Содержание:
Патрiотъ — Даль. Толковый словарь
Патрiотизмъ — Большая Энциклопедия. 1900—1905
Патриотизм — Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Патриотизм — Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Патриотизм • Патриотизм советский (социалистический) — Краткий философский словарь. 1954
Патриот. Патриотизм — Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Патриотизм — Философский словарь. 1987
Патриотизм — Большая российская энциклопедия
В. Даль. Толковый словарь : в 4 т. — М.: изд. Русский язык, 1978
ПАТРIОТЪ, —тка, любитель отечества, ревнитель о благѣ его, отчизнолюбъ, отечественникъ или отчизникъ. Патрiотизмъ м. любовь къ отчизнѣ. Патрiотическiй, отчизненный, отечественый, полный любви къ отчизнѣ. Патримонiальный, отеческiй, отнiй, отчiй, отчиный.
Большая Энциклопедия : в 20 т. — 1900—1905
Патрiотизмъ (лат.), любовь къ отечеству, состоящая не только въ привязанности къ странѣ и народу, къ которому человѣкъ принадлежитъ по рожденiю, но и въ общемъ образѣ мысли и чувствахъ, заставляющихъ отдѣльное лицо жертвовать своими личными интересами на пользу своего отечества и своего народа.
"Патрiотъ". Журналъ воспитанiя, издаваемый Владимiромъ Измайловымъ, выход. въ Москвѣ ежемѣс. въ 1804.
Патрiоты, названiе партiи въ республикѣ Соед. Нидерландовъ въ XVIII в. Поставившей себѣ цѣлью уничтоженiе штатгальтерства герц. Оранскихъ. Партiя раздѣлялась на аристократическую и демократическую. Въ 1795 П., съ помощью французовъ, удалось прогнать Оранскiй домъ и утвердить Батавскую республику.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ПАТРИОТИЗМ, любовь к родине, отечеству, «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (В. И. Ленин). Благородное чувство П., любовь к родине и преданность ей издавна присущи народным массам. Движимые этим чувством, трудящиеся поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей и всех угнетателей. В основе П. трудящихся лежит преданность своему народу, стремление отдать все силы защите его интересов. П. трудящихся означает любовь к своему народу и уважение к другим народам, к их правам, свободе и культуре.
Качественно новым, высшим типом П. является советский П. Возникнув в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, советский П. развивался и утвердился в ходе борьбы трудящихся СССР за революц. переделку общества, за построение социализма. Советский П.—это чувство горячей любви советского, человека к своей социалистической Родине, к Коммунистической партии. Сила советского П. состоит в том, что он имеет основой не расовые или рационалистич. предрассудки, а глубокую преданность и верность народа своей социалистической Родине, братское содружество трудящихся всех наций Советской страны. Советский П. неразрывно связан с интернационализмом и глубоко гуманен в своей основе. Он в корне противоположен бурж. национализму и космополитизму. В советском П. гармонически сочетаются нац. традиции народов СССР и их общие жизненные интересы. Советский П. является одной из движущих сил развития советского общества. В странах народной демократии П. народных масс играет огромную роль в их борьбе за построение социализма.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ПАТРИОТИЗМ (от греч. patris — родина), любовь к родине, «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (В. И. Ленин). Социалистич. П. органически связан с интернационализмом и противоположен бурж. национализму, а также космополитизму.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Гос. издательство политической литературы, 1954
ПАТРИОТИЗМ — любовь к отечеству, «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин, т. 28, с. 167). Патриотизм порождается не таинственным «национальным духом» или «расовой душой», как это утверждают буржуазные социологи, а определёнными социально-экономическими условиями. Патриотизм — явление историческое, имеющее в разные эпохи различное содержание. Как важнейший элемент общественного сознания патриотизм приобрёл особое значение в период образования наций и национальных государств, в эпоху подымающегося капитализма, когда буржуазия, разрушая феодализм и феодальную раздробленность, собирала нацию (см.) воедино и выступала как представительница всей нации. Однако по мере дальнейшего исторического развития и обострения антагонизма классов внутри буржуазных наций всё больше и больше обнаруживались фальшь и лицемерие «патриотизма» буржуазии. Под видом «патриотизма» буржуазия проводила политику захвата чужих национальных территорий, сеяла недоверие и ненависть к другим нациям. Ради сохранения своих прибылей и своего господства над трудящимися она предавала национальные интересы, подло изменяла родине; «...выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся» (Ленин, т. 27, с. 330). Современная буржуазия открыто торгует национальными интересами своих стран.
Действительными патриотами родины являются трудящиеся, всегда выступающие как самые последовательные защитники национальной независимости своей страны, борющейся иноземных захватчиков, так и против ига собственной буржуазии. Трудящиеся массы кровно заинтересованы в судьбах своей родины, в её освобожден и и от гнёта и эксплуатации, в создании условий для её действительного рассвета. «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? — писал Ленин в 1914 r. Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты» (т. 21, с. 85).
Любовь к родине всегда жила в сердце русского народа и других народов России. Эта любовь побуждала их в годы тяжёлых испытаний, во времена нашествия на Россию иноземных захватчиков, грудью становиться на защиту родной земли. Но эту любовь к родине отравляло сознание того, что хозяевами страны были угнетатели — царь и его чиновники, помещики и капиталисты. Рабочие и крестьяне ненавидели существовавший в стране общественный и государственный строй. Только с победой социалистической революции любовь к родной земле, к cвоему народу неразрывно слилась в сознании трудящихся с преданностью новому общественному строю, новому государству, созданному ими самими под руководством рабочего класса и Коммунистической партии. С победой Великой Октябрьской социалистической революции народ стал хозяином своей страны, хозяином всех её богатств. Трудящиеся впервые обрели своё действительное отечество. На этой основе развился новый, советский патриотизм, ставший одной из могущественных движущих сил социалистического общества (см. Патриотизм советский).
В современных капиталистических странах подлинными патриотами своей родины выступают трудящиеся массы. Они борются за национальную независимость, против всяких попыток закабаления их стран иностранными империалистами.
ПАТРИОТИЗМ СОВЕТСКИЙ (СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ) — патриотизм нового, высшего типа, возникший в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, на основе победы социалистического строя, ликвидации эксплуатации человека человеком и уничтожения национального порабощения одних народов другими. Советский патриотизм является одной из могучих движущих сил советского общества, возникших на основе достигнутой в Советской стране общности и дружественного сотрудничества рабочих, крестьян интеллегенции.
Советский патриотизм основан на беззаветной преданности и верности рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, всех наций и народов СССР своей социалистической Родине, на братской содружество трудящихся всех наций нашей страны. «В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союоза. Советский патриотизм не разъединяет, а, наоборот, сплачивает все нации и народности нашей страны в единую братскую семью» (Сталин, О Великой Отечественной войне Советского Союза, 160—161).
Каждая нация, каждый народ, входящие в состав Советского Союза, ставят свои передовые национальные традиции на службу общим интересам всех трудящихся СССР. Советский строй придал чувству национальной гордости трудящихся невиданную силу. В советском патриотизме выражено чувство любви к советской социалистической Родине, где вся власть принадлежит трудящимся, где уничтожены эксплуататорских классы и нет классового и национального гнёта, где трудовой народ является хозяином страны. Советский патриотизм означает чувство гордость трудящихся за свою Родину, которая преодолела былую отсталость и превратилась в авангард всего передового человечества. Советские люди гордятся тем, что в нашей стране впервые победил социализм, что наша страна проложила путь, по которому идут и другие передовые страны мира. В советском патриотизме выражается сознание трудящимися превосходства социалистического строя, превосходства социалистической культуры над буржуазной культурой. Поэтому советский патриотизм несовместим с низкопоклонством перед буржуазной культурой Запада, которое свойственно ещё отдельным отсталым советским людям и является одним из вреднейших пережитков старого в сознании людей. Советскому патриотизму также глубоко чужд буржуазный национализм (см.).
Сила советского патриотизма в том, что он является действительно всенародным. На развалинах старых, буржуазных наций в Советской стране возникли и развились новые, социалистические нации, свободные от непримиримых классовых противоречий. На базе победы социализма и морально-политического единства нашего общества советский патриотизм достиг высшего расцвета. Советский патриотизм объединяет рабочих, крестьян, интеллигенцию, все нации и народности, населяющие много национальный Советский Союз, в дружную семью трудящихся. В советском патриотизме находит глубокое выражение братство народов СССР, сплотившихся вокруг великого русского народа, представляющего наиболее выдающуюся нацию из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Советский патриотизм как одна из движущих сил социалистического общества проявляется в многообразных формах. В период Великой Отечественной войны он был животворным источником невиданного героизма советских воинов на полях битв и трудовых подвигов советских людей в тылу. Советский патриотизм даёт стимул такому могучему и непреодолимому движению современности, как социалистическое соревнование. Советский патриотизм был одной из тех важнейших сил, которые помогли Советской стране в кратчайший срок восстановить после войны народное хозяйство, успешно выполнить послевоенную пятилетку, а ныне он движет советский народ на успешное выполнение новых планов развития СССР. Советский патриотизм проявляется и должен проявляться в высокой бдительности советских людей по отношения ко всяким проискам врагов социалистической Родины, исходящим извне, от капиталистического окружения, и изнутри, со стороны отдельных враждебных Советской власти элементов, поддерживаемых капиталистическими государствами. Поэтому советских люди должны всемерно усиливать революционную бдительность, зорко следить за происками врагов, вести непримиримую борьбу с малейшим проявлением ротозейства в своих рядах. Развивать и культивировать советский патриотизм — такова в настоящее время главная задача коммунистического воспитания.
Советский социалистический патриотизм органически сочетается с пролетарским интернационализмом, с чувством братской солидарности и взаимной помощи трудящихся всех стран в борьбе за низвержение капитализма во всём мире и победу коммунизма. Коммунистическая партия Советского Союза ставит одной из своих главных задач «воспитывать членов общества в духе интернационализма и установления братских связей с трудящимися всех стран» («Устав КПСС»).
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: изд. Русский язык, 1986
ПАТРИОТ, -а, м. 1. Человек, одушевленный патриотизм. Советский п. 2. перен., чего. Человек, преданный интересам какого-н. дела, горячо любящий что-н. П. завода. П. города. || ж. патриотка, -и.
ПАТРИОТИЗМ, -а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских войнов. Советский п. || прил. патриотический, -ая, -ое.
ПАТРИОТИЧНЫЙ, -ая, -ое, -чен, -чна. Проникнутый патриотизм. П. поступок. || сущ. патриотичность, -и, ж.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М,: Издательство политической литературы, 1987
ПАТРИОТИЗМ (греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием к-рого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины, П.— „одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., т. 37, с. 190). Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В антагонистическом об-ве содержание П. становится классовым, ибо каждый класс выражает свое отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы. В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств П. становится неотъемлемой составной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов в процессе развития буржуазного об-ва обнаруживается противоречивый характер П.: с превращением буржуазии в господствующий класс ее П. перестает отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, он ограничен эксплуататорскими интересами, смыкается с национализмом и шовинизмом, ибо „выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся..." (Ленин В. И., т. 36, с. 328—329). Для П. мелкой буржуазии характерны национальная ограниченность и национальный эгоизм, определяющим в ее отношении к отечеству являются не интересы социального прогресса, а узкокорыстные интересы, В буржуазном об-ве только пролетариат выступает выразителем коренных национальных интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ходе социалистической революции меняется социальная сущность П., его гл. элементом становится социализм — объект общенациональной гордости трудящихся, формируется социалистический всенародный П., неразрывно связанный с интернационализмом. Социалистический П. выражается в преданности и верности не только своей родине, но и всему социалистическому содружеству, в солидарности с борьбой трудящихся всех стран против империализма.
ПАТРИОТИЗМ // Большая российская энциклопедия 2004—2017. Электронная версия
ПАТРИОТИ́ЗМ (от греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – родина, отечество), осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям. Предпосылки возникновения П. складываются в первобытном обществе и связаны с привязанностью к семье, роду, племени, своей земле, с почитанием родовых божеств и предков.
В Древнем мире эти привязанности становятся осмысленными и обретают идеологич. нагрузку. В Древней Греции изначальный, т. н. полисный П., тесно связанный с понятием гражданства, постепенно, преим. под влиянием греко-персидских войн и столкновения с варварским миром, уступает своё место панэллинскому П., скреплённому единым языком и единой культурой. В Древнем Риме с расширением государства полисный П. вырос в имперский. Одну из основ конфуцианской этики в Древнем Китае вместе с верностью императору составляла любовь к своей стране. В средние века П. предполагал не столько любовь к своей стране и народу, сколько в первую очередь преданность вере и служение сюзерену. На этой основе и на Западе, и на Востоке сложилась идея универсальной христианской или исламской империи (Визант. империя, Халифат, Священная Римская империя), противостоящая местному П. В сознании русского народа П. существовал вопреки политич. раздробленности и был прочно связан с православием, что особенно проявилось в Смутное время. С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотич. идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху».
Сам термин «П.» прочно входит в словарь европ. стран в 18 в. Хотя доминантой понятия «П.» по-прежнему оставалась идея защиты родной страны, на Западе с кон. 18 в. оно обогащается новым смыслом, рождённым революц. событиями эпохи: патриотами называют участников Войны за независимость в англ. колониях в Сев. Америке, патриотов движения в республике Соединённых провинций, Вел. франц. революции, сподвижников С. Боливара в Лат. Америке. В эпоху наполеоновских войн к понятию «П.» в Испании, Португалии, Германии обращаются и консерваторы.
В России с возникновением империи понятие «П.» становится стержнем гос. идеологии. Оно трактуется как высшая нравств. добродетель (Екатерина II, Н. М. Карамзин и др.). После Отеч. войны 1812 П. стал характерной чертой как идеологии «западников» (Т. Н. Грановского, В. Г. Белинского и др.) и «славянофилов» (А. С. Хомякова, И. В. Киреевского и П. В. Киреевского и др.), так и «официальной народности» теории.
В случае острых гражд. конфликтов на первый план выдвигается некий идеальный образ родины, за который сражаются люди противоположных политич. взглядов: патриотами считали себя «северяне» и «южане» в Гражданской войне в США 1861–65, республиканцы и франкисты в Испании сер. 1930-х гг. и т. д. Однако основой П. всегда оставалась защита отечества от внешней угрозы. Поэтому понятие «П.» стало особенно востребованным во время 2-й мировой войны.
П. повсюду в мире стал мощным политич. орудием: вводится почитание нац. символов (флаг, гимн, герб), создаётся система патриотич. воспитания. Свойство П. консолидировать нацию активно используется властью для реализации разл. политич. проектов. В свою очередь оппозиция часто подвергает правительства критике за их мнимый или действительный отход от патриотич. курса.
Понятию «П.» противополагают обычно понятие космополитизм, однако соотношение этих понятий остаётся достаточно сложным. При определённом взаимном отталкивании они составляют и некое единство – возможно защищать интересы своего отечества и одновременно стремиться к разрешению глобальных проблем (экология, справедливый междунар. экономич. порядок, борьба с эпидемиями и голодом, поддержка жертв политич. преследований и т. д.), опираясь на общечеловеческие ценности.
Если на Западе понятие «П.» широко используется в том же значении, что и понятие «национализм» (впрочем, Ш. де Голль, напр., подчёркивал, что он патриот, а не националист), то в России они по традиции оппонируют друг другу, приобретая аксиологич. оттенки: П. имеет определённо положительный смысл, тогда как национализм (и особенно его крайняя форма – шовинизм) рассматривается в негативном плане как идеология, противопоставляющая народы и государства. В последнее время широкое распространение среди отеч. обществоведов получила идея «гражданского патриотизма», связанная с концепцией «российской гражданской нации».
Лит.: Boswell J. The life of S. Johnson. L., 1830; Панарин А. С. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. 1993. № 6; Малинкин А. Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания // Социологический журнал. 1999. № 1/2; Андреев Э. M., Кузнецова А. В. Культура патриотизма и консолидация общества. М., 2004; Бердяев Н. А. Дух и реальность. М., 2011; Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М., 2013.
Статуя Родина-мать (Мамаев курган, Волгоград)
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа, любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ