель (см.) исследовал уже существенные формы диалектического мышления, указывал Энгельс. В древнегреческой философии диалектика выступает ещё в первобытной простоте, во всей своей наивности. Рассматривая природу как целое, древнегреческие философы не дошли до расчленения, до анализа явлений и предметов природы, а без этого не может быть ясна и общая картина мира. Они больше обращали внимание «на движение, на переходы и связи, чем на то, что именно двигается, переходит, находится в связи» (Энгельс, Анти-Дюринг, 20). В дальнейшем на протяжении ряда веков, вплоть до конца XVIII в., господствовало метафизическое миросозерцание с его представлением о неизменности всего существующего (см. Метафизика).

Элементы диалектики имели место и в новой философии, например у Декарта (см.), Спинозы (см.), Дидро (см.), Декарт, например, способствовал проникновению диалектики в математику. Своим определением природы как самопричины себя Спиноза отрицал внешнюю силу как источник природы. Дидро, как и другие французские материалисты, считал движение внутренним свойством материи, развивал эволюционные материи, и в применении к живой природе и т. д. Но в целом его взгляды были метафизическими.

Начиная со второй половины XVIII в. развитие естествознания наносило один за другим удары по метафизическому пониманию действительности. Сильнейший удар по метафизическим представлениям в естествознании нанёс Ломоносов (см.). Гениальным открытием закона сохранения материи и движения Ломоносов доказал неразрывной единство материал и движения. Задолго до Ляйелля oн доказывал эволюционное развитие земли и т. д. Открытия науки и практическая деятельность людей свидетельствовали о том, что в природе нет ничего застывшего, раз навсегда данного.

В философии конца XVIII — начала XIX в. с теорией диалектического развития выступил Гегель (см.). Его учение о развитии и изменении сыграло большую роль в становлении диалектики. Гегелевская диалектика представила весь исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, развитии и преобразовании. Внутренние противоречия процесса выступали при этом в качестве источника самодвижения, саморазвития. Но Гегель был идеалистом, и его реакционная догматическая система, обусловленная его классовой ограниченностью, находилась в противоречии с его диалектическим методом. Основу и сущность всего существующего Гегель видел в саморазвитии некоей мистической «абсолютной идеи». По Гегелю, сознание является творцом действительности, природы. Поэтому не сознание, с его точки зрения, должно согласоваться с реальным развитием действительности, а сама действительность должна подчиняться спекулятивным конструкциям гогелевской философии. Гегелевская диалектика не была научной диалектикой, так как она была развита на идеалистической основе. Она была облечона в схоластической и мистические формы, извращавшие действительность и ставившие всё на голову. Диалектика Гегеля была целиком обращена в прошлое, а не в настоящее и будущее. Развитие, согласно системе Гегеля, достигая определённой ступени, полностью прекращается. В своих сочинениях об обществе Гегель, использовал диалектику для конструирования реакционных социальных теорий и восхваления прусско-юнкерского государства. При объяснении природы Гегель, изменял своим же диалектическим принципам, считал, что природа не претерпевает никаких изменений.

Важной вехой в развитии диалектического мировоззрения явилась русская революционная философия середины XIX в. Белинский (см.), Герцен (см.), Чернышевский (см.) и другие русские мыслители, подвергая критике идеалистический характер и половинчатость геголовской диалектики, боролись за материалистическую «переработку диалектического метода. В их руках диалектика была орудием борьбы за революционное изменение общественного строя. Однако и эти философы не могли до конца преодолеть старые метафизические воззрения. Диалектика только тогда стала наукой, когда на историческую арену выступили идеологи пролетариата — Маркс и Энгельс.

Великие основоположники пролетарского социализма создали новую, единственно научную форму диалектики — марксистский диалектический метод. Их диалектика базировалась на твёрдом фундаменте естественно-научных открытий, особенно трёх великих открытий XIX столетия — открытия клетки, закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. Она явилась результатом гениального обобщения всего опыта развития человеческого общества, особенно опыта борьбы между пролетариатом и буржуазией. Маркс и Энгельс, отбросив идеалистическую реакционную систему гоголевской философии, взяли из диалектики Гегеля лишь её «рациональное зерно». Марксистский диалектический метод в корне противоположен диалектике Гегеля: за основу развития Маркс и Энгельс взяли не идею, а материальную действительность. Марксистская диалектика есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонность виде. В противовес Гегелю Маркс и Энгельс рассматривали природу в развитии и изменении. В «Анти-Дюринге» (см.), «Диалектике природы» (см.) и других произведениях Энгельс всесторонне разрабатывал вопросы диалектики в естествознания, Применив материалистическую диалектику и философский материализм к науке об обществе, Маркс и Энгельс совершили переворот во взглядах па общество, создали теорию исторического материализма. Марксистская диалектика обращена не только к прошлому, но и к настоящему и будущему. Она вооружает партию пролетариата знанием объективных законов развития.

Марксистский диалектический метод создавался и развивался в борьбе против всевозможных метафизических теорий буржуазных и мелкобуржуазных идеологов, против различных оппортунистических эволюционистских теорий, рассматривавших развитие как чисто количественные изменения без уничтожения старого и возникновения нового. Огромное значение для разработки материалистической диалектики имели основной труд Маркса «Капитал» (см.), а также произведения Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (см.) и др. Ленин указывал, что в «Капитале» к анализу капиталистического способа производства применена диалектика, логика и теория познания.

Материалистическая диалектика есть творчески развивающаяся наука. На опыте борьбы Коммунистической партии Советского Союза и всего международного пролетариата в новый период, обобщённом в трудах Ленина и Сталина, она получила своё дальнейшее развитие и обогащение. Ленин и Сталин развивали диалектику в борьбе против догматизма и эклектики меньшевиков, оппортунистов II Интернационала, троцкистов, бухаринцев и прочих врагов марксизма и показали, что одна из коренных, отличительных особенностей марксизма — его органическая связь с практикой — находит своё короткое философское обоснование в диалектике как учении о всестороннем и полном противоречий историческом развитии. Борясь против реформизма и оппортунизма, прикрывавших свою метафизическую сущность словесным признанием развития, Ленин и Сталин всесторонне разработали диалектическую концепцию развития, раскрыли соотношение между эволюционной и революционной формами развития, показав значение революционного скачков в развитии общества. Особенное развитие в их трудах получил вопрос о противоречиях, о борьбе противоположностей как «ядре диалектики».

Творческий характер диалектики как науки находит своё выражение в том, что новые исторические условия, приходящих на смену старым, новые достижения науки требуют конкретизации тех или иных законов диалектики. Маркс и Энгельс вскрывали главным образом диалектику развития буржуазного общества, являющуюся частным случаем диалектики вообще. В решениях и документах коммунистической партии Советского Союза, обобщающих колоссальный oпыт борьбы партии за социализм, в трудах Ленина и Сталина разработана и обобщена диалектика перехода от капитализма к социализму, диалектика развития социалистического общества.

Материалистическая диалектика, созданная Марксом и Энгельсом и развитая дальше Лениным и Сталиным— это наука о всеобщих законах развития природы, человеческого общества и мышления (см. Марксистский диалектический метод).

 

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 392


ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektiker (technë) искусство вести беседу, cпop], теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления; Д. противоположна метафизике. Важнейшие этапы истории Д.: стихийная, наивная Д. древних мыслителей (Гераклит); Д. понятий Платона, развитая неоплатонизмом (Плотин, Прокл); диалектич. учения Дж. Бруно и Николая Кузанского; Д. нем. классич. философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель); Д. Рус. Рев. демократов 19 в. (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский). Материалистич. Д. создана К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе критич. переработки предшествующих филос. учений и развита В. И. Лениным. Важнейшие категории Д.: противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, возможность и действительность и др.; осн. её законы: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания.
См. Диалектический материализм.

 

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 120—122


ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин „Д.". Первоначально этим термином (dialektike techne — „искусство диалектики") обозначались; 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, к-рый подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает „Д." от „аналитики" как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах „Софист" и „Парменид" обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т. обр., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое „иное". Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению, Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального об-ва — в схоластике — Д. стали называть формальную логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о „совпадении противоположностей" выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый — в своей космогонии, второй — в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выселяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того,— противоречия в совр. ему общественном сознании („Племянник Рамо"). Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классический идеализм, к-рый в отличие от метафизического материализма рас осматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, к-рый указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел — впервые после Декарта — идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об „антиномиях". Однако Д. разума, по Канту,— иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позже в теории познания (в „Наукоучении") Фихте развил „антитетический" метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель „впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития" (Маркс К., Энгельс Ф., т. 20, с. 23). В отличие от абстрактных определений рассудка Д. по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, „движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержаниe науки имманентную связь и необходимость...". Результат Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу к-рого передовые мыслители (рус. и нек-рые др. революционные демократы) видели в Д. Гегеля „алгебру революции" (Герцен). Истинно научное понимание Д. было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, об-ве и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому материалистическая Д. есть не только „онтологическое", но и гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в становлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической Д. как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание относительно исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает Д. от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, к-рые характерны для совр. буржуазных и реформистских теорий. Абсолютизация любой черты, стороны, закона Д. ведет к метафизическому ее искажению. Материалистическая Д. представляет собой философский метод исследования природы, об-ва и познания. Только с позиций Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким. Революционное существо материалистической Д., не мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практического преобразования об-ва, помогающим объективно учитывать исторические потребности общественного развития, несоответствие старых форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу человечества. Стратегия и тактика борьбы за коммунизм строится в полном соответствии с диалектико-материалистическим миропониманием (Диалектическая логика).

 

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024