ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

ПРИВАТИЗАЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия


ПРИВАТИЗА́ЦИЯ (от лат. privatus – частный), отчуждение в пользу частных субъектов экономики (безвозмездно или за плату) государственного или другого общественного имущества. Совр. содержание термина «П.» как процесса, связанного с сокращением госсектора и либерализацией макроэкономической политики в странах со смешанной экономикой, а затем – с передачей в частную собственность гос. и муниципальных предприятий в странах с демонтированной плановой экономикой, сложилось в 1980–90-е гг. Однако совр. П. как глобальный процесс, охвативший св. 100 государств, – лишь одна из историч. форм приватизации.

Ещё в Риме Древнем на основе П. обществ. земель (ager publicus) сенаторской знатью сформировались рабовладельч. латифундии.

П. в форме секуляризации проходила в период Реформации в Европе.

Хозяйств. освоение территории США сопровождалось П. земельных участков под хозяйства фермеров, достигшей кульминации после Гомстед-акта; миллионы акров земли были получены ж.-д. компаниями вокруг сооружаемых ими линий. В Японии правительство Мейдзи создавало гос. «образцовые» предприятия с их последующей приватизацией.

Развёртывание П. в кон. 20 в. поддерживалось идеологией неолиберализма, приняв особо значит. масштабы в постсоциалистич. государствах. Ранее всего постсоциалистич. П. началась в Венгрии, но наиболее радикально была проведена в Польше, Чехии и России в соединении с курсом шоковой терапии.

Приватизация в РФ

Вследствие отступления государства с «командных высот» экономики к концу 12-й пятилетки в СССР развернулась «спонтанная», или «номенклатурная», П., связанная с преобразованием руководящих полномочий директоров гос. предприятий в правомочия собственников. Закон «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 официально вводил понятие «П.» на территории России; законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3.7.1991 был учреждён Гос. к-т РФ по управлению гос. имуществом (Госкомимущество) для ускорения процесса. После распада СССР правительство Б. Н. Ельцина – Е. Т. Гайдара, назначив А. Б. Чубайса председателем Госкомимущества, инспирировало массовую П. в России. Осн. положения программы П. гос. и муниципальных предприятий на 1992 определены указами Президента РФ от 29.12.1991 и от 29.1.1992. Правительств. риторика провозглашала целью П. создание миллионного слоя «эффективных собственников»; на деле цель была иной – коренное изменение социально-экономич. системы («смена строя») и создание конкурентной среды. Первый этап П. (1992–94) включал распродажу мелких предприятий (с числом занятых до 200 чел.) через аукционы (малая П.), акционирование средних и крупных гос. предприятий и раздачу всему населению ваучеров с правом последующего их обмена на акции приватизируемых предприятий. В основу ваучерной, или большой, П. было положено формально уравнительное распределение среди всех рос. граждан активов гос. предприятий (согласно денежной оценке, исходя из балансовых данных 1984): каждому за 25 руб. был выдан, начиная с 1.8.1992, безымянный приватизац. чек на 10 тыс. руб. Примерно 40 млн. граждан обменяли ваучеры на акции своих предприятий; большинство населения, не зная, как поступить с ваучерами, просто продавало их (стоимость колебалась по рыночной цене в пределах от 4 тыс. до 29 тыс. руб.); 25 млн. чел. вложили ваучеры в создаваемые с окт. 1992 акционерные чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), число которых достигло 662 к сер. 1994. Всего в России в 1992 приватизировано св. 46,8 тыс. предприятий, в 1993 – ок. 42 тыс., в 1994 – 24 тыс., в 1995–96 – 14 тыс.; доля частного сектора достигла 65–67% в бытовом обслуживании и розничной торговле, 55–60% в оптовой торговле, общепите, пищевой и лёгкой пром-сти, пром-сти стройматериалов. П. происходила в крайне неблагоприятной для обеспечения правовой базы политич. и экономич. обстановке и сопровождалась всплеском преступности (включая финансовые пирамиды).

Кульминацией следующего этапа П., развернувшегося в преддверии президентских выборов 1996, стали залоговые аукционы в ноябре – декабре 1995 – сделки Мин-ва финансов с выросшими в 1-й пол. 1990-х гг. крупнейшими коммерч. банками, которым правительство в обмен на кредиты передавало во временную собственность пакеты акций гос. предприятий, в случае невозврата кредитов переходившими (и в итоге перешедшими) в собственность банков. Благодаря залоговым аукционам верхушка рос. банковского бизнеса приобрела крупнейшие предприятия в нефтегазовом комплексе, чёрной и цветной металлургии (см. Промышленность) и 3 крупнейших пароходства. В итоге сформировались крупнокорпоративные (олигархич.) структуры, породившие первых рос. миллиардеров.

П. 1990-х гг. не соответствовала представлениям большинства населения России о справедливости, что обусловило долговременность проблемы легитимности крупной частной собственности в стране.

Библиография

Лит.: Ардаев Г. Б. Приватизация // Экономическая энциклопедия: Политическая экономия. М., 1979. Т. 3; Приватизация по-российски / Под ред. А. Чубайса. М., 1999; Эллерман Д. Ваучерная приватизация как элемент холодной войны // Вопросы экономики. 1999. № 8; Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993–2003 гг.: (Экспертно-аналитическое мероприятие). М., 2004; Меньшиков С. М. Анатомия российского капитализма. М., 2004; Букреев В. В., Рудык Э. Н. Приватизация в России: Былое и думы или кто виноват и что делать? // Альтернативы. 2005. № 2.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Приватиза́ция (от лат. privatus — частный) — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной или муниципальной собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство. Обратный процесс называется национализацией, или муниципализацией.

Различия приватизации и разгосударствления

Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия:

  • Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
  • Под разгосударствлением же следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трём основным взаимосвязанным аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае происходит не смена собственника, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
    Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Экономическая эффективность

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Но она усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Однако качество управления и вид собственности — не прямо взаимосвязаны, и качество менеджмента в приватизированном секторе тоже может оставлять желать лучшего (с. 144. Например, строительство Богучанской ГЭС в неблагоприятных условиях привело к падению акций Русал, и способствовало падению прибыли в 21 раз и убытку по итогам 2012г 55 млн долларов). В теории тотальная приватизация должна привести к тому что предприятия будут выкуплены, реорганизованы и станут приносить прибыль государству в виде выпускаемой продукции и налогов. Но на практике тяжело учесть целый ряд факторов: например новые владельцы выкупленных предприятий часто преобразовывают их в прибыльные для себя но не выгодные для экономики: молы, развлекательные центры, автосалоны и т.п. то есть предприятия которые приносят прибыль но ничего нового при этом не выпускают, что может значительно снизить ВВП, а вместо реорганизации и расширения производства владельцы часто просто сокращают часть персонала.

Приватизация, обобществление производства и собственность

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность — это владение имуществом или, в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Реприватизация

Реприватизация — возврат в частную собственность ранее национализированных (конфискованных) предприятий, земельных участков, банков, акций, других ценных бумаг и т. д., обратный переход к приватизированной собственности, то есть возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации.

История

В Римской республике физические и юридические лица выполняли большинство государственных функций, включая сбор налогов, поставки военных припасов, осуществление религиозных жертвоприношения и проведение строительных работ. Однако во времена Римской империи также были учреждены государственные предприятия: например, значительная часть зерна в конечном итоге собиралась на территориях, принадлежавших императору. Дэвид Паркер и Дэвид С. Саал предполагают, что слишком высокая стоимость услуг бюрократии была одной из причин падения Римской империи.

В эпоху Возрождения большая часть Европы следовала феодальной экономической модели. Напротив, династия Мин в Китае начала практиковать приватизацию, особенно в сфере обрабатывающей промышленности. Это было изменение прежней политики более жёсткого государственного контроля, проводившейся династии Сун.

В 1980-х в Великобритании правительство М. Тэтчер приватизировало следующие государственные корпорации и компании: Амершам Интернешнл (100 %), Ассошиэйтед Бритиш Портс (100 %), British Aerospace (100 %), Бритиш Гэс (100 %), Бритиш Петролиум (68,3 %), Бритиш Телеком (50,2 %), Бритойл (100 %), Кейбл и Уайрлесс (100 %), Энтерпрайз Ойл (100 %), Нейшнл фрейт Ко (100 %), Бритиш Эйруэйз (100 %), Интернейшнл Эйрадио (100 %), Бритиш Хэликоптерс (100 %), Уитч Фарм (100 %), Бритиш Рэйл (100 %), Силинк (100 %), Бритиш Шипбилдерс (100 %), British Steel (100 %), Нейшнл Бас (100 %), Ровер, Ягуар, Роллс-Ройс (100 %), Бритиш Аэропортс (100 %), Ройал Орденс (100 %). Но в Великобритании приватизация проводилась значительно осторожнее, чем в РФ: для каждого аукциона разрабатывался отдельный закон, и все сделки обсуждались в парламенте. Продавалось не более 3-4 компании в год. Акции приватизируемых компаний старались размещать среди работников этих компаний, в том числе по льготным ценам. В случаях, когда государство хотело сохранить контроль за компанией, вводился институт «золотой акции» — право блокировать изменения в уставе предприятия (с. 29).

Массовая приватизация после крушения социалистического лагеря

В 1990-х годах, после крушения социалистической системы в странах т. н. «социалистического лагеря» развернулась бурная приватизация всех секторов экономики, бывших до этого практически в 100 % государственном владении. Начиная с 1989 г. в странах Центральной и Восточной Европы были приватизированы более 70 тыс. государственных предприятий. Это в тот период вызвало массовую безработицу, сокращение зарплат, усилило коррупцию.

Еще до распада СССР в России была подготовлена законодательная база для осуществления приватизации. Форсированная приватизация государственной собственности была осуществлена в 1992—1995 годах. По распространенному мнению, которого придерживаются также некоторые западные советники по реформированию российской экономики, приватизация с самого начала носила «варварский» характер и осуществлялась в интересах узкого круга лиц.

Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей.

Джеффри Сакс, один из разработчиков концепции «шоковой терапии»

 

… Новокузнецкий алюминиевый завод, где активов было минимум на миллиард долларов, продавался за 10 миллионов рублей — остальное потом.

… В процессе приватизации бюджет России получил меньше, чем бюджет Венгрии после приватизации в этой стране.

… Только 36 иностранцев сидели в святая святых приватизации России — в кабинетах ГКИ, готовя для самих себя конкурсы, закрытые аукционы. … Чего стоил один только пресловутый Джонатан Хэй — эксперт-советник ГКИ, на которого у меня лежала докладная, что он является кадровым разведчиком ЦРУ.

… только по одному Красноярскому заводу уже убили 30 человек. Из них трое были моими знакомыми. Стреляли каждый квартал.

(Вопрос: что было бы, если бы Вы удержались [на должности руководителя Госкомимущества]?

… никаких залоговых аукционов. Норильский никель — это же чистое воровство. ЮКОС — то же самое…. На Аляске, к примеру, существует фонд будущих поколений за счёт средств от реализуемой нефти, и каждый житель Аляски получает оттуда на свой счёт порядка 7 тысяч долларов, семья из четырёх человек автоматически получает 30 тысяч долларов за то, что она дала право разрабатывать нефтяное месторождение. Государственная нефть в Норвегии.

Полеванов Владимир Павлович, председатель Государственного комитета России по управлению государственным имуществом 1994-1995.[8] с. 193-201.

«С глобальным распространением неолиберализма волна приватизации ведет мировую экономику в тупик», — отмечает в свой статье (сент. 2012) вице-президент АОН КНР Ли Шеньмин.

См. также

Примечания

Ссылки

 Словари и энциклопедии

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024