ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ
С. Н. Братусь, Н. Д. Казанцев, С. Ф. Кечекьян, Ф. И. Кожевников, В. Ф. Коток, П. И. Кудрявцев, В. М. Чхиквадзе
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
МОСКВА 1953
Словарь содержит 1521 слово и 177 латинских терминов и изречений.
Тираж 75 000 экз. Цена 42 руб.
ОТ РЕДАКЦИИ
Юридический словарь содержит научно-справочный материал по вопросам государства и права. В Словаре даются основные понятия марксистско-ленинской науки о государстве и праве, излагается содержание отраслей советского социалистического права и их важнейших институтов, приводятся наиболее употребительные юридические термины. Ряд статей посвящен вопросам государства и права стран народной демократии. В статьях по международному праву освещаются его основные институты, важнейшие международно-правовые акты, показывается последовательная борьба Советского Союза за мир и международное сотрудничество.
Словарь состоит из следующих разделов: Теория государства и права, Государственное право, Административное право, История государства и права СССР, Гражданское право, Трудовое право, Колхозное право, Земельное право, Финансовое право, Семейное право, Гражданский процесс, Уголовное право, Уголовный процесс, Криминалистика, Международное публичное право, Международное частное право, История государства и права, Римское право, Судебная медицина, Судебная психиатрия. Отдельным приложением даны некоторые латинские термины и изречения, встречающиеся в юридической литературе.
Юридический словарь был подписан в печать 30 июня — 28 июля 1953 года. После подписания Словаря в печать состоялась пятая сессия Верховного Совета СССР III созыва, материалы которой не могли быть учтены в соответствующих статьях Словаря.
На пятой сессии Верховного Совета были приняты Закон о внесении изменений в статью 126 Конституции (Основного Закона) СССР, Закон о Государственном бюджете Союза Советских Социалистических Республик на 1953 год и Закон о сельскохозяйственном налоге (см. «Ведомости Верховного Совета СССР» 1953 г. № 7).
В связи с изменением наименования партии, принятым на XIX съезде Коммунистической партии Советского Союза, пятая сессия постановила изложить статью 126 Конституции СССР в следующей редакции:
В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, организации молодёжи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение Коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
В материалах сессии нашла своё отражение политика Партии и Правительства, направленная на дальнейшее развитие и неуклонный подъём социалистического народного хозяйства страны, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся.
В выступлении на сессии Председателя Совета Министров Союза ССР товарища Г. М. Маленкова дано всестороннее обоснование задач, поставленных Центральным Комитетом партии и Советским правительством в области внутренней и внешней политики социалистического государства.
В результате последовательного проведения выработанной Коммунистической партией мудрой и дальновидной политики народное хозяйство нашей страны растёт и преуспевает.
За двадцать восемь лет, прошедших после 14-го съезда партии, на котором был взят курс на социалистическую индустриализацию страны, выпуск промышленной продукции возрос в 29 раз. Политика Партии и Правительства направлена к тому, чтобы и дальше всемерно развивать тяжёлую индустрию — основу основ нашей социалистической экономики.
На базе достигнутых успехов в развитии тяжёлой промышленности в нашей стране теперь имеются все условия для того, чтобы организовать крутой подъём производства предметов народного потребления путём форсированного развития лёгкой и пищевой промышленности с тем, чтобы в течение двух-трёх лет резко повысить обеспеченность населения продовольствием и промышленными товарами. В этих целях Партия и Правительство принимают меры для организации нового мощного подъёма сельского хозяйства, снабжающего население продовольствием, а лёгкую промышленность сырьём. для поднятия уровня производства сельскохозяйственной продукции в соответствии с возросшей технической оснащённостью сельского хозяйства и возможностями, заложенными в колхозном строе.
Принятые Верховным Советом Закон о Государственном бюджете Союза Советских Социалистических Республик на 1953 год и Закон о сельскохозяйственном налоге наряду с другими мероприятиями способствуют решению главной задачи — задачи максимального удовлетворения непрерывно растущих материальных и культурных потребностей народа.
Государственный бюджет СССР на 1953 год направлен на дальнейший рост экономики, культуры и благосостояния народа, на укрепление могущества социалистической Родины. Значительная часть бюджетных средств будет использована на финансирование промышленности и прежде всего тяжёлой индустрии. Крупные суммы выделяются на дальнейшее серьёзное развитие промышленности, производящей предметы потребления для населения. Большие ассигнования предусматриваются на развитие сельского хозяйства. В бюджете отражены такие важные мероприятия Правительства, как проведённое в 1953 году одно из самых крупных за послевоенный период снижение государственных розничных цен на товары массового потребления и значительное расширение производства этих товаров. В бюджете отражены большие мероприятия по обеспечению более быстрого развития сельского хозяйства, повышению экономической заинтересованности колхозов и колхозников, а также значительное снижение налогового обложения крестьян; повышение заготовительных и закупочных цен на продукцию животноводства, укрепление и развитие машинно-тракторных станций, снижение взимаемого с населения сельскохозяйственного налога с уменьшением этого налога в 1953 году по сравнению с 1952 годом в среднем на 43 процента, а в 1954 году дальнейшим снижением сельскохозяйственного налога по сравнению с 1952 годом не менее, чем в 2,5 раза.
Закон о сельскохозяйственном налоге предусматривает коренное изменение порядка обложения граждан сельскохозяйственным налогом и всем своим содержанием направлен на более последовательное осуществление принципа правильного сочетания общественных и личных интересов колхозников, организационно-хозяйственное укрепление колхозов и повышение доходов колхозников.
По старому закону сельскохозяйственный налог взимался с колхозников и другого населения, занимающегося сельским хозяйством, в зависимости от размера доходов, получаемых от занятия сельским хозяйством. При этом учитывались доходы колхозников и другого сельского населения по каждому виду сельскохозяйственных культур, от сада, виноградников, от скота и т. д. Всё это создавало большую сложность в проведении учёта доходов и в обложении, приводило на практике к отрицательным явлениям в деле дальнейшего развития сельского хозяйства.
Новый Закон о сельскохозяйственном налоге введён в действие с 1 поля 1953 года. По новому Закону к уплате сельскохозяйственного налога привлекаются; а) хозяйства колхозников — членов сельскохозяйственных артелей, смешанных промысловых сельскохозяйственных артелей (промколхозов) и рыболовецких артелей; б) единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства других граждан, не состоящих членами колхозов, которым отведены земельные участки в сельской местности, подчинённой в административном отношении сельским Советам.
Налог исчисляется с каждого хозяйства по площади земельного участка, находящегося в его пользовании. С хозяйств колхозников сельскохозяйственный налог исчисляется по ставкам с одной сотой гектара земельной площади, независимо от того, какими сельскохозяйственными культурами занят участок земли, находящийся в личном пользовании колхозника.
Для каждой союзной республики ycтановлены средниe ставки налога и предельные отклонения от средних ставок.
В целяx улучшения организации тpyда в колхозах укрепления трудовой дисциплины колхозников Законом предусматривается, что хозяйства колхозников, отдельные члены семей которых без уважительных причин не выработали в истекшем гoдy установленного минимума трудодней в колхозе, уплачивают налог с повышением на 50 процентов, а хозяйства, которые в силу выбытия (исключения) из колхоза перестали быть хозяйствами колхозов, привлекаются к уплате налога на одинаковых основаниях с единоличными крecтьянскими хозяйствами, т. е. по ставкам для хозяйств колхозников, повышенным на 100 процентов. Если в составе колхозного двора отдельные трудоспособные члены семьи не состоят членами колхоза, выбыли (исключены) из колхоза и не работают по найму, то начисленная сумма налога с такого хозяйства повышается на 75 процентов.
Хозяйства рабочих и служащих не членов колхоза, а также хозяйства членов промысловых и рыболовецких артелей привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога на одинаковых условиях с хозяйствами колхозников, если иx хозяйства отвечают требованиям, предусмотренным в Законе о сельскохозяйственном налоге.
Законом предусмотрены льготы по сельскохозяйственному налогу. Так, полностью освобождаются от уплаты налога хозяйства, член семьи которых, числящийся в составе хозяйства, находится на действительной военной службе, если в семье не осталось других трудоспособных, кроме жены или матери военнослужащего, имеющей детей до 8 лет освобождаются от уплаты сельскохозяйственного налога колхозники и единоличники в возрасте — мужчины 60 лет и старше, женщины — 55 лет и старше, если в хозяйстве не принимают участия личным трудом другие трудоспособные члены их семей. Полностью или частично освобождаются от обложения сельскохозяйственным налогом хозяйства, в состав которых входят инвалиды войны и труда I и II групп инвалидности. В соответствии со статьёй 16 Закона от уплаты сельскохозяйственного налога освобождаются сельская интеллегенция (врача, учителя и др.) и специалисты сельского хозяйства. Освобождаются от уплаты сельскохозяйственного налога (полностью или частично) хозяйства, пострадавших от стихийных бедствий, а также хозяйства переселенцев на сроки, устанавливаемые Правительством СССР.
Закон устанавливает порядок взыскания сельскохозяйственного налога и ответственность за eгo неуплату, а также порядок рассмотрения жалоб на неправильное обложение налогом.
Меры, принимаемые Партией и Правительством, способствуют успешному решению главной задачи, стоящей перед колхозами, МТС и совхозами — задачи всемерного повышения урожайности всех сельскохозяйственных культур, роста поголовья скота при одновременном повышении eгo продуктивности, увеличения валовой и товарной продукции земледелия и животноводства.
Успешно решая задачи коммунистического строительства, Советский Союз твёрдо и последовательно проводит миролюбивую внешнюю политику. Вместе с Китайской Народной Республикой, всем лагерем мира и демократии Советский Союз добился серьёзных успехов в деле борьбы за ослабление международной напряжённости, за мир, за предотвращение новой мировой войны.
Подписание перемирия, прекращение кровопролития в Корее ликвидировало источник дальнейшего серьёзного осложнения международного положения на Дальнем Востоке. Последовательность и настойчивость Советского Союза в борьбе за мир привели к срыву провокационный авантюры наймитов империализма в Берлине, которая могла бы привести к серьёзным международным последствиям на Западе.
К успехам Советского Союза в деле борьбы за ослабление международной напряженности относится к улучшение отношений с соседними государствами. Цель Советского Союза заключается в том, чтобы поднять эти отношения на уровень подлинного добрососедства. У Советского Союза нет территориальных претензий ни к каким государствам, в том числе ни к одному из соседних государств. Нерушимым принципом советской внешней политики является уважениe национальной свободы и cyверенитета любой страны большой и малой.
В интересах укрепления мира Советское правительство последовательно проводит политику расширения внешних экономических связей, борется за восстановление нормальных торговых отношений между странами. Советский Союз заключил торговые соглашения с Францией, Аргентиной, Ираном и другими странами.
Первостепенное значение придаёт Советский Союз делу дальнейшего укрепления отношений тесного сотрудничества и братской дружбы со странами демократического лагеря.
Для Советского правительства, для всех нас, советских людей, заявил в своей речи на сессии Верховного Совета СССР глава Советского правительства Г. М. Маленков, дело укрепления мира и обеспечения безопасности народов является не вопросом тактики и дипломатического маневрирования. Это наша генеральная линия в области внешней политики.
Но наряду с миролюбивыми силами в мире действуют силы, которые идут по авантюристическому пути и проводят агрессивную политику. Стремясь сорвать дело упрочения мира и помешать дальнейшей нормализации международной обстановки, агрессивные силы всячески препятствуют мирному урегулированию нерешённых вопросов. со:лают военные плацдармы в Западной Германии и Японии, организуют провокации против стран демократического лагеря, проводят политику атомного шантажа. История международных отношений не знала ещё столь разнузданной подрывной деятельности, столь грубого вмешательства во внутренние дела государств, таких международных провокаций, возведенных на уровень правительственной политики, какие ныне проводятся агрессивными силами. В Соединённых Штатах Америки, в нарушение элементарных норм и обычаев отношений между странами, на вредительскую и подстрекательскую деятельность против других государств открыто ассигнуются сотни миллионов долларов. К обострению международной обстановки направлена вся пресловутая «стратегия холодной войны», отравляющая отношения между государствами.
Коммунистическая партия и Советское правительство твёрдо стояли и стоят за мирное сосуществование и мирное соревнование двух систем. Они исходят при этом из того, что в настоящее время нет такого спорного или нерешённого вопроса, который не мог бы быть разрешён мирным путём, на основе взаимной договорённости заинтересованных сторон, включая и спорные вопросы, которые существуют между США и СССР.
Программа Советского Союза в области внешней политики ясна и понятна. Её с одобрением воспринимают все искренние сторонники мира и дружбы народов, ибо она отвечает самым сокровенным желаниям и стремлениям всех народов.
Словарные статьи на отдельных страницах сайта:
Государство — с. 127—131
Национализация земли — с. 363—364
Общественное устройство СССР — с. 392—395
Право — с. 481—483
Право государственной собственности на землю в СССР — с. 483—484
Преступления против человечества — с. 516—517
Свободы демократические — с. 591—592
Социалистическая демократия — с. 632
Социалистическая законность — с. 632—633
Социалистическое государство — с. 633—637
Фашизм — с. 735—736