Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 922
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к обществ. событиям, к деятельности разл. групп, орг-ций, отд. личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным обществ. проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и ин-тов, насаждает определ. нормы обществ. отношений; действует как в рамках об-ва в целом, так и в рамках разл. классов и социальных групп. Активность и значение О. м. определяются характером классовой структуры об-ва, уровнем развития производит. сил, культуры, демокр. ин-тов и свобод. В капиталистич. об-ве отражает социальные противоречия и формируется гл. обр. под влиянием пропаганды, насаждающей бурж. ценности и норм. При социализме в условиях социально-политич. и идейного единства общества О. м. едино по коренным проблемам общественного развития.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987. — С. 332—333
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — один из способов существования и проявления массового сознания, в к-ром выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы. Формирование и развитие О. м. происходит как целенаправленно — в результате воздействия политических организаций и социально-классовых институтов и учреждений на сознание масс, так и стихийно — под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, социального опыта и традиций. К числу признаков конкретного О. м. относят его распространенность, интенсивность, стабильность. Сложившееся О. м.— не механическая сумма отдельных мнений, а результат их взаимообмена, обогащения, взаимопроникновения, своего рода концентрированное выражение коллективного разума. Будучи органическим единством рациональных, эмоциональных и волевых элементов, О. м. может проявляться на трех уровнях: как духовное отношение (через оценочные суждения), как духовно-практическое отношение (через эмоционально-волевые побуждения, стремления, намерения и т. п.) и как практическое отношение (через массовые действия и поступки). Сила авторитета О. м. обусловлена его опорой на большинство. Если к тому же это большинство стоит на правильной т. зр., то О. м. оказывается зрелой позицией большинства, что поднимает его социальную значимость и практическую действенность. В эксплуататорском об-ве существуют два непримиримых и, по сути, различных типа О. м.— класса эксплуататоров и класса эксплуатируемых, порождающиеся противоположностью их экономического положения, коренных интересов и целей. При этом антагонистические противоречия, глубокие классовые различия, манипуляция сознанием масс значительно ослабляют действенность их О. м., его функциональные возможности. В отдельных случаях временное сглаживание этих противоречий под влиянием националистических, шовинистических и т. п. настроений может приводить к слиянию двух типов О. м., но впоследствии их непримиримость заявляет о себе вновь. В условиях социализма О. м. является одной из движущих сил общественного развития, эффективным средством социального контроля, регулирования поведения и практической деятельности широких масс, неотъемлемым элементом системы социалистического самоуправления народа. Повышение социальной значимости и управленческой ценности О. м. обусловлено здесь возрастанием роли трудящихся в историческом процессе, их активности во всех сферах жизнедеятельности об-ва, повышением уровня их образованности, культуры, информированности. По мере совершенствования, достижения нового качественного состояния социалистического об-ва О. м. все в большей степени приобретает общенародный характер. Переход всех слоев населения на идейно-политические позиции рабочего класса, единство осн. интересов всех классов и социальных групп, равенство всех наций и народностей, усиление социальной однородности об-ва, политика Коммунистической партии служат гарантом формирования и функционирования общенародного О. м. ХХVII cъезда КПСС поставил важную задачу дальнейшего развития демократии, самоуправленческих начал в нашем об-ве, общественной самодеятельности населения. Это предполагает более активное и целенаправленное формирование, изучение и учет О. м.