Содержание:
Либералы — Большая Энциклопедия. 1900—1905
Либерализм — Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Либерализм — Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Либеральное христианство — Философский словарь. 1987
Либерализм — Большая российская энциклопедия
Ссылка — Либерализм — Википедия
Большая Энциклопедия. В 20 т.— СПб.: Тип. Книгоиздательского Т-ва "Просвещение", 1900—1905
Либералы (лат. щедрый, милостивый) въ современномъ значенiи свободомыслящiй; либерализмъ въ политикѣ есть стремленiе къ прогрессу. Противоположность либеральной партiи составляетъ партiя консервативная. Крайнiй либерализмъ называется радикализмомъ. Въ Германiи изъ либеральной партiи вышла демократическая партiя 1848 и затѣмъ 1861 партiя прогрессивная (Fortschrittspartei), отъ которой въ свою очередь отдѣлилась партiя нацiоналъ-либераловъ и въ настоящее время либеральная партiя въ Германiи имѣетъ множество фракцiй.
Въ Англiи Л. п. явилась наслѣдницей старинной партiи виговъ (см.); отъ нея отдѣлилась 1886 унiоннсты, 1902 — имперiалисты; ея программа "миръ, реформы, экономiя". Во Францiи ни одна изъ партiй не носитъ спецiально названiе либеральной, а равно и въ Италiи. Въ Бельгiи Л. называютъ сторонниковъ буржуазiи, въ Австрiи — нѣмецкихъ централистовъ, въ Испанiи сторонниковъ прогресса, но не республики. См. Rudel, "Geschichte des Liberalismus" (1891).
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 257
ЛИБЕРАЛИЗМ, в 19 и нач. 20 вв. бурж. политич. и идеологич. течение, объединявшее сторонников бурж. парламентского строя и крайне ограниченных бурж.-демократич. свобод. Л. зародился и оформился в период борьбы буржуазии зап.-европ. стран против феодализма и абсолютной монархии. Название «Л.» вошло в употребление в нач. 19 в. Выступая в интересах буржуазии за конституц. преобразования, ограничение монархич. власти, ликвидацию сословных привилегий, Л. играл прогрессивную роль. Однако либералы уже в то время обнаруживали крайнюю боязнь самостоятельного движения народных масс и вражду к последовательной демократии. После прихода буржуазии к власти Л. стал лишь прикрытием её классового господства.
В России либералы в 60-х гг. выступали за проведение бурж. реформ, но, боясь движения масс, шли на соглашение с царизмом. В. И. Ленин указывал: «Либералы отличаются от консерваторов (черносотенцев) тем, что представляют интересы буржуазии, которой необходим прогресс и сколько-нибудь упорядоченный правовой строй, соблюдение законности, конституции, обеспечение некоторой политической свободы.─ Но эта прогрессивная буржуазия еще более боится демократии и движения масс, чем реакции». В революции 1905─07 либералы выступили как контрреволюц. сила; созданная ими партия кадетов активно поддерживала царизм в борьбе с революц. движением. В феврале 1917 кадеты вошли во Временное пр-во и активно боролись против большевиков.
С обострением противоречий капитализма всё большие слои буржуазии переходят к консерваторам, к открытым реакционерам. Либеральные партии и группы становятся орудиями империалистич. реакции. В период общего кризиса капитализма империалистич. буржуазия сбрасывает всякую либеральную маскировку, предпочитая террористические фашистские методы господства. «Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа» (И. В. Сталин).
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980
ЛИБЕРАЛИЗМ, бурж. идеологич. и обществ.-политич. течение, объединяющее сторонников парл. строя, бурж. свобод и свободы капиталистич. предпринимательства.
ЛИБЕРАЛ (от лат. liberalis — касающийся свободы, свободный), 1) в первонач. значении свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек, склонный к излишней снисходительности. 2) Последователь и сторонник либерализма; в более узком смысле член либер. партии.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы. 1987
ЛИБЕРАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО (лат. liberalis — свободный) — направление в буржуазной теологии, философии и этике, широко распространенное в 19 в., остатки к-рого (движение „морального перевооружения" и др.) сохраняются до сих пор. Представители Л. х. (в США — В. Раушенбуш, Ш. Мэтьюз, Ф. Пибоди, в Европе — А. Ричль, Э. Трёльч, А. Гарнак и др.) выступили с идеей превращения христианского вероучения в конкретную программу решения социальных и моральных проблем (движение „социального евангелия"). От мн. др. религиозных учений Л. х. отличается оптимистическим воззрением на исторические возможности человека и об-ва, верой в „спасительную" миссию социального и научно-технического прогресса. Сторонники Л. х. стремятся модернизировать христианство в соответствии с уровнем совр. науки, обращают большое внимание на рационально-логическое доказательство разумности и общественной целесообразности учения Христа, считая, что улучшение об-ва будет зависеть от убедительности его проповеди, равно обращенной к имущим и неимущим. Сторонники Л. х. в этике пытаются приблизить библейские заповеди к совр. понятиям светской морали, рассматривая служение об-в у как лучшую форму служения богу. „Царство божье" трактуется ими как общественный идеал, достигаемый человечеством в ходе истории, образ Христа — как моральный идеал, образец для простых смертных. В целом Л. х. основывается на не изжитых до конца иллюзиях относительно исторических возможностей буржуазного об-ва и является либеральной формой его апологии. Наступление общего кризиса капитализма подорвало социальную основу Л. х., его идеи были подвергнуты резкой критике справа неопротеетантизмом.
Большая российская энциклопедия 2004—2017
Либерали́зм (от лат. liberalis – свободный), общее обозначение различных форм социально-политической мысли и практики Нового и Новейшего времени, восходящих в своём генезисе к возникшей в 17–18 вв. рационалистической и просветительской критике западноевропейского сословного общества, абсолютизма и клерикализма. Термин «либерализм» возник в испанских кортесах в 1810 г., где он обозначал фракцию антиабсолютистской ориентации, и после этого быстро распространился по Европе.
Формирование идеологии либерализма
Складывающиеся начиная с 17 в. философские основания либерализма включают идеи веротерпимости (толерантности), индивидуальной свободы, понятой прежде всего как защищённость человека от политического произвола, верховенства рационально обоснованного права, правления с согласия народа (в теориях общественного договора – учреждённого народом), права на частную собственность, истолкованную в то время скорее нравственно и политически, чем юридически и экономически. Эти идеи, по-разному акцентированные, развивались такими мыслителями, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, С. фон Пуфендорф, П. Бейль и др.
В 18 в. либерализм становится идеологическим и, в известном смысле, политическим течением, отчасти определяя собой содержание понятия Просвещения. Усилиями французских физиократов (Ф. Кенэ, П. Мерсье де ла Ривьер, А. Р. Ж. Тюрго) и шотландских просветителей (Д. Юм, А. Смит, Дж. Миллар, А. Фергюсон) создаётся политическая экономия, Ш. Монтескьё и его последователи разрабатывают концепцию разделения властей – одну из важнейших политических идей либерализма. В этой же традиции, как и вне её, – У. Блэкстоном, И. Бентамом, отцами-основателями США (Т. Джефферсоном, Дж. Медисоном, А. Гамильтоном) – формируется современный конституционализм (при опоре на идеи Дж. Локка и исторический опыт Английской революции, в частности Билль о правах 1689 г.). Ч. Беккариа формулирует идею «гуманистического» права, в трудах И. Канта и И. Бентама складываются влиятельные до настоящего времени теории морали – этика долга и утилитаризм. Общий облик либерализма – под влиянием в первую очередь Вольтера и энциклопедистов (Д. Дидро, Ж. Л. Д’Аламбера, П. Гольбаха и др.) – принимает всё более светский характер, а в отдельных своих проявлениях либерализм становится атеистическим.
Либерализм явился первым течением мысли, в котором обсуждались и предвосхищались характерные проблемы современного общества, в то время только ещё формировавшегося. В 18 в., вплоть до Французской революции, либерализму противостояли только различные версии традиционализма. Лишь позднее, в ходе этой революции и после неё и в качестве реакции на политические победы и поражения раннего либерализма, образуются два других ключевых течения современной мысли – консерватизм и социализм. Так формируется модуль современного миропонимания, многократно перестраивавшийся в 19 и 20 вв., но неизменно сохраняющий свои основные компоненты.
Развитие либерализма в 18 в. породило и большое многообразие его форм. Так, в шотландском Просвещении была отвергнута идея общественного договора, а естественное право сведено по существу к позитивному праву. Вера во всемогущество и самостоятельность разума была критически переосмыслена шотландскими философами, тогда как либерализм кантовского толка формировался в прямой полемике с ними (прежде всего с Д. Юмом). «Неотчуждаемые права» человека, ставшие не только краеугольным камнем некоторых версий либерализма, но и его политическим знаменем (в Американской и Французской революциях), были с презрением объявлены И. Бентамом «чепухой на ходулях». Ориентации на просвещённый абсолютизм как наиболее адекватный, или даже единственно возможный, инструмент реализации реформаторских программ противостояли восприятие государства как «необходимого зла» и стремление, по возможности, «минимизировать» его (например, у Т. Пейна и К. В. фон Гумбольдта).
Основные течения и проблемы современного либерализма
В конфликтах внутри множества различных версий либерализма и между ним и другими такими же многообразными течениями (консерватизмом, социализмом, национализмом, фундаментализмом и т. д.) происходило развитие различных форм либерализма, нередко содержательно менявшихся настолько, что они теряли сходство между собой и своими «прародителями» из эпохи Просвещения. В то же время возникали симбиозы некоторых версий либерализма и других идеологических течений. Например, либеральный социализм в духе К. Росселли или Л. Хобхауса, а также посмертно опубликованных «Глав о социализме» Дж. С. Милля, современный неолиберализм (Л. фон Мизес, М. Фридмен, А. Шварц и др.) – по существу лишь радикальная версия капиталистического консерватизма, «либеральный национализм», восходящий к идеям Дж. Мадзини о «нравственной тотальности нации», выстраиваемой в соответствии с универсальными ценностями прав человека.
В целом можно выделить пять главных течений либеральной мысли, сложившихся в 20 в.: 1) учения, воспроизводящие теории общественного договора и естественных прав (Дж. Ролз, различные версии дискурсивной этики – Ю. Хабермас и др.); 2) концепции спонтанного порядка, продолжающие традиции шотландского Просвещения (Ф. А. фон Хайек, У. Бакли младший и др.); 3) современный утилитаризм в разных его версиях (П. Зингер, К. Эрроу, Г. Беккер, Ф. Найт); 4) гегельянские версии либерализма (Б. Кроче, Р. Коллингвуд и др.); 5) прагматизм и неопрагматизм (Дж. Дьюи, Р. Рорти и др.). Можно говорить и о нарастающей эклектичности современных концепций либерализма, что, по мнению его критиков (Ч. Р. Миллс и др.), является одной из причин его банализации. Политическую причину этой тенденции критики видят в том, что современный либерализм превращается в «прагматическое и социологическое» описание механизмов функционирования западного общества, которое уже не способно оценить эти механизмы с точки зрения роста или убывания свободы (Дж. Данн).
Внутренняя динамика современного либерализма определяется дискуссиями по следующим ключевым темам. Первая тема: должен ли либерализм в качестве своей главной цели стремиться к ограничению принуждающей власти любого правительства (Ф. А. фон Хайек), или это второстепенный вопрос, решаемый в зависимости от того, как либерализм справляется со своей важнейшей задачей – поддержанием условий, без которых невозможна свободная реализация человеком своих способностей (Т. Х. Грин)? В центре этих дискуссий – отношение государства и общества, функции и допустимые масштабы деятельности первого ради обеспечения свободы развития индивида и сообщества людей. Вторая тема: должен ли либерализм быть «ценностно нейтральным», служить своего рода «чистой» техникой защиты индивидуальной свободы безотносительно к тем ценностям, которым привержен свободный человек (Дж. Ролз, Б. Аккерман), или же он воплощает определённые ценности (гуманности, солидарности, справедливости и др.), забвение которых чревато для него самого пагубными последствиями (У. Галстон, М. Уолцер)? При втором подходе ни «ценностная нейтральность», ни моральный релятивизм для либерализма не приемлемы. Ось этих дискуссий – нормативное содержание либерализма и его воплощение в институтах современного общества. Третья тема: как связаны политическая свобода и частная собственность, говоря шире – капитализм? Здесь противостоят либерализм экономический и нравственно-политический. Суть первого можно передать формулой Л. фон Мизеса: «Программа либерализма, если её сжато выразить одним словом, читалась бы так: собственность, т. е. частное владение средствами производства… Все остальные требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования» (Мизес. 2001. С. 24). Суть нравственно-политического либерализма состоит в том, что связь свободы и частной собственности не однозначна и не является неизменной в разных исторических обстоятельствах. По словам Б. Кроче, свобода «должна иметь смелость принять средства социального прогресса, которые… являются разнообразными и противоречивыми», и рассматривать свободный рынок лишь как «один из возможных типов экономического порядка» (Croce. 1949. P. 108).
Характерная для либерализма убеждённость в возможности совершенствования любых общественных институтов получает своё воплощение лишь в конкретной социальной практике, вектор которой зависит от воли и организации людей. По словам Р. Г. Дарендорфа, «нет такого состояния, в котором либерализм был бы реализован полностью. Либерализм всегда есть процесс… посредством которого исследуются новые возможности для большего числа людей. Каждый раз этот процесс требует новых импульсов для придания ему энергии» (Dahrendorf. 1988. P. 29)... Читать — Новая версия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее... Читать далее