Коммунизм — ЭнциклопедиЯ

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Программа КПСС

Программа КПСС — программа построения коммунизма!

Художник Н. П. Смоляк.

Содержание:

Коммунизм — Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Коммунизм
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
КоммунизмС. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

Коммунизм — Большая российская энциклопедия. 2009

 

В. Даль. Толковый словарь. 1978


... Комунизмъ м. политическое ученiе о равенствѣ состоянiй, общности владенiй, и о правахъ каждаго на чужое имущество. Комунистъ м. -нистка ж. кто держится этого ученiя; комунистическiй, къ нему отнсщс.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


КОММУНИЗМ, высшая общественно-экономическая формация, идущая на смену капиталистической формации. При коммунизме будет создана единая коммунистическая собственность на средства производства, полностью исчезнут классовые различия и, с победой коммунизма во всём мире, отомрёт государство. Народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на высшей технике как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Не будет не только противоположности между городом и деревней, между индустрией и сельским хозяйством, ликвидированной уже при социализме, но исчезнет и существенное различие между ними. Исчезнет также существенное различив между умственным и физическим трудом. Для человеку труд превратится в первую жизненную потребность. Каждый член коммунистического общества будет трудиться по способностям и получать по потребностям. Теория научного коммунизма создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, доказавшими историческую неизбежность революционного преобразования капиталистического общества в коммунистическое. Социалистическая революция, диктатура пролетариата уничтожают капиталистический строй и обеспечивают построение коммунизма. Коммунистическое общество проходит в своём развитии ступени (фазы): первую, низшую фазу — социализм, и вторую, высшую фазу — коммунизм. Впервые две фазы коммунистического общества были ясно и отчётливо охарактеризованы К. Марксом в его труде «Критика Готской программы» (1875, изд. 1891). Дальнейшая творческая разработка вопроса о двух фазах коммунизма дана В. И. Лениным в трудах «Государство и революция» (1917, изд. 1918), «Великий почин» (1919) и др. Важным идейным вкладом в разработку вопроса о путях перехода от социализма к коммунизма является произведение И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952).

Различия между первой и второй фазами коммунизма заключаются в степени экономия, зрелости коммунистического общества,в уровне развития его производительных сил, в состоянии производственных отношений и культурном уровне членов общества.

Общие черты двух фаз коммунизма состоят в том, что и при социализме, и при коммунизме способ производства основан на общественной собственности на средства производства и на отношениях товарищеского сотрудничества людей, свободных от всякой эксплуатации; и при социализме, и при коммунизме цель производства состоит в максимальном удовлетворении постоянно растущих потребностей всего общества; и при социализме, и при коммунизме специфическим экономическим законом является закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства и др.

Обладая общими чертами, социализм и коммунизма вместе с тем имеют свои особенности. В области производства эти особенности выражаются в том, что при социализме общество еще не имеет в своём распоряжении изобилия продуктов, и поэтому при социализме распределение происходит по принципу — от каждого по его способностям, каждому по его труду. При коммунизме общество будет располагать изобилием материальных благ, что позволит осуществлять распределение не по труду, а по потребностям. В области производственных отношений социализм отличается наличием двух форм обществ, собственности, тогда как при коммунизме будет существовать единая общественная собственность на средства производства.

В области культурного развития общества при социализме уже нет вековой противоположности между умственным и физическим трудом, но осталось существенное различие между ними. При коммунизме не будет не только противоположности, но и существенного различия между умственным и физическим трудом.

Переход от социализма к коммунизму совершается постепенно, по мере укрепления и развития основ социалистического общества.

Быстрые темпы роста производства создают предпосылки для насыщения страны предметами потребления и обеспечения изобилия продуктов. Огромную роль в создании материально-технической базы коммунизма играет электрификация, поэтому в СССР осуществляется строительство крупнейших в мире электростанций. Важнейшее значение имеет коммунистическое воспитание трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей — строителей коммунизма. Для перехода от социализма к коммунизму необходимо обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимуществ, развитием производства средств производства; повысить колхозную собственность до уровня общенародной собственности; добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем трудящимся всестороннее развитие их физических и умственных способностей.

Руководящая роль в осуществлении великой задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму принадлежит Коммунистической партии, которая направляет строительство коммунизма, опираясь на знание и сознательное применение объективных экономических законов.

Строительство коммунизма в СССР имеет огромное революционизирующее значение для всего мира. Капитализм пережил себя, он стал реакционейшей силой, тормозящей прогресс человечества. После 2-й мировой войны 1939—45, в результате всемирно-исторической победы СССР над фашистско-империалистическими захватчиками, капитализму был нанесён новый сокрушительный удар. От системы империализма отпал целый ряд стран, в которых утвердился режим народной демократии и успешно развёртывается социалистическое строительство. Империалистический лагерь стремится помешать мирному строительству в СССР и странах народной демократии. Но судорожные усилия империалистов, под ногами которых колеблется почва, не спасут капитализм от приближающейся гибели. «Мы живём в такой век, когда все дороги ведут к коммунизму» (В. М. Молотов).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


КОММУНИЗМ (от лат. communis — общий), сменяющая капитализм обществ.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства произ-ва; в более узком смысле — вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень развития этой формации, «...бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип „от каждого — но способностям, каждому — по потребностям". Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» (Программа КПСС, 1977, с. 62). Научную теорию К. выработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они показали историч. миссию рабочего класса как могильщика капитализма и творца К., раскрыли историч. закономерность смены капитализма К. в результате победы пролетарской рев-ции и установления диктатуры пролетариата, указали пути построения коммунистов, об-ва. Учение о К. развили применительно к новым условиям В. И. Ленин, КПСС, братские коммунистов.и рабочие партии. Материальные предпосылки К. возникают в недрах капиталистов. формации по мере рос. та обобществления труда. Переход от капитализма к К. во всемирном масштабе занимает целую историч. эпоху; в каждой стране ей соответствует переходный период от капитализма к социализму.

Общие признаки двух фаз К.: обществ. собственность на средства произ-ва, исключающая деление об-ва на антагонистич. классы и эксплуатацию человека человеком; социальное единство об-ва на базе общности коренных интересов трудящихся, марксистско-ленинской идеологии; планомерное развитие обществ, произ-ва в интересах наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся; превращение труда из подневольного в свободный, творческий; управление экономич. и социальными процессами самими трудящимися на основе науч. познания экономич. законов и принципов коммунистов. мировоззрения.

Существенные различия между двумя фазами К. определяются степенью зрелости про-изводит. сил и обществ. отношений. Социализм выходит из недр капитализма, К. развивается на собств. основе. Создание материально-технической базы коммунизма обеспечит изобилие материальных и духовных благ; будут достигнуты высшая ступень планомерности обществ. произ-ва и высший уровень производительности труда, недоступный капитализму. От распределения по труду общество перейдет к распределению по потребностям. Исчезнут классы, существ. различия между городом и деревней, между работниками умств. и физич. труда, отомрёт гос-во.

При К. будут обеспечены условия для все-стороннего развития личности, утвердятся принципы коммунистов, нравственности. Социализм перерастает в К. постепенно, отд. черты и элементы К. складываются уже при социализме, особенно на этапе развитого социалистич. об-ва, когда создаётся материально-технич. база К. Строительство К. происходит в процессе активной деятельности трудящихся, направляемой коммунистич. партией.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


КОММУНИЗМ, -а, м. 1. Общественно-экономическая формация, закономерно приходящая на смену капитализму и основанная на общественной собственности на средства производства. Социализм — первая фаза коммунизма. 2. Вторая, высшая фаза этой формации — бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, в к-ром вместе со всесторонним развитием людей вырастут производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники и осуществится принцип «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». 3. Марксистско-ленинская теория создания и развития такой формации. Научный к.Первобытный коммунизм — общественный доклассовый строй первобытной родовой общины. Военный коммунизм — название экономической политики советского государства, являющейся вынужденной мерой в период Гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.).

 

 

Большая российская энциклопедия. 2009


КОММУНИ́ЗМ (от лат. communis – общий), общее обозначение разл. версий идеального обществ. устройства, характеризующегося социальным равенством, отсутствием частной собственности и, в большин­стве случаев, также и государства. Согласно социальнофилос. доктрине марксизма – обществ.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства производства и сменяющая капитализм в результате коммунистической («пролетарской») революции.

Восходящее к древним мифам о золотом веке представление об изначальном естественном равенстве всех людей, выражавшееся, в частности, в равном распределении земных благ и пользовании ими, явилось источником коммунистич. принципа общности имущества, характерного для различных религ. движений, общин и сект – маздакизма в Персии, иудейской секты ессеев в Палестине, раннехристианских общин, начиная с 4 в.  киновитного, или общежительного, монашества в христианской Церкви, еретич. сект богомилов (см. Богомильство), катаров и вальденсов с их проповедью «апостольской бедности» и отрицанием собственности и государства, нищенствующих орденов францисканцев, доминиканцев и кармелитов (в хилиастич. учении Иоахима Флорского новый этап мировой истории – «царство Святого Духа»  связывался, в частности, с распространением монастырского устройства на всё общество), вплоть до таборитов (см. Гуситское движение), анабаптистов, диггеров, нестяжателей в России и т. п. Все эти сообщества, помимо их обособления от жизни остального социума, отличало религ. освящение повседневной жизни, исключавшее установку на личное обогащение, в то время как община могла приумножать своё коллективное достояние. Именно религ. мотивация таких, напр., институций, как монашество, обусловливала длительность их существования, тогда как лишь немногие из общин, основанных социальными реформаторами 18–19 вв. (коммунистич. колонии Р. Оуэна и Э. Кабе в Сев. Америке и т. п.), не распадались уже во втором или третьем поколении. Призыв Т. Мюнцера, радикального проповедника эпохи Реформации и Крестьянскогй войны 1524–26 в Германии, к революц. преобразованию общества на началах социальной справедливости и осуществления принципа «всё общее (omnia sunt communia)» Ф. Энгельс характеризовал как «близкую к коммунизму» программу «немедленного установления царства божьего на земле» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1956. Т. 7. С. 371).

Коммунистические утопии 16–18 вв.

Выдвинутая Платоном – фактическим родоначальником европ. утопизма как в его религиозной, так и в светской версии – концепция идеального гос. строя послужила образцом для многочисл. поборников идеи К. в Новое время, от Т. Мора и Т. Кампанеллы до Э. Кабе (Б. Рассел, посетивший Сов. Россию в период «военного коммунизма», отмечал поразившую его близость большевистского режима платоновской утопии). Если сословию трудящихся (земледельцам, ремесленникам и торговцам) в платоновском государстве разрешается жить с семьёй и иметь собственность и землю, то никто из сословия стражей не должен обладать никакой частной собственностью, для них вводится не только общность имущества и жилища, но и общность жён и детей, а управлять государством должны философы. Мор в своей «Утопии», принимая позицию Платона в отношении упразднения частной собственности и установления имуществ. равенства, распространяет этот принцип на всё общество. Как и у Платона, центр. фигурой коммунистич. переустройства является законодатель, обладающий знанием и полновластием одновременно, однако в отличие от Платона центром его деятельности оказывается не воспитание, а организация производства, которая обеспечивается введением всеобщей трудовой повинности. В «Городе Солнца» Кампанеллы жители управляемого первосвященником города ведут «философский образ жизни общиной», основанной на коллективной собственности и всеобщем труде, который облегчается многочисл. технич. изобретениями. Принцип общности доведён у Кампанеллы до крайних пределов, охватывая весь быт, а также общность жён и детей. Влияние «Города Солнца» сказалось как в проекте созданного в Парагвае Иезуитов государства 1610–1767, так и в романе франц. писателя Д. Вераса дʼАлле «История севарамбов» — описании утопич. страны, где три осн. источника зла – гордость, алчность и праздность – упразднены в результате уничтожения привилегий рождения, частной собственности и введения всеобщей трудовой повинности. Осн. производств. ячейкой у Вераса дʼАлле были товарищества, или «осмазии» (предвосхищение фаланстеров Ш. Фурье и разнообразных трудовых ассоциаций и коммун в социалистич. проектах 18–19 вв.). Как и у Мора, гл. принципом распределения у Вераса дʼАлле является распределение по потребностям. Созданный в 1652 памфлет лидера диггеров Дж. Уинстэнли «Закон свободы…» впервые в истории коммунистич. идей содержал проект законов государства, основанного на общности имуществ и общеобязательном труде.

Франц. утопический К. 18 в., представленный сочинениями Ж. Мелье, Г. Б. де Мабли, Морелли, Л. М. Дешана, складывался в общем русле рационалистич. концепций Просвещения об идеальном разумном устроении общества, возвращающем человека в изначальное «естественное состояние». Таковым предстаёт патриархальный братский союз сельских семей-коммун (Мелье), аскетич. идеал ограниченных в своих потребностях земледельч. общин наподобие Древней Спарты (Мабли) и автономно хозяйствующих поселений, сотрудничество которых, как и все человеческие отношения, регулируется при отсутствии государства исключительно нравств. самосознанием граждан (Дешан). В «Кодексе природы», приписываемом Морелли, принципы всеобщей занятости и обязательного трудоустройства, обществ. распределения при запрете торговли и обмена, унификации всего быта (жилищ, одежды, воспитания и т. д.) во многом перекликаются с аналогичными построениями Т. Мора и Т. Кампанеллы. Все представители франц. утопического К. отстаивают принцип общности имуществ, общего владения всеми благами (communauté des biens у Мабли) и требуют упразднения частной собственности как источника морального неравенства и «разъединения» людей (Дешан) и гл. порока совр. общества – «жадности» (в «Кодексе природы» и у Мабли). В «состоянии нравов», которое, согласно «Истине, или Достоверной системе» Дешана, должно сменить «состояние законов», с уничтожением разделения на «моё» и «твоё» исчезнут различия между нациями и вражда между народами; не будет также постоянного прикрепления людей к той или иной профессии.

Франц. революция 18 в. с её лозунгами свободы, равенства и братства способствовала актуализации коммунистич. идей, прежде всего во Франции. Г. Бабёф, один из организаторов и вдохновителей «заговора во имя равенства», целью его считал замену частной собственности коллективной, которой должна распоряжаться «национальная коммуна», и введение равного распределения всех благ между членами общества. Переход к этому «обществу совершенного равенства» требует введения временной революц. диктатуры, необходимость которой вслед за Бабёфом позднее будут защищать Т. Дезами и Л. О. Бланки.

Термин и понятие коммунизма в 1840-х гг.

Понятие К. в его совр. смысле, связанном с жизненными условиями индустриального общества, вошло в публичный оборот с 1840-х гг. До этого оно употреблялось в тайных кружках и союзах во Франции и Германии 1830-х гг., находившихся под влиянием идей Г. Бабёфа, которые получили широкую известность в революц. кругах Европы после выхода в 1828 книги его соратника Ф. Буонарроти «Заговор во имя равенства…». Распространение и популяризация термина «К.» связаны с организованным в июне 1840 в Париже членами тайного коммунистич. общества «Рабочие-уравнители» («Travailleurs egalitaires») банкетом коммунистов, на котором присутствовало более 1000 чел., в т. ч. редактор ж. «LʼEgalitaire» Т. Дезами, призывавший в своей речи покончить с любыми привилегиями – не только с господствующей аристократией богатства, но и с аристократией способностей, проповедуемой последователями К. А. Сен-Симона. Выпущенная вскоре брошюра «Premier banquet communiste» (1840) провозгласила день банкета началом новой эры в истории коммунистич. движения. В том же году появились утопич. роман Э. Кабе «Путешествие в Икарию» и в 1841 его кн. «Почему я стал коммунистом, или Моё коммунистическое credo». В Великобритании Дж. Г. Бармби основал в 1841 Communist Propaganda Society, а позднее – Universal Communitarian Association. В Германии в 1842 появились статьи В. Вейтлинга («Правительственная форма коммунистического принципа») и М. Гесса (1812–75) («Коммунисты в Германии»), а также получившая широкую известность кн. Л. фон Штейна «Социализм и коммунизм в современной Франции» («Der Sozialismus und Communismus des heutigen Frankreich»). Г. Гейне в ст. «Коммунизм, философия и духовенство» (1843) писал о растущей армии коммунистов, «напоминающей своим религиозным жаром и мрачной волей к разрушению галилейские начинания» (Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 6. С. 264). В рус. язык термин «К.» вошёл из нем. языка в нач. 1840-х гг. и в словаре В. И. Даля определялся как «политическое учение о равенстве состояний, общности владений и о правах каждого на чужое имущество».

Э. Кабе в своих сочинениях в отличие от Г. Бабёфа отстаивал мирный, ненасильственный путь к К., предполагающий переходный период – «демократию… воспитывающую первое поколение для общности, обогащающую бедных без ограбления богатых, уважающую приобретённые права и привычки существующего поколения, но уничтожающую без замедления нищету, обеспечивающую всем труд и существование…» (Путешествие в Икарию. М.; Л., 1948. С. 79). Свобода в утопической «Икарийской республике» Кабе «подчинена бесчисленным законам природы, разума и общества» (ничто, напр., «не может печататься без согласия республики»), что находит выражение в мелочной регламентации всех сфер жизни. «Кодекс общности» (1842) Т. Дезами, описывающий превращение труда в будущем обществе из принудительного бремени в наслаждение и, по мнению В. Зомбарта, предвосхищающий принцип распределения «от каждого по способностям, каждому по потребностям», содержит программу «освобождения всех народов» путём воен. разгрома «антикоммунистических правительств».

Ф. Энгельс в ст. «Успехи движения за социальное преобразование на континенте» (1843) в числе партий, защищающих К. в Германии, наряду с «народной» партией (В. Вейтлинг и его сторонники), назвал «философскую партию», к которой причислил А. Руге, К. Маркса, себя, Г. Гервега и др. Разл. аспекты этого «философского» К. излагались в сочинениях Гейне, Руге, М. Гесса, П. Ж. Прудона, М. А. Бакунина и др. Гесс в кн. «Европейская триархия» («Die europäische Triarchie», 1841) писал о грядущей революции, которая уничтожит социальное неравенство и доведёт до конца эмансипацию человечества посредством упразднения частной собственности и порождённого ею эгоизма. Уравнительному К. Бабёфа с его санкюлотским равенством в нищете Гесс противопоставил в своей «философии действия» понимание К. как реализации «свободной самодеятельности», в которой «исчезает противоположность между трудом и наслаждением» (ст. «Социализм и коммунизм», 1843). Понятие отчуждения, употреблявшееся Л. Фейербахом примени­тельно к религии, переносится Гессом в экономич. и социальную сферу («деньги как продукт взаимно отчуждённых людей»). По определению Бакунина, «общность свободных людей, воодушевлённая любовью и выросшая из божественной сущности первоначального равенства… является истинным коммунизмом» (ст. «Коммунизм», 1843).

Понятия социализма и К. в 19 в. не имели чёткого содержательного разграничения. В. Вейтлинг в кн. «Гарантия гармонии и свободы» (1842), называя социалистами сторонников Ш. Фурье (в предложенном им экономич. строе частная собственность не подлежит обязательному устранению), причислял себя к поборникам «радикального социализма, или коммунизма», стремящегося к фундам. преодолению капиталистич. обществ. строя путём социальной революции. Л. фон Штейн, книга которого на многие десятилетия определила ход дискуссии об этих понятиях в Германии, видел в К., исходящем из «абсолютного лишения индивидов всякой собственности», лишь «первую, самую грубую систему, ориентирующуюся на социальную идею равенства», считая социализм второй, более высокой системой, состоящей «в установлении господства труда над капиталом. Социализм во всех своих формах стоит бесконечно выше, чем коммунизм. Его основанием является труд и вместе с трудом – индивидуальность, этот источник всякого истинного богатства, всякого истинного многообразия» (Geschichte der sozialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage. Hildesheim, 1959. Bd 1. S. 114, 117–118). Аналогично этому К. Маркс в своей критике «догматического коммунизма» Э. Кабе, Т. Дезами, В. Вейтлинга и др. называл К. лишь «односторонним осуществлением социалистического принципа». «Экономическо-философские рукописи 1844 года» Маркса содержат критику «грубого», или «казарменного», К., отрицающего личность человека и являющегося лишь «завершением» частной собственности, её превращением во «всеобщую частную собственность» (здесь «категория рабочего не отменяется, а распространяется на всех людей»  Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1974. Т. 42. С. 114). Высшая стадия К. связывалась Марксом с преодолением тотального «самоотчуждения человека» в буржуазном обществе, с «самобытным и свободным развитием индивидов», уничтожением разделения труда, превращением его в «свободное проявление жизни» и «наслаждение жизнью» (Там же. С. 36). Практич. предпосылкой этого является «универсальное развитие производительных сил», устанавливающее «универсальное общение людей» (К. как «производство самой формы общения»  Там же. М., 1955. Т. 3. С. 33, 70). Уже фон Штейн связывал распространение коммунистич. идей с «осознанием пролетариатом противоречия своего положения с идеей свободы и равенства». Маркс, исходя из реального «жизненного положения» пролетариата, утверждал, что он «исторически будет вынужден», сообразно своему бытию, освободить себя и одновременно всё общество, уничтожив «все бесчеловечные жизненные условия современного общества, сконцентрированные в его собственном положении» (Там же. М., 1955. Т. 2. С. 40). Коммунистич. революция изменяет сам «способ деятельности» людей, «устраняет труд и уничтожает господство каких бы то ни было классов вместе... Читать оригинал

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2021