ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 2. — М.: Русский язык, 1978. — С. 345


МОРАЛЬ ж. фрнц. нравоученье, нравственое ученье, правила для воли, совѣсти человѣка. Моральныя истины, нравственыя.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 178—179


Мораль, нравственность — правила, нормы общежития, поведения людей, одна из форм общественного сознания. Идеалисты считают, что мораль совершенно независима от материальных условий жизни человечества. Марксизм-ленинизм в понимании нравственности и ее требований исходит не из общих и отвлеченных определений, а из конкретных исторических условий. С изменением формы общественного устройства меняется и мораль. Так, с победой буржуазного строя мораль феодалов уступает место буржуазной морали. «...Все дело сводится к смене двух форм общественной организации: система присвоения прибавочного труда прикрепленных к земле крепостных крестьян создала нравственность крепостническую; система «свободного труда», работающего за «чужой счет», на владельца денег,— создала взамен ее нравственность буржуазную» (Ленин). Победа пролетарской революции принесла победу новой морали — морали коммунистического общества. Наша нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. С точки зрения коммунистической морали нравственно, морально лишь то, что способствует уничтожению старого мира, эксплуатации и нищеты, что укрепляет новый, социалистический строй. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма» (Ленин).

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 422


МОРАЛЬ, см. Нравственность.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 366—367


МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ — правила, нормы общежития, поведения людей, определяющие их обязанности и отношения друг к другу и обществу, одна из форм общественного сознания. Идеалисты считают, что мораль совершенно независима от материальных условий жизни людей. Марксизм-ленинизм в понимании нравственности и её требований исходит не из общих и отвлечённых определений, а из конкретных исторических условий. Нравственности, взятой вне человеческого общества, учит марксизм, не существует, это обман. В классовом обществе мораль имеет классовый характер. Нравственность не абстрактная, а историческая категория. С изменением формы общественного устройства, с изменением экономического базиса меняется и мораль. Так, с победой буржуазного строя мораль феодалов уступает место буржуазной морали...Система присвоения прибавочного труда прикрепленных к земле крепостных крестьян создала нравственность крепостническую; система «свободного труда», работающего «за чужой счет», на владельца денег, — создала взамен ее нравственность буржуазную» (Ленин, т. 1, с. 363). Победа пролетарской революции принесла победу новой морали — морали коммунистического общества.

Коммунистическая нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. С точки зрения коммунистической морали нравственно, морально лишь то, что способствует уничтожению старого мира эксплуатации и нищеты, лишь то, что укрепляет новый, социалистических строй. Победа в нашей стране новой, социалистической морали над моралью буржуазной является фактом всемирно-исторического значения. Буржуазные идеологи стремятся твердить принципы торгашеской, капиталистической «морали» в качестве «вечных» и «незыблемых» принципов, соответствующих якобы самой человеческой природе. Опыт Советского Союза показывает, что эти принципы преходящи, как и сам капиталистический строй. Уничтожение в СССР частной собственности на средства производства и победа социалистической собственности, утверждение новых форм труда, новых отношений между людьми — всё это привело к возникновению нового морального облика советского человека. В противовес мещанскому буржуазному индивидуализма, ставящему превыше всего узко личные, эгоистические интересы человека, советских строй воспитывает в человеке понимание первенствующего значения общественных интересов, сочетания личных интересов с общественными. Советский человек по-новому относится к общественной собственности, к труду. Социалистический принцип «кто не работает, тот не ест», социалистические формы труда являются источником формирования новой морали, свободной от буржуазного тунеядства и паразитизма. Советский строй формирует в человеке, мораль гражданина, советского патриота, борца за коммунизм, за счастье всего человечества. Советский патриотизм (см.) — самое глубокое проявление новой, коммунистической морали, новой психологии человека социалистической страны — является могучим стимулом невиданных ранее подвигов советских людей во имя Родины. Очищая сознание человека от пережитков капиталистической морали, советский социалистический строй формирует и воспитывает в человеческом характере новые моральные качества: коммунистической отношение к труду, к общественной собственности, преданность своей социалистической Родине, честность, дух новаторства, настойчивость в достижении цели, сильную волю и т. д.

Советский строй очищает человеческую мораль от одной из самых отвратительных черт, прививаемых капитализмом человеку,— от националистической ненависти к другим народам, к людям других рас и наций. Сознание советских людей проникнуто духом пролетарского интернационализма (см.), уважением к другим народам. Эта черта социалистического сознания и морали ярко выступила в годы Великой Отечественной войны, когда советские люди осуществили свою великую освободительную миссию, избавив народы Европы от фашистского порабощения. Эта черта ярко выступает сейчас, когда советский народ стоит на передовых позициях общего фронта борьбы народов мира против империализма. Черты новой, коммунистической морали находят, своё проявление и в советском быту, в семье, в отношении к женщине. Советская власть сделала для равноправия женщин то, чего не могло сделать старое, буржуазное общество за столетия своего существования.

Коммунистическая партия учит, что только в борьбе между старым и новым, в борьбе с пережитками старой, буржуазной нравственности растёт, развивается новая мораль. У нас ещё сохранились пережитки частнособственнической психологии и морали, ещё есть живые носители этих пережитков. Партия учит вести непримиримую борьбу со всеми пережитками старого, тормозящими наше развитие. Партия обязывает своих членов быть примером передового советского человека, давать образец выполнения требований коммунистической морали. В Уставе Коммунистической партии Советского Союза, утвержденном XIX съездом партии, в разделе об обязанностях членов партии сформулированы важнейшие принципы коммунистической морали. Партия требует от своих членов быть активными борцами за выполнение партийных решений, быть примером в труде, оберегать и укреплять общественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, повседневно укреплять связь с массами, работать над повышением cвоей сознательности, овладевать основами марксизма-ленинизма, соблюдать партийную и государственную дисциплину, развивать самокритику и критику снизу, быть правдивыми и честными перед партией и т. д. (См. также Коммунистическое воспитание трудящихся; Пережитки капитализма в сознании людей.)

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 840


МОРАЛЬ (от лат. moralis — нравственный), 1) нравственность, особая форма обществ. сознания и вид обществ. отношений (моральные отношения); один из осн. способов регуляции действий человека в об-ве с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравств. нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнения требований М. санкционируется лишь формами духовного воздействия (обществ. оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами М. включает исторически преходящие и классовые нормы, принципы, идеалы. С т. зр. марксизма, морально то, что служит обществ. прогрессу. Моральный кодекс строителя коммунизма формирует важнейшие принципы коммунистич. нравственности. М. изучается спец. филос. дисциплиной — этикой. 2) Отд. практич. нравств. наставление, нравоучение.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — C. 292—293


МОРАЛЬ (лат. mores — нравы) одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. От др. форм регулирования массовой деятельности (право, производственно-административный распорядок, государственные декреты, народные традиции и т. п.) М. отличается способом обоснования и осуществления своих требований. В М. общественная необходимость, потребности, интересы об-ва или классов выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения. Поэтому требования М. принимают форму безличного долженствования, равно обращенного ко всем но ни от кого не исходящего повеления. Эти требования имеют относительно устойчивый характер. Они отличаются от простого обычая или традиции, поддерживаемых силой устоявшегося порядка, тем, что получают идейное обоснование в виде представлений о том, как подобает человеку жить и поступать. От права же М. отличается тем, что, во-первых, выполнение каждым нравственных требований контролируется всеми, причем моральный авторитет того или иного индивида не связан с к.-л. официальными полномочиями; во-вторых, исполнение требований М. санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественная оценка, одобрение или осуждение совершенных поступков) . Это обусловливает относительно большую роль сознания в М., чем в др. формах социального контроля, причем сознание это может выражаться как в рациональной форме понятий и суждений, так и в эмоциональной форме чувств, побуждений, склонностей. Наряду с общественным сознанием в М. не меньшую роль играет индивидуальное сознание. Опираясь на выработанные об-вом нравственные представления, усваивая их в процессе воспитания, индивид может в значительной мере самостоятельно регулировать свое поведение и судить о моральном значении всего происходящего вокруг него. Благодаря этому в М. он выступает не только как объект социального контроля, но и как его сознательный субъект, т. е. как нравственная личность. Будучи сложным общественным образованием, М. включает моральную деятельность с т. зр. ее содержания и мотивации (то, как принято поступать в том или ином об-ве, образцы поведения множества людей, нравы); моральные отношения, регулирующие эту деятельность, проявляющиеся в различных формах долженствования, требований к человеку (Норма моральная, Долг, Ответственность, Совесть); моральное сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений (нормы, принципы, общественный и моральный идеалы, понятия добра и зла, справедливости и несправедливости). Все эти формы морального сознания объединены в логически упорядоченную систему, позволяющую не только предписывать, но и определенным образом мотивировать и оценивать моральные действия. Применительно но к различным областям общественной жизни в М. формулируются особые правила (трудовая М., профессиональная, партийная этика, бытовая, семейная М.), к-рые составляют лишь относительно самостоятельные области М. имеющие единое обоснование. М.— явление историческое. Возникая на ранних ступенях формирования об-ва, она развивается в ходе изменения экономических и др. общественных отношений, прогресса материальной и духовной культуры человечества Наряду с общечеловеческими элементами М. включает исторически преходящие и классовые нормы, принципы, идеалы и т. п. В об-ве, разделенном на классы, М. неизбежно носит классовый характер, отражая классовую борьбу. Во всяком классово антагонистическом об-ве наряду с системой М., санкционирующей существующие общественные отношения, утверждающей интерес господствующего эксплуататорского класса, формируется М., отрицающая первую. Ее вырабатывает угнетенный класс, к-рый, поднимаясь на борьбу за преобразование об-ва, освобождается от духовной власти господствующей М., создает свою М.— основу для формирования М. будущего об-ва. В этом отношении принципиальной особенностью обладает мораль коммунистическая, к-рая, возникая как классовая М. пролетариата, становится затем общенародной М. социалистического об-ва в целом, а впоследствии — общечеловеческой нравственностью.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 21. — Москва, 2012. — С. 91. Электронная версия


МОРА́ЛЬ, то же, что нравствен­ность.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024