Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 296
ВЕСЬ, древнее племя, жившее в р-не Белоозера и слившееся уже в 9—12 вв. со славянами. Говорили на языке финно-угорской группы. Потомками В. являются вепсы.
С. В. Кисловский. Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области. — Ленинград, 1974. — С. 19
Весь — деревня в Волховском районе, в 3 км от ж.-д. станции Юги.
Это индоевропейское слово некогда означало, как полагают лингвисты, «большая семья»; у древних славян получило значение «деревня, селение».
В том же районе, на левом берегу нижнего течения р. Паши, деревня Большая Весь, а близь нее — Малая Весь.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 217
ВЕСЬ, 1) прибалт.-финское племя в Приладожье и Белозерье. С. х-во, промыслы. С 9 в. в составе Киевской Руси. Потомки В. — вепсы. 2) Назв. небольшого сел. поселения у славян.
Большая российская энциклопедия. Том 5. — Москва, 2006. — С. 219 // Электронная версия |
ВЕСЬ, прибалтийско-финское племя, обитавшее, согласно летописным источникам, в районе Белого оз. Упоминается в «Повести временных лет» как член сев. федерации др.-рус. племён, участвовавший в призвании варягов (под 862) и в походе кн. Олега на Киев (под 882). С 9 в. племенная территория В. на Белом оз. находилась в составе Др.-рус. гос-ва. Включению В. в систему дальних торговых связей в 9–10 вв. способствовало развитие пушной торговли. В 11–12 вв. часть В., расселившаяся по р. Шексна и на Белом оз., смешалась со слав. населением. Археологич. памятники В. 2-й пол. 1-го тыс. – неукреплённые поселения и могильники с остатками кремации (в т. ч. со срубными конструкциями – «домиками мёртвых»), основная их концентрация отмечена на р. Суда и в Моложско-Судском междуречье (к потомкам В. относятся совр. вепсы). Для культуры В. 9–10 вв. характерен женский костюм с многочисл. металлич. украшениями, в т. ч. шумящими подвесками, что говорит о связи В. с поволжскими финнами.
Распространённое в прошлом отождествление В. с народом вису, обитавшим, согласно араб. источникам, к северу от Булгарии Волжско-Камской, не подтверждается новейшими исследованиями.
Лит.: Голубева Л. А., Кочкуркина С. И. Белозерская весь (по материалам поселения Крутик IX–X вв.). Петрозаводск, 1991; Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. СПб., 1997; Макаров Н. А., Захаров С. Д., Бужилова А. П. Средневековое расселение на Белом озере. М., 2001; Муллонен И. И. Топонимия Присвирья. Проблемы этноязыкового контактирования. Петрозаводск, 2002.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Весь — название одного из древнейших народов, обитавших в северной части территории русского государства. В. несомненно чудского происхождения, хотя Европеус и относит ее вместе с вогуличами и остяками к угорской ветви. Наша начальная летопись жилища В. указывает на Белом озере; но сродство племенного названия этого народца с названием Води (которое доказал Кастрен) дает возможность полагать, что они доходили на З. до водских поселений, т. е. до Ладожского озера и реки Волхова, у которых и теперь еще есть пять деревень с наименованием В. Основываясь на том же признаке, можно границу жилищ Веси простирать вплоть до южных пределов Заволоцкой Чуди, на С.В. — до реки Вексы, левого притока Костромы, берущего начало близ Галицкого уезда; на востоке эта граница проходит через юго-восточную часть Ярославской губ., поворачивает затем на Ю.В., захватывая западную часть Владимирской губ. к С. от реки Клязьмы; отсюда поднимается несколько на С. и С.З., охватывает всю почти Тверскую губ. и на Ю.З. и З. примыкает к Новгородской губ., где жила водь. Южная часть этой области — Верхнее Поволжье — рано должна была подвергнуться славянской колонизации, так что ко времени образования русского государства от В. удержались здесь лишь незначительные остатки. С. М. Соловьев в известном месте летописи «Имаху дань варязи из-за морья на чуди и на словенех, на мери и на всех кривичах» предлагает читать вместо «и на всех кривичах» — «и на веси, кривичах» и тем самым приурочивает В. к тем племенам, которые были обложены данью варягами и затем участвовали в призвании князей. Эта поправка признается далеко не всеми историками. Несколько долее могло сохранить свою независимость племя весь на С.З., на водоразделе между волжскими притоками и притоками озер Ладожского и Онежского, где, как известно, славянские колонии вначале распространялись очень медленно. В этой-то именно части, как уже выше сказано, помещает В. и наш летописец и тем как бы указывает, что здесь только застает их достоверная история. Во второй и последний раз он упоминает о В. под 882 г., когда вместе с варягами, чудью, словенами, мерею и кривичами участвовала В. в походе Олега на Смоленск и Киев, против Аскольда и Дира.
Что касается свидетельств о В. иностранных писателей, то некоторые исследователи желают видеть их даже у Иорнанда, готского писателя VI в. по Р. Х., признавая его «Was», приводимую при перечислении народов, подчинившихся Германриху, за чудское племя "Весь". Весь будто бы разумел, по мнению тех же исследователей, и Адам Бременский (XI в.), называя своих «Wilzi». Несомненно, что весь нужно видеть в народе вису, упоминаемом арабскими писателями Абу-Гамидом, Бакуви, Гамд-Уллахом, Димешки, Ибн-Фосланом, Казвини и Якутом, которые передают о нем следующие известия. Народ этот жил в верхнем севере, по соседству с варенгами (варягами) и юграми, где летом не бывает ночи, а зимой дня, на восток от Варенгского моря, на три месяца пути к западу от земли Гога и Магога (т. е. югры) и на столько же за землей булгар, откуда купцы ходили туда по Волге. Булгары ведут с жителями немую торговлю — ввозят туда сабельные клинки и вывозят оттуда меха бобров, соболей и белок. Обычай производить мену заочно, оставляя товары на известном месте и находя потом вместо них другие, долго сохранялся и в нынешнем столетии у зырян и других инородцев при торговых сношениях с русскими. Торговое значение В. подтверждается, помимо свидетельств арабских писателей, и нумизматическими находками, относящимися к VII — XI вв. и подавшими повод г. Савельеву утверждать, что славяне, кривичи и весь служили неминуемыми посредниками в торговле Каспия и Черного моря с Балтикой. Утратив свое значение по мере распространения славянской колонизации и сливаясь мало-помалу со славянскими поселенцами, весь долго сохраняла свои этнографические особенности и некоторыми этнографами указывается живущей даже в настоящее время в уездах Лодейнопольском — Олонецкой г., Тихвинском и Белозерском — Новгородской и Весьегонском — Тверской г., в количестве приблизительно 25000 душ, из которых около половины приходится на Лодейнопольский у. О «Веси» см. Шегрен, «Ueber die Finnische Bevö lkerung des St. Petersb. Gouvernements und über den Ursprung des Namens Ingermanland» (С Пб., 1833; в «Зап. Импер. Ак. наук»); его же, «Ueber die älteren Wohnsitze der Jemen» (в «Mémoires» Имп. Акад. наук, том VI); Castren, «Reise-Berichte und Briefe aus de n Jahren 1845— 49» (СПб., 1856 г.); Европеус, «О народах средней и северной России до славян» (в «Журнале Мин. народн. просв.», 1868 г., № 8); Савельев, «Мухамедданская нумизматика» (СПб., 1846); Френ, «Ibn-Foszland's und anderer Araber Berichte ü ber die Russen älterer Zeit» (С Пб., 1823); Хвольсон, «Известия Ибн-Дасты» (СПб., 1869); Борзаковский, «История Тверского княжества»; Барсов, «Очерки русской исторической географии» (Варш., 1885, 2-е изд.) и Майнов, «Приоятьская чудь» (в «Древн. и нов. Росс.», 1887, № 5 и 6).
В. Рудаков.
Весь — прибалтийско-финское племя, от которого происходят вепсы и частично карелы. Племя занимало территорию Межозёрья: между озёрами Нево, Онего и Белым и далее на юг (так, в новгородской волости Егна проживала весь егонская).
Весь и вису
Арабские географы X—XIV веков упоминают народ вису, живший к северу от Волжско-Камской Булгарии, по соседству с югрой. В книгах Ахмета Ибн Фадлана и аль-Гарнати вису упоминаются наряду с народом арв. Булгарские купцы торговали с вису, вывозя меха в обмен на металлические изделия. Есть предположение, что под «вису» подразумевается именно весь.
…на расстоянии трёх месяцев, живёт народ, называемый Вису, у которого ночь менее часа. Я же видел, что во время восхода солнца всё в этой стране, земля и горы, становится красными, и каждая вещь, на что человек ни посмотрит до восхода солнца, показывается как большое облако; эта краснота продолжается, пока солнце не поднимется до зенита. Жители страны сказывали мне, что зимой ночь становится длинна как (летний) день, а день переходит в краткость ночи, так что если кто-нибудь из них отправляется во время рассвета к реке Итиль, отстоящей от них менее чем на фарсанг, то доходит до неё только к позднему вечеру, ко времени появления всех звёзд, покрывающих небо. Я заметил, что они почитают себя благословенными, по лаю собак, и говорят, что придёт год урожайный, благословение и благосостояние. Змей я видел у них множество, так что около ветви дерева обвивается их десяток и больше; их не убивают и они не причиняют им вреда. У них есть зелёные, весьма кислые яблоки; девицы их едят и становятся жирными. В их стране нет ничего в таком обилии, как дерево бундук; я видел из него леса в сорок фарсангов в длину и ширину. Я видел у них неизвестное мне дерево необыкновенной вышины: ствол его без листьев, а вершина его подобна пальмовой, листья его тонки, но собраны вместе. Они приходят к известному им месту в стволе этого дерева, пробуравливают его и подставляют сосуд, в который течёт из пробуравленного отверстия жидкость, превосходящая мёд; если человек пьёт её много, то пьянеет как от вина. Главная пища их — просо и лошадиное мясо, несмотря на то, что в их стране много пшеницы и ячменя. Каждый, кто сеет что-нибудь, берёт это себе, царь же ничего не получает из этого; только они дают ему по бычачей шкуре с дому, а когда он приказывает отряду отправиться в набег на какую-нибудь страну, то и он получает часть добычи. У них нет другого масла, кроме рыбьего масла (жира), которое они употребляют вместо оливкового и кунжутного масла…
Ибн-Фадлан (Записка)
Археологические памятники
С весью (белозерской и егонской) и мерей археологи обычно соотносят памятники дьяковской археологической культуры, бытовавшей на севере Русской равнины до V—VI вв.
Напрямую с весью учёные часто связывают культуру курганов юго-восточного Приладожья, датируемых IX—XIII веками. Район распространения данной культуры — реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера. Сами курганы представляют собой округлые насыпи высотой 0,6—3 м, диаметром 5—12 м, с захоронениями людей. Внутреннее устройство повторяет устройство жилища, с очагом и хозяйственной утварью, что соответствовало представлениям о загробной жизни как о продолжении обычной жизни. В ранних погребениях с трупосожжениями присутствуют отдельные вещи скандинавского происхождения. Доказательством соотнесения данной культуры с летописной весью является исследование гидронимии по реке Оять. Вторым по древности, после саамского, в данном регионе выявлен слой именно вепсских названий.
Литература
- Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере X—XIII вв. — М., 1973
- Кочкуркина С. И., Линевский А. М. Курганы летописной веси. Петрозаводск, 1985
- Кочкуркина С. И. Памятники Юго—Восточного Приладожья и Прионежья. Петрозаводск, 1989
- Кочкуркина С. И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск, 1990
- Голубева Л. А., Кочкуркина С. И. Белозерская весь (по материалам поселения Крутик IX—X вв.). Петрозаводск, 1991
Культура Ленинградской области. Энциклопедия
Археологические памятники: общие сведения
Многие исследователи предками вепсов считают племя весь. Русские летописи упоминают о ней в событиях, записанных под 859 и 862 гг., когда группа северных племен вначале сообща выступила против варягов, а затем призвала их. В «Повести временных лет» весь упоминается под 882 г. в связи с походом князя Олега на Смоленск, Любеч и Киев. В этом походе, закончившемся вокняжением Олега в Киеве, участвовали варяги, чудь, словене, меря, весь, кривичи. Отсутствие в дальнейшем упоминаний о веси, возможно, связано с тем, что она могла выступать на страницах русских летописей под собирательным именем чудь. Русские источники местожительством веси называли Белое озеро: «А на Беле озере седять весь».
Между тем освоение вепсами Межозерья началось, судя по языковым данным, с южного Присвирья (реки Оять, Паша с притоком— р. Капшой, Свирь), а заселение восточной периферии вепсского ареала (Верхневолжский бассейн) —с берегов р. Ояти и ее притоков. Прибалтийско-финский пласт в топонимии рек Сясь и Тихвинка выражен неотчетливо, возможно, потому, что малочисленное прибалтийско-финское население здесь быстро обрусело, а прибалтийско-финская топонимия подверглась нивелирующему воздействию русского языка.
Восстановлению событий далекого прошлого древних вепсов способствуют не только богатые материалы приладожских курганов, но и памятники соседних территорий и прежде всего Ладоги и ее округи. В IX—XI вв. Ладога представляла собой мощную крепость государственного значения, цветущий торговый и ремесленный центр. В сфере ее интересов оказалось и Приладожье. Именно с Ладогой у населения Приладожья в первую очередь установились экономические, политические и культурные взаимоотношения, благодаря которым в Приладожье появились некоторые ювелирные изделия, посуда, оружие, передовая технология кузнечного ремесла.
Связи с Ладогой обусловили не только внешние, но и серьезные внутренние изменения в жизни оятского населения, в результате которых происходило разрушение родоплеменных устоев и консолидация населения, приведшая со временем к образованию народности.