ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. «Словарь русского языка». 1986
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Справедливость — является однимъ изъ высшихъ принциповъ взаимныхъ отношенiй между людьми. Въ идеѣ С. Спенсеръ различаетъ два элемента. Положительный элементъ ея заключается въ признанiи за каждымъ человѣкомъ права на безпрепятственную дѣятельность и на пользованiе тѣми благами, которыя она приноситъ; а такъ какъ люди одарены различно, то и въ результатѣ ихъ дѣйствiй неизбѣжно неравенство. Отрицательный элементъ идеи С. заключается въ сознанiи того, что существуютъ предѣлы, обуславливаемые наличностью другихъ людей, имѣющихъ одинаковыя права, уваженiе къ которымъ является необходимѣйшимъ условiемъ общественной жизни; въ мысли о сферахъ дѣйствiя, взаимно ограниченныхъ, заключается понятiе равенства. Неуравновѣшенная оцѣнка этихъ двухъ элементовъ ведетъ, по мнѣнiю Спенсера, къ расходящимся нравственнымъ и соцiальным теорiямъ. Такъ, въ идеѣ С., выработанной греческой философiею, преобладаетъ элементъ неравенства. Въ дiалогахъ Платона справедливымъ признается «правило о томъ, чтобы индивидуумы не брали принадлежащаго другому, и въ свою очередь не лишались принадлежащаго имъ самимъ»; С. состоитъ, поэтому, въ томъ, «чтобы каждый человѣкъ имѣлъ и дѣлалъ то, что ему принадлежитъ»; несправедливо браться за занятiе другого человѣка и «пробивать себѣ путь» изъ одного класса въ другой. Наоборотъ, въ системахъ утилитаризма (правило Бентама: «каждый долженъ считаться за одного, никто не долженъ считаться болѣе, чѣмъ за одного») и коммунизма элементъ неравенства совершенно исчезаетъ: С. означаетъ равное распредѣленiе матерiальныхъ и нематерiальных благъ, достигаемыхъ человѣческою дѣятельностью, при чемъ совершенно не допускается, чтобы доли счастiя, достающагося людямъ, представляли неравенства, сообразно съ ихъ способностями или характерами. Истинное понятiе о С. получается, по мнѣнию Спенсера, путемъ надлежащей координацiи двухъ указанныхъ элементовъ, при чемъ идеи равенства и неравенства примѣняются одновременно: первая — къ границамъ, вторая — къ результатамъ человѣческой дѣятельности. Въ дѣйствительности теорiя Спенсера соотвѣтствуетъ лишь мiровоззрѣнiю капиталистическаго общества, какъ оно выразилось въ девизѣ laisser faire, ограничивающемъ задачи государства одной лишь охраной права. Между тѣмъ, требованiя С., имѣя неизмѣнную основу, по содержанiию своему измѣняются сообразно нуждамъ времени и мѣста. Эта неизмѣнная основа выражена еще въ формулѣ Гиллеля (VIII, 671): «не дѣлай другимъ того, чего не желаешь себѣ» — формулѣ, сводящейся къ принципу равноцѣнности всѣхъ людей, что далеко не равнозначаще признанiю равенства относительно прѣделовъ чѣловеческой дѣятельности. Объ отношенiи формулы Гиллеля къ христiанской заповѣди любви и совершенства ср. ст. Влад. Соловьева: «Споръ о С.» («Вѣстникъ Европы», 1894, №№ 4 и 7). См. Спенсеръ, «С.» (СПб., 1897). Какъ основной элементъ правосознанiя, С. должна найти выраженiе въ юридическихъ нормахъ; но положительное право всегда отстает отъ жизни. Способомъ приближенiя перваго къ послѣдней служитъ казуальное юридическое творчество, которое ставитъ себѣ задачею восполнять и измѣнять действующее право сообразно особенностямъ отдѣльныхъ случаевъ, а исходнымъ моментомъ своимъ и руководящимъ началомъ объявляетъ С. Отсюда дуализмъ между правомъ легальнымъ и судебною практикою, проводящею начала С. Такъ было въ древнемъ Римѣ (XXVI, 796), гдѣ строгому праву (strictum jus) противополагалось преторское право (см. Эдиктъ претора), исходившее изъ началъ «справедливости» (aequitas), которая понималась въ самомъ широкомъ значенiи и синонимами которой у юристовъ классической эпохи служили «добрая совѣсть» (X, 815) «добрые нравы» (boni mores), «честность» (honestas) и др. выраженiя (pietas, verecundia и т. п.). С. требовала толкованiя актовъ по ихъ смыслу и дѣйствительнымъ намѣренiямъ сторонъ; она требовала также возмѣщенiя всякаго неправомѣрнаго ущерба, уполномочивала судью на разрѣшенiе всякаго спора по совѣсти и по внутреннему убѣжденiю. Въ задачи С. входила также защита родства по крови, въ противоположность агнатству. С. положена была и въ основу понятiя объ обманѣ, явившегося однимъ изъ крупнѣйшихъ орудiй преторского права. Ссылка на обманъ, въ видѣ иска (actio de dolo) или возраженiя (exceptio doli), допускалась какъ вспомогательное средство, коль скоро обычай добропорядочныхъ и честныхъ людей требовалъ судебнаго преслѣдованiя или судебной защиты, хотя бы въ силу строгаго права они были неосуществимы. Если преторъ включалъ въ судебную формулу оговорку объ обманѣ, то такая формула обязывала судью-присяжнаго разбирать все дѣло по «совѣсти» (bona fide) и С. Особая система права С. сохранилась и въ Англiи, гдѣ проводникомъ С. (equity) служитъ канцлерскiй судъ (XIV, 346). Въ Россiи попытку введенiя такого суда С. представляли собою совѣстные суды (см.).

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


СПРАВЕДЛИВОСТЬ, одна из основных категорий нравственности, означающая опенку людьми социальных явлений и действий человека с точки зрения тех или иных нравственных принципов. В классово антагонистич. обществе у различных классов имеются различные представления о С.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


СПРАВЕДЛИВОСТЬ, категория морально правового и социально-политич. сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью разл. индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986


СПРАВЕДЛИ´ВОСТЬ, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Социальная с. Поступить по справедливости. ♦ Отдать справедливость кому-чему (книжн.) — признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства.

СПРАВЕДЛИ´ВЫЙ, -ая, -ое; -ив. 1. Действующий беспристрастно, в соответствии с истиной. С. судья. С. поступок. Справедливое решение. Справедливо (нареч.) оценить. 2. Осуществляемый на законных и честных основаниях. Справедливая народная война. Справедливое требование. 3. Истинный, правильный. Полученные сведения оказались справедливыми. Ваше возмущение вполне справедливо. || сущ. справедливость, -и, ж. 

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. М.: Издательство политической литературы, 1987


СПРАВЕДЛИВОСТЬ — категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. С. подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни об-ва и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость. Первое в истории общественного сознания понимание С. было связано с признанием непререкаемости норм первобытно-общинного строя: несправедливо и подлежит наказанию все, что нарушает эти нормы. Позднее С. стала означать равенство людей в их правах и пользовании средствами жизни, Затем С. начинают отличать от простого равенства, включая в нее различия в положении людей сообразно их достоинствам. Во всей истории классового об-ва существовали как бы две разновидности С.: одна отражала интересы господствующих классов и допускала, напр., наличие „справедливой" дани, оброка, прибыли, нормы эксплуатации и пр.; др. выражала протест народных масс против эксплуатации, неравенства, угнетения в принципе, Согласно марксизму-ленинизму, С. всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей (классов). В историческом плане справедливыми можно назвать общественные отношения людей лишь в том смысле, что они соответствуют исторической необходимости, практической возможности создания условий жизни человека, отвечающих характеру той или иной эпохи, Социалистическое понимание С. включает равенство людей по отношению к средствам производства, а также равенство их реальных политических и юридических прав, Тем самым социализм устраняет гл. источник социальной несправедливости — эксплуатацию человека человеком, утверждает реальное народовластие и равенство граждан перед законом, фактическое равноправие наций, создает условия для всестороннего развития личности, обеспечивает ей широкие социальные гарантии. Вместе с тем, поскольку при социализме действует принцип „От каждого — по способностям, каждому — по труду", здесь еще сохраняются различия в характере труда и распределении предметов потребления. XXVII съезд КПСС подчеркнул необходимость обеспечить строгую зависимость заработной платы от количества и качества труда, усилить борьбу с нетрудовыми доходами и др. нарушениями требований социалистической С. Последовательное осуществление принципа социальной С. во всех сферах общественных отношений — важное условие решения стоящих перед нашим об-вом задач. Полное социальное равенство людей достигается при коммунизме.

 

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия


СПРАВЕДЛИ́ВОСТЬ, общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной преимущественно под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. С. касается человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы до междунар. отношений). Специфич. предмет С. – благо и зло совместного существования в рамках единого социального пространства.

Аристотель различал общую и частную (специальную) С. Под общей С. он понимал соответствие закону, разумность полисной жизни, её можно определить как общий нравств. знаменатель всех социально упорядоченных отношений между людьми. В её осмыслении сложились две филос. традиции, за которыми стоят разл. обществ. практики. Первая традиция исходит из идеи кооперации. Дифференцированное внутри себя и государственно организованное общество понимается как разумно устроенное общежитие (напр., полис для античных авторов, просвещённая монархия для Г. В. Ф. Гегеля), которое создаёт предметную среду для самореализации индивидов в качестве добродетельных личностей, тем самым оно выступает как способ добродетельной жизни, как конкретная форма, в которой индивиды могут реализовать себя и достичь совершенства. Этич. гипостазирование общества и государства в качестве опредмеченной С. соотнесено с пониманием того, что гарантией последней является в конечном счёте индивидуальная добродетель, справедливая личность, осн. черта которой состоит в безусловном следовании долгу. Она руководствуется убеждением «каждому – своё» и на его основе не только умеет ограничивать себя, но и признавать первенство за другими благодаря их человеческим качествам.

Вторая традиция обоснования С. видит в обществе и государстве лишь способ ограничения, сдерживания конфликтов, внешнюю среду безопасного существования человека. Наиболее полно она воплотилась в концепциях общественного договора, исходящих из гипотезы естественного состояния, в котором индивиды обладают неограниченной свободой, в силу чего они, взаимно сталкиваясь, оказываются в ситуации тотальной опасности. Государство предстаёт разумным выходом из такого состояния, оно должно гарантировать безопасность индивидов путём взаимного уравновешивания их прав. С. государства измеряется благополучием индивидов. Нравственно санкционированной обществ. целью становится «наибольшее счастье наибольшего числа людей» (И. Бентам). В этой традиции С. понимается преим. как совокупность требований, чаще всего кодифицированных, осуществление которых гарантируется поощрениями и наказаниями. Как институциализированная совокупность требований С. предполагает и формирует в индивидах определённые способности (прежде всего способность следовать нормам), но в идеале предполагается, что она должна функционировать независимо от доброй воли людей.

Первую из рассматриваемых моделей общей С. можно назвать кооперативно-целостной (Платон, Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс), её осн. недостаток – отсутствие ответа на вопрос о том, кто учреждает и является субъектом С. Вторую модель можно назвать конфликтно-индивидуалистической (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант и др.), её осн. недостаток состоит в том, что в ней разумный свободный индивид, являющийся продуктом историч. развития, рассматривается в качестве его предпосылки.

Спец. (частная) С. есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении благ в рамках единого социального, государственно организованного пространства. В этом значении С. в определённой мере совпадает с правом. Она является предметом изучения преим. социальных наук в отличие от общей С. – предмета моральной философии. Существуют два вида спец. (частной) С., выделенные ещё Аристотелем: распределительная, или дистрибутивная, С. и уравнивающая, или ретрибутивная, С. Они представляют собой способы распределения дефицитных благ – благ частных в отличие от общих благ, которые по своей природе не могут быть поделены между индивидами. Поэтому С. есть отношение человека к др. лицу, опосредованное отношением к благам, на которые они оба претендуют. Формула С. всегда представляет собой пропорцию между четырьмя членами, где соотношение лиц А и В такое же, каково соотношение получаемых ими благ а и б. Распределительная С. касается распределения благ, а соответственно, и обязанностей с учётом достоинства лиц, т. е. в зависимости от их вклада в общее дело. Существуют три осн. исторически выработанных принципа распределительной С.: «каждому – то же самое (всем поровну)», «каждому – по заслугам», «каждому – по потребностям». Первый принцип архаичен и был основополагающим началом первобытно-родовых отношений, третий – обращён в будущее и является приоритетным в социальных утопиях (напр., коммунистической). Определяющим для совр. обществ является принцип «каждому – по заслугам» (напр., заработная плата в зависимости от количества и качества труда, распределение наград в зависимости от боевых подвигов). Др. принципы, хотя и в качестве второстепенных, также являются сегодня действенными; напр., распределение т. н. базовых ценностей (прав человека) осуществляется по принципу «всем поровну», а социальная помощь или налоговые льготы в зависимости от числа детей подходят под принцип «каждому по потребностям».

Уравнивающая С. – это распределение благ, осуществляемое без учёта достоинства лиц. Здесь речь идёт о двух типах обществ. отношений, названных Аристотелем произвольным и непроизвольным обменом: об обмене вещей и о наказаниях. Обмен вещей считается справедливым, когда он осуществляется в соответствии с их реальной ценностью (напр., обмен на рынке). Справедливая оценка в наказаниях состоит в их неотвратимости и в беспристрастности вынесения приговора. Распределительная С. задаёт нравственно-регулятивные основы обществ. отношений по преимуществу в их коммунальном, личностно выраженном аспекте, а уравнивающая – в деловом, объективированном аспекте. Конкретные общества обычно отдают предпочтения той или иной форме С., но в каждом из них представлены обе эти формы.

В центре совр. дискуссий о С. – теория С. как честности Дж. Ролза, предложившего идеально-типич. модель С. в либерально-демократич. обществах, учитывающую, в частности, наибольшую выгоду наименее благополучных граждан.

 

 

Ссылка


  • Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём... Википедия

Астрея — богиня справедливости в греческой мифологии

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024