Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. 1978
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылка — Википедия
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. — М.: Русский язык, 1978. — С. 53
РАЗУМЪ м. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, примѣнять, сравнивать) и заключать (рѣшать, выводить слѣдствiе); способность вѣрнаго, послѣдовательнаго сцѣпленiя мыслей, отъ причины, слѣдствiй ея и до цѣли, конца, особенно въ приложенiи къ дѣлу. Разумъ, смыслъ, intellectus, Verstand; умъ, ratio, Nernunft. Духъ человѣка двуполовинчатъ: умъ и воля; умъ самое общее, а въ частномъ значенiи самое высокое свойство первой половины духа, способное къ отвлеченнымъ понятiямъ; разумъ, которому можно подчинить: пониманiе, память, соображенье, разсудокъ, разумѣнье, сужденье, заключенье ипр., ближе подходитъ къ смыслу, разсудку, примѣняясь къ обиходному и насущному. Малый да юродивый не въ разумѣ, сами не понимаютъ, что дѣлаютъ. || Разумъ чего, смыслъ, значенье, толкъ, сила. Разумъ закона, пртвл. мертвое слово, буква; истинный смыслъ и цѣль. Разумъ сочиненiя, речи, перечневое содержанье, сущность, не по буквѣ, а по духу. Ты не въ томъ разумѣ понялъ это слово. Разумецъ, небольшой обиходный, здравый; разумишка, тѣсный, ненадежный; разумища, грубый, уродливый. Красно на видъ яблоко (породы козлецъ), да разумато въ немъ мало, толку, вкуса, сути. Время разумъ даетъ. Птицѣ крылья, человѣку разумъ. От великаго разума съ ума сошелъ. Разумъ – душѣ во спасенье, а Богу на славу. Смѣшай Господь умъ съ разумомъ. Я на чужомъ разумѣ не бывалъ. Дай Богъ гостя добраго, да съ худымъ разумомъ. Говорить было немало, да разума не стало. Не будь дураковъ на светѣ, не стало бъ и разума. Гдѣ ума не хватитъ, спроси разума. Разума много, да денегъ нѣтъ. Я у него на разумѣ не бывалъ. Разумъ не велитъ – ума не спрашивайся. Первое худо – худой разумъ (т. е. худая воля, худое дѣло). Разумный, одаренный разумомъ; въ низш. знач. разсудительный, толковый, здравомыслящiй. || Вообще къ разуму отнсщ., принадлжщ., умственyый. || Разумно бысть всѣмъ, црк. вѣдомо, извѣстно, знамо; въ семъ же значн. говр. (твр.) разумно! конечно, правда, да, такъ, и вѣдомо. Есть умныя животныя, но разуменъ только человѣкъ; здѣсь умъ означает не высшую, а низшую познавательную силу; догадку, хитрость, степень пониманья, а разумный поставлено въ высшемъ значенiи своемъ. Разсуди разумненько, неопрометчиво. Разумность, качество, свойство по прлгт. Разумiе, разумность, состоянье разумнаго. Разумивый или разумливый, разумный, въ меньшей степ., разсудительный, толковый, толковитый; || понятливый, умный въ низш. знач. Одинъ разумный согрѣшитъ, да многихъ глупыхъ соблазнитъ. Разум(л)ивость ж. свойство, состоянье по прлг. Разумитый пск. твр. разумный, разсудливый, толковый. Разумительный, ясный, понятный, постижимый, постигаемый. Разумникъ, —ница, умникъ, человѣкъ умный, свѣдущiй, ученый; разсудительный и правый; мудрый. Разумщикъ, —щица, мнимый разумникъ, пересудчикъ, краснобай и пустобай. Разумникомъ попъ окрестилъ, да не тѣмъ онъ слыветъ. Разумѣвать или разумѣть что, понимать, постигать, знать, усвоить себѣ разумомъ или наукой. Дѣвка нѣмка: говорить не умѣетъ, а все разумѣетъ. Разумѣйте, языцы, яко съ нами Богъ! Молиться умѣю, а Божьихъ дѣлъ не разумѣю. Подъ словомъ духъ, говоря о человѣкѣ, разумѣютъ душу, или союзъ ума и воли, что въ животномъ слито въ одно и разумѣется подъ словомъ побудка. Иной отказъ разумѣй приказомъ. Дитя не плачетъ – мать не разумѣетъ. О чемъ дитя плачетъ – и мать не разумѣетъ. Пить пей, только дѣло разумѣй (ума не пропей). Дай Богъ самому не разумѣть, а людей не слушать. —ся, стрд. Подъ словомъ харчъ разумѣется пища, понимается. Само собой разумѣется, конечно, очевидно. Разумѣнье, уразумѣнье, знанье, пониманье, постиженье и понятiе, умственное (но не нравственное) усвоенье. Разумѣтельный, способный уразумѣвать что; || понятный. Разумничать, умничать, считать себя разумникомъ, умнѣе всѣхъ, толковать или дѣлать что превратно, по своему разуму; —ся, расходиться умничая, пересуживая, перетолковывая прочихъ. Разумничанье, дѣйст. по гл. Разумствоваться, расходиться умствуя, размечтаться. Разумнѣть, поглупѣть. Разумлять что чѣмъ, пск. твр. промышлять, добывать.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1110, 1116
РАЗУМ, ум. способность понимания и осмысления. В ряде филос. течений — высш. начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей (рационализм). Своеобразный культ Р. характерен для эпохи Просвещения. См. также Логос, Нус, Интеллект, Рассудок и разум.
РАССУДОК И РАЗУМ, соотносит. понятия философии; у И. Канта рассудок — способность образования понятий, суждений, правил, разум — метафизич. идей. Диалектика Р. и р. развита Г. Гегелем: рассудок как низш. способность к абстрактно-аналитич. расчленению является предварит. условием высш., «разумного», конкретно-диалектич. понимания. Диалектич. материализм понимает рассудок как способность оперировать готовым знанием, разум — как творчество нового звания.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 402—403
РАЗУМ И РАССУДОК — понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности, Рассудочная способность отличается тем, что в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические „мерила" для эмпирического материала, для конструирования резуль. татов. Отсюда — отвлеченный характер рассудочных операций и результатов, дающий почву для культа абстракций и формализмов, для приписывания им самодовлеющей созидательной роли. Вооруженный одним лишь Рас., человек и самую свою жизнь делает все более рассудочной — сферой утилитарной рациональности. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Цели и ценности берутся в их изменении, и теоретический процесс ориентирован на конкретный идеал, ведущий к развитию и самого субъекта знания, ценностей и т. п. Если научное исследование, основанное лишь на рассудочной способности, резко расходится с нравственностью и искусством, Раз. создает атмосферу их содружества. Проблема Р. и р. пронизывает всю европейскую историю философии, переходя от их различения у Платона и Аристотеля к пониманию их как ступеней познания у Николая Кузанского, Бруно и Спинозы. Через Лейбница она становится предметом рассмотрения нем. классической философии. У Канта Раз. ограничен лишь „регулятивными" функциями, Фихте делал упор на Раз. как на творческую „полагающую способность"; Шеллинг же его эстетизировал. Гегель глубоко критиковал недостатки Рас., но лишь ради обожествления Раз. Нигилистическая критика Рас.— излюбленная тема иррационализма. Маркс использовал в теоретическом исследовании диалектически разумный способ, метод восхождения от абстрактного к конкретному "Капитал"). В марксизме проблема Р. и р. решается на основе понимания человека в его целостности, единстве многообразных проявлений его деятельности.
РАССУДОК // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия
РАССУ́ДОК, способность мышления к образованию абстракций, формированию понятий и суждений. См. также в ст. Разум.
РА́ЗУМ, одно из основополагающих понятий европ. философии, многообразные аспекты которого раскрывались в её истории как существующий в мире общезначимый всеобщий порядок (объективный Р.), как способность человеческого мышления постигать этот порядок (субъективный Р.), наконец, как абсолютный Р. Бога-Творца в теистич. концепциях.
В античной философии можно выделить три ключевых термина, выражающих разл. смысловые оттенки понятия Р.: Логос (греч. λόγος, лат. ratio), Нус (греч. νοῦς, лат. mens или intellectus) и фронесис (греч. φρόνησις, лат. prudentia). Логос – это вербальный и логич. Р., способность рассуждать и аргументировать. Нус – это Р. как высшая когнитивная способность, сознающий и постигающий Р., в т. ч. способность к интеллектуальной интуиции. Наконец, фронесис – это Р.-соображение, практич. мудрость и здравый смысл, отсюда фундам. роль этого термина в античной этике и политич. теории. У Платона термин «фронесис» имеет более широкое значение «мудрости» вообще и близок по значению к термину «софия» («мудрость»). Аристотель в 6-й кн. «Никомаховой этики» противопоставил софию и фронесис как добродетели теоретич. и практич. разума соответственно. Полемизируя с Платоном, считавшим, что идеальным полисом должны управлять философы, познавшие идею абсолютного Добра, Аристотель указывал на то, что люди, обладающие выдающимися способностями в области теоретич. наук, т. е. наделённые софией-мудростью, могут быть неспособными к к.-л. конкретной деятельности, будучи лишены практич. здравого смысла (фронесис): так, математик Гиппократ из Хиоса потерял состояние, занимаясь торговлей, но после этого сделал выдающиеся открытия в математике; Перикл был «фронимос», Анаксагор – «софос». По Аристотелю, практич. Р. (фронесис) лежит не только в основе поведения индивида и ведения домашнего хозяйства, но и в основе управления государством – «политич.» Р., разделяющийся на Р. законодательный, судебный и собственно политический, или совещательный, благодаря которому принимаются решения исполнит. власти. Из этих трёх видов наивысшим Аристотель считал Р. законодателя: подобно архитектору в строительстве, он создаёт саму форму гос. здания. Однако в 10-й кн. «Никомаховой этики» Аристотель признаёт наивысшей формой счастья (эвдемонии) жизнь философа, реализующего ценности чистого теоретич. (созерцательного) разума и достигающего уровня мудрости-софии.
В античной филос. теологии бог обычно понимался как Р. (нус-интеллект) – существо блаженное, всеведущее и наделённое провиденциальной способностью. У стоиков мировой Р. понимался как Логос: мудрец, живущий «согласно природе», приводит свой индивидуальный Р. (логос) в гармоническое соответствие с космич., или божественным, Логосом. У Плотина и неоплатоников Нус – одна из трёх «начальных ипостасей», первоначал бытия, наряду с Единым и мировой Душой-Психеей; Нус эманирует из Единого, Душа – из Нуса.
В античной теории познания фундам. роль принадлежит проблеме примата Р. (нуса, логоса) над чувственным восприятием (айстесис) или, наоборот, зависимости Р. от ощущений. Первая, рационалистич. школа мысли, объявляющая феноменальный чувственный мир иллюзорным и неподлинным, представлена элейской школой и платонизмом, вторая, сенсуалистическая – поздним Демокритом и Эпикуром («всякое ощущение истинно»). Аналогичную роль в античной этике и моральной психологии играет противопоставление в структуре души сферы Р. и сферы «страстей», или эмоций (патос). Этику Сократа, Платона, Аристотеля и стоиков объединяет общее убеждение в том, что нравств. совершенство, или «добродетель» (аретэ), невозможно без постоянного контроля над эмоциями со стороны разума. При этом радикальному требованию полного «искоренения страстей» (апатия) у стоиков противостоит умеренный логоцентризм Аристотеля и перипатетической школы, считавших идеалом не апатию, а метриопатию – умерение страстей. Этой «этике добродетели» противостоит античный гедонизм (Аристипп, Эпикур и его школа), признающий именно «патос» (удовольствие), а не логос высшей формой добра и мотивационной ценностью человеческой жизни.
В христианском богословии переосмысленное понятие Логоса относится к Иисусу Христу как воплощённому Слову Бога, через которое «всё начало быть». Это определяет разумность мира как реализации мыслей Бога, содержащихся в его Уме (intellectus dei) идей-прообразов всех вещей. Центральная для ср.-век. мысли проблема соотношения Р. и веры рассматривалась Августином в контексте их взаимообусловленности («верую, дабы понимать, и понимаю, дабы верить»). В позднем Средневековье эта проблема решалась через разграничение «естественных» истин Р. и сверхразумных истин Откровения в разл. версиях «двойственной истины» теории. Развивавшееся аверроизмом учение об общем для всех людей едином Р. вступало в противоречие с христианскими представлениями об индивидуальном Р. каждого человека и бессмертии его души.
В открытом Петром Дамиани споре о всемогуществе Бога, способном, в частности, сделать бывшее небывшим, провозглашалась неприложимость к Нему к.-л. рациональных принципов и понятий о логич. необходимости. Если для представителей христианского аристотелизма – Альберта Великого, Фомы Аквинского и др. воля выступает как самоопределение Р., то в волюнтаристич. концепциях Дунса Скота и У. Оккама утверждается примат воли над Р., проистекающий из ничем не обусловленной абсолютной свободы Бога в Его действиях в мире.
Восходящее к др.-греч. философии разграничение Р.-нуса как высшего интуитивного постижения и рассудка (греч. διάνοια, лат. ratio) как дискурсивной деятельности абстрагирующего мышления было воспринято Фомой Аквинским с его характеристикой Р. как мгновенного непосредств. усмотрения сущности предмета, тогда как рассудок лишь постепенно продвигается к истине с помощью логич. суждений и умозаключений. В эпоху Возрождения Пико делла Мирандола, Николай Кузанский, Дж. Бруно утверждают превосходство интуитивного Р. в познании «бесконечного» и обретении умопостигаемых истин.
Сформулированный Р. Декартом принцип самодостоверности сотворённого Богом человеческого Р. положил начало становлению новоевропейского рационализма 17–18 вв. Автономный Р., полагающий законы познават. деятельности, нравственно-практич. поведения и обществ. устройства, является одной из характерных особенностей эпохи Просвещения, которая стала именоваться «веком разума» по названию опубликованного в 1794 трактата Т. Пейна «The Age of Reason». Если Дж. Локк и Г. В. Лейбниц видели в Р. как способности «познания вечных и необходимых истин» специфич. черту человека, отличающую его от животных, то Д. Юм допускал наличие способности мышления и Р. также и у животных.
В основе упрочившегося противопоставления Р. и рассудка соответственно как высшей и более низшей познават. способностей лежало различение в лат. компендиумах по логике рассудка как способности суждения и Р. как способности умозаключения. В философии Г. В. Лейбница и Х. Вольфа чувственность, рассудок и Р. различались лишь по степени отчётливости (рассудок как способность отчётливого представления вещей, а Р. – проникновения в связь всеобщих истин у Вольфа). Принципиальное различие между чувственностью и рассудком, а также рассудком и Р. проводит И. Кант. Если рассудок есть «способность давать правила», упорядочивающие данные чувственного созерцания, то Р. – это «способность давать принципы», направляющие рассудок в его познават. деятельности. Априорными понятиями Р., в отличие от категорий как априорных понятий рассудка, являются трансцендентальные идеи: душа, мир и Бог. Р. в силу своей природы впадает в неизбежные иллюзии и противоречия – антиномии, присущие не только «чистому», или теоретическому, Р., но и Р. практическому с его постулатами свободы, бессмертия души и Бога. Практическому Р. Кант отдаёт приоритет над Р. теоретическим.
Гегелевская философия Р., нацеленная на преодоление предшествующей «рассудочной» метафизики, характеризует Р. как «явление абсолютного», как «достоверность сознания, что оно есть вся реальность». Р., реальной субстанцией которого есть дух, осуществляет «снятие» жёстко фиксированных понятий рассудка в их абстрактной раздельности, показывая переход их в свою противоположность (Р. как «отрицание»), и затем восстанавливает их в конкретной целостности на высшей, «положительно-разумной» ступени. История предстаёт как процесс поступательного раскрытия Р., и «хитрость» мирового Р. состоит в том, что индивиды являются его орудиями и осуществляют его цели, даже не осознавая этого.
Наряду с пафосом «истинного» Р. и оптимизмом в отношении его возможностей, на протяжении всей истории Нового времени прослеживается также скептич. и критич. отношение к Р., которое проявляется уже в раннем протестантизме (Р. как «потаскуха дьявола» в оценке М. Лютера), в философии Б. Паскаля (противопоставление «доводов сердца» «доводам Р.»), в полемике Ф. Г. Якоби и нем. романтиков с гипостазированием Р. в нем. идеализме кон. 18 – нач. 19 вв., в низведении Р. до эпифеномена «жизни» в иррационалистич. концепциях А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и в разл. вариантах философии жизни. Э. фон Гартман, вопреки предшествующей филос. традиции, связывал Р. не с сознанием, а с бессознательным, с врождённой предрасположенностью наших чувств и побуждений. В. Дильтей выступил с «критикой исторического разума» как способности человека познавать самого себя и созданные им общество и историю, считая при этом, что «в жилах познающего субъекта, сконструированного Локком, Юмом и Кантом, течёт не настоящая кровь, а разжиженный сок разума как одной лишь мыслительной деятельности».
Если в Новое время, несмотря на выявления разных сторон и аспектов Р., он как таковой понимался всё же целостно, то в 20 в. он постепенно стал терять свой привилегированный статус и расщепился на «исторический», «диалектический», «инструментальный», «научный», «коммуникативный», «технический» Р. и т. п. Исчезновение «автономного субъекта Р.» и иллюзорность представлений о наличии единых общезначимых норм Р. стали популярной темой в филос. лит-ре постмодернизма. Вместе с тем традиц. понятие Р. уступило место в совр. дебатах понятию рациональности, исследованию её различных логич. и историч. типов.
Библиография
Лит.: Whitehead A. N. The function of reason. Princeton, 1929; Wandel des Vernunftbegriffs / Hrsg. H. Poser. Freiburg im Breisgau, 1981; Baumgartner H. M. Endliche Vernunft: zur Verständigung der Philosophieüber sich selbst. Bonn; B., 1991; Schnädelbach H. Vernunft. Ditzingen, 2007.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Аллегория Разума. Центральная фигура базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер в Лионе
Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ