ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1513


ЧУХОНЦЫ, дореволюционное нарицательное название эстонцев, а также карело-финского населения окрестностей Петербурга.

 

 

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4.  М., изд. Русский язык, 1978. — С. 616


ЧУХОНЕЦЪ, —нка, петерб. прозванiе пригородныхъ финовъ (Наум.).

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907


Чухонцы (чухны) или маймисты — народное названiе финскихъ племенъ карельскаго происхожденiя, эйремейсетъ и савакотъ, живущихъ въ окрестностяхъ Петербургаъ, въ уу. Петербургскомъ, Шлиссельбургскомъ, Петергофскомъ и Царскосельскомъ. Ч. насчитывается до 100000 чел.; они почти всѣ лютеране, говорятъ на своемъ особомъ финскомъ нарѣчiи.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Чухна́, чухо́нцы — старинное прозвание прибалтийско-финских народов в новгородских землях (эсты, сету, ижора и прочие). Впервые упоминается в Псковской второй летописи под 1444 г. в форме «чухно». Позднее, в Российской империи — народное название карело-финского населения окрестностей Петербурга.

Чухонский мужик

 

Этимология

Согласно словарю Фасмера, слово образовано от этнонима «чудь» путём прибавления экспрессивного суффикса «-хно» (по аналогии с собственными именами «Михно» — «Михаил», «Яхно» — «Яков», «Дахно» — «Даниил», «Махно» — «Максим», «Ивахно» — «Иван»).

Описание

Этноним употреблялся и в официальных документах империи, но единообразия не было, поскольку уже слово «чудь» могло обозначать разные группы: финны и чудь могли быть синонимами, но могли и разбиваться на «чудь в пространном смысле» и «карелов», при этом первая группа делилась на «чудь/чухарей в тесном смысле» и водь/эстов — «чухну». По Л. В. Выскочкову, «водь» — это «чудь».

От термина происходит также «Чухляндия» — место, где живут чухны. А. С. Пушкин в переписке с А. А. Дельвигом называл так Петербургскую губернию (по другим данным сам город Петербург).

 

По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;

Александр Пушкин, «Медный всадник»

 

Близко знакомый с Пушкиным В. И. Даль, в своём Толковом словаре, определяет слово как петербургское прозвание пригородных финнов. Заинтересовавшись этнографией чухонцев В. И. Даль написал очерк «Чухонцы в Питере». В нём он отметил в частности, что чухонки составляют большинство кухарок, но чухонцев не найти ни среди сидельцев, ни среди разносчиков и особо подчёркивает честность этого народа.

Характерная черта стереотипного чухонца — пьянство: «Сначала чухонец требует выпивку, потом выпивка требует выпивки, потом выпивка требует чухонца». В то же время В. И. Даль в своей статье отмечал, что «чухон отнюдь нельзя назвать пьяницами, но напротив, народом весьма трезвым».

 

Приложения

  1. Лескинен, Мария Войттовна. Финны и карелы на страницах российских этногеографических описаний второй половины XIX в. // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология» 3 (2014).
  2. Л. В. Выскочков. Историко-этнические карты Северо-Запада России (Конец XVIII — первая треть XX в.) // Историческая этнография: Русский Север и Ингерманландия. (Проблемы археологии и этнографии. № 5). 60-летию со дня рождения проф. А. В. Гадло. СПб., 1997.
  3. Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908—1914
  4. Юган Н. Л. Инонациональная этнография в творчестве В. И. Даля как этап развития русской литературно-этнографической школы. // Науковий вісник Міжнародного гуманітарного університету. Сер.: Філологія. 2015 № 19 том 2. (рус.)
  5. Кашкин, В. Б., Е. М. Смоленцева. Этностереотипы и табуированные темы в межкультурной коммуникации. Жарчысы вестник (2005): 175. (рус.)

 

Литература

 

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024