ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


ВАРЯГИ (поздн. вареги, визант. варанги, скандин. вэринги (vàeringjar), арабск.-грузинск. варангъ, латинск. varingi).— Этимъ именемъ обозначались первоначально выходцы изъ Скандинавiи, отчасти дружинники, поступавшiе въ русскую и византiйскую военную службу, отчасти купеческiе гости. Мало по малу это названiе стало служить для обозначенiя католической вѣры (варяжская вѣра, варяжскiй попъ) и скандинавовъ вообще. Въ Россiи подъ этимъ именемъ по преимуществу разумѣлись шведы (еще въ XVII в.). Вопросъ о варягахъ тѣсно связанъ съ вопросомъ о происхожденiи Русскаго государства.— См. Варяжскiй вопросъ.

ѳ. Браунъ.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ВАРЯГИ, древнерусское и визант. название скандинавов (норманнов). В 9 в. дружины В. во главе с князьями (конунгами) появились в Вост. и Зап. Европе как пираты и торговцы. На Руси они иногда захватывали города и облагали данью местное население, восстававшее против захватчиков (восстание Вадима в Новгороде; истребление В. в Новгороде при Ярославе). В 10—11 вв. В.— воины-наёмники на службе у славянских князей. В. на Руси восприняли язык и культуру вост. славян и быстро слились с ними. Антинаучная «теория» т. н. норманистов, приписывающая В. роль организаторов Русского гос-ва, тенденциозно фальсифицирующая историю русского народа, научно опровергнута работами советских учёных, доказавших незначит. роль В. в историч. развитии Древней Руси.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ВАРЯГИ, в рус. источниках — скандинавы, полулегенд. князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.), наёмные дружинники рус. князей 9—11 вв. и купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки».

ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, др.-рус. назв. Балт. м.

 

 

ВАРЯГИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


ВАРЯ́ГИ [др.-исл. væringjar (от vár – обет, клятва), ср.-век. лат. varangi, греч. βάραγγοι, араб. – варанк], собирательное обозначение сканд. народов в Древней Руси (в «Повести времен­ных лет» и других др.-рус. источниках Варяжским м. называлось Балтийское м.); выходцы из Сканд. стран на службе у правителей Древнерусского государства и Визант. империи.

На Руси слово «В.» возникло, видимо, в кон. 9 – нач. 10 вв. в сканд. среде в связи с необходимостью отличать вновь прибывавшие воен. отряды скандинавов от «руси» – представителей воен. знати (Свенельд, Асмунд и др.) и членов др.-рус. княжеской династии Рюриковичей, также имевших сканд. происхождение. Проникновение скандинавов в Вост. Европу в 9–10 вв. проходило в период формирования Др.-рус. гос-ва. Как наёмная воен. сила В. составляли дружины др.-рус. князей, в воен. походах 10 – 1-й пол. 11 вв. – отборную часть княжеского войска. Их служба подвергалась регламентации, соглашения рус. князей с В. в 10–11 вв. предусматривали размер и форму оплаты наёмников, срок их службы или участие в конкретной кампании (об этом сообщают «Повесть временных лет» и исландские саги, в первую очередь «Сага об Эймунде»). В. играли важную роль в консолидации Др.-рус. гос-ва, в подчинении ему новых территорий, выполняли адм. и иные функции. Вместе с тем они могли представлять опасность для княжеской власти, подчас выходя из-под её контроля (выступления В. ок. 978 в Киеве, в 1015 в Новгороде). В 10 – 1-й пол. 11 вв. часть В. осела в Др.-рус. гос-ве, влившись в слой дружинной (воен.) знати. Следы постепенной ассимиляции В. в слав. среде обнаруживаются в археологич. материале (с сер. 10 в.). С сер. 11 в. в юж.-рус. летописании слово «В.» вышло из употребления (скандинавы перестали упоминаться), в новгородском летописании после 1130 постепенно вытеснялось названиями конкретных народов Скандинавии (свеи, урмане, донь, готе). Последний раз слово «В.» встречается в летописях под 1204 в рассказе о захвате крестоносцами Константинополя.

В Византии с кон. 10 в. имп. гвардия укомплектовывалась скандинавами, нередко попадавшими туда через Вост. Европу и ранее служившими на Руси. Ок. 978 киевский кн. Владимир Святославич отослал неугодный ему отряд В. в Византию. Императорские телохранители-скандинавы получили назв. «варанги», произошедшее, вероятно, от др.-рус. «варягъ» (впервые в визант. источниках встречается в 1034). В 11 в. проводилось различие между «дворцовыми» (гвардия) и «внешними» (составляли отд. корпус в визант. войске) варангами. В сканд. источниках слово væringjar встречается только в рассказах о событиях, имевших место с кон. 10 в., и только как обозначение скандинавов, служивших в Византии (к «русским» В. оно не применялось). В этом значении оно сохранялось в Скандинавии до нач. 13 в., когда падение Константинополя привело к ликвидации корпуса варангов, хотя его этнич. состав уже во 2-й пол. 11 в. утратил однородность.

Опытные мореплаватели, накопившие богатый опыт междунар. торговли, В. в 9–10 вв. осуществляли интенсивный обмен между странами Сев. и Юж. Европы, Ближнего Востока и Передней Азии, способствовали проникновению на север др.-рус. дружинной культуры, распространению христианства в вост. Скандинавии.

Историография

История В. – одна из наиболее дискуссионных тем в отеч. историографии, «варяжский вопрос» зачастую приобретал политич. звучание. В 17 в. для обоснования своей экспансионистской по отношению к Рус. гос-ву политики Швеция активно использовала факт сканд. происхождения др.-рус. князей и присутствия В. в Вост. Европе в 9–10 вв. Однако в самой России политич., идеологич. и эмоциональную остроту «варяжский вопрос» приобрёл в сер. 18 в. В дискуссии 1749 обозначились два диаметрально противоположных взгляда на роль В. в образовании Др.-рус. гос-ва: признание В. основателями гос-ва, трактовка наименований «русь» и «В.» как обозначения скандинавов (Г. Ф. Миллер, опиравшийся на исследования Г. З. Байера; впоследствии их последователей стали называть «норманистами», теорию – «норманизмом» или «норманнской теорией») и отрицание к.-л. участия скандинавов в социально-политич. жизни Руси, утверждение, что слова «русь» и «В.» – греческие или славянские (М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский и др.; их теория получила назв. «антинорманизм»). Обе стороны исходили из единых представлений о возможности создания государства одним человеком и считали летописные сообщения абсолютно достоверными. В нач. 19 в. Н. М. Карамзин, опираясь на критич. анализ летописных известий, сделанный А. Л. Шлёцером, сформулировал концепцию (преобладала до сер. 19 в.) создания др.-рус. «монархии» В.-скандинавами во главе с Рюриком, приглашённым новгородским старейшиной Гостомыслом для управления слав. и фин. племенами. В сер. 19 в. в рамках славянофильства усилились антинорманнские тенденции. Выразителем этих взглядов стал С. А. Гедеонов, вновь поставивший во главу угла вопрос об этнич. природе В. и «руси». Он утверждал, что эти термины, а также имена первых рус. князей (Рюрика, Олега, Игоря) происходят из прибалтийско-слав. языков, что, по его мнению, подтверждало и слав. природу др.-рус. государственности. Однако предложенная им этимология была тогда же отвергнута языковедами. Вместе с тем его критика взглядов «норманистов» побудила их интенсифицировать поиски и исследование новых источников по «варяжскому вопросу». В сер. 19 – нач. 20 вв. «норманисты» ввели в науч. оборот огромный корпус вост. (А. Я. Гаркави, А. А. Куник), визант. (В. В. Латышев), сканд. (Ф. А. Браун), зап.-европ. источников. Эти источники существенно расширили представления об экономич. и социально-политич. процессах образования Др.-рус. гос-ва и свидетельствовали о заметной роли скандинавов в этих процессах. Расширение круга источников, а также изменение взглядов на причины возникновения Др.-рус. гос-ва, среди которых важное место стало занимать внутр. экономич. и социальное развитие вост.-слав. общества (само возникновение государства рассматривалось как длительный процесс), сняли остроту вопроса об этнич. принадлежности В. и первых рус. князей. Возобладало признание (вплоть до сер. 1940-х гг.) активного участия скандинавов в формировании Древней Руси, сканд. происхождения др.-рус. знати и династии Рюриковичей, сканд. этимологии терминов «В.», а также «русь» (др.-сканд. rōþr «гребец» и «поход на гребных судах», трансформировавшееся через фин. ruotsi «шведский, швед» в др.-рус. «русь»). Эти взгляды разделяло подавляющее большинство отеч. и зарубежных историков и филологов (С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, В. Л. Томсен, А. А. Шахматов; Ю. В. Готье, Б. Д. Греков, С. В. Юшков и др.). Одновременно начавшиеся широкомасштабные археологич. изыскания в Старой Ладоге, Гнёздове, Киеве, Чернигове (Н. Е. Бранденбург, Д. Я. Самоквасов, А. А. Спицын, Т. Арне и др.) подтвердили присутствие в Вост. Европе в 9–10 вв. значит. числа скандинавов и концентрацию сканд. древностей в узловых пунктах торговых путей.

В сер. 1940-х – нач. 1950-х гг. произошёл новый всплеск «антинорманизма» по двум причинам: как реакция на использование идей «норманизма» в фашистской Германии для пропаганды расового превосходства германцев над славянами (утверждалась культуртрегерская роль скандинавов по отношению к «стоявшим ниже по развитию» славянам), а также в связи с борьбой с космополитизмом в СССР, которая в области истории и археологии вылилась в теорию автохтонного (без внешних влияний) развития вост. славянства. Отрицание присутствия скандинавов в Вост. Европе (А. В. Арциховский), как и в 18 в. и в сер. 19 в., опиралось, прежде всего, на несканд. этимологию названий «русь» и «В.», для которых предлагалось вост.-слав. (М. Н. Тихомиров), кельтское и прибалтийско-слав. (А. Г. Кузьмин), а также иное происхождение.

В 1960-е – нач. 2000-х гг. в трудах археологов (Д. А. Авдусина, М. И. Артамонова, А. Н. Кирпичникова, Г. С. Лебедева, Е. Н. Носова, Т. А. Пушкиной и др.), историков и источниковедов (А. А. Горского, Е. А. Мельниковой, А. П. Новосельцева, В. Т. Пашуто, В. Я. Петрухина, М. Б. Свердлова, И. П. Шаскольского и др.), филологов (Г. А. Хабургаева, Г. Шрамма) изучение рус.-сканд. связей периода становления Др.-рус. гос-ва вышло далеко за рамки дискуссии об этимологии названий «русь» и «В.» и приобрело комплексный и междисциплинарный характер. В центре исследований находятся вопросы о роли торговых путей в образовании Др.-рус. гос-ва и степени участия В. в междунар. торговле, формировании др.-рус. воен. элиты и о месте в ней В. (наряду с др. этнич. группами), сравнит. типологии социально-политич. развития скандинавов и вост. славян и их этнокультурном синтезе, вост.-европ. (в т. ч. др.-рус.) влияниях на культуру Вост. Скандинавии и др.

Противостояние «норманистов» и «антинорманистов» в значит. степени утратило смысл в контексте цивилизационного подхода к освещению истории вост.-европ. и сев.-европ. регионов в 8–11 вв. и теорий этнокультурных взаимодействий, в рамках представлений о становлении государственности как длительном процессе углубления стратификации общества, завершающемся политогенезом под воздействием комплекса разл. факторов.

Лит.: Гедеонов С. А. Варяги и Русь. СПб., 1876. 3-е изд. М., 2005; Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов // Вопросы истории. 1974. № 11; Blöndal S., Benedikz BS. The Varangians of Byzantium. Camb.; N. Y., 1978; Мельникова Е. А. «Сага об Эймунде» о службе скандинавов в дружине Ярослава Мудрого // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978; Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985; Славяне и скандинавы. М., 1986; Мельникова ЕА., Петрухин ВЯ. [Комментарий к 9-й гл.] // Константин Багрянородный. Об управлении империей. 2-е изд. М., 1991; они же. Скандинавы на Руси и в Византии в X–XI вв. К истории названия «варяг» // Славяноведение. 1994. № 2; они же. Скандинавы в истории Древней Руси. М., 2006; Хлевов А. А. Норманнская проблема в отечественной исторической науке. СПб., 1997; Фомин В. В. Варяги и варяжская Русь: к итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


ВАРЯ'ГИ, -ов, ед. -яг, -а, м. 1. В древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооруженные отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах. 2. перен. Посторонние люди, приглашенные для помощи, усиления чего-н. (шутл). При розыгрыше кубка футбольная команда не обошлась без варягов. || прил. варяжский, -ая, -ое (к 1 знач.).

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Заморские гости, Николай Рерих, 1901, Третьяковская галерея

Варя́ги (др.-сканд. Væringjar, греч. Βάραγγοι) — группа в составе населения Древней Руси, носящая этнический, профессиональный либо социальный характер.

На Руси варягами называли выходцев из Скандинавии. Варяги известны как наёмные воины либо торговцы в Древнерусском государстве (IX—XII вв.) и Византии (XI—XIII вв.). Древнерусская летопись Повесть временных лет связывает с варягами-русью появление государства Русь («призвание варягов»). Ряд источников сближает понятие «варяги» со скандинавскими викингами, указывая на замену с XII века ранее использовавшейся лексемы «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Из византийских источников известны варяги (варанги) как особый отряд на службе у византийских императоров с XI века. Скандинавские источники также сообщают о том, что некоторые викинги вступали в отряды варягов (вэрингов), находясь на службе в Византии в XI веке... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 


Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024