ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

 Юридический словарь. — Москва, ГОСЮРИЗДАТ, 1953. — С. 501


ПРЕДПРИЯТИЕ — 1) объект государственной или кооперативно-колхозной собственности, т. е. комплекс орудий и средств производства, предназначенных для выполнения определённых хозяйственных задач — производственных, транспортных, торговых, кредитных и т. п. О П. в указанном смысле говорится в ст. ст. 6—7 Конституции СССР, в ст. ст. 57, 22 ГК, в постановлении ЦИК и СНК СССР от 29 апреля 1935 г. (СЗ 1935 г. № 28, ст. 221) и в иных развивающих указанное постановление нормативных актах (напр., в пост. СНК СССР от 15 февраля 1936 г.— C3 1936 г. № 11, ст. 93).

2) Государственная или кооперативно-колхозная организация, в управлении или в собственности к-рой находится П. как объект государственной или кооперативно-колхозной собственности. Именно в этом последнем смысле говорят о выполнении П. плана, о выступлении П. в хозяйственном обороте в качестве самостоятельного юридического лица и об его ответственности за долги (ст. 19 ГК), о заключении П. договоров, об истребовании П. имущества из чужого незаконного владения (ст. ст. 59—60 ГК), об ответственности П. за вред (ст. 404 ГК) и т. д. В СССР П. являются социалистическими организациями: это — государственные, кооперативно-колхозные П. и П. других общественных организаций (в частности, П. профсоюзных организаций). Необходимо отметить, что колхоз является необычным П., так как земля, к-рую он обрабатывает, и основные орудия производства, при помощи к-рых он работает, являются общенародной, а не колхозной собственностью.

Единым и единственным субъектом государственной собственности — всенародного достояния — является само Советское государство. Директора П., получившие от государства средства производства, не становятся их собственниками, а являются лишь уполномоченными Советского государства по использованию средств производства, согласно планам, преподанным государством. Директор П. по управлению вверенным ему государственным имуществом является должностным лицом и находится в административно-правовых отношениях с государственным органом, к-рому он подчинён, и одновременно является органом юридического лица — организации, выступающей как субъект в гражданско-правовых отношениях.

Поскольку в условиях социалистической экономики действие закона стоимости в ограниченных пределах распространяется и на производство, постольку на наших П. имеют актуальное значение такие вопросы, как вопрос о хозяйственном расчете и рентабельности, вопрос о себестоимости, вопрос о ценах и т. п. Государственные П., как правило, состоят на хозрасчёте (исключение составляют МТС, большая часть П. связи); они управляются директорами в порядке единоначалия и находятся либо в непосредственном подчинении министерства и его главков (двухзвенная система управления, т. н. автономные П.), либо входят в состав трестов, торгов, комбинатов и иных объяснений (трехзвенная система управления, «трестированные» П. в широком смысле слова). «Автономные» П. действуют иа основании особо утвержденных для каждого из них уставов и все без исключения являются юридическими лицами (ст. 19 ГК). Их директора вправе совершать сделки от имени П. без особой доверенности от министерства или главка.

«Трестированные» П., переведённые на т. н. хозрасчёт, т. е. наделённые в установленном порядке собственными оборотными средствами, с 1931 г. также получили право самостоятельного выступления в гражданском обороте, право заключать договоры от своего имени и нести по ним cамостоятельную имущественную ответственность, право искать и отвечать на суде и в арбитраже от своего имени. По существу они также являются юридическими лицами, хотя и ие имеют особых уставов и не проходят самостоятельно гос. регистрации. Однако действующее Положение о гос. промышленных трестах 29 июня 1927 г. (C3 1927 г. № 39, ст. 392) всё ещё рассматривает иx как несамостоятельную часть единого треста (см.); нотариат и Госбанк требуют предъявления директорами всех «трестированных» П. доверенностей от треста. В действительности доверенность, выдаваемая директору «трестированного» П., утратила своё гражданско-правовое значение, ибо директор по существу выступает не от имени треста, а от имени возглавляемого им (директором) П. и своими действиями порождает гражданские права и обязанности не для треста, а для П. Трест несёт субсидиарную (дополнительную) ответственность за долги входящих в его состав П. лишь в определённых случаях: за платежи в бюджет, за ликвидированное П. в случае его неплатёжеспособности, при наличии специально взятой на себя гарантии по обязательствам «трестированного» П. и т. п. Равным образом, и «трестированное» П. отвечает за долги треста перед бюджетом и в нек-рых других случаях. Одно «трестированное» П. не отвечает за долги другого П. того же треста.

«Трестированное» П., переведённое на т. н. внутренний хозрасчёт, т. е. располагающее нек-рой хозяйственно-оперативной самостоятельностью, но не наделённое в установленном порядке собственными оборотными средствами, представляет собой несамостоятельную часть треста и может выступать в гражданском обороте лишь от имени и по доверенности треста. Трест несёт ответственность по всем его обязательствам. Таково положение ряда П., входящих в состав райпромкомбинатов и других мелких трестов, а также положение подавляющей массы магазинов, входящих в состав торгов. Доверенность, выдаваемая руководителям таких П., сохраняет своё гражданско-правовое значение.

Хозрасчётные государственные П. отвечают но своим обязательствам лишь имуществом, не изъятым из оборота (ст. 19 ГК). На практике, однако, принудительное взыскание обращается, как правило, только на денежные средства П., находящиеся на их расчетных счетах в банке, и лишь в виде редкого исключения — на другие оборотные ценности. 

 

 

Юридический энциклопедический словарь. — Москва, 1987. — С. 363


ПРЕДПРИЯТИЕ с о ц и а л и с т и ч е с к о е (правовое положение), в СССР осн. первичное звено нар. х-ва, социалистич. opr-ция, непосредственно ведущая производств. или иную хоз. деятельность. Существуют П. государственные (заводы, фабрики, совхозы), кооперативные (колхозы, П. потребительской кооперации) и общественные (П. профсоюзов и иных общественных орг-ций). Наиболее важную роль в советской экономике играют гос. П., непосредственно осуществляющие силами коллективов своих работников производств. или иную хоз. деятельность в соответствии с планом на основе хозяйственного расчёта, имеющие закреплённое за ними имущество (часть единого фонда гос. социалистич. собственности, переданная П. на основе права оперативного управления — см. Оперативного управления право), являющиеся самостоятельными субъектами права и пользующиеся правами юридич. лица (см. Лицо юридическое). Правовой статус гос. П. определяется Положением о социалистическом государственном производственном предприятии, утверждённым пост. Совета Министров СССР от 4 окт. 1965 (СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 155). Действие этого Положения рядом постановлений пр-ва распространено практически на предприятия всех отраслей народного хозяйства.

Правосубъектность П. характеризуется компетенцией, к-рая определяется в соответствии с предметом (целями) его деятельности (т. н. спец. компетенция, позволяющая совершать только действия, соответствующие закрепленным в уставе задачам П.). П. может иметь различные наименования (совхоз, отделение железной дороги и др.).

Деятельность П. строится на сочетании централизов. руководства с хоз. самостоятельностью и инициативой. Осуществляются меры по перестройке хоз. механизма, важнейшим элементом которых является расширение прав П., для чего проводятся эксперименты в различных отраслях пром-сти п нар. х-ва. Основные направления экономич. и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года ставят задачу поднять роль П., обеспечив органич. единство их прав и обязанностей, значительно расширить хоз. самостоятельность П., их возможности в технич. перевооружении и совершенствовании производства, в планировании. Повышена экономии. ответственность П. за конечные результаты работы, выполнение обязательств по поставкам продукции, лучшее использование всех видов ресурсов.

Управление П. осуществляется на основе сочетания единоначалия с широким участием трудовых коллективов в обсуждении и решении вопросов деятельности П. Директор организует всю работу П. и несёт ответственность за eгo состояние и деятельность. Директор и его заместители осуществляют права П. и выступают от его имени без особой на то доверенности. Администрация П. в лице директора ежегодно заключает коллективный договор с профсоюзным комитетом как представителем рабочих и служащих. Трудовые коллективы П. участвуют в планирования производства и социального развития, в обсуждении и решении вопросов управления П., улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития произ-ва, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение; развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины. Права трудовых коллективов по участию в управлении П. расширены Законом о трудовых коллективах 1983.

Функции, права и обязанности подразделений П.— цехов, участков, отделов, служб, производств, хозяйств — определяются обычно в положениях, разрабатываемых самим П. В нек-рых случаях пр-во или органы хоз. руководства издают типовые либо примерные положения о подразделениях П. (особенно это касается подразделений, имеющих контрольные функции; отдела технич. контроля, бухгалтерии, юридич. отдела). Важное значение имеет чёткое определение функций, прав и обязанностей производств. звеньев П.— его цехов, производств. участков, бригад.

Для осуществления перестройки хоз. механизма в основном производств. звене на основе решений 27-го съезда КПСС разработан проект Закона о гос. П. (объединении), направленный на существенное расширение хоз. прав П., усиление экономич. методов управления, широкое использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования, расширение демократич. основ и развитие самоуправления.

• Хозяйственное право, М., 1983, гл. 2.

В. В. Лаптев.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024