ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Immanuel
KANT
 

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Приложения:
Большая российская энциклопедия. 2016
Википедия


 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 102—105


кантКант Иммануил (1724—1804) — основоположник немецкого классического идеализма. «Основная черта философии Канта есть примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим» (Ленин). С одной стороны, Кант утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, который он называл «вещью в себе». Но, с другой стороны, «вещь в себе», по Канту, принципиально непознаваема, является потусторонний нашему познанию («трансцендентной»). «Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе,— то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой... Кант выступает как идеалист» (Ленин). Признавая «вещь в себе непознаваемой, Кант строил теорию познания на таких основаниях, которые приближают его к субъективному идеализму. Под влиянием толчка, сообщаемого «вещью в себе», чувственная способность человека, по Канту, создает хаос восприятий, который упорядочивается при помощи субъективных форм созерцания — пространства и времени. Таким образом, получается явление, или предмет чувственности. Далее действует рассудок, который при помощи присущих ему субъективных, логических категорий превращает этот чувственный предмет (явление) в понятие. Высшей сферой человеческого познания является разум, который руководится опять-таки субъективными идеями: души, как субстанции; мира, как единого целого; бога. Таким образом, Кант считал, что пространство, время, причинность, законы природы суть не свойства самой природы, а свойства человеческой познавательной способности. Кант признавал их доопытными — «априорными» — и условиями всякого опыта — «трансцендентальными» (отсюда название, которое Кант давал своей философии,— «трансцендентальный идеализм» — идеализм, признающий, что априорные формы сознания предшествуют опыту и являются его условиями). Кант говорил, что рассудок диктует законы природе. Всю картину природы, как она представляется человеческому познанию, Кант считал субъективной конструкцией ума. Единство природы, по Канту, создается не материальностью природы, а единством познающего субъекта — «Я». Всякая попытка разума выйти за пределы опыта, по Канту, неизбежно приводит разум к неразрешимым противоречиям, Кант правильно указывал, что разум неизбежно впадает в противоречия, но самое противоречие он рассматривал лишь как заблуждение, иллюзию, а не как отражение реальных противоречий действительности. Как указывал сам Кант, задачей его теории познания являлось такое ограничение прав разума, при котором оставалось бы место богу за пределами познания. В своем этическом учении Кант считал необходимым для поддержания нравственности признать существование бога и бессмертие души. Кант впервые в XVIII в. сделал попытку подойти к природе с точки зрения ее развития, явившись одним из соавторов так называемой канто-лапласовской гипотезы происхождения солнечной системы. Философия Канта была идеологией молодой немецкой буржуазии, нуждавшейся в критике философских и правовых понятий феодальной эпохи, но слабой, ищущей компромисса с абсолютизмом, не могущей пойти дальше беззубого либерализма. Либеральный характер учения Канта обусловил его успех в конце XIX в. у так называемых неокантианцев. Главные произведения Канта — «Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г., «Критика чистого разума», 1781 г., «Критика практического разума», 1788 г., «Критика способности суждения», 1790 г., «Пролегомены», 1783 г.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 30


кантКАНТ, Иммануил (1724─1804), нем. философ, основатель нем. идеализма конца 18 — начала 19 вв. К. принадлежит гипотеза происхождения солнечной системы (см. Космогония). Исторический подход К. к вопросу о возникновении солнечной системы пробил брешь в метафизич. взгляде на мир. Основная направленность философии К., указывает В. И. Ленин, состояла в том, чтобы «ограничить разум и укрепить веру». К. считал, что мир полон «вещей в себе», к-рые существуют объективно, но недоступны познанию, что пространство и время — лишь субъективные формы созерцания, упорядочивающие восприятие, что рассудок диктует природе законы. Субъективный идеализм и агностицизм философии К. служили теоретич. предпосылкой для реакц. этич. и социально-политич. выводов. На идеалистич. основе К. развил нек-рые элементы диалектики, в частности в виде так называемых антиномий (противоречий). Философия К., послужившая одним из источников реакц. идей 19—20 вв. (см. Неокантианство), была подвергнута резкой критике в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, B. И. Ленина, И. В. Сталина. Осн. работы К.: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788).

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4, М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 217—219


кант 217КАНТ Иммануил (1724—1804)— родоначальник немецкого идеализма второй половины XVIII начала XIX в. «Основная черта философии Канта есть примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим, сочетание в одной системе разнородных, противоположных философских направлений» (Ленин, т. 14, с. 184), С одной стороны, Кант признавал существование мира вещей вне нашего сознания, «вещей в себе». Но, с другой стороны, «вещь в себе», по Канту, является принципиально непознаваемой, потусторонней для нашего познания («трансцендентной»). «Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе,— то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней,— Кант выступает как идеалист» (Ленин, т. 14, с. 1841—185). Ленин называл непознаваемую кантовскую «вещь в себе», пустой безжизненной абстракцией. У самого Канта «вещь в себе» в конце концов превращается в простой мысленный символ. Исходя из непознаваемости «вещи в себе», Кант строил свою субъективно-идеалистическую теорию познания. Под влиянием толчка, сообщаемого «вещью в себе», чувственная способность человека, по Канту, создаёт хаос восприятий, которые упорядочиваются при помощи субъективных форм созерцания — пространства и времени. Таким образом, получается явление, или предмет чувственности. Далее действует рассудок, который при помощи присущих ему субъективных логических категорий превращает этот чувственный предмет (явление) в понятие. Высшей сферой человеческого познания является разум, который руководится опять-таки субъективными идеями: души как субстанции, мира как единого целого, бога.

Кант считал, что пространство, время, причинность, законы природы суть не свойства самой природы, а свойства человеческой познавательной способности. Кант признавал их «априорными» — до-опытными, независимыми от опыта; он считал их условиями всякого опыта, «трансцендентальными»; отсюда название, которое Кант дал своей философии,— «трансцендентальный идеализм», т. е. идеализм, признающий, что априорные формы сознания предшествуют опыту и являются его условиями. Таким образом, по Канту, познание разгораживает человека и природу, а не соединяет их. Кант вооружил всю последующую буржуазную философию теорией непознаваемости мира, которую философские реакционеры всех мастей всячески использовали и используют „ныне в целях борьбы против материализма, в защиту фидеизма (см.). Кант выдвинул ложное, идеалистическое положение о том, что рассудок диктует законы природе. Всю картину природы, как она представляется человеческому познанию, Кант считал субъективной конструкцией ума. Единство природы, по Канту, создается не материальностью природы, а единством познающего субъекта — «Я». Все попытки разума выйти за пределы субъективного опыта, по Канту, неизбежно приводят разум к неразрешимым противоречиям. В этом взгляде сказались некоторые элементы диалектики, присущие философии Канта, но самое противоречие он рассматривал лишь как заблуждение, иллюзию, а не как отражение реальных противоречий действительности. Вся постановка Кантом вопроса о противоречивости разума, об антиномиях имеет своим результатом защиту агностицизма. Кант, как отмечал Чернышевский (см.), сознательно развивал свою антинаучную теорию познания, чтобы отстоять свободу воли, бессмертие души, существование бога, промысел божий о благе людей на земле и о вечном блаженстве их на небе. Эта теория познания, как и вся философия Канта, была реакцией на французский материализм; она ставила перед собой задачу реставрировать идеализм, утвердить снова в правах бога и религию, пошатнувшихся от ударов материалистов. Кант примирял познание с религией. Задача его теории познания — ограничить права разума, оставить место богу за пределами познания. «Я должен был... ограничив знание, дать место вере...»,— пишет он в предисловии к «Критике чистого разума». В своём этическом учении он считал необходимым для поддержания нравственности признать существование бога и бессмертие души.

В первый период деятельности Канта, когда ещё пе сложилась ого философская система, он сделал попытку подойти к природе с точки зрения её развития, выдвинув гипотезу о происхождении солнечной системы, Энгельс придавал большое философское значение этой мартовской гипотезе, указывая что Кант пробил своей теорией брешь в метафизическом мировоззрении, отрицавшем развитие.

В общественно-политической области Кант придерживался реакционных взглядов, Хотя он и говорит о гражданской свободе, о вечном мире и т. п., но все это с его точки зрения недостижимо. «Кант,— писали Маркс и Энгельс,— успокоился на одной лишь «доброй воле», даже если она остается безрезультатной, и перенес осуществление этой доброй воли, гармонию между нею и потребностями и влечениями индивидов, в потусторонний мир. Эта добрая воля Канта вполне соответствует бессилию, придавленности и убожеству немецких бюргеров, мелочные интересы которых никогда не были способны развиться до общих национальных интересов класса...» (т. IV, 174). Кант требовал от всех подданными беспрекословного подчинения эксплуататорскому государству и отрицал за ними право на сопротивление. Он был ярым противником революционного насилия. Из всех систем идеалистической философии кантианство является наиболее удобной философской системой для врагов научного понимания законов природы, общества и человеческого мышления. Кантианство пытается подорвать веру в самую возможность человеческого разума познать законы объективного мира. Кантианство до сих пор служит главным оружием в руках идеологов империализма против современного естествознания и современной научной философии (марксизма-ленинизма). Отбрасывая материалистический элемент в философии Канта, его «вещь в себе», буржуазные философы и ревизионисты черпают из арсенала субъективно-идеалистической теории познания Канта аргументы для борьбы с философским материализмом. Изменники и предатели рабочего класса из лагеря реформизма, основываясь на философии Канта, превращают социализм в недостижимый абстрактный идеал, в своеобразную «вещь в себе», в которую надо верить — и только. С помощью кантовской философии они пытаются притупить революционное остриё марксизма, сделать его инструментом «классового мира», орудием борьбы против революционного свержения капитализма. Разоблачение кантианства в его современных разновидностях, борьба против него и в настоящее время является важной задачей, Главные произведения Канта: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены» (1783),«Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). (См. также Неокантианство.)
 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 544—545


КАНТ Иммануил (1724—1804), нем. философ, родоначальник нем. классич. философии. Проф. ун-та в Кенигсберге. Ин. поч. ч. Петерб. АН (1794). В 1747—55 разработал космогонич. гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). В развитой с 1770 акритич. философии» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790) выступил против догматизма умозрит. метафизики и скептицизма с дуалистич. учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания — общезначимые априорные (см. Априори) формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практич. разума», необходимой предпосылкой нравственности. Центр. принцип этики К., основанной на понятии долга,— категорический императив. Учение К. об антиномиях теор. разума сыграло большую роль в развитии диалектики. Классики марксизма-ленинизма подвергли критике философию К., показали переплетение в ней субъективно-идеалистич., агностич. и материалистич. тенденций.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5, М.: Издательство политической литературы, 1987. — С 186—187


КАНТ Иммануил (1724—1804) нем. философ и ученый, родоначальник нем. классического идеализма. Родился, учился и работал в Кенигсберге (ныне Калининград), где был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96-профессором ун-та. К.— основатель „критического", или „трансцендентального", идеализма. В т. наз. „докритический" период (до 1770) К. создал „небулярную" космогоническую гипотезу, в к-рой возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной „туманности". В это же время К. высказал гипотезу о существовании Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении — в результате приливного трения — суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материалистической идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В философских работах „докритического" периода К. наметил под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма — различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и „духовидением". Во всех этих работах роль дедуктивно-формальных методов мышления ограничивается в пользу опыта. В 1770 состоялся переход К. к воззрениям „критического" периода; в 1781 появилась „Критика чистого разума", за ней были опубликованы „Критика практического разума" (1788) и „Критика способности суждения" (1790). В них последовательно излагались: „критическая" теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах „критического" периода К. доказывает невозможность построить систему умозрительной философии („метафизики", согласно принятой тогда терминологии) впредь до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К. к агностицизму — к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе („вещей в себе"), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно „явлений", т. е. способа, посредством к-рого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по К., тем, что в нашем сознании налицо „априорные" формы чувственного созерцания, столь же априорные формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на к-рых основываются, напр„закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. В разуме, по К., заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире (с т. зр. наличия в них необходимости, случайности и свободы), о существовании бога как безусловно необходимого существа К. считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения; мир и конечен, и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) — и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные — и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо — и такого существа нет. Т. обр., разум по природе антиномичен, т. е. раздваивается в противоречиях. Однако противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки — в ограничении знания в пользу веры, в различении „вещей в себе" и „явлений", в признании „вещей в себе" непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания) и в то же время может быть тем постулатом веры, на к-ром основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т. д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К. основанием для дуализма „вещей в себе" и „явлений'" и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в нем. классическом идеализме. Подчеркивая творческую роль субъекта и активное воздействие теоретических предпосылок на эмпирический материал, К. в своем понимании познания и поведения в общем оставался в плену дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике К. провозглашал ее осн. законом безусловное повеление (Категорический императив), требующее руководствоваться таким правилом, к-рое совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к „незаинтересованному" удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в произв. искусства, и обусловленному только формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм К. не смог: в этике — вразрез с формальным характером категорического императива — он выдвинул принцип самоценности каждой личности, к-рая не должна быть приносила в жертву даже во имя блага всего об-ва; в эстетике — вразрез с формализмом в понимании прекрасного-объявил высшим видом искусства поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала, к-рым является человек, и т. д. Прогрессивным было учение К. о роли антагонизмов в историческом процессе жизни об-ва и учение о необходимости вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К. считал развитие международной торговли и общения ко взаимной выгоде для различных государств. При всех своих внутренних противоречиях, учение К. оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. В своей критике К. классики марксизма-ленинизма показали, что социальная причина его заблуждений, противоречий и непоследовательности — в отсталости и слабости нем. буржуазии того времени. Буржуазная мысль конца 19 — первой половины 20 в. использовала слабые стороны учения К., заимствовала ряд его ошибочных положений для обоснования собственных реакционных построений (Неокатианство, Этический социализм, Марбургская школа, Баденская школа).

 

 

Приложения


КАНТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)

И. Кант. Портрет работы Г. Дёблера. Кон. 18 в. Частное собрание.

КАНТ (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кёнигсберг, ныне Калининград – 12.2.1804, там же), нем. философ, создатель «трансцендентального идеализма». С 1740 учился в Кёнигсбергском ун-те, где затем преподавал в качестве приват-доцента (с 1755) и профессора (с 1770); читал лекции не только по философии, но также по математике, физике, географии, антропологии. В 1786 и 1788 избирался ректором университета... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения. Всесторонние и систематические работы Канта в области эпистемологии, метафизики, этики и эстетики сделали его одной из самых влиятельных фигур в западной философии Нового времени... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Категории: Родившиеся в апреле


Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024