ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Ссылки

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 334—336


МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ, наука о законах развития природы и общества, о революции угнетённых и эксплуатируемых масс, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического общества. М.-л. есть научное выражение коренных интересов рабочего класса, всех трудящихся. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса явилось закономерным результатом предшествующего развития человеческого общества. Марксизм возник, когда сложился капиталистический способ производства, обнажились и обострились противоречия буржуазного общества, когда на арене исторической борьбы выступил самый прогрессивный, до конца революционный класс — пролетариат.

К. Маркс и Ф. Энгельс, вскрыв классовую природу и ограниченный характер бурж. науки, подвергли критич. переработке все прогрессивные достижения науки: франц. материализм 18 в., метафизич. материализм Л. Фейербаха, идеалистич. диалектику Г. Гегеля, англ. классич. политич. экономию, утопич. социализм. Теоретически обобщив историю развития человеческого общества и опыт классовой борьбы, К. Маркс и Ф. Энгельс создали новое, подлинно научное революционное мировоззрение. В статье «Три источника и три составных части марксизма» В. И. Ленин указал на три внутренние, связанные друг с другом составные части марксизма: диалектический и исторический материализм, марксистскую политическую экономию, научный коммунизм. Марксизм дал ответы на вопросы, к-рые поставила, но не могла разрешить передовая мысль человечества. Марксистское учение, указывал В. И. Ленин, полно и стройно, оно даёт людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой бурж. гнёта. Оно вылито из одного куска стали, и из него нельзя опустить ни одной стороны, не извратив его, не подорвав его революц. основ. Марксизм — это теория и программа революц. рабочего движения для всех стран мира, живое революционное учение, непрерывно обогащающееся на опыте классовой борьбы. Марксизм органически соединяет высшую научность с последовательной революционностью.

Возникновение марксизма, провозгласившего новое, пролетарское мировоззрение, включающее последовательный материализм, диалектику как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теорию классовой борьбы и всемирно-историч. роли пролетариата, ознаменовало собой глубочайший революционный переворот в философии и научной мысли в целом.

К. Маркс и Ф. Энгельс — творцы материалистич. диалектики, учения о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. К. Маркс и Ф. Энгельс распространили диалектический материализм на явления обществ. жизни, создали исторический материализм. Этим самым основоположники марксизма достроили материализм «доверху», создали цельное мировоззрение, охватывающее единой материалистич. теорией как явления природы, так и явления обществ. жизни. Все предшествовавшие марксизму учения об обществе в лучшем случае лишь констатировали идейные побудительные мотивы деятельности людей, не видя лежащей в их основе материальной причины. Прежние учения об обществе не признавали классовой борьбы законом обществ. развития, считали производство, как и все экономич. отношения, второстепенным элементом обществ. развития. Величайшее открытие марксизма состояло в доказательстве того, что материальные условия жизни общества являются той реальной основой, к-рая определяет характер обществ. идей и воззрений, политических и правовых учреждений. Хаос и произвол, царившие до возникновения марксизма во взглядах на историю и на политику, «сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий,— из крепостничества, например, вырастает капитализм» (В. И. Л е н и н). Исторический материализм научно доказал, что история общества есть закономерно развивающийся процесс, превратил изучение истории общества в науку, выводы к-рой являются достоверными данными, имеющими значение объективной истины.

Из всех общественных отношений К. Маркс выделил экономические, производственные отношения людей как основные, первоначальные, составляющие реальный базис, над которым возвышается политическая надстройка и к-рому соответствуют определённые формы общественного сознания. Главный труд К. Маркса «Капитал» посвящён изучению экономич. строя капиталистич. общества. Там, где бурж. экономисты видели отношения вещей (обмен товара на товар), К. Маркс вскрыл и показал действительные отношения между людьми. В своей теории прибавочной стоимости К. Маркс обнажил источники прибыли, богатства класса капиталистов и нищеты трудящихся масс. Учение о прибавочной стоимости есть краеугольный камень экономии, теории марксизма. Исследовав и открыв законы капиталистич. способа производства, К. Маркс обосновал неизбежность гибели капитализма и торжества коммунизма. Выяснив, что классовая борьба является движущей силой общества, разделённого на классы, К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали всемирно-историч. роль пролетариата как могильщика капитализма и творца коммунистического общества. Главное в марксизме — учение о диктатуре пролетариата. К. Маркс научно обосновал, что между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного преобразования первого во второе. «Этому период,— писал К. Маркс в «Критике Готской программы»,— соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Основоположники марксизма показали, что для свержения господства буржуазии и создания нового, бесклассового общества пролетариат должен иметь свою собственную коммунистическую партию.

К. Маркс и Ф. Энгельс всю жизнь развивали и обогащали своё учение. Они рассматривали свою теорию как теорию развивающуюся, как руководство к действию. Марксизм как наука не может стоять на одном месте,— он развивается и совершенствуется. В своём развитии марксизм обогащается новым опытом, новыми знаниями. Отдельные его формулы и выводы изменяются с течением времени, заменяются новыми формулами и выводами, соответствующими новым историческим задачам. Марксизм не признаёт неизменных выводов и формул, обязательных для всех эпох и периодов. Марксизм является врагом всякого догматизма. Творческий характер марксизма является важнейшей его особенностью, свидетельством его жизненности и силы. В. И. Ленин в 1899 писал: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты д о л ж н ы двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни».

После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса верный последователь их учения гениальный Ленин в борьбе с многочисленными врагами революционного марксизма, оппортунистами всех мастей отстоял марксизм от извращений и двинул вперёд марксистскую теорию, обогатил её новыми выводами и положениями в новых условиях классовой борьбы пролетариата.

К. Маркс и Ф. Энгельс жили и работали в период домонополистич. капитализма, когда он развивался еще по восходящей линии, в период подготовки пролетариата к революции, когда пролетарская революция не являлась еще прямой практической неизбежностью. Творец ленинизма В. И. Ленин выступил в период империализма, когда капитализм восходящий превратился в капитализм паразитический, умирающий. Ленинизм вырос и оформился в условиях империализма, когда противоречия капитализма дошли до крайнего предела, когда пролетарская революция стала вопросом непосредственной практики, когда старый период подготовки рабочего класса к революции перерос в новый период прямого штурма капитализма. Опираясь на принципы марксизма, В. И. Ленин развил дальше научный коммунизм применительно к новым условиям развития. Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, марксизм эпохи победы социализма и строительства коммунизма в СССР.

Обобщая всемирно-историч. опыт борьбы рабочего класса и всё то новое, что приобретено наукой, и прежде всего естествознанием, конца 19 и нач. 20 вв., В. И. Ленин развил дальше теоретич. основы марксизма— диалектический и исторический материализм. В. И. Ленин разработал вопрос о монополистич. капитализме, об империализме как новой и последней стадии капитализма, вскрыл его язвы и условия его неизбежной гибели. К. Маркс и Ф. Энгельс анализировали закономерности развития домонополистич. капитализма, когда закон неравномерности его развития не мог еще действовать с полной силой. Основоположники марксизма пришли тогда к выводу, что социалистическая революция не может победить в одной, отдельно взятой стране, что она может победить в результате одновременного удара во всех или в большинстве цивилизованных стран. В нач. 20 в. капитализм домонополистический перерос в капитализм монополистический, капитализм восходящий превратился в капитализм паразитический, загнивающий, умирающий. На основе данных о монополистич. стадии капитализма В. И. Ленин в своём труде «Империализм, как высшая стадия капитализма» показал, что в эпоху империализма всё больше усиливается капиталистич. гнёт, обостряется кризис в колониальных и зависимых странах, особенно обостряются неравномерность развития и противоречия капитализма. Вследствие этой неравномерности происходят империалистич. войны, к-рые ослабляют силы капитализма и делают возможным прорыв фронта империализма там, где он окажется всего слабее. В результате глубокого марксистского анализа империализма В. И. Ленин пришёл к выводу, что в новых условиях развития капитализма социалистическая революция вполне может победить в одной, отдельно взятой, стране, что одновременная победа социалистической революции во всех странах невозможна ввиду неравномерности вызревания революции в этих странах. Значение этой новой, законченной теории социалистической революции состоит в том, что она даёт революционную перспективу пролетариям отдельных стран, развивает их инициативу в деле натиска на свою национальную буржуазию, укрепляет их веру в победу пролетарской революций.

В. И. Ленин развил дальше марксистское учение о диктатуре пролетариата. Он открыл Советскую власть как государственную форму диктатуры Пролетариата; разработал вопрос о диктатуре пролетариата как особой форме классового союза рабочих и крестьян под руководством рабочего класса; Показал, что диктатура пролетариата является высшим типом демократии в классовом обществе, формой пролетарской демократии, выражающей интересы трудящегося большинства в противовес бурж. демократии, выражающей интересы кучки эксплуататоров. В. И. Лений раскрыл значение диктатуры пролетариата как главного орудия построения коммунистического общества. В. И. Ленин обосновал возможность построения полного социалистического общества в одной, отдельно взятой, стране диктатуры пролетариата, окружённой капиталистич. государствами, разработал формы и пути строительства социализма и коммунизма, пути постепенного вовлечения основных масс крестьянства в русло социалистического строительства. В. И. Ленин дал основные принципиальные указания о строительстве коммунистического общества в СССР, о путях постепенного перехода от социализма к коммунизму. Основные наброски, содержащиеся в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса ПО вопросу о гегемонии пролетариата, В. И. Лени развернул в стройную систему гегемонии пролетариата. Он обосновал решающее значение руководства пролетариата трудящимися массами города и деревни не только в деле свержения царизма и капитализма, но и в деле Социалистического строительства общества при диктатуре пролетариата. В. И. Ленин раскрыл революционные возможности трудящегося крестьянства и всесторонне разработал крестьянский вопрос, как вопрос о союзниках пролетариата в его борьбе за власть и за построение коммунистического общества. Опираясь на отправные идеи К. Маркса и Ф. Энгельса по национально-колониальному вопросу, В. И. Ленин развил их применительно к новой эпохе, собрал воедино и дал стройную систему взглядов о национально-колониальных революциях в эпоху империализма. Он обосновал, что решение национально-колониального вопроса неразрывно связано со свержением империализма, и объявил национально-колониальный вопрос составной частью общего вопроса о международной пролетарской революций. В. И. Ленин развил дальше указания К. Маркса и Ф. Энгельса о Коммунистической партии и создал стройное учение о партии нового типа, разработал идеологические, организационные, тактические и теоретические основы Коммунистической партий, отстоял и обогатил новыми положениями теоретические основы партии. В. И. Ленин отстоял и развил марксизм в борьбе против оппортунизма и ревизионизма 2-го Интернационала, против народников, «экономистов», меньшевиков, троцкистов, бухаринцев и др. врагов пролетариата. Ленинизм является интернациональным учением пролетариев всех стран, которым руководствуются коммунистические партии во всех без исключения странах.

М.-л. Получил дальнейшее развитие в трудах ученика В. И. Ленина, продолжателя его великого дела И. В. Сталина, к-рый в новых исторических условиях, в борьбе с оппортунистами развил дальше марксистско-ленинскую теорию, обогатил её рядом новых положений.

Руководствуясь всепобеждающим учением Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина, вырабатывая на его основе правильную политику, Коммунистическая партия привела рабочий класс и всех трудящихся Советской страны к победе Великой Октябрьской социалистической революции, обеспечила построение социализма в СССР и успешно ведёт советский народ к коммунизму. М.-л. составляет нерушимую основу социалистической идеологии, господствующей в Советском Союзе. М.-л. получил широкое распространение во всём мире. Великая жизнеутверждающая сила М.-л. проявилась в создании и укреплений народно-демократического строя в ряде стран Европы, Азии, проявляется в непрерывном росте мирового коммунистического движениям подъёме национально-освободительной борьбы в колониальных и зависимых странах.

М.-л. даёт возможность ориентироваться в окружающей обстановке, видеть историч. перспективу понимать внутреннюю связь событий, организовать победу. М.-л. является такой наукой, знание к-рой обязательно для специалистов всех отраслей науки и деятелей государства трудящихся. В творческой овладении М.-л.— сила и источник успешной деятельности кадров КПСС и Советского государства, коммунистов всех стран.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь — Москва, 1980. — С. 773


МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ, научная система филос., экономич. и социально-политич. взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса, наука о познании и революц. преобразования мира, в законах развития об-ва, природы и человеческого мышления, о законах революц. борьбы рабочего класса, трудящихся за свержение капитализма, построения социалистич. и коммунистич. об-ва. Основоположники марксизма — К. Маркс и Ф. Энгельс; выдающийся вклад в его развитие внёс В. И. Ленин.

Марксизм возник в сер. 19 в. как обобщение опыта того периода истории, когда в передовых странах Европы обострились противоречия, свойственные капитализму, и на арену истории выступил будущий его могильщик и создатель нового коммунистич. об-ва рабочий класс. М.-л.— результат поступат. движения передовой человеческой мысли. Возник на базе критич. переработки достижений нем. классич. философии, англ. политич. зкономии и франц. социализма, к-рые Ленин назвал теоретич. источниками марксизма. Составные, органически связанные части М.-л. философия — диалектич. и историч. материализм, политич. экономия, научный коммунизм (социализм). Создание М.-л. было революцией в истории человеческой мысли. Маркс и Энгельс разработали новую философию, материалистич. диалектику, к-рая носит революционно-критич. характер, и применили её к исследованию актуальных социальных проблем, открыли материалистич. понимание истории. В отличие от предшествующих идеалистич. теорий, утверждавших, что развитие об-ва определяется божеств. волей или сознанием людей, М.-л. показал, что развитие об-ва есть естественноисторич. процесс. Люди сами делают свою историю, однако ход обществ. развития определяется не их свободной волей и желаниями, а материальными условиями их жизни. Впервые об-во было понято как целостный организм, в структуре к-рого производит. силы и производств. отношения определяют др. сферы обществ. жизни: политику, право, мораль, гос-во, также философию, иск-во, науку, религию. Их единство и взаимодействие представляют собой об-во на определ. этапе развития — обществ.-экономич. формацию; развитие и смена формаций составляют процесс прогрессивного движения об-ва. Маркс и Энгельс создали научную политич. экономию, к-рая вскрыла природу капиталистов. и иной эксплуатации как присвоения неоплаченного труда, прибавочной стоимости, показала механизм развития капитализма и его исторически преходящий характер, обосновала неизбежность перехода к социализму. Принципы и программа стр-ва нового об-ва вошли в М.-л. как важнейшая его составная часть — науч. коммунизм. М.-л. доказал, что переход от капитализма к социализму осуществляется в результате борьбы рабочего класса, историч. миссия к-рого состоит в революц. завоевании политич. власти, установлении диктатуры пролетариата, цель к-рой — уничтожение всякой эксплуатации человека человеком и построение социалистич. об-ва. Рабочее движение развивается и побеждает только под руководством авангарда — коммунистич. партии. Важнейшее условие успехов борьбы рабочего класса — его интернац. единство, союз со всеми революц. силами.

М.-л.— единая интернац. основа стратегии и тактики клас. борьбы пролетариата, формы к-рой весьма разнообразны и определяются конкретно-историч внутр. и междунар. условиями разл. стран.

Важнейший принцип М.-л. — неразрывная связь революц. теории с революц. движением. Рабочий класс находит в М.-л. своё духовное оружие, руководство к преобразованию об-ва. М.-л.— постоянно обновляющееся, развивающееся учение. Верховным критерием его истинности является, по словам Ленина, соответствие действительному процессу обществ. развития.

Новый этап в развития М.-л. связан с деятельностью Ленина, творчески обогатившего все его составные части в условиях эпохи империализма и пролет. рев-ций, стр-ва социализма. Обобщив новейшие достижения научной мысли, Ленин развил материалистич. диалектику, применив её к новым условиям обществ. жизни. Он создал учение об империализме как высшей и последней стадии капитализма, разработал учение о партии рабочего класса как высшей форме его организации, крестьянский и нац. вопросы, развил теорию социалистич. рев-ции сделав важнейший вывод о возможности победы социализма в одной стране. Ленин руководил первой в мире победоносной социалистич. рев-цией и определил пути преобразования всех областей обществ. жизни на социалистич. началах. М.-л. развивается коллективными усилиями КПСС и др. братских коммунистич. партий. Они отстаивают творч. характер и чистоту М.-л. в борьбе с правым и «левым» ревизионизмом, догматич. извращениями. M.-л. на совр. этапе дает теоретич. обобщение опыта социалистич. и коммунистич. стр-ва, раскрывает закономерности развития мировой системы социализма, пути строительства коммунизма, показывает характер совр. капитализма, определяет перспективы междунар. революц. рабочего движения и нац.-освободит. борьбы, формы перехода разл. стран к социализму, намечает пути и средства осуществления политики мирного сосуществования двух противоположных социальных систем и обеспечения всеобщего мира.

Подтверждением жизненности М.-л. служат успехи социалистических стран, международного рабочего и нац.-освободит. движения.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 258—260


МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ — научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, созданная Марксом и Энгельсом, творчески развитая в новых условиях Лениным. Марксизм возник в середине 19 в., когда уже наметились исторические пределы капитализма и на арену истории выступил будущий его могильщик — рабочий класс. Он был создан на базе критической переработки достижений нем. классической философии (Гегель, Фейербах), политической экономии А. Смита и Д. Рикаг до, утопического социализма Сен-Самона, Фурье и Оуэна, к-рые Ленин называл источниками марксизма. Составными, внутренне связанными частями М.-л. являются философия — диалектический и исторический материализм, политическая экономия и научный коммунизм. М.-л. не только научно объяснил мир, но и определил условия, пути и средства его преобразования. Применение принципов марксистской философии, материалистической диалектики к анализу об-ва привело к открытию законов его функционирования и развития. Впервые об-во было понято как целостный организм, в структуре к-рого можно выделить производительные силы, производственные отношения и определяемые ими сферы общественной жизни: государство, политику, право, мораль, философию, науку, искусство, религию. Маркс и Энгельс создали научную политическую экономию, к-рая вскрыла природу капиталистической эксплуатации, доказала исторически преходящий характер капитализма, обосновала необходимость перехода к социализму. Принципы и программа строительства нового об-ва вошли в М.-л. как важнейшая его составная часть — научный коммунизм. Марксизм показал, что переход от капитализма к социализму происходит в результате борьбы рабочего класса, историческая миссия к-рого состоит в революционном завоевании политической власти, имеющей своей целью уничтожение всякой эксплуатации человека человеком и построение коммунизма. Рабочее движение побеждает только в том случае, если оно соединяется с социалистической теорией, с марксизмом. Это соединение осуществляет коммунистическая партия — авангард рабочего класса, его организатор и руководитель. М.-л. представляет собой руководство к преобразованию об-ва. Это не собрание догм и готовых рецептов, а постоянно развивающееся учение. Новый важнейший этап в развитии марксизма связан с деятельностью Ленина, творчески обогатившего все его составные части в период, когда пролетарская революция и строительство социализма стали вопросом непосредственной практики. Он поднял на качественно новую ступень марксистскую философию, обобщив новейшие достижения научной мысли, всесторонне развил материалистическую диалектику, применив ее к новым условиям общественной жизни.

Ленин создал учение об империализме как высшей и последней стадии капитализма, развил теорию социалистической революции. Руководя первой в мире социалистической революцией, Ленин определил конкретные пути строительства нового об-ва. В настоящее время М.-л. творчески развивается коллективными усилиями КПСС и др. коммунистических и рабочих партий, к-рые проанализировали процесс углубления общего кризиса капитализма, а также осн. противоречие совр. эпохи — между социализмом и капитализмом и его влияние на процессы мирового развития. Исторический опыт подтвердил, что общие закономерности социалистической революции и строительства нового об-ва проявляются в разнообразных конкретных формах в зависимости от степени развития об-ва, соотношения классовых сил внутри страны и на международной арене. Эти закономерности служат объективной основой международной солидарности рабочего класса, всех потоков мирового освободительного движения. Важнейшее- значение имеет вывод коммунистических партий об отсутствии фатальной неизбежности новой мировой войны, анализ взаимосвязи между мирным сосуществованием и классовой борьбой, значения борьбы за мир для социального прогресса. Коммунистические партии отстаивают творческий характер М.-л. в борьбе с буржуазной идеологией, с ревизионистскими и догматическими его извращениями. В совр. эпоху марксистско-ленинская теория осн. внимание уделяет проблемам социалистического и коммунистического строительства, борьбы рабочего класса капиталистических стран,национально-освободительного движения, демократических движений за мир. Существенным вкладом в теорию и практику М.-л. являются материалы XXVII съезда КПСС. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, КПСС выдвинула концепцию ускорения социально-экономического развития страны как основы планомерного и всестороннего совершенствования социализма, дальнейшего продвижения к коммунизму. Весь ход совр. общественного развития доказывает силу и жизненность, правильность осн. выводов и положений М.-л., демонстрирует его растущее воздействие на направление, формы и темпы общественного прогресса. М.-л. стал властителем дум передового человечества, он воплощается в делах миллионов людей, борющихся за лучшую жизнь, строящих социализм и коммунизм.

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024