СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, общественная собственность на орудия и средства произ-ва, являющаяся основой производств. отношений социализма. С. с. и социалистическая система х-ва, как гласит ст. 4 Конституции СССР, составляют экономич. основу СССР. В Советском Союзе С. с. имеет либо форму государственной собственности (общенародное достояние: земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, транспорт всех видов, связь, совхозы, МТС, а также коммунальные предприятия и основной жил. фонд в городах и рабочих посёлках), либо форму кооп.-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов и кооп. объединений). Социалистическую собственность отдельных колхозов и кооп. орг-ций составляют обществ. предприятия в колхозах и кооп. орг-циях с их живым и мёртвым инвентарём, их продукция, обществ. постройки (ст. 7 Конституции СССР).
С. с. на средства произ-ва безраздельно господствует во всех сферах нар. х-ва СССР. В 1950 С. с. охватывала 99,4% всех применяемых в стране средств произ-ва. Преобладающей формой С. с., олицетворяющей наиболее зрелую форму производств. отношений социализма, является гос. собственность, на долю к-рой приходится 91% всех производственных фондов СССР. Одним из предварит. условий перехода к коммунизму является поднятие колхозной собственности до уровня общенародной собственности.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, общественная собственность на средства произ-ва, основа производств. отношений социалистич. об-ва. Основу экон. системы СССР составляет С. с. на средства произ-ва в форме гос. (общенар.) и колх.-кооп. собственности. С. с. является также имущество профсоюзных и иных обществ. opr-ций, необходимое им для осуществления уставных задач. Осн. форма С. с.— гос. собственность. В исключит. собственности гос-ва находятся земля, ее недра, воды, леса. Гос-ву принадлежат осн. средства произ-ва в пром-сти, стр-ве и с. х-ве, средства транспорта и связи, банки, имущество гoc. торг., коммунальных и иных предприятий, основной гор. жил. фонд и др. Собственностью колхозов и др. кооп. орг-ций, их объединений являются средства произ-ва и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач. Гос-во содействует развитию колхозно-кооп. собственности и ее сближению с государственной.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, общественная собственность на средства производства, экономич. основа социализма. Возникает в результате социалистич. революции путём обобществления крупной частно-капиталистич. собственности и преобразования мелкой частной собственности на социалистич. началах. См. Право собственности, Государственная социалистическая собственность, Колхозно-кооперативная собственность, Собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
Социалистическая собственность — термин, использовавшийся в СССР и других социалистических странах для обозначения государственной, общественной и кооперативной собственности.
Провозглашалось, что при социализме общественная социалистическая собственность существует в двух формах: 1) в форме государственной собственности и 2) в форме кооперативно–колхозной собственности. Указывалось, что государственная собственность — это всенародное достояние, а кооперативно–колхозная собственность — это групповая собственность, собственность отдельных коллективов, или объединений трудящихся.
В СССР провозглашалось, что государственная (общенародная) собственность — это общее достояние всего советского народа. В исключительной собственности государства в СССР находились земля, ее недра, воды, леса. Также государственной собственностью были основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд.
Исследователь уголовного мира России и СССР, советский диссидент В.Чалидзе отмечал, что русским еще в царское время было присуще «пренебрежение правом собственности казны», и эта традиция «осталась значимой и в советское время. Эта традиция получила необычайно широкое распространение… еще и благодаря тому, что ныне собственностью казны или государственной собственностью оказалось почти все вокруг».
Проблемой защиты социалистической собственности от корыстных посягательств советское государство было озабочено с середины 1920-х годов: в Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. были включены статьи об имущественных, должностных, хозяйственных преступлениях.
Статья 109 предусматривала наказание за злоупотребление служебным положением в корыстных целях, 116-я — за растрату, 129-я — за заключение заведомо невыгодных для государства сделок, 162-я (пункты «г», «д») — за кражу государственного имущества, 169-я, часть 2 — за мошенничество. Уже тогда наказание по преступлениям против государственного имущества было жестче, чем по притязаниям на личное имущество.
Например, за кражу личного имущества, совершённую впервые и без сговора с третьими лицами, полагались лишение свободы или принудительные работы до трех месяцев, а максимально — год лишения свободы. За обычную кражу государственного имущества полагались до 2 лет лишения свободы или год принудительных работ, за квалифицированную кражу — до пяти лет. Мошенничество в отношении частного лица могло быть наказано лишением свободы до двух лет, в отношении государства — до пяти. Максимальный срок лишения свободы статьям УК РСФСР 109, 116 и 129 достигал 10 лет.
После коллективизации и начала голода в некоторых районах СССР наказания за хищение социалистической собственности были ужесточены по предложению И. В. Сталина: в особо тяжких случаях за них даже полагался расстрел. Мотивируя необходимость столь жестоких мер, Сталин писал наркому сельского хозяйства Л. Кагановичу и руководителю правительства В. Молотову:
Капитализм не мог бы разбить феодализм, он не развился бы и не окреп, если бы не объявил принцип частной собственности основой капиталистического общества, если бы он не сделал частную собственность священной собственностью, нарушение интересов которой строжайше карается и для защиты которой он создал своё собственное государство. Социализм не сможет добить и похоронить капиталистические элементы и индивидуально-рваческие привычки, навыки, традиции (служащие основой воровства), расшатывающие основы нового общества, если он не объявит общественную собственность (кооперативную, колхозную, государственную) священной и неприкосновенной. Он не может укрепить и развить новый строй и социалистическое строительство, если не будет охранять имущество колхозов, кооперации, государства всеми силами, если он не отобьёт охоту у антиобщественных, кулацко-капиталистических элементов расхищать общественную собственность.
По указу 1947 года расхищение социалистической собственности каралось лишением свободы на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без неё.
Этот же подход отразился в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года, провозгласившем задачей этого акта защиту общественного строя СССР, социалистической собственности, личных прав и свобод граждан, а также социалистического правопорядка от преступных посягательств.
Статья 93, ч.1, дополнившая УК законом от 25 июля 1962 года, допускала применение смертной казни к виновным в хищениях в особо крупных размерах (на сумму свыше 10 тысяч рублей и с учётом значимости похищенного для народного хозяйства). Применение смертной казни за такие преступления было отменено законом РСФСР от 5 декабря 1991 года, когда Россия уже начала повсеместный отказ от социализма в пользу капитализма.
25 июня 1990 года Совет Министров СССР принял постановление, в соответствии с которым на базе заводов КамАЗа было создано одно из первых акционерных обществРСФСР и Советского Союза — АО «КамАЗ», в котором 51 % акций должны были остаться в общесоюзной собственности, остальные предполагалось продать. 5 сентября 1991 года началась продажа акций трудовому коллективу. 10 сентября состоялся конкурс для юридических лиц, в результате которого акционерами КамАЗа стали 230 предприятий и организаций.
4 июля 1991 года был принят Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», которым приватизацию общенародной собственности поручили Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России). В ноябре 1991 года его председателем стал Анатолий Чубайс.
До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и Закон «О собственности в РСФСР».
С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ № 341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ № 66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации.
В результате приватизации значительная часть предприятий России, являвшихся общенародной собственностью, перешла в частную собственность практически за бесценок, создав основу для появления олигархов и огромного экономического расслоения населения России.