ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Юридический словарь. 1953
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылка

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, принудительное обращение в гос. собственность имущества, являющегося частной собственностью. Н., осуществляемая после победы социалистической революции,— важнейший революционный акт диктатуры пролетариата. Национализируются: земля, крупная пром-сть, банки, транспорт, средства связи, внешняя и оптовая внутр. торговля. Собственность мелких и средних индивидуальных производителей не подлежит Н. Путём Н. победивший пролетариат создаёт экономич. основу для социалистического переустройства общества. В СССР Н. началась сразу после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Декретом о земле, принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 окт. (8 ноября) 1917, была ликвидирована без всякого выкупа частная собственность на землю. Декретом ВЦИК от 14 дек. (27 дек.) 1917 были национализированы частные банки. С конца 1917 до середины 1918 Советское государство осуществило Н. всей крупной пром-сти и транспорта, внешней торговли. Н. решающих отраслей нар. х-ва сыграла огромную роль в победоносной борьбе против иностр. интервентов и белогвардейщины в годы гражд. войны (1918—20), она подрывала экономич. мощь свергнутых эксплуататорских классов, положила начало организации советского народного хозяйства, созданию общенародной собственности, исключающей эксплуатацию человека человеком.

Н. осуществлена также в странах народной демократии с учётом конкретных особенностей каждой из них.

В период после 2-й мировой войны (1939—45) лейбористское пр-во Англии, защищая интересы крупных капиталистов, провело фиктивную Н. нек-рых отраслей экономики. Владельцам «национализированных» предприятий были выплачены государством огромные суммы, значительно превышавшие стоимость этих предприятий.

 

 

Юридический словарь. 1953


НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — в СССР отмена рабочим классом, завоевавшим власть, права частной собственности на землю, орудия и средства производства и на другие объекты права частной собственности с установлением на них права государственной социалистической собственности. Опираясь на экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Советская власть обобществила средства производства, сделала их собственностью всего народа и тем уничтожила систему эксплуатации, создала социалистические формы хозяйства. Таким образом, экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил получил у нас полный простор.

Проведённая Советским государством Н. земли с её недрами, лесами и водами, Н. заводов, фабрик, рудников, основных средств транспорта, банков утвердила социалистическую собственность на орудия и средства производства и, ликвидировав тем самым капиталистическую систему хозяйства, заложила основу социалистической системы хозяйства.

Н. земли была проведена в России декретом о земле от 26 октября 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 1, ст. 3) в первый же день завоевания власти пролетариатом (см. Национализация земли). Вслед за Н. земли последовали: 14 декабря 1917 г. Н. банков (СУ РСФСР 1917 г. №10, ст. 150); в январе 1918 г. Н. торгового флота (СУ РСФСР 1918 г. № 19, ст. 290); 22 апреля 1918 г. Н. внешней торговли (СУ РСФСР 1918 г. № 33, ст. 432). Н. промышленности предшествовал декрет 14 ноября 1917 г. о рабочем контроле (СУ РСФСР 1917 г. № 3, ст. 35). Рабочий контроль явился подготовительным мероприятием к переходу частнокапиталистических предприятий в собственность Советского государства и одновременно — школой для подготовки будущих хозяйственников из среды рабочего класса, организаторов социалистического производства.

Утверждённой III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в подтверждение отмены частной собственности на землю весь земельный фонд объявлялся общенародным достоянием; объявлялись национальным достоянием леса, недра и воды, а также образцовые поместья с их живым и мёртвым инвентарём и с.-х. предприятия; подтверждался переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства, а также вводился закон о рабочем контроле, как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог, прочих средств производства и транспорта в собственность Советской республики.

Сначала Н. подвергались отдельные фабрики и заводы, брошенные их владельцами, а также предприятия, собственники к-рых отказались подчиниться рабочему контролю. 28 июня 1918 г. была декретирована Н. всех крупных промышленных предприятий, предприятий коммунальных и ж.-д. транспорта.

На базе обобществления средств производства в социалистическом обществе возник экономический закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, как противовес закону конкуренции и анархии производства при капитализме.

Н. в корне изменила экономическую структуру страны. Капиталистические производственные отношения, основанные на частной собственности, были заменены социалистическими производственными отношениями, в основу к-рых положена государственная социалистическая собственность на орудия и средства производства. Государство и право как часть новой надстройки стали величайшей силой, к-рая активно содействовала оформлению и укреплению экономического базиса нового, социалистического государства.

Н. земли, банков, крупной промышленности, предприятий, транспорта была проведена в дальнейшем и в новых республиках, вошедших в состав СССР, а также на воссоединенных территориях. В июле 1940 г. декларациями сеймов Литвы и Латвии и государственной думы Эстонии земля была объявлена государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием; одновременно была декларирована Н. банков и крупной промышленности. В конституциях Литовской, Латвийской и Эстонской республик говорится о ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмене частной собственности на орудия и средства производства в промышленных предприятиях и Н. этих предприятий, банков, транспорта и средств связи в целях полного уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социалистического общества.

15 августа 1940 г., в связи с воссоединением Бессарабии с Советским Союзом, указами Президиума Верховного Совета СССР («Ведомости Верховного Совета СССР» 1940 г. № 29) установлено на всей территории Бессарабии действие советских законов о Н. земли, а также установлена Н. банков, промышленных и торговых предприятий, железнодорожного и водного транспорта и средств связи. Одновременно, в связи с включением северной части Буковины в состав УССР, установлено, что на территории северной части Буковины вся земля с её недрами, лесами и водами является государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием, а также являются национализированными банки и другие кредитные учреждения, промышленные предприятия, железнодорожный и водный транспорт, средства связи, электростанции, трамваи и автобусы, учебные заведения, кинематографы, театры, музеи, крупные гостиницы, крупные домовладения. Аналогичные мероприятия проведены на территории Южного Сахалина.

При Н. происходит прекращение частной собственности и возникновение новой, государственной социалистической собственности. Право собственности государства не является производным от прав предшественника. В частности, при Н. предприятий к государству не переходят долги национализируемых предприятий.

Переход к государству имущества национализированных предприятий не зависит от того, где это имущество находится. Имущество национализируемого предприятия является единым имущественным комплексом. Из этого следует, что к Советскому государству перешло всё имущество национализированных предприятий, в том числе и находящееся за границей. Это положение подтверждается текстом самих декретов о Н. Переход имущества национализированного юридического лица определяется законом того государства, к-рое прекратило существование этого юридического лица, Декреты о Н. распространяются и на те предприятия, участниками к-рых являются иностранцы. В постановлении СНК РСФСР 2 декабря 1918 г. (СУ РСФСР 1918 г. № 90, ст, 907) указывалось, что русские акционерные банки подходят под действие декрета 14 декабря 1917 г. (этот декрет установил Н. банков) независимо от национального состава их акционеров или вкладчиков.

Декреты о Н. были встречены буржуазными государствами враждебно. Суды буржуазных стран в первые годы существования Советской власти неоднократно пытались отрицать право собственности Советского государства на национализированное имущество, даже и в том случае, если это имущество фактически уже перешло в руки Советского государства. Делалось это нередко со ссылкой на то, что декреты о Н. не могут применяться за границей ввиду их противоречия «публичному порядку». Таким образом, прежний собственник за границей признавался сохранившим своё право собственности. Очевиден классово-враждебный по отношению к пролетарскому государству характер ссылок на «публичный порядок» как на основание непризнания права собственности Советского государства на национализированное им имущество. Однако буржуазные суды в связи с укреплением международного положения Советского государства и развитием советской внешней торговли вынуждены были изменить свою позицию непризнания советской Н. Так, уже в 1921 г. английский апелляционный суд по делу Лютера—Сэгора вынужден был признать право собственности Советского государства на вывезенное в Англию национализированное имущество.

В наст. время национализированное имущество, вывезенное советскими органами за границу, повсеместно признается собственностью Советского государства. Таким образом, иностранные суды признали экстерриториальное действие советских декретов о Н. Что же касается национализированного имущества заграничных отделений русских банков, морских судов и т. п., то буржуазные суды по общему правилу не признавали права собственности СССР на это имущество. Эти суды произвольно ограничивали смысл советских декретов о Н., признавая СССР собственником лишь того имущества, к-рое находилось в момент Н. на территории Советского государства. Ограничение действия декретов о Н. является нарушением общепринятых начал международного частного права, актом борьбы против советских законов о Н. СССР никогда не отказывался и не отказывается от своих прав на это имущество.

Опыт строительства социализма в СССР был широко использован государствами народной демократии при проведении мероприятий, направленных на ликвидацию капиталистической частной собственности. Основные орудия и средства производства в этих странах стали государственной всенародной собственностью, Н. командных высот народного хозяйства и использование их в общенародных интересах обеспечили социалистический путь развития государств народной демократии. В конституциях народных республик всенародная собственность провозглашается главной опорой государства в развитии народного хозяйства и является материальной основой экономического процветания и национальной независимости народной республики.

И. В. Сталин учит, «... что пока существует государство, передача в собственность государства является наиболее понятной первоначальной формой национализации. Но государство будет существовать не на веки-вечные. С расширением сферы действия социализма в большинстве стран мира государство будет отмирать и, конечно, в связи с этим отпадёт вопрос о передаче имущества отдельных лиц и групп в собственность государству. Государство отомрёт, а общество останется. Следовательно, в качестве преемника общенародной собственности будет выступать уже не государство, которое отомрёт, а само общество в лице его центрального, руководящего экономического органа» (Сталин И. В., Экономические проблемы социализма в СССР, 1952, стр. 87—88).

Т. н. Н., проведённая после второй мировой войны в ряде буржуазных стран — Англии, Франции, Австралии, Австрии,— не имеет ничего общего ни с экспроприацией капиталистической частной собственности на орудия и средства производства, ни с социализмом. После Н. английского банка в кредитной системе Англии всё осталось по-старому. В результате Н. угольной промышленности и железных дорог владельцы получили от государства гарантированный доход в государственных облигациях. Во главе национализированных шахт и железных дорог остались прежние руководители. Аналогичный характер носит Н. частных банков в Австралии, крупных банков, угольной промышленности и страховых компаний во Франции, крупных банков и нек-рых промышленных предприятий в Австрии.

Н. в современных капиталистических странах влечет за собой переход права собственности на национализируемые предприятия к капиталистическому государству и направлена на получение максимальных выгод капиталистами.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность roc-ва. Социалистич. Н. ликвидирует частную собственность на средства произ-ва, уничтожает эксплуататорские классы, создает социалистич. уклад в экономике. Может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп, а также обобществление мелкой собственности в процессе кооперирования. В 1917—18 сов. гос-во национализировало крупную пром-сть, транспорт, внеш. торговлю, частные банки; была ликвидирована без всякого выкупа частная собственность на землю. Капиталистич. Н. не уничтожает капиталистич. характера произ-ва. В развитых капиталистов. странах она проводится гл. обр. в отраслях, требующих больших капитальных вложений (военная и топливно-энергетич. пром-сть, транспорт и др. отрасли инфраструктуры). Капиталистич. гос-во, как правило, выплачивает владельцам национализированных предприятий значит. компенсацию. В развивающихся странах Н. направлен на обычно против иностр. капитала. В результате создается гос. сектор — основа становления и развития нац. экономики.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва.: Русский язык, 1986. — С. 340


НАЦИОНАЛИЗА´ЦИЯ, -и, ж. 1. Передача из частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей народного хозяйства, земель, банков, жилых и общественных зданий. Н. фабрик и заводов. 2. В первые годы советской власти: организация общественных учреждений в национальных республиках и областях на национальной основе при участии местных национальных кадров. Н. школы.

 

 

  Большая российская энциклопедия. 2017. Новая версия


НАЦИОНАЛИЗА́ЦИЯ, перевод в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам или коллективным собственникам, на возмездной или безвозмездной основе. Характер Н. зависит от того, кем, в каких целях и в какую историч. эпоху она проводится. Н. может диктоваться экономич. целесообразностью (чаще всего национализируются капиталоёмкие и малорентабельные предприятия), необходимостью укрепления обороноспособности страны, задачей смягчения социальной политики, а также политич. целями. Бывает частичной (Н. части акций или Н. отд. компаний и отраслей) и глобальной (Н. имущества практически всех субъектов хозяйствования в стране). Право государства национализировать собственность предусмотрено в Хартии экономических прав и обязанностей государств (1974). Законодательство большинства стран определяет Н. как экономич. меру, проводимую в обществ. интересах на основании спец. акта компетентного гос. органа с выплатой компенсации собственнику национализируемого имущества. Закон о Н. имеет экстерриториальное действие, т. е. должен признаваться и за пределами страны. Государство, принимающее решение о Н., может путём заключения междунар. соглашений урегулировать вопрос об имуществ. претензиях с государствами, чьи интересы были затронуты. Н. отличают от социализации как развивающегося процесса передачи в коллективную собственность средств и результатов производства без резкого нарушения деятельности хозяйств. механизма, конфискации как меры наказания индивидуального порядка, секвестра – врем. ограничения или запрета на пользование имуществом в чрезвычайных обстоятельствах.

Идея Н. зародилась в левых кругах в 19 в., первоначально как сугубо политическая (постулат об обращении средств производства в обществ. собственность в качестве одного из важнейших условий построения социалистич. общества в 1848 включён К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифест Коммунистической партии»). Таковой она в общих чертах остаётся в программных документах коммунистич. партий и в наши дни. Постепенно в 19 в., и особенно в 20 в., буржуазными учёными и практиками осмыслена идея Н. как средства макроэкономич. стабилизации, она была дополнена концепцией кейнсианства. Гос. собственность стала рассматриваться в качестве необходимого условия гос. регулирования, при этом инвестициям государства придавалась роль скорее средства сглаживания социального неравенства в периоды экономич. спадов, в меньшей степени – способа повышения производительности. В таком виде идей Н. и расширения гос. участия в экономике придерживаются гл. обр. социал-демократич. партии, а также правительства, где центристские или левые силы получают значит. представительство. Идее Н. противостоит либеральная экономич. модель, предусматривающая в целом последовательное самоустранение государства от участия в регулировании экономики. В зависимости от историч. и экономич. обстоятельств актуальной становится то одна, то другая из этих моделей.

Впервые на практике наиболее масштабная в истории Н. проведена в сов. России после Окт. революции 1917. Она являлась одним из инструментов укрепления власти сов. правительства и политики строительства социалистич. общества. Осуществлялась на безвозмездной основе. Первый акт Н.— Декрет о земле, отменивший частную собственность на землю и её недра. Фактически весь земельный фонд переходил в собственность государства, что позднее было конкретизировано «Положением о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию» от 14.2.1919 (гл. целью социалистич. преобразований на селе признавалось обобществление землепользования и создание единого производств. хозяйства) и закреплено ст. 2 Земельного кодекса РСФСР 1922. Н. промсти предшествовало введение решением ВЦИК и СНК от 14(27).11.1917 рабочего контроля на предприятиях (распространялся на произво, куплю-продажу, хранение продуктов, сырья и финансовую деятельность). Отказ владельцев и администрации предприятий подчиняться требованиям рабочего контроля вызвал поспешную и стихийную в тот период Н., инициаторами которой выступали гл. обр. фабрично-заводские комитеты и радикально настроенные местные власти (нояб. 1917 – февр. 1918; «красногвардейская атака на капитал»). К марту 1918, по данным пром. переписи того же года (не охватывала Урал, Донбасс, Туркестан, Сибирь и Дальний Восток), национализировано св. 800 предприятий, гл. обр. в центр. и сев.-зап. губерниях, а также в Поволжье. Декрет ВЦИК «О национализации банков» от 14(27).12.1917 вводил гос. монополию на банковское дело. Акционерные коммерч. банки и банкирские конторы подлежали слиянию с быв. Гос. банком России (находился под контролем большевиков после их прихода к власти) в единый Народный банк РСФСР; ипотечные банки, общества взаимного кредита и пр. ликвидировались. В ведение сов. правительства перешли золотой запас России, денежные средства и эмиссия денег. Согласно декретам СНК РСФСР, собственностью государства стали морской и речной торговый флот [23.1(5.2).1918], железные дороги и ж.-д. транспорт (фактически в нач. 1918, юридически – в соответствии с декретами от 28.6.1918 и 4.9.1918), установлена гос. монополия на внешнюю (22.4.1918) и внутр. (21.11.1918) торговлю. Огосударствление банковских капиталов создало благоприятные условия для радикальной и последовательной Н. крупной пром-сти. Декретом СНК от 28.6.1918 начата Н. целых отраслей. К осени 1918 национализировано св. 9,5 тыс. предприятий, весной 1919 Н. крупной пром-сти была практически полностью окончена. Летом 1919 массовая Н. распространена на средние и небольшие предприятия, постановлением ВСНХ от 29.11.1920 национализировались все предприятия с числом рабочих св. 5 при механич. двигателе или св. 10 – без механич. двигателя. В результате общее число национализиров. предприятий превысило 37 тыс. В условиях проведения новой экономической политики сов. правительство в 1921–22 провело частичную денационализацию (её итоги свёрнуты с окончанием НЭПа). Однако все важнейшие средства произва, ж.-д., водный и возд. транспорт, банки, средства связи, объекты хозяйств. и социальной инфраструктуры оставались в гос. собственности, что было зафиксировано ст. 15 Конституции РСФСР 1925, на союзном уровне – ст. 6 Конституции СССР 1936 и ст. 11 Конституции СССР 1977. Для управления национализиров. собственностью создан огромный гос. аппарат во главе с ВСНХ. Наряду с гос. собственностью, имевшей определяющее значение для сов. экономики, продолжали существовать собственность колхозная и кооперативная, а также собственность основанных на личном труде без привлечения наёмной рабочей силы мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей. В связи с низкой эффективностью ценрализованно регулируемой гос. экономики сов. руководство в ходе перестройки вновь начало проводить политику денационализации: в 1987–90 расширены возможности для предпринимательской деятельности кооперативных предприятий в сфере услуг, производстве потребительских товаров, с. х-ве, была нарушена гос. монополия в банковской сфере и пр. В соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле» (28.2.1990) гражданам предоставлено «право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков» для занятия с. х-вом, строительства и др. производств. деятельности. Закон СССР «Об основных началах разгосударствления и приватизации» от 1.7.1991 определял принципы и условия преобразования гос. предприятий в частные индивидуальные, частноколлективные, кооперативные, арендные и др. (с распадом СССР в дек. 1991 утратил силу).

В Рос. Федерации с 1992 развернулась широкая приватизация гос. собственности, ставшая важнейшим фактором развития рыночной экономики. Конституция Рос. Федерации в равной мере гарантирует права и защиту частной, гос., муниципальной и др. форм собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 235), Н. должна проводиться в порядке, установленном федеральным законом (в настоящий момент не принят). Полный или частичный выкуп предприятий государством возможен на основании обычных договоров купли-продажи.

В странах рыночной экономики к Н. обращаются, как правило, во время экономич. кризисов или для преодоления негативных последствий войн, в значит. степени под влиянием левых сил. В годы Великой депрессии частичную Н. провёл ряд европ. стран, напр. правительство Народного фронта во Франции национализировало неск. воен. заводов, в 1937 образовало Нац. об-во железных дорог, под управление которого перешли все франц. железные дороги. После 2-й мировой войны для преодоления её последствий во Франции и лейбористским правительством в Великобритании национализированы соответственно Банк Франции и Банк Англии, а также угольная пром-сть, произ-во электроэнергии, газа, транспорт, некоторые др. отрасли. С кон. 1980-х гг. рост значения либеральных ценностей в экономике большинства западных стран всё более усиливался. Это во многом, казалось бы, окончательно сняло с повестки дня вопрос о Н. Однако экономич. кризис, начавшийся в 2008, заставил руководство мн. индустриальных стран, даже ориентированных на сугубо либеральные ценности, обратиться к частичной Н. как одному из наиболее популярных антикризисных средств. Напр., в США республиканское правительство пошло на беспрецедентный шаг и осуществило финансовые инъекции в обмен на привилегированные акции ряда банков, в т. ч. Fannie Mae и Freddie Mac, в 2009 заявило о готовности в рамках антикризисной программы конвертировать их в обычные (голосующие) акции, что некоторые эксперты назвали «ползучей Н.»; в Великобритании лейбористское правительство выкупило значит. долю акций банков Royal Bank of Scotland (RBS) и Lloyds Banking Group (образован в результате слияния Lloyds TSB и HBOS). Россия во время экономич. кризиса отказалась прибегнуть к прямой Н. крупных финансовых институтов, поддержав существующий финансовый сектор.

Н. в развивающихся странах – важное средство завоевания экономич. независимости в первую очередь от иностр. капитала, которому в прошлом принадлежала значит. часть осн. средств произ-ва и транспорта. В этих странах Н. называют переход собственности иностр. компаний не только в руки государства, но и к представителям нац. предпринимат. кругов. В ходе проведённых в развивающихся странах аграрных реформ часть земли перешла в гос. сектор. Производ. как правило, национализируется, если правительство считает, что иностр. компания экспортирует слишком большую часть прибыли за рубеж. Но если экономически развитые страны считают, что Н. частной собственности должна происходить в соответствии с «минимумом междунар. стандарта», закреплённого междунар. правом, то развивающиеся страны, напротив, настаивают на том, что обстоятельства и условия Н. должны оставаться на усмотрение национализирующих государств, а Н. должна проходить в соответствии с нац. законодательством. Процесс постколониального развития сопровождался требованием развивающихся стран установить новый междунар. экономич. порядок. Оно нашло выражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о постоянном суверенитете над природными ресурсами (1962), закрепившей возможность Н. в целях обеспечения нац. интересов. В случаях Н. в соответствии с нац. законодательством и соблюдением правил междунар. права предусматривается возмещение собственнику национализируемого имущества.

Историч. опыт показывает, что Н., как и обратный процесс – приватизация, являются мощными средствами решения проблем развития экономики и приносят положительный эффект, когда выступают как инструменты экономич. политики, а не в качестве способов достижения доктринальных целей.

Лит.: Национализация промышленности в СССР. Сб. документов и материалов 1917–1920 гг. М., 1954; Sigmund P. Multinationals in Latin America: the politics of nationalization. Madison; L., 1980; Ленин В. И. О рабочем контроле и национализации промышленности. М., 1983; Кругликова Т. В. Национализация и политическая борьба во Франции: Опыт правительства левых сил. М., 1988; Иванов В. Н. Приватизация – национализация: Российские альтернативы. М., 2006; Кириченко Э. В. Антикризисная политика США // Международная экономика. 2009. № 11; Тамбовцев В. Л. Права собственности, приватизация и национализация в России. М., 2009.

 

 

Материал из Википедии

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию — конфискацию, а также через полный или частичный выкуп — реквизицию.

В Российской Федерации, согласно ст. 235 ГК РФ, национализация должна проводиться в порядке, установленном федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ. Полный или частичный выкуп государством возможен на основании обычных договоров купли-продажи.

В ряде справочных изданий (например — Новейший энциклопедический словарь, указано также, что различия национализации зависят от того, в какую историческую эпоху, кем и в интересах каких классов она проводилась.

Национализация в истории

  • Национализация крупной промышленности, объектов недвижимости и банков в Советской России в результате прихода большевиков к власти.
  • Национализация нефтедобычи в Мексике в 1938 правительством Ласаро Карденаса
  • Национализация ряда отраслей экономики в Великобритании правительством Клемента Эттли в 1940-х гг.
  • Национализация Суэцкого канала правительством Египта в 1956 (см. Суэцкий кризис)
  • Национализация американских предприятий на Кубе в 1959—1960 гг.
  • Национализация горнорудной промышленности в Чили в 1970-х гг. (при президенте Сальвадоре Альенде)
  • Национализация нефтедобычи в Венесуэле в 1976.
  • Национализация ипотечных корпораций Fanni Mae и Freddie Mac министерством финансов США в 2008.

Современная российская интерпретация

Новое определение национализации — бархатная реприватизация — впервые было использовано главой «Финансгрупп» Олегом Шварцманом в интервью газете «Коммерсантъ». В статье, которая называлась «Партию для нас олицетворяет силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин», он рассказал, что под прикрытием администрации правительства работает структура, целью которой является изъятие законными или иными методами прибыльных предприятий у их владельцев... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024