ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 679


ИНДИВИДУАЛИЗМ, характерная черта бурж. мировоззрения, объявляющего личность основой обществ. жизни и игнорирующего массу, народ, коллектив. Возвеличивая личность, индивидуалисты имеют в виду личность буржуа, эксплуататора («сверхчеловек» Ницше) и пренебрежительно, враждебно относятся к личности трудящихся человека и к обществ. интересам. Марксизм-ленинизм, открыв закономерности общественного развития, научно обосновал, что главной созидательной, творческой силой общества является народ, трудящиеся массы.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 494


ИНДИВИДУАЛИЗМ, тип мировоззрения, в основе к-рого лежит противопоставление отд. индивида об-ву. Моральная ориентация И.— эгоизм, в крайних формах она приводит к анархизму и нигилизму. Критикуя И., марксизм-ленинизм противопоставляет ему принципы коллективизма.

 

 

С. И. ОжеговСловарь русского языка. — Москва, «Русский язык», 1986. — С. 214


ИНДИВИДУАЛИ’ЗМ, 1. -а, ж. Буржуазное воззрение, согласно к-рому интересы отдельной личности выше интересов общества. 2. Стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности в противопоставлении себя коллективу. || прил. индивидуалестический, -ая, -ое и индивидуалистичный, -ая, -ое; -чен, -чна.

ИНДИВИДУАЛИ’СТ-а, м. Человек, к-рый проявляет индивидуализм в образе мыслей и поступках. || ж. индивидуалистка, -и. || прил. индивидуалистский, -ая, -ое.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы. 1987. — С. 162—163


ИНДИВИДУАЛИЗМ — нравственный принцип, особенно характерный для буржуазной идеологии и морали. Теоретическая основа И.— признание автономии и абсолютных прав личности в об-ве. Теоретики эксплуататорских классов считают, что И. заложен в "неизменной человеческой природе". В действительности И. как принцип противопоставления личности коллективу, подчинения общественных интересов личным сложился с возникновением частной собственности и разделением общества на классы. В эпоху становления буржуазных отношений концепции И. сыграли свою положительную роль в борьбе за освобождение личности от оков феодализма и католической церкви (Гуманизм), но с утверждением буржуазии как господствующего класса проповедь И.приобретает все более антигуманный смысл и в конечном счете служит идеологическим оправданием отношений капиталистической эксплуатации. Законченное выражение И. получил в философии Штирнера, а в эпоху империализма — у Ницше, учение к-рого об "элите" и "сверхчеловеке" было принято фашизмом. Пережитки И. в сознании людей в условиях социалистического об-ва находятся в глубоком противоречии с принципами коммунистического морали коллективизма. Преодолевая пережитки И., социалистическое об-во защищает подлинные интересы личности и создает реальные условия для расцвета индивидуальности и развития дарований человека.

 

 

РКН: сайт нарушает закон РФ
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчёркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка[1]. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством. Индивидуализм есть противоположность коллективизма... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024