Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 570
ДОЛГ, в этике — понятие, выражающее обязанности человека по отношению к обществу, государству, классу, партии. Д. советских людей, ведущих борьбу за построение коммунизма, состоит в беззаветной преданности своей социалистической Родине, Коммунистической партии, в строгом соблюдении Конституции СССР, всех советских законов, в коммунистическом отношении к труду, в бережном отношении к социалистической собственности и укреплении её как священной и неприкосновенной основы советского строя, в готовности защищать социалистическую Родину до последней капли крови. «Защита отечества,— говорит ст. 133 Конституции СССР,— есть священный долг каждого гражданина СССР». Интернациональным Д. советских людей является братская солидарность с трудящимися др. стран. Коммунистическая этика учит прогрессивных людей всего мира мужественно и самоотверженно бороться против лагеря реакции, против всех форм унижения и порабощения человека, за мир, демократию и социализм; коммунистическая этика учит верности великому и всепобеждающему учению Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина.
ДОЛГ, в гражданском праве — обязательство должника перед кредитором, возникающее из договора или иных указанных в законе оснований.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 408
ДОЛГ, категория этики, нравств. обязанностей человека, выполняемые из побуждений совести.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987. — С. 132—133
ДОЛГ — одна из осн. категорий этики, отражающая особое моральное отношение. Нравственное требование, распространяющееся на всех людей (Норма моральная), принимает форму Д., когда оно превращается в личную задачу определенного индивида применительно к его положению в к.-л. конкретной ситуации. Личность выступает здесь как активный субъект морали, к-рый сам осознает и своей деятельностью осуществляет моральные требования. В истории немарксистской этики источник Д. усматривали в воле или разуме бога (Неотомизм, Неопротестантизм), априорном моральном законе (Кант, Интуитивизм), во внеисторической природе человека или в законах естественного мира (Натурализм). Основание Д. часто видели в особом авторитете — боге, "коллективных представлениях", моральном законе индивида и т. п. (Апробативная этика). Марксистская этика видит конечный источник Д. в законах истории, проявляющихся в виде потребностей и задач об-ва и классов. Авторитет об-ва (коллектива, отдельного лица) не является конечным основанием Д., а сам имеет объективные основания. Поэтому человек должен не просто исполнять кем-то сформулированные или стихийно установленные требования, а понять их социальное происхождение и последствия для своих личных и совместных действий. Таково одно из непременных требований коммунистической морали, благодаря к-рому человек поднимается до сознательного (а значит, и лично мотивированного и обоснованного) служения интересам всего человечества и творчества истории. В условиях социалистического об-ва, решающего всемирно-историческую задачу построения коммунизма, высший Д. личности — своими действиями в различных конкретных обстоятельствах способствовать осуществлению этой цели, видеть за любой частной социальной задачей общую историческую перспективу.
Большая российская энциклопедия. Том 9. — Москва, 2007. — С. 201-202. Электронная версия
ДОЛГ, одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Д. выражает императивную форму морали. Сами действия, поскольку они мотивированы Д., именуются обязанностями; понятие «обязанность» говорит о том, что́ (какое конкретное действие) совершается, а понятие Д. – о том, почему оно совершается. Служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть Д., когда действие совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т. д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную ценность.
Рус. слово «Д.» имеет ещё второе значение (то, что взято взаймы и необходимо вернуть). Долговые обязательства стали прообразом обязательств, исполнение которых является безусловным. Речь идёт о такой безусловности, которая не может быть надёжно гарантирована внешним образом. Для этого требуется ещё внутр. принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального долга.
Начало теоретич. осмысления Д. восходит к стоицизму, к предложенному Зеноном из Кития выделению в человеческом поведении двух аспектов: собственного нравственного и «надлежащего» (сообразного природе). Надлежащие поступки, целесообразные с точки зрения сохранения и воспроизводства жизни, этически нейтральны, относятся к сфере «безразличного» (адиафора); нравственно-должными они становятся лишь при определённом внутреннем («разумном») отношении к ним, т. е. когда они совершаются по требованию нравственного закона, а не из инстинкта самосохранения. Аналогично проводимое Цицероном в кн. «Об обязанностях» («De officiis») разделение обязанностей на «совершенные» (officia perfecta), реализуемые только мудрецами, и «обыкновенные», или «средние» (officia media), проистекающие из многообразных аспектов человеческой жизни и касающиеся всех людей. Учение Цицерона о Д. было воспринято Амвросием Медиоланским, давшим его христианизированное переложение в соч. «Об обязанностях священнослужителей» («De officiis ministrorum»). В Новое время понятие Д. осмыслялось в рамках концепции естественного права и общественного договора. По Т. Гоббсу, обществ. жизнь невозможна, если человек произвольно разрушает то, что раньше добровольно сделал. «Контрактная идея» Д., согласно которой сама процедура соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам соглашения, намеченная в общих чертах в контексте социально-договорной теории общества и государства, стала основой самостоят. теории во 2-й пол. 20 в. в рамках т. н. дискурсивной этики (К. О. Апель, Ю. Хабермас).
Наиболее развитая теория Д. была предложена И. Кантом, видевшим в Д. единственное субъективное основание, благодаря которому нравственный закон, выступающий в форме категорического императива, безусловного принуждения к поступку, приобретает действенность. Д. предстаёт только в соотнесённости со склонностями и в противостоянии им. Д. не отменяет прочие максимы, которые можно интерпретировать как максимы себялюбия, он только взвешивает их с точки зрения соответствия критерию общезначимости и в случае положительного результата выступает их нравственной санкцией, являющейся дополнением и усилением этих максим. Процедура такого взвешивания сводится к мысленному эксперименту, в ходе которого человек как разумное существо должен ответить на вопрос, совершил бы он соответствующий поступок также и в том случае, если бы у него не было никакой выгоды совершить его или если бы он противоречил его склонностям. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен Д., а совершается ради Д. Этич. ригоризм Канта, смягчённый в неокантианстве, был подвергнут критике почти во всех последующих оригинальных этич. системах.
Современная «постклассическая» философия в этич. аспекте в целом характеризуется антинормативизмом, что проявляется, в частности, в критике императивной формы морали и смещении Д. на периферию моральной жизни.
Библиография
Лит.: Судаков А. К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон. М., 1998.
Большая российская энциклопедия. Том 9. — Москва, 2007. — С. 202. Электронная версия
ДОЛГ (задолженность), экономич. категория, отражающая отношения разл. субъектов по поводу возникновения задолженности одной стороны перед другой и её погашения в оговорённые сроки и в оговорённой форме. Д. может возникнуть в результате отсрочки платежа или предоставления партнёру коммерч. кредита или займа. Может выражаться как в денежной, так и в натуральной форме. Должник обязан вернуть кредитору имущество, обладающее теми же характеристиками, что и занятое (размер, количество и др.). Д. может быть внутренним и внешним (см. Государственный долг).
По длительности периода предоставления различаются Д. краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (св. 5 лет); исходя из соблюдения сроков возврата – срочные, текущие, просроченные. Д. бывает безнадёжным, когда его погашение невозможно из-за неплатёжеспособности должника. Д. могут быть номинированы в нац. и иностр. валюте. Номинация Д. зависит от конкретных целей и задач должника, а также от того, на каких рынках происходит размещение долговых обязательств. Источниками погашения долговых обязательств государства являются налоговые поступления в бюджет, а корпоративных обязательств – прибыль от финансово-хозяйств. деятельности предприятий или заёмные средства.