ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. — Москва, 1978. — С. 151—152


СВОБОДА ж. слобода юж. зап. сѣв. свободь вост. сѣв. своя воля, просторъ, возможность дѣйствовать по-своему; отсутствiе стѣсненья, неволи, рабства, подчиненiя чужой волѣ. Свобода понятiе сравнительное; она можетъ относиться до простора частнаго, ограниченнаго, къ извѣстному дѣлу относящемуся, или къ разнымъ степенямъ этого простора, и наконецъ къ полному, необузданному произволу или самовольству. Свобода печати, отсутствiе цензуры, но можетъ быть отвѣтъ передъ судомъ. Свобода мысли, безответствѣнность за мысли, убѣжденiя свои. Свобода слова, позволенье выражать мысли свои. Свобода крестьянъ противополагается рабству и крѣпостному быту. Выпустить плѣнника, пташку на свободу, на волю, на просторъ. Никакой свободишки нѣтъ, тѣснятъ всѣмъ, отовсюду. || Свободь, стар. слобода, подгородное поселенье и посадъ. Эка свободь какая! || м. црк. свободный, вольный человѣкъ, не рабъ. Свободный, нестѣсненный, непринуждаемый и невынужденный. Онъ свободенъ выбрать любое. Это его свободное желанье. Свободный человѣкъ, вольный, не рабъ, не крѣпостной; или досужный, незанятый дѣломъ. Не свободен я теперь, занятъ, некогда, недосужно. Заходи вечеркомъ, мне посвободнѣе будетъ. У меня теперь свободныхъ денегъ нѣтъ. Приготовьте свободную посудину, на капусту. Свободная одежда, не узкая, не тѣсная, просторная. Свободный проходъ или проѣздъ, просторный; || безъ задержекъ. Свободный домъ, не занятый, безъ жильцовъ; намъ свободно жить въ этомъ доме, просторно, не тѣсно. Свободный трудъ, наемный, по волѣ; или нетрудный, легкiй. Свободныя речи, вольнодумныя, смѣлыя; свободная речь, произношенье, ничѣмъ нестѣсненное, бѣглое. Онъ свободно говоритъ по-русски. Свободное обращенье, слишкомъ вольное. Тотъ свободенъ, кто не подчиняется страстямъ, прихотямъ своимъ. Свободность ж. состоянье свободнаго. Свобождать, свободить кого, освобождать, освободить. Свободи, братъ, меня отъ этого дѣла! —ся, стрд. взв. по смыслу. Свобожденье, дѣйст. по гл. Свободитель, —ница, освободитель. Свободительный, къ освобожденью вообще относящiйся. Свободникъ, —ница, црк. свободный человѣкъ. Призванный о Господѣ рабъ свободникъ Господень есть. Свободчикъ, —чица, незанятый какимъ дѣломъ, работой. Свободномыслiе ср. самостоятельное убѣжденье, вольное мышленье, свободный, по времени, человѣкъ. Свободничать съ кѣмъ, обходиться слишкомъ вольно или навязывать себя кому въ прiятели запанибрата. Свободничанье, дѣйствiе по гл. Свобожанинъ, —жанка, слобожане, жители слободы, вольнаго населенья.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1939. — С. 247—248


Свобода и необходимость.— Метафизики обычно противопоставляют свободу и необходимость. Одни из них утверждают, что воля абсолютно свободна, т. е. она ничем не обусловлена. Другие утверждают, что свободной воли нет, что есть только абсолютно необходимость. Или свобода воли или необходимость — утверждают метафизики. Марксизм-ленинизм отрицает эту ненаучную постановку вoпpoca и решает ее диалектически. С точки зрения марксистского философского материализма свобода заключается не в воображаемой независимости от законов природы, а в познании этих законов, в возможности пользоваться ими в практической деятельности. «...Пока мы не знаем закона природы, он, существуя и действуя помимо; вне нашего познания, делает нас рабами «слепой необходимости». Раз мы узнали этот закон, действующий (как тысячи раз повторял Маркс) независимо от нашей воли и от нашего сознания,— мы господа природы»(Ленин). Свобода воли — не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. «Свобода состоит, следовательно, в господстве над нами самими и над внешней природой, в господстве, основанном на познании необходимостей природы» (Энгельс). Следовательно, свобода есть осознанная необходимость. Без понимания необходимости не может быть подлинной свободы, «Люди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя — свободными» (Энгельс).

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 187


СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ, философские категории. В противоположность метафизике, к-рая противопоставляет С. и н., считает их несовместимыми, исключающими друг друга, и рассуждает по принципу; либо свобода, либо необходимость, либо одно, либо другое,— диалектический материализм рассматривает С. и н. в их взаимной связи и обусловленности. Свобода заключается не в воображаемой независимости человека от необходимости, от объективных законов материального мира, а в познании этих законов, в способности и умении практически использовать их в интересах общества.

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ, в СССР и странах народной демократии гарантированная возможность гражданам активно участвовать в соответствии с интересами всего народа в хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политич. жизни общества. Эта свобода проявляется в политических и гражданских правах, установленных конституциями, кодексами и иными нормативными актами социалистических государств. Она возникла как результат ликвидации антинародной власти эксплуататорских классов и установления власти трудящихся города и деревни. Социалистический строй обеспечивает подлинную С. л.

СВОБОДА МОРЕЙ, 1) право каждого государства на свободное плавание его судов в открытом море без ограничения и контроля со стороны других гос-в. 2) Право нейтральных государств во время войны беспрепятственно продолжать морскую торговлю (кроме воен. контрабанды), в т. ч. с воюющими государствами.

СВОБОДА ПЕЧАТИ, право граждан свободно выражать свои мысли в печати и распространять произведения печати. В СССР и странах народной демократии, где все основные средства произ-ва принадлежат государству, созданы не только юридические, но и материальные условия для обеспечения фактич. С. п. В СССР С. п. обеспечивается предоставлением трудящимся и их орг-циям типографии, запасов бумаги и др. материальных условий, необходимых для осуществления С. п. (Конституция СССР, ст. 125). В бурж. гос-вах, где издательские и др. средства (типографии, бумага, телеграфные агентства и др.) находятся в руках капиталистов, С. п. фактически является монополией капиталистов.

СВОБОДА СОБРАНИЙ И MИTИHГОВ, право граждан и обществ. орг-ций свободно устраивать собрания и митинги. Ст. 125 Конституции СССР законодательно закрепляет и гарантирует осуществление С. с. и м. для всех граждан СССР в соответствии с интересами трудящихся и в полях укрепления социалистического строя. Это обеспечивается предоставлением трудящимся и их орг-циям общественных зданий и др. материальных условий. Во многих капиталистич. странах С. с. и м., даже формально провозглашённая в конституциях, резко ограничивается различными полицейскими и др. мероприятиями.

СВОБОДА СОЮЗОВ, право граждан объединяться в политич., проф., кооп., спортивные, научные и др. орг-ции и общества. Ст. 126 Конституции СССР законодательно закрепляет и гарантирует осуществление С. с. для всех граждан СССР, в соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политич. активности народных масс. Наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и др. слоёв трудящихся объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза. В нек-рых бурж. гос-вах прогрессивные общества и союзы либо запрещаются, либо резко ограничиваются в своих правах. 170 прогрессивных орг-ций в США объявлены «подрывными» на основании закона Маккарена — Вуда (1950). Члены этих орг-ций уволены из правительств. учреждений. В 1954 была запрещена Коммунистическая партия США.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1954. — С. 522—524


СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ — философские категории, вскрывающие взаимоотношение между объективными законами природы и общества и деятельностью людей. Mетафизики противопоставляют свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия. Одни из них утверждают, что воля людей абсолютно свободна, т. е. ничем не обусловлена. Другие утверждают, что свободной воли нет, что есть только абсолютная необходимость. Или свобода воли, или необходимость — так утверждают метафизики. Точка зрения тех, кто считает человеческую волю абсолютно свободной и независимой ни от каких причин, отрицает существование объективных законов природы и общества. Такой взгляд на свободу антинаучен и ведёт к волюнтаризму (см.). Например, русские народники стояли на позициях волюнтаризма: по их мнению, судьбы истории зависят только от воли выдающихся личностей; всё развитие человеческого общества направляется исключительно желаниями и волей человека. Столь же ненаучна теория, согласно которой существует лишь абсолютная необходимость и полностью отрицается свобода в деятельности людей. Такая теория называется фатализмом (см.). С точки зрения этой теории деятельность людей сводится к нулю, определяется как пассивное следствие независимых от них законов.

Марксизм-ленинизм отрицает как ту, так и другую постановку вопроса о свободе и необходимости, считает их ошибочными и вредными. Диалектический и исторический материализм рассматривает свободу и необходимость в их взаимной связи и обусловленности. Свобода заключается не в воображаемой независимости от законов природы, а в познании этих законов, в возможности использования их в практической деятельности: «...Пока мы не знаем закона природы, он, существуя и действуя помимо, вне нашего познания, делает нас рабами «слепой необходимости». Раз мы узнали этот закон, действующий (как тысячи раз повторял Маркс) независимо от нашей воли и от нашего создания,— мы господа природы» (Ленин, т. 14, с. 177). Необходимость, закономерность природы есть первичное, а воля и сознание человека — вторичное. До тех пор, пока человек не изучил необходимости, он действует слепо, неосознанно. Когда же человек познаёт необходимость, он научается владеть ею, использует её в интересах общества. Таким образом, свободная деятельность возможна лишь на основе осознания необходимости. Свобода есть осознанная необходимость.

Свобода в марксистском понимании есть продукт исторического какого развития общества. В начале своей истории человек — раб природы. В дальнейшем, познавая её объективные законы и практически преобразуя природу, он постепенно освобождается от этого рабства. Но в очень раннюю эпоху развития общества к естественному рабству человека присоединилось рабство социальное. С развитием частной собственности и возникновением классового общества люди стали рабами своих собственных общественных отношений. Классовый гнёт достигает высшей степени в капиталистическом обществе. Социалистическая революция освобождает людей от всякого социального гнёта. Общественные отношения перестают господствовать над людьми, не являются уже больше чужой для них силой. Положение марксизма о том, что, люди становятся господами своих общественных отношений, нужно понимать не в том, что при социализме якобы исчезают объективные законы, а в том смысле, что люди их познают и умело применяют в строительстве новой жизни, что в результате ликвидации капиталистического строя, который превращает людей в рабов их собственных общественных отношений, подчиняет их игре слепых стихийных сил, люди освобождаются от всякого социального гнёта.

Социалистическое общество даёт пример такой свободы людей и их деятельности. Вся борьба советского народа за коммунизм под руководством Коммунистической партии есть образец сознательной деятельности людей, овладевших объективными законами общественного развития. В Коммунистической партии как авангарда трудящихся, в её руководящей роли наиболее ярко воплощена свободная деятельность народных масс, основанная на знании законов общественного развития. Партия направляет всё движение советского общества в соответствии с назревающими историческими задачами и потребностями, мобилизует и организовывает массы трудящихся на выполнение этих задач, является душой и мозгом всей революционно-преобразовательной работы советского народа. Марксизм-ленинизм научно раскрывает объективные законы развития природы и общества и тем самым позволяет массам действовать не слепо, не стихийно, а сознательно. Поэтому повышение сознательности народных масс, руководимых Коммунистической партией, в условиях социализма становится важнейшим фактором развития. Это — та сила, которая ускоряет исторически необходимые процессы движения советского общества к коммунизму.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1191


СВОБОДА, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Марксистское определение С. противостоит как волюнтаризму, так и фатализму. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, выступающих как необходимость, однако они обладают конкретной и относительной С., когда сохраняют возможность в выборе целей или средств их достижения. Мера С. людей в каждую ист. эпоху определяется уровнем развития производит. сил, степенью познания законов природы и об-ва, социальным и полит. строем. В антагонистич. об-ве правящий класс максимально ограничивает С. большинства людей кастовыми, сословными, правовыми и др. нормами. В капиталистич. об-ве принцип С. личности, провозглашаемый в бурж.-демокр. конституциях, в значит. мере остается формальным в условиях господства частной собственности, эксплуатации труда и социального неравенства. Реальные права, к-рых нар. массы добились в упорной борьбе (C. слова, совести, opr-ций, собраний и др.), испытывают постоянные посягательства со стороны реакции. В результате социалистич. революции, ликвидации антагонистич. отношений между людьми на смену стихийности приходит планомерное обществ. развитие, деятельность людей, опирающихся на единство их интересов и целей, на познание объективных закономерностей, все больше становится подлинно свободным и сознат. ист. творчеством, возникают и расширяются реальные возможности для свободного и всестороннего развития каждого чл. об-ва. Характеризуя развитие будущего об-ва, Энгельс писал: «Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самых людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы. В коммунистич. об-ве свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (К. Маркс, Ф. Энгельс).

«СВОБОДА», 1) нелегальная рев. газета, орган «Земли и воли» (Петербург, 1863, 2 номера), 2) Рус. журнал в США (Сан-Франциско, 1872—73, 5 номеров). Ред.-изд.— А. Гончаренко.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Москва, 1987. — С. 420—421


СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и об-ва. Идеалисты в своем большинстве рассматривают С. и н. как взаимоисключающие понятия и понимают С. как самоопределение духа, как С. воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идея детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможной нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная С. выступает, с их т. зр. единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики. Крайний субъективизм в объяснении С. допускают, напр., приверженцы экзистенциализма (Сартр, Ясперс и др.). Диаметрально противоположного и тоже неверного взгляда придерживаются сторонники механистического детерминизма. Они отрицают С. воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Эта метафизическая концепция означает абсолютизацию объективной Н. и приводит к фатализму. Научное объяснение С. и н. основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой т. зр. принадлежит Спинозе, к-рый определял С. как осознанную Н. Развернутая концепция диалектического единства С и н. с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектика-материалистическое решение проблемы С. и н. исходит из признания объективной Н. как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Н. существует в природе и об-ве в форме объективных законов. Непознанные законы проявляются как „слепая" Н. В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайны природы, оставался рабом непознанной Н., был не свободен. Чем глубже человек постигал объективные законы, тем более осознанной и свободной становилась его деятельность. Помимо природы ограничение человеческой С обусловлено еще зависимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественных сил. В об-ве, разделенном на антагонистические классы, социальные отношения враждебно противостоят людям и господствуют над ними. Социалистическая революция уничтожает антагонизм классов и освобождает людей от социального гнета. С. обобществлением средств производства анархия производства сменяется плановой, сознательной его организацией. В ходе строительства социализма и коммунизма условия жизни людей, господствовавшие до сих пор над ними в виде чуждых, стихийных сил, поступают под контроль человека. Происходит скачок из царства необходимости в царство свободы (Энгельс). Все это дает людям возможность сознательно использовать объективные законы в своей практической деятельности, целесообразно и планомерно направлять развитие об-ва, создавать все необходимые материальные и духовные предпосылки для всестороннего развития об-ва и каждой отдельной личности, т. е. для осуществления подлинной С. как идеала коммунистического об-ва.

 

 

СВОБОДА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


СВОБО́ДА, воз­мож­ность ини­циа­ции, из­ме­не­ния или пре­кра­ще­ния субъ­ек­том дея­тель­но­сти в лю­бой точ­ке её про­те­ка­ния, а так­же от­ка­за от неё. С. рас­смат­ри­ва­ет­ся как оп­по­зи­ция де­тер­ми­низ­му (в бо­лее ши­ро­ком кон­тек­сте) или судь­бе (в бо­лее уз­ком), пред­по­ла­гаю­щим од­но­знач­ную обу­слов­лен­ность по­ступ­ков че­ло­ве­ка за­ко­на­ми при­ро­ды, кос­мич. си­ла­ми или бо­же­ст­вен­ным пре­до­пре­де­ле­ни­ем. По­ня­тие С. вклю­ча­ет в се­бя не­га­тив­ный («С. от») и по­зи­тив­ный («С. для») ас­пек­ты: от­сут­ст­вие внеш­них пре­пят­ст­вий и по­ну­ж­де­ний при со­вер­ше­нии к.-л. дей­ст­вия (по­ня­тие С. дей­ст­вия) и са­мо­оп­ре­де­ле­ние субъ­ек­та в сво­их дей­ст­ви­ях в ка­че­ст­ве их ко­неч­но­го ис­точ­ни­ка и един­ст­вен­ной при­чи­ны («ав­то­но­мия», С. в при­ня­тии ре­ше­ний, свя­зан­ная с от­вет­ст­вен­но­стью, и т. п.). При объ­ек­тив­ном рас­смот­ре­нии С. пред­ста­ёт как ха­рак­те­ри­сти­ка оп­ре­де­лён­ных форм че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти, при субъ­ек­тив­ном – как эмо­цио­наль­ное пе­ре­жи­ва­ние воз­мож­но­сти оп­ре­де­лять собств. вы­бор.

Историческая проблема

Исторически проблема С. поднималась в философии и теологии в связи с проблемами воли (свобода воли) и выбора («свобода выбора», лат. liberum arbitrium). В новоевропейских дискуссиях 17 – нач. 19 вв. о соотношении С. и необходимости (детерминации) обсуждались разл. аспекты человеческой С., понятой как фундам. антропологич. принцип. В брит. философии С. рассматривалась прежде всего как отсутствие к.-л. внешних препятствий для совершения действия (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.), отсюда в русле идей либерализма формулировалось понимание С. как политико-правовой автономии гражданина (ср. идею С. как политич. самоопределения у Ж. Ж. Руссо и др.). Г. В. Лейбниц различает правовую С. от внешнего принуждения, отличающую свободного человека от раба, и фактическую С. как возможность «делать, что хочешь» (отличающую богатого от бедного и здорового от больного). В концепциях Б. Спинозы и Лейбница С. рассматривалась как характеристика существа, самоопределяющегося в своих действиях исключительно в силу «внутренней необходимости». Степень С. возрастает в той мере, в какой человек в своей деятельности не зависит от страстей и инстинктивных влечений и руководствуется разумом в выборе «лучшего» и «должного» (рационалистич. традиция от Р. Декарта до Г. В. Ф. Гегеля). Возрастание «разума в истории» позволило Гегелю охарактеризовать её как «прогресс в сознании свободы». С. как деятельность со знанием её объективных условий и ограничений выступала как «познанная необходимость» (Спиноза, Гегель, Ф. Энгельс).

С. как необходимый для этики постулат практич. разума у И. Канта, опиравшегося на очевидность нравств. закона в душе человека, предполагает два плана рассмотрения человека: в аспекте необходимости – как «эмпирич. характера», детерминированного во времени и пространстве, в аспекте С. – как вневременно́го «умопостигаемого характера», с которым и соотносится инициация ответственного действия. В русле этой кантовской антиномии А. Шопенгауэр отрицает С. действия, признавая лишь С. бытия умопостигаемого характера, конституированного вневременны́м актом воли.

С. становится центр. понятием в нем. послекантовском идеализме. Ф. Шиллер усматривает С. человека исключительно в эстетич. состоянии, в игре. С., понятая как самополагание бытия Я в акте самосознания, – основополагающий принцип философии И. Г. Фихте. В теософской концепции позднего Ф. В. Шеллинга С. связывается с вневременны́м бессознательным актом отпадения от Абсолюта, предпосылкой которого является раздвоение последнего («Философские исследования о сущности человеческой свободы...», 1809).

В постклассической философии С. не ограничивается выбором между данными возможностями, но осмысляется как выход из круга данностей, как творч. прорыв к новому. А. Бергсон видит в С. особое качество действия, проистекающее из целостной личности и отражающее всю её историю. Понятие С. как основы человеческого бытия находится в центре внимания философии экзистенциализма, где она связывается с конституированием личности, её способностью к трансцендированию, к выходу из сферы неподлинного повседневного существования и прорыва к «другому». В учении Н. А. Бердяева о «безначальной» С. творчество выступает как акт С., противостоящий безличному миру «объективации» и отчуждения. У Ж. П. Сартра человек «обречён быть свободным», нести ответственность за весь мир и самого себя, и это чувство своей абсолютной ответственности получает осознание в страхе.

Свобода в психологии

В психологии 20 в. произошло размежевание проблемы воли, понимаемой как произвольное управление поведением на основе сознательных решений, и проблемы собственно С., касающейся целостного человека (Э. Фромм). Постулатам «жёсткого детерминизма» (психоанализ З. Фрейда, рассматривающий человека как целиком обусловленного его прошлым, необихевиоризм Б. Ф. Скиннера, утверждающий возможность и необходимость полного контроля и управления человеческим поведением через систему спец. стимулов, и др.) были противопоставлены разл. версии «мягкого детерминизма», связывающие присущую человеку определённую степень С. с независимостью от текущей ситуации (Д. Хебб), с проектами будущего (А. Бандура), с опорой на личные мотивы и ценности (Р. Холт) и др.

Однако С. как фундам. характеристика человека получила раскрытие в экзистенциальной психологии 2-й пол. 20 в. Э. Фромм считает позитивную С. гл. условием роста и развития человека, связывая её со спонтанностью, креативностью, осознанием альтернатив и последствий своих действий. Она одновременно и дар, и бремя, и человек волен принять её или отказаться от неё («Бегство от свободы», 1941, рус. пер. 1990).

Согласно В. Франклу, С. и необходимость локализованы в разных измерениях человеческого бытия. Наследственность, влечения и внешние условия – все эти детерминанты, локализованные в биологич. и психологич. измерениях человека, оказывают существенное влияние на его поведение, однако человек свободен занять определённую позицию по отношению к ним в силу своей способности к самодистанцированию и самотрансценденции (выходу за пределы себя как данности): его С. локализована в высшем, «ноэтическом», или духовном, измерении.

Р. Мэй отличает С. от бунта, определяемого той внешней силой, против которой он осуществляется, и тем самым всецело зависящего от него. Благодаря самосознанию человек может прервать цепь стимулов и реакций, создать паузу и осуществить в ней сознат. выбор своей реакции. С. кумулятивна: каждый свободно осуществлённый выбор увеличивает С. последующих выборов. Мэй отмечает взаимообусловленность С. и «судьбы» – тех конкретных данностей и ограничений, с которыми соотносится свобода.

У. Тейджсон и Дж. Ричлак определяют С. прежде всего как переживание самодетерминации. Тейджсон выделяет 3 параметра вариативной «зоны личностной С.»: уровень когнитивного развития, объём внешних ограничений и подсознательные детерминанты и ограничения, рефлексивное осознание которых является ключевым в расширении свободы.

В рос. психологии проблема С. подробно рассматривалась в персонологии В. А. Петровского, рефлексивно-деятельностном анализе Е. И. Кузьминой и в модели развития самодетерминации Е. Р. Калитеевской и Д. А. Леонтьева. В числе индивидуальных переменных, связанных со степенью С., можно выделить следующие: 1) уверенность в собственной С., 2) широта и глубина осознания детерминант и ограничений собств. активности, 3) личностные ресурсы (умения, способности, орудия, отношения), расширяющие пространство индивидуальных возможностей, 4) широта спектра значимых надындивидуальных ценностей, уводящая от мотивационной предопределённости выбора, 5) воображение как способность проектирования возможного. С. формируется в онтогенезе в процессе становления личности и обретения ею внутр. права на активность и выбор ценностных ориентиров; критич. периодом для трансформации детской спонтанности в С. как осознанную активность является подростковый возраст.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024