ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылка

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 418—419


МОНОПОЛИИ, исключит. право (торговли, произ-ва и т. д.), принадлежащее гос-ву, одному лицу или определённой группе лиц. См. Монополия внешней торговли, Монополии капиталистические.

МОНОПОЛИИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ, союзы, соглашения или объединения капиталистов, возникающие на основе высокого уровня концентрации производства и капитала. М. к. господствуют в экономике и политике капиталистич. стран в период империализма. М. к. начали возникать в конце 19 в. История М. к. имеет след. этапы: 1) 1860-ые и 1870-ые годы — высшая, предельная ступень развития свободной конкуренции. Монополии лишь едва заметные зародыши. 2) После кризиса 1873 г. широкая полоса развития картелей, но они еще исключение. Они еще не прочны. Они еще преходящее явление. 3) Подъем конца XIX века и кризис 1900—1903 гг.: картели становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Капитализм превратился в империализм» (В. И. Ленин). С развитием империализма монополии овладевают всеми отраслями хоз-ва и подчиняют себе гос. аппарат капиталистич. стран, что усиливает паразитизм и загнивание капитализма. Так, в 1949 в США 3 компании контролировали 100% произ-ва алюминия, 90% произ-ва меди, ок. 80% табака и папирос и т. д.; при этом осн. часть монополий находится под контролем всего 8 фин. групп. Все гос. посты в США, как и в др. капиталистич. странах, заняты или контролируются представителями монополистич. капитала.

М. к., вырастая из конкуренции, не устраняют её, а резко обостряют. Конкурентная борьба ведётся между М. к. и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополии), между самими монополиями и отдельными капиталистами, входящими в монополию. М. к. усиливают анархию произ-ва, обостряют кризисы перепроизводства.

Осн. формами М. к. являются картели, синдикаты, тресты, концерны. В связи с тем, что при капитализме внутр. рынок неизбежно связан с внешним, по мере роста вывоза капитала и расширения «сфер влияния» крупнейших монополии образовывались международные монополистич. объединения, гл. обр. в виде картелей. Развитие этих монополий ведёт к разделу мира между союзами капиталистов и к его территориальному разделу между капиталистич. державами, а затем к переделу, вследствие изменения соотношения сил, к возникновению империалистич. войн. Подготовка к войне и сама война, обусловленные основным экономическим законом современного капитализма, являются источником баснословных военных прибылей М. к. В 1951 прибыли амер. капиталистов составили 42,9 млрд. долл., против 3,3 млрд. долл. в 1938; прибыли англ. капиталистов возросли за тот же период с 838 до 2953 млн. ф. ст. Фин. магнаты, стоящие во главе монополий, стремятся к развязыванию новой войны для получения огромных прибылей. Борьба прогрессивного человечества против монополистического капитала является неотъемлемой составной частью борьбы за мир, демократию, социализм.

МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ, сосредоточение ведения всех внешнеторговых операций в руках гос-ва, осуществляемое через специальные гос. учреждения. В СССР М. в. т. была введена декретом Совета Народных Комиссаров 22(9) апр. 1918. М. в. т. даёт возможность Советскому гос-ву направлять внешнюю торговлю в интересах коммунистического строительства и укрепления независимости и обороноспособности СССР. С установлением после второй мировой войны 1939—45 в ряде стран строя народной демократии М. в. т. является важным средством развития экономия, сотрудничества и взаимопомощи Советского Союза со странами народной демократии, где также введена М. в. т. В Советском Союзе внешняя торговля осуществляется через Министерство внешней торговли СССР и его органы.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, цена, превышающая цену производства товаров и стоимость их (если стоимость выше цены производства). В эпоху империализма широкой экономия, основой М. ц. является господство монополистич. капитала. М. ц. используется монополиями для получения максимальных прибылей.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 837—838


МОНОПОЛИЯ (от моно... и греч. рõlеõ — продаю ), исключит. (монопольное) право в к.-л. cфepe деятельности гос-ва (напр., монополия внешней торговли), орг-ции, фирмы т. д.

МОНОПОЛИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, монополии, принадлежащие бурж. гос-ву. Характерны для эпохи государственно-монополистического капитализма. Возникают в результате строительства гос. пр-тий (воен., пром-сти, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отд. пр-тий, целых отраслей пром-сти и транспорта.

МОНОПОЛИИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ, хоз. объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации матер. и финанс. ресурсов, науч.-техн. потенциала с целью извлечения монопольной прибыли, Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроиз-ва. М. к. возникли на основе концентрации произ-ва и капитала с переходом капитализма в империалистич. стадию развития. Осн. формы М. к.— картели, синдикаты, тресты, концерны.

МОНОПОЛИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ, крупнейшие капиталистич. фирмы с активами за рубежом или союзы фирм разных стран, устанавливающие господство в одной или неск. сферах мирового капиталистов. х-ва с целью извлечения наивысших прибылей. Получили большое распространение после 2-й мир. войны.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ, см. Империализм.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ ТЕОРИЯ, бурж. теория, исследующая рыночные аспекты господства монополий в условиях совр. капитализма; гл. положения сформулированы Э. Чемберлином в кон. 20-х гг. 20 в. Согласно М. к. т. погоня за монопольной прибылью — определяющая цель рыночной стратегии Фирмы. М. к. т. исходит из идеи переплетения на совр. капиталистич. рынке элементов монополии и конкуренции. Осн. порок М. к. т.— в хaрактеристике поверхностных рыночных процессов формирования цен и прибылей как процессов непосредственного создания стоимости и прибыли.

МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ государственная, сосредоточение в руках социалистич. гос-ва всех внешнеторг. операций. Установлена во всех социалистич. странах; в СССР — декретом СНК 22 апр. 1918. Осуществляется через Мин-во внеш. торговли и его органы (см. Внешнеторговые объединения). М. в. т. защищает внутр. рынки социалистич. стран от проникновения иностр. капитала, влияния конъюнктуры мирового капиталистич. рынка; выступает одним из средств согласования планов хоз. развития стран социалистич. содружества.

МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ, форма дохода и цель деятельности монополистич. капитала; результат эксплуатации капиталом рабочего класса, а также перераспределения в пользу монополий части доходов мелкой и ср. буржуазии, мелких товаропроизводителей, эксплуатации народов развивающихся стран. Присвоение М. п. обеспечивается механизмом монопольно-высоких и монопольно-низких цен.

МОНОПОЛЬНАЯ РЕНТА, особая форма земельной ренты при капитализме, образуемая при продаже товаров по монопольным ценам. Возникает в с. х-ве на землях, имеющих особо благоприятные условия для произ-ва редких с.-х. культур, в добывающей пром-сти — при добыче редких металлов. Выступает как дополнит. доход землевладельца.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, цена товаров, обеспечивающая капиталистич. монополиям получение сверхприбыли, Различают монопольно-высокие цены, по к-рым монополии продают товары и монопольно-низкие цены, по к-рым они покупают сырье и материалы.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986


МОНОПО´ЛИЯ, -и, ж. 1. Исключительное право на производство или продажу чего-н., а также исключительное пользование чем-н. Государственная м. М. внешней торговли. Получить монополию на что-н. 2. Крупное капиталистическое объединение, возникшее на основе концентрации производства и капитала с целью установления господства в какой-н. области хозяйства и получения максимальной прибыли. || прил. монополистический, -ая, -ое (ко 2 знач.) и монопольный, -ая, -ое (к 1 знач.). Монополистический капитал. Монопольное право.

МОНОПОЛИЗИ´РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., что. Сделать (делать) что-н. предметом монополии. М. внешнюю торговлю. || сущ. монополизация, -и, ж.

МОНОПОЛИ´СТ, -а, м. 1. Тот, кто пользуется монополией в какой-н. области. 2. Крупный капиталист, представитель монополистического капитала. || прил. монополистский, -ая, -ое (ко 2 знач.). 

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 21. — Москва, 2012. — С. 38. Электронная версия


МОНОПО́ЛИЯ (от моно... и греч. πωλέω  – продавать) экономическая, ситуация (положение), когда производитель или продавец поставляет (выпускает) настолько значит. часть товаров или услуг определённого вида, что это позволяет ему влиять на отклонение цен на них от равновесного уровня путём установления монопольных цен и извлекать монопольную прибыль. М. может реализоваться и как монополия покупателя – в этом случае она называется монопсонией.

 

Экономич. М. отличается от монополий, основанных на внеэкономич. преимуществах (адм. привилегиях, обладании уникальными природными ресурсами и т. п.), тем, что её монопольные позиции на рынке формируются на основе действия экономич. законов. Она возникает в условиях капиталистич. экономики, когда товарное (рыночное) произ-во начинает приобретать крупные масштабы. М. формируется прежде всего на базе действия тенденции концентрации произ-ва и капитала, основанной на конкурентных преимуществах, приобретаемых в силу эффекта экономии от крупного масштаба произ-ва. Кроме того, для капиталистич. хозяйства характерно наличие естественных монополий, которые возникают в отраслях, где монопольная организация произ-ва заведомо эффективнее конкурентной.

М. не всегда связана лишь с крупным произ-вом. Небольшое произ-во на локальном рынке может также играть монопольную роль, если для потребителей велики издержки выхода на др. рынки или поиска товаров-заменителей. Кратковременно эффект М. может возникать и в произ-ве сравнительно небольших масштабов при использовании здесь к.-л. уникальных преимуществ (напр., особо эффективных нововведений, освоения принципиально новых продуктов и т. п.). Однако по мере освоения таких преимуществ и др. предпринимателями М. этого вида размывается и исчезает.

Возникновение и развитие М. как массового явления относится к кон. 19 – нач. 20 вв. Помимо пром. М., возникали и банковские, которые начали сращиваться с первыми, что привело к образованию финансового капитала. Этим было положено начало действию тенденции преобладания финансового капитала над промышленным. Очень скоро обнаружилось, что М. начинают использовать для укрепления своей монопольной власти в экономике не только экономические, но и внеэкономич. методы, включая и воздействие на гос. аппарат, методы прямой коррупции. М. стремились полностью исключить всякую конкуренцию в отраслях, в которых они оперировали, вытесняя средний и мелкий бизнес. Это вызвало ответную реакцию – появилось антимонопольное законодательство с целью гос. защиты конкурентных условий на рынках.

Наличие частных М. стало оказывать деформирующее влияние на конкурентный механизм поддержания сбалансированности капиталистич. экономики. Особенно сильно их разрушительное влияние проявилось в период Великой депрессии, что повлекло за собой применение методов гос. регулирования произ-ва, а впоследствии и огосударствление ряда монополий. Так, после 2-й мировой войны в ряде европ. стран были национализированы крупнейшие металлургические, угольные, машиностроительные (в т. ч. автомобильные, авиационные и производящие воен. технику и вооружение) предприятия – в Великобритании была национализирована угольная отрасль, во Франции – автомобильный завод «Рено» и т. д.

В послевоенный период М. в чистом виде (когда рынок захвачен одним производителем или продавцом на 100% или почти на 100%) стала довольно редким явлением. При этом ситуация чистой М. вытеснена такими случаями, когда монопольное положение на рынке занимает не одна, а неск. фирм, что стало характеризоваться термином олигополия. Однако, несмотря на антимонопольное законодательство, М. не исчезли, а в ряде случаев их существование прямо опирается на поддержку государства – как правило, в тех случаях, когда М. позволяют захватить доминирующие или хотя бы влиятельные позиции на мировом рынке (так, в России крупный гос. холдинг Объединённая авиастроительная корпорация создан в условиях, когда две компании – «Боинг» и «Эрбас индастрис» – контролируют ок. 90% мирового произ-ва дальнемагистральных пассажирских самолётов). Промежуточным между чистой М. и олигополией является ситуация доминирования на рынке, что также позволяет извлекать монопольную прибыль. Рос. антимонопольное законодательство относит к доминирующим компаниям такие, доля которых на рынке превышает 35%.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024