Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 525
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, различные исторически сложившиеся стороны духовной жизни общества — политические и правовые идеи, философия, наука, искусство, мораль, религия. См. Исторический материализм, Базис и надстройка.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М:. Издательство политической литературы, 1987. — С. 321
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ — различают формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе к-рого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. В отличие от непосредственного отражения действительности в обыденном сознании, Ф о. с. выступают как более или менее систематизированное сознание, опосредствованное теоретическим или художественно-образным отражением между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития. Многообразие Ф. о. с. определяется богатством и многообразием самого объективного мира — природы и об-ва. Различные Ф. о. с. отражают различные области и стороны действительности (напр., политические идеи отражают отношения между классами, нациями, государствами и служат основой политических программ, реализуемых в действиях классов и социальных групп; в науке познаются конкретные законы природы и об-ва; в религии фантастически отражается зависимость людей от господствующих над ними природных, а затем и социальных сил и т. д.). Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания характеризуется и особой формой отражения (напр., научное понятие, моральная норма, художественный образ, религиозная догма). Но богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность появления различных Ф. о. с. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает лишь тогда, когда простое накопление опыта и эмпирических знаний становится недостаточным для развития общественного производства; политические и правовые взгляды и идеи возникают вместе с появлением классов и государства для обоснования и закрепления отношений господства и подчинения и т. д. В каждой общественно-экономической формации все формы сознания связаны между собой и в целом составляют духовную жизнь определенного об-ва. Своеобразие общественной потребности, порождающей те или иные Ф. о. с. определяет и ту конкретную историческую роль, к-рую они играют в жизни и развитии об-ва. С победой коммунизма исчезнет надобность в политической и правовой идеологии, и они отомрут. Зато расцвета достигнут такие Ф. о. с., как мораль, наука, искусство, философия, к-рые не только будут обслуживать многообразные общественные потребности, но, формируя духовный облик личности, является условием ее всестороннего развития, активной творческой деятельности.