ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: изд. СЭ, 1980. — С. 406


ДОБРО И ЗЛО, наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положит. и отрицат. нравств. ценности, противоположность того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 130


ДОБРО И ЗЛО — морально-этические категории, в к-рых выражается нравственная оценка поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений с определенных классовых позиций. Под Д. понимается то, что об-во (данный класс) считает нравственным, достойным подражания. З. имеет противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Для метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и неизменных оснований Д. и з. Идеализм усматривает их в божественной воле или абсолютном духе. Согласно этической теории КантаД. является то, что соответствует повелениям нравственного закона, заложенного в каждом разумном существе и не зависящего от условий, в к-рых живет человек (Категорический императив). Представители домарксовского материализма чаще всего находили источник Д. и з. в абстрактной природе человека, в его стремлении к наслаждению, счастью (Гедонизм, Эвдемонизм). Даже те из них, кто связывал нравственность с условиями жизни и воспитания человека, объявили представления о Д. и з. вечными и неизменными. Фактически же под "внеисторической человеческой природой" всегда скрывались социально обусловленные черты, свойственные представителям определенной социальной общности. Поэтому в обосновании Д. и з., по существу, каждый мыслитель отстаивал нравственную позицию того или иного класса. Для совр. буржуазной этики наиболее характерны, с одной стороны, попытки представить господствующие в официальной морали капиталистического об-ва представления о Д. и з. как истинные и вечные с др.— отрицание объективных критериев Д. и з. Научное обоснование понятий Д. и з. впервые дано в марксистской этике. "Представление о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому" (Маркс К., Энгельс Ф., т. 20, с. 94). Но изменения эти не являются результатом произвола, не зависят лишь от мнения субъекта. Их источник корениться в условиях жизни об-ва, и в силу этого они носят объективный характер. Поступки людей должны быть оценены как Д. и з. соответственно тому, способствуют они или препятствуют удовлетворению исторических потребностей прогрессивного класса, выражающего эти потребности. В коммунистической морали представления о Д. и з. выражаются через совокупность конкретных нравственных требований, определяющих нормы такого поведения людей, к-рое активно способствует освобождению трудящихся от эксплуатации, успешному строительству социализма и коммунизма, делу мира и социального прогресса.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024