ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 1425—1426


ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, идеалистич. филос. течение кон. 19 — нач. 20 вв., исходящее из понятия-образа «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органич. целостности и творч. динамики бытия. В разл. вариантах этого течения «жизни» истолковывается как естеств.-органич. в противоположность механич.-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как ист. процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), к-рая противопоставляется механич. «цивилизация» (О. Шпенглер). Наиб. адекватной формой познания «жизни» считается символ. Для Ф. ж. характерен иррационализм и интуитивизм. Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 511—512


ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — субъективно-идеалистическое направление буржуазной философии, сложившееся в Германии (Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20 вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии, психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. Ф. ж. была попыткой преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. Появление Ф. ж. знаменовало кризис буржуазной философии, ее отказ от науки, переход к иррационализму и нигилизму. Ф. ж. явилась также превратным, идеалистическим истолкованием своеобразия общественно-исторического процесса. В ней нашел отражение кризис буржуазного общества, объясняемый проявлением иррациональной „жизненной стихии". В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного начала мира, к-рое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна переживанию. В 20—30 гг. идеи Ф. ж. находят продолжение в творчестве Шпенглера и Э. Шпрангера, а также в работах Л. Клагеса, А, Боймлера, защищавших буржуазный строй и служивших опорой идеологии фашизма. Нек-рые идеи Ф. ж. послужили истоками экзистенциализма.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия


ФИЛОСО́ФИЯ ЖИ́ЗНИ (нем. Lebensphilosophie), филос. течение, получившее преимущественное развитие в Германии в кон. 19 – нач. 20 вв., выдвигало в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность. Ф. ж. явилась выражением кризиса классич. новоевропейского рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в таких филос. направлениях 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., как неокантианство и позитивизм. При этом само понятие «жизнь» многозначно и по-разному истолковывалось в разл. вариантах философии жизни.

Биологически-натуралистич. толкование характерно для течения, восходящего к Ф. Ницше и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом и др.; «живое» подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, «искусственному». Для этого варианта Ф. ж. характерны оппозиция «духу» и «разуму», попытки свести любую идею к «витальным влечениям», «интересам», «инстинктам», «воле» индивида или обществ. группы, прагматич. трактовка нравственности и познания (добро и истина – то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь – то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида – родом (тотальностью), органицизм в социологии.

Историцистский вариант Ф. ж. (В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гассет) исходит в интерпретации «жизни» из непосредств. внутр. переживания, как оно раскрывается в сфере историч. опыта духовной культуры. Если в др. вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым культурно-историч. образам. При этом Ф. ж. оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравств. и культурных ценностей в потоке жизни, истории. Характерное для Ф. ж. отталкивание от механистич. естествознания принимает форму протеста против естественно-научного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать спец. методы познания духа (герменевтика и концепция понимающей психологии у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т. п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Ф. ж. в виде противопоставления культуры и цивилизации.

Своеобразный пантеистич. вариант Ф. ж. связан с истолкованием жизни как некой космич. силы, «жизненного порыва» (А. Бергсон), сущность которого – в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; субстанция жизни – чистая «длительность», изменчивость, постигаемая интуитивно.

Теория познания Ф. ж. – разновидность интуитивизма: динамика жизни, индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте непосредств. усмотрения, интуиции, которая сближается с даром худож. проникновения, что приводит Ф. ж. к воскрешению панэстетич. концепций нем. романтизма, возрождению культа творчества и гения. Ф. ж. подчёркивает принципиальное различие, несовместимость филос. и науч. подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцат. позиция, роднящая её с искусством. Наиболее адекватной формой познания органических и духовных целостностей является, согласно Ф. ж., худож. символ. В этом отношении Ф. ж. попыталась опереться на учение И. В. Гёте о прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех элементах живой структуры. О. Шпенглер стремился «развёртывать» великие культуры древности и Нового времени из «символа прадуши» каждой культуры, произрастающей из этого прафеномена, подобно растению из семени; к аналогичному методу прибегает и Г. Зиммель. А. Бергсон рассматривает всякую филос. концепцию как выражение осн. глубинной интуиции её создателя, невыразимой по своему существу, неповторимой и индивидуальной, как личность её автора.

Творчество выступает по существу для Ф. ж. как синоним жизни; для Бергсона оно – рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, для Зиммеля и Ф. А. Степуна имеет трагически-двойственный характер: продукт творчества как нечто косное и застывшее становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творч. началу. Отсюда надрывно-безысходная интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистич. пафосом Шпенглера и восходящая к мировоззренч. корню Ф. ж. – её пафосу судьбы, «любви к року» (Ф. Ницше), проповеди слияния с иррационалистич. стихией жизни. Трагич. мотивы, лежащие в основе Ф. ж., были восприняты искусством кон. 19 – нач. 20 вв. (особенно символизмом). Наибольшего влияния Ф. ж. достигла в 1-й четв. 20 в., к ней тяготели ряд представителей неогегельянства и прагматизма. В дальнейшем она растворяется в др. направлениях философии 20 в., некоторые её принципы заимствуются сменяющими её экзистенциализмом, персонализмом и философской антропологией.

Библиография

Лит.: Bollnow O. F. Die Lebensphilosophie. B.; Gött., 1958; Fellmann F. Lebensphilosophie: Elemente einer Theorie der Selbsterfahrung. Reinbek bei Hamburg, 1993; Albert K. Lebensphilosophie: Von den Anfängen bei Nietzsche bis zu ihrer Kritik bei Lukács. Freiburg, 1995; Риккерт Г. Философия жизни. Минск; М., 2000; Kozljanic R. Lebensphilosophie: Eine Einführung. Stuttg., 2004; Grobe J. Lebensphilosophie. Stuttg., 2010.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024