Содержание:
Краткий философский словарь. 1954
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Ссылка
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: гос. издательство политической литературы, 1954. — С. 513—514
РЕФОРМИЗМ — враждебное революционному марксизму и коренным интересам пролетариата политическое течение в рабочем движении, подменяющее классовую борьбу против — капитализма, борьбу за диктатуру пролетариата и победу социализма мелкими реформами, не затрагивающими основ эксплуататорского — буржуазного строя.
Реформизм возник в последней четверти ХIХ в. Его социальной базой является подкупленная капиталистами верхушка рабочего класса, рабочая аристократия. Реформизм, оппортунизм, указывает Ленин, «порождался в течение десятилетий особенностями такой эпохи развития капитализма, когда сравнительно мирное и культурное существование слоя привилегированных рабочих обуржуазивало их, давало им крохи от прибылей своего, национального капитала, отрывало их от бедствий, страданий и революционных настроений разоряемой и нищей массы» (т. 21, с. 216). Начало реформизму и оппортунизму в рабочем движении положил немецкий социал-демократ Бернштейн (см.). Однако реформизм — явление международное. Бернштейнианцы и каутскианцы в Германии, «экономисты» и меньшевики в России, «австро-марксисты» в Австрии, лейбористы в Англии, правые социалисты во Франции и т. д.— все это представители реформизма, агенты буржуазии в рабочем движении. Основная цель реформизма обмануть рабочих, сбить их с позиций последовательной пролетарской борьбы, примирить интересы рабочего класса с интересами капиталистов. Партии II Интернационала превратились в реформистские партии, проводившие буржуазную политику в рабочем движении. В современных условиях политику реформизма проводят так называемые правые социалисты — верные слуги империализма. Главное в реформизме и оппортунизме — это идея сотрудничества классов, «гармонии» классовых интересов. Марксистско-ленинской теории классовой борьбы, вооружающей пролетариат пониманием единственно верного пути к уничтожению капиталистического рабства и победе социализма, реформисты противопоставляют идею примирения рабочего класса и буржуазии. Отсюда их отрицание диктатуры пролетариата, которой невозможен переход к социализму. Реформисты стараются внушить рабочим, что для перехода к социализму (который они на словах и для обмана трудящихся признают, хотя на деле являются ярыми врагами социализма) нет необходимости разрушать основы капитализма, уничтожать буржуазное государство и его органы насилия, лишать буржуазию её собственности на средства производства. Реформисты проповедуют мирное врастание капитализма в социализм путём парламентской деятельности, насаждения кооперативов, участия в прибылях и т. п. Такова теория и практика «демократического социализма», теория «третьей силы» и т. д.
Марксизм-ленинизм разоблачил буржуазного сущность реформистских теорий. Марксизм-ленинизм не отрицает необходимости борьбы пролетарской партии за реформы, за улучшение экономического, политического и культурного положения рабочих при капитализме, но рассматривает реформы как побочный продукт классовой борьбы, имеющей целью революционное уничтожение капитализма. С помощью реформ можно добиться лишь отдельных улучшений, но нельзя уничтожить господство капитала.
Борясь против революционного существа марксизма, против основного в марксизме —учения о диктатуре пролетариата, реформисты ревизовали и его философско-теоретические основы, подменяли марксизм махизмом, неокантианством (см.) и другими буржуазными теориями. Революционную диалектику ревизионисты заменяли вульгарным эволюционизмом, рассматривающим движение как простой процесс роста, как медленное и постепенное количественное развитие. Вслед за кантианским pевизионизмом Бернштейна и др. появились ревизионисты махистского толка: Фр. Адлер — в Австрии, Богданов (см.), Луначарский, Юшкевич и др. — в России. Ревизионисты-махисты пытались подменить диалектический и исторический материализм реакционной фашистской философией. Типичными ревизионистами в области философии были Каутский (см.) и прочие теоретики II Интернационализма. Их философский ревизионизм был теоретическим выражением их политического оппортунизма и измены делу пролетарской революции. Все ревизионисты стремились доказать, что научный социализм может сочетаться с признанием идеалистической философии. Это была линия на то, чтобы теоретически обезоружить пролетариат и его партию, бросить их в объятия буржуазной идеологии. Современные представители реформизма в рабочем движении, так называемые правые социалисты полностью сбросили с себя фальшивую маску сторонников и последователей марксистской философии и открыто проповедуют самые махровые буржуазно-идеалистические взгляды.
Только Коммунистическая партия и её вожди Ленин и Сталин выступили против ревизии философских и научно-исторических основ марксизма и отстояли диалектический и исторический материализм, развив его применительно к новой исторической эпохе. Ленин и Сталин учат, что борьба против реформизма и оппортунизма является законом развития подлинно пролетарской партии. Партия укрепляет себя тем, что очищается от оппортунистов и реформистов. Одной из главных причин победоносного развития коммунистической партии Советского Союза, сумевшей возглавить рабочий класс и народные массы России и осуществить великие социалистические идеалы, является её непримиримая борьба против реформизма и оппортунизма внутр партии, против меньшевиков, ликвидаторов, троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев и прочих врагов марксизма.
Рост противоречий современного капитализма и успехи социализма в СССР, переход к строительству социализма в странах народной демократии, успехи коммунистических партий в капиталистических странах сужают базу современных реформистов, разоблачают их как врагов мира, демократии и социализма. Дальнейшая борьба против них остаётся одной из главных задач коммунистических и рабочих партий.
Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 102
РЕФОРМИЗМ, оппортунистич. течение в рабочем движении, враждебное революц. марксизму, коренным интересам рабочего класса. Р. возник в последней четверти 19 в. и является одной из разновидностей аппортунизма. Реформисты подменяют борьбу рабочего класса против капитализма, за диктатуру пролетариата и социализм борьбой за мелкие реформы, не затрагивающие основ капитализма. Являясь агентурой буржуазии в рабочем классе, сторонники Р. отвергают путь революц. уничтожения капитализма; они сеют среди трудящихся иллюзии о возможности «улучшения» капитализма мирным путём. Классики марксизма-ленинизма дали сокрушительную критику Р. Борьба с Р. является необходимым условием победы дела рабочего класса.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1134—1135
РЕФОРМИЗМ в рабочем движении, полит. течение, отрицающее необходимость социалистич. рев-ции и диктатуры пролетариата, выступающее за сотрудничество классов и стремящихся с помощью реформ в рамках бурж. законности превратить капитализм в об-во «всеобщего благоденствия» и социальной справедливости. Возник в последней четв. 19 в. под влиянием ревизионизма (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.), получил распространение среди с.-д. партии, входивших во II Интернационал. После Окт. рев-ции и 1-й мир. войны превратился в организационно оформленное политич. течение рабочего движения, противостоящее коммунистич. партиям. После 2-й мир. войны полностью разрывает с марксизмом, провозглашая своей офиц. доктриной «демократический социализм», противопоставляемый науч. коммунизму и направл. по существу на приспособление капитализма к новым ист. условиям.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: издательство политической литературы, 1987. — С. 411
РЕФОРМИЗМ — политическое течение внутри рабочего движения, к-рое отрицает необходимость классовой борьбы и социалистической революции, проповедует сотрудничество классов и надеется с помощью реформ превратить капитализм в об-во „всеобщего благоденствия". Р. возник в последней четверти 19 в. Его социальная база-верхушка рабочего класса, т. наз. рабочая аристократия, профсоюзная бюрократия, а ныне и мн. представители „средних слоев". Р. тесно связан с ревизионизмом. Он не имеет цельной, единой мировоззренческой основы. Эклектическое сочетание идей неокантианства, позитивизма, абстрактного антропологизма, христианства — таково пестрое полотно, прикрывающее духовную нищету теоретиков Р. Диалектика объявлена ими устаревшей, проповедуется плоский эволюционизм; материализм отбрасывается, естественной историческая, экономическая неизбежность социализма объявлена мифом; социализм „выводится" из сферы духа, из вневременных и внеклассовых этических представлений индивида. Преданы атеистические традиции социализма; союз с клерикализмом, примирение науки и религии стали программным требованием правой социал-демократии. Наиболее реакционные вожди социал-реформизма, выступая с позиций антикоммунизма, откровенно защищают государственно-монополистический капитализм. Р. тормозит развитие классового самосознания пролетариата. Борьба с Р., преодоление раскола рабочего класса — одна из насущнейших задач коммунистического движения. Без революционного переустройства об-ва, т. е. без уничтожения капитализма, никакие реформы создать социализм не могут. Критикуя правооппортунистическую практику и идеологию Р., коммунисты активно выступают за сотрудничество с социалистическими и социал-демократическими партиями в борьбе за мир, демократию и прогресс об-ва.
Ссылка
- Реформизм — Википедия