Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987. — С. 346—347
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к об-ву (человечеству в целом), к-рое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Категория О. обнимает философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность человека сознательно (намеренно, добровольно) выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а также связанные с этим вопросы правоты или виновности человека, возможности одобрения или осуждения его поступков, вознаграждения или наказания. Во всех этических и правовых учениях проблема О. рассматривается в связи с философской проблемой свободы. Однако вне марксизма она решается, как правило, абстрактно и ставится в зависимость от ответа на вопрос, можно ли вообще считать человека свободным в своих действиях (Свобода и необходимость). В марксизме проблема О. приобретает исторически-конкретный характер и решается на основе анализа реальной свободы человека в данных исторических условиях. Построение общества без эксплуатации и враждебных классов, внедрение планомерно-сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самодеятельному управлением об-вом и историческому созиданию резко увеличивают меру личной свободы и одновременно социальной и моральной О. каждого. В социалистическом праве гражданская, административная и уголовная О. правонарушителя устанавливается не чисто формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом обстоятельств его воспитания, жизни и деятельности, степени осознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую О. с моральной. В коммунистической морали О. личности включает вопросы не только совершенных деяний, но и осознание индивидом интересов об-ва в целом, т. е. в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.
Большая российская энциклопедия. Том 24. — Москва, 2014. — С. 633. Электронная версия
ОТВЕ́ТСТВЕННОСТЬ в философии и психологии, специфическая для зрелой личности форма саморегуляции. О. выражается в субъектной причинности – осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собств. жизни. Исторически юридич. и философско-психологич. трактовка О. тесно связаны между собой, само понятие личности берёт начало от римского права, где оно обозначало правомочного субъекта, способного отвечать за выполнение взятых на себя обязательств. О. неотделима от свободы как др. стороны субъектной причинности.
Одной из форм О., рассматривавшихся в психологич. исследованиях, является социальная О. – склонность человека вести себя в соответствии с интересами др. людей и общества, придерживаться принятых норм и исполнять обязанности. В рамках исследований принятия человеком на себя О. за активные действия в тех или иных социальных ситуациях (напр., оказание помощи нуждающемуся в ней) был описан феномен «диффузии» О. – резкого снижения вероятности совершения необходимых действий при увеличении числа людей, присутствующих в ситуации. Существенным когнитивным компонентом О. является локус контроля – склонность человека видеть причины происходящих с ним событий в себе самом либо во внешних факторах. Близким понятием является «атрибуция О.» – приписывание определяющей роли в событиях тем или иным аспектам ситуации: так, была экспериментально выявлена «фундаментальная ошибка атрибуции», когда причины своих поступков люди скорее приписывают особенностям ситуации, а причины поступков др. людей – их личностным особенностям.
Наиболее многосторонне феномен О. рассматривался в экзистенциальной психологии, в частности в работах Ж. П. Сартра, отождествившего О. с авторством, и В. Франкла, считавшего О. одним из «экзистенциалов» человеческого существования, связанным с бременем свободного выбора человеком среди разл. возможностей именно тех, которые он полагает заслуживающими реализации. Это О. за нахождение и реализацию смысла своей жизни, О. перед своей совестью как конечной моральной инстанцией, за которой у религ. людей стоит Бог.
Библиография
Лит.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Weiner B. Judgments of responsibility. N. Y., 1995; Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М., 1997; Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Собр. соч. М., 2003. Т. 1; Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. М., 2003; Йонас Г. Принцип ответственности. М., 2004; Муздыбаев К. Психология ответственности. 2-е изд. Л., 2010.