ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

чудь

Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи. СПб, 1895


13,250 по свѣд. за 1865 г.

132) Чудь — народъ финскаго племени. Главныя занятия чуди земледѣлiе, рыболовство, охота и лѣсные промыслы. Одеждою и образомъ жизни чудь не отличается отъ русскихъ.

Исповѣдание: Православное.

Территорiя: Лодейнопольскiй и Петрозаводскiй уѣзды Олонецкой губернiи, Тихвинскiй и Бѣлозерскiй Новгородской.

 

 

Большая Энциклопедия. В 20 т. — СПб.: Тип. Книгоиздательского Т-ва "Просвещение", 1900—1905


Чудь, группа прибалтiйскихъ финновъ, нѣкогда значительно распространенная; остатки ея живутъ подъ именемъ вепсовъ или чухарей (вепсэлайсетъ) в Тихвинск. и Бѣлозерск. уу., Новгор. губ., основ. православiе, и подъ именемъ воти, или води (вадьялай сетъ) въ западной части Петербургской губ., испов. лютеранство. Отъ этой Ч. нужно отличать, вѣроятно, финскiя вымершiя народности, слѣдами отъ которыхъ являются различныя, такъ назыв. Ч. древности, Ч. могилы, Ч. рудныя копи, сильно распространенныя въ Прiуральѣ и Сибири, преимущественно въ гористыхъ частяхъ страны (отъ Прiуралья остатки эти спускаются по Камѣ до средняго Поволжья) съ весьма характерными произведенiями искусства въ видѣ изображенiя  разныхъ животныхъ, человѣка и пр. изъ литого металла — мѣди, серебра, даже золота,— вѣроятныхъ принадлежностей шаманскихъ костюмовъ. Эта Ч. все еще является довольно загадочной народностью или группой народностей. См. сочиненiя Уварова, Теплоухова, Кондакова и Толстого.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ЧУДЬ, название в русских летописях эстонских племён и занимаемой ими территории, входившей в состав Древнерусского государства; племя чудь участвовало в походе князя Олега на Царьград; в 1030 князя Ярослав Мудрый основал в области чудь город Юрьев (Тарту).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ЧУДЬ, древне-русское название эстов, а также других финских племён к востоку от Онежского озера, по рекам Онеге и Северной Двине.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


ЧУДЬ, -и, ж., собир. В Древней Руси: общее название нек-рых западнофинских племен.

 

 

Чудь. Большая российская энциклопедия. Том 34. — Москва, 2017. — С. 641


ЧУДЬ, экзоэтноним, собирательное название неславянских народов, прежде все­го финно-угров, в др.-рус. источниках. Этимология однозначно не ясна, по наиболее вероятной версии, Ч. – дериват праславянского *tjudjь («чужой»), которое, видимо, является заимствованием из готского яз. от þiuða («народ»).

Впервые Ч. упоминается в древнейшем рус. летописании как один из народов, обложенных данью варягами, а затем в составе союза (наряду с Ч. в него входили словене, кривичи, меря и, возможно, весь), призвавшего на княжение Рюрика. Упоминание Ч. и «чуди заволочской» (население Двинской земли) присутствует в космографич. введении к «Повести временных лет». Позднее Ч. чаще всего назывались жившие к западу от Чудско-Псковского озера эсты, взаимодействие с которыми стало постоянным после основания в 1030 г. Юрьев (ныне Тарту). Др.-рус. князья вели с ними войны и переговоры, собирали с них дань. В ряде случаев группы эстов упоминаются по своим племенным самоназваниям (напр., под 1212 поход на «чудь, рекомую Торму»).

В рус. фольклоре известен мифологич. лесной народ «чудь белоглазая», в образе которой отразилась история рус. колонизации земель народов с охотничье-промысловым хозяйственно-культурным типом. Народно-этимологически по созвучию этноним «Ч.» ассоциировался с омонимичными словами «чудо», «чудной».

Лит.: Лашук Л. П. Чудь историческая и чудь легендарная // Вопросы истории. 1969. № 10; Агеева Р. А. Об этнониме чудь (чухна, чухарь) // Этнонимы. М., 1970; Криничная Н. А. Предания Русского Севера. СПб., 1991; Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Русь и чудь // Балто-славянские исследования, 1988–1996. М., 1997.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чудь — собирательное древнерусское название ряда финно-угорских племён и народов, как правило, прибалтийско-финской группы (ср. водь, весь, сумь, емь (е)).

Этимология

Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа (см. ниже). В специальных этимологических работах предполагается, что первоначально этим словом обозначали восточных германцев, возможно, готов. Вероятный источник — готское слово þiudа «народ», имеющее праиндоевропейское происхождение. Одного корня с «чудь» прилагательное «чужой».

Исторические упоминания

В зависимости от контекста под «чудью» древнерусские летописные источники, очевидно, разумеют разные финно-угорские народы:

  • В «Повести временных лет» (859 год), летописец сообщает, что «варяги из заморья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей, а хазары — полян, северян, вятичей»; здесь проводится различие между мерей и чудью. В XIX веке историком C. М. Соловьёвым на IV археологическом съезде было высказано предположение, что чудью, о которой упоминает «Повесть временных лет» в рассказе о призвании Рюрика, следует считать водь — жителей Водской пятины Земли Новгородской, потомки которых проживали в то время в Нарвском уезде, их тогда в быту называли чудью.
  • В сообщении за 882 год, когда Олег «отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, ильменских словен, кривичей, весь, чудь и пришёл к Смоленску и взял город», наряду с чудью упоминается и весь. Хотя летописец не отождествляет весь с чудью, вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года.
  • В 1030 году Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь («и победил их, и поставил город Юрьев»). Как можно понять из географического контекста, под «чудью» здесь имеются в виду эсты. В более поздних сообщениях летописей эсты и сету всегда называются чудью, причём последние известны с уточнением «чудь псковская». Из летописных источников известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил «лучших мужей» из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Святославич).
  • Начиная с XIII века, помимо эстов, «чудью» называют также и другие родственные им прибалтийско-финские народности, жившие в пределах Новгородской республики, — не только весь и водь, но также ижору и корелу, а в Заволочье также чудь заволочскую. Не исключено, что последнее представляет собой не просто имя предков народа коми, но собирательное название для нескольких разных племён. С XV века в оборот входит насмешливое обозначение этих народов — чухна.

Современность

У удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна; часть коми называли так своих ещё некрещённых предков.

В справочнике «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года издания под номером № 132 была внесена чудь численностью 13 250 человек (данные за 1865 год). В 1926 году чудь была внесена под номером № 34 в «Словарь народностей для разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1926 года», в 1959 году чудь была внесена под номером № 64 в «Словарь национальностей всесоюзной переписи населения 1959 года», а в 1989 году чудь была внесена под номером № 101 в «Алфавитный словарь национальностей» для Всесоюзной переписи населения 1989 года. В 2002 году чудь внесена как самостоятельная национальность под кодом № 351 в «Перечень национальностей и языков РФ», а потом чудь была внесена в аналогичный документ за 2010 год. В 2010 году во время переписи еще несколько десятков человек записали себя в чудь, а по словам местного жителя всего чуди в Пинежском районе около 200 человек. Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области, вероятно — самоназвание малых групп финно-угорского населения Архангельской области, появившееся в XX веке.

От этнонима образованы названия многочисленных населённых пунктов, включая город Чудово, а также ряд гидронимов, Чудское озеро и, возможно, река Чуть.

Фольклор

Иногда «чудью» называют мифологический персонаж («чудь белоглазая»), близкий по значению к европейским эльфам и гномам (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов). Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя.

Примечания

  1. Ср. норв. čutte, cuđđe, саам. шв. čute, čudе «преследователь, разбойник, название врага, притесняющего лопарей», саам. кольск. čutte, čut.
  2. См., напр., словарь Фасмера.
  3. Ср. лит. tautà, лтш. tàuta, др.-прусск. tauto, ирл. tūath «народ», оскское touto.
  4. Меря и чудь в летописях никогда не смешиваются.
  5. Труды IV археологического съезда. Казань, 1884. Т. I.
  6. Пименов В. В. Вепсы: очерк этн. истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965.
  7. Так, из «Слова о погибели Русской земли» известны тоймичи, жившие в волости Тойма к северу от Устюга. «Повесть о стране Вятской» сообщает, что новгородцы на реке Чепце, по которой они спустились к Вятке, нашли народ (народы?) чудь отяков
  8. Напольских В. В. Географическая привязка и этноязыковая идентификация летописной Югры.
  9. "Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи". — Демоскоп Weekly, 24 января - 6 февраля 2005. — № 187 - 188.
  10. Еще чуть чудь. Коммерсантъ (16.01.2012).
  11. Пименов В. В. Вепсы: Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965. 262 с.

 

 

Ссылки


 

 

Приложение


ЕМЬ (Ямь) (фин. Нäme), прибалт.-фин. племя, с сер. 1-го тыс. н. э. во внутр. р-нах Финляндии. Платило дань Руси, с 13 в. под властью Швеции. Вошло в состав фин. народности.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024