ДЕКАБРИСТЫ, русские дворянские революционеры, первыми в России поднявшие вооруж. восстание против царского самодержавия в дек. 1825 (отсюда название Д.). Д. были почти исключительно офицеры-дворяне, участники Отечественной войны 1812, разделявшие передовые идеи своего времени и хорошо знакомые с русской и зап.-европ. политич. лит-рой. Разложение феод.-крепостного строя и развитие капиталистических отношений в условиях обострившейся классовой борьбы в России были той историч. основой, на к-рой формировалось общественно-политич. мировоззрение Д. Первое тайное политич. об-во — Союз спасения — возникло в 1816 в Петербурге; вскоре оно уступило место новому об-ву — Союзу благоденствия. После распада последнего на Украине возникло Южное об-во во главе с П. И. Пестелем, а в Петербурге — Северное об-во (с) во главе с Н. М. Муравьёвым, позднее — с К. Ф. Рылеевым; в 1823 на Украине возникло Об-во соединённых славян (о). Членов всех этих обществ объединяло стремление к уничтожению крепостного права и самодержавия. Д. были пламенными патриотами своей родины. Среди Д. не было полного единомыслия; наиболее решительные из них (Пестель) высказывались за установление демократич. республики, другие (Н. М. Муравьёв) — за конституционную монархию. В момент междуцарствия, вызванного внезапной смертьюАлександра I, члены Северного об-ва подняли в Петербурге 14 дек. 1825 воен. восстание; они вывели на Сенатскую площадь ряд воинских частей, отказавшихся от присяги царюНиколаю I. Однако вследствие нерешительности их действий и, главное, оторванности от народных масс восстание было быстро подавлено. Организованное членами Южного об-ва на Украине восстание Черниговского полка (29 дек. 1825 — 3 янв. 1826) было также разгромлено. Пять виднейших декабристов — П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский и К. Ф. Рылеев — были повешены. К следствию и суду привлечено 579 чел. (из них 79% военных). Св. 100 Д. было сослано в Сибирь. Героическая борьба Д. против царизма имела огромное значение для развития революц. движения в России. Дело Д. не пропало: «лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» (В. И. Ленин).
ДЕКАБРИСТЫ, рус. дворянские революционеры, поднявшие в дек. 1825 восстание против самодержавия и крепостничества. Гл. обр. офицеры, участники Отечеств. войны 1812. Антифеод. движение отразило нарастание предпосылок бурж. рев-ции в России. Первые орг-ции в 1816—21: «Союз спасения», «Союз благоденствия». С 1821 — Южное об-во Д. (в 1825 в него влилось Об-во соединённых славян) и Северное об-во Д. Стремились произвести воен. переворот силами армии, без участия народа. Программа: отмена крепостного права, установление унитарной респ. (Сев. об-во) или конституц. монархии с федеративным устройством (Сев. об-во). С усилением респ. крыла в Сев. об-ве намечалась выработка общих конституц. основ. Междуцарствие после смерти Александра I вызвало преждеврем. выступления — восст. 14 дек. 1825 в Петербурге и Черниговского полка на Украине (29 дек. 1825 — 3 янв. 1826). После разгрома движения к следствию привлечено 579 чел. П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский повешены. 121 чел. сослан на каторгу и на поселение в Сибирь. Репрессиям подверглись также св. 3 тыс. солдат. Движение Д. было первым вооруж. выступлением революционеров в России и оказало большое влияние на последующее рев. движение.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Москва. 1987
ДЕКАБРИСТЫ — рус. дворянские революционеры, члены тайных об-в 20-х гг. 19 в., организаторы военного выступления против самодержавно.крепостнического строя в декабре 1825 г. После подавления восстания правительством Николая I П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин были казнены, остальные сосланы в Сибирь, на Кавказ, изолированы от общественно-политической жизни. „В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма..." (Ленин В. И., т. 30, с, 315). Революционность Д. — продукт рус. феодально-крепостнической среды, ее несправедливостей и притеснений — была связана с пробуждением рус. национального самосознания после Отечественной войны 1812, порождена патриотическим стремлением превратить Россию в высокоразвитую свободную державу. Д. испытали также влияние Французской и Американской буржуазных революций, революционных событий в Греции, Испании, Италии и др. странах. Задачами Д. были: отмена крепостничества, свержение или ограничение самодержавия, установление республиканского либо конституционного строя, Эти цели объективно, по своей социально-классовой сущности являлись буржуазно-демократическими, хотя субъективно Д. выступали с общенациональных позиций, считая себя выразителями интересов всего рус. народа, об-ва в целом. Дворянская ограниченность Д, выразилась в боязни народной революции, в нерешительной тактике во время восстания. Наиболее известные проекты преобразования России принадлежали Н. Муравьеву (конституционно-монархический) и Пестелю (республиканский). Последний, более радикальный, содержал в зачаточном виде элементы утопического социализма, напр. идею уравнительного раздела земли. Конституция Пестеля намечала уничтожение сословий, образование одного сословия — гражданского, выборность органов законодательной и исполнительной власти, раздел всей земли на общественную и частную, гарантию прав личности и собственности, недопущение „аристократии богатств", развитие „народной промышленности", гармоническое сочетание прав и обязанностей правительства и народа, Обоснованию социальных идеалов декабризма служили как материалистические, так и идеалистические и даже религиозные философские идеи. Материалистами были: П. Борисов, И. Якушкин, Н. Крюков, А. Барятинский, В. Раевский и др. К деизму склонялись П. Пестель, Н. Тургенев и др. На социалистических позициях стояли М. Лунин, В. Кюхельбекер, Е. Оболенский и др,; на религиозных — Бестужев-Рюмий, Муравьев-Апостол, Н. Муравьев. Среди Д. отмечались колебания между идеализмом и материализмом, шли философские дискуссии, продолжавшиеся и в период сибирской ссылки. Материализм Д. в целом носил механистический, метафизический характер. Д; материалисты вслед за Ломоносовым развивали атомистические представления, считая основой строения вселенной мельчайшие материальные частицы — „единицы" (Якушкин), „корпускулы-молекулы" (Крюков), „первоначальные атомы" (Борисов). По мысли Борисова („О возникновении планет"), из всех гипотез происхождения Земли „вероятнейшей" является атомистическая. Якушкин („Что такое жизнь?") вслед за Радищевым разрабатывал антропологическую проблематику, ставил вопросы о сходстве и различии человека и окружающей его природы, о человеческом познании, обращался к Декарту, Локку, Канту, но его симпатии принадлежали французскому материализму, „широкому разгулу разума", подрывавшего устои средневековья и феодализма. Крюков („Философские записи") анализировал психические способности человека (воображение, впечатление, внимание, память), роль „чувственности и чувствований" в познании с позиций материалистического сенсуализма. Гуманистические стремления Д. выражались в подчеркивания важной социальной роли философии (если она есть изыскание истины, то „истина должна быть открыта народу"), в определении ее как „правдоведения" (Крюков). Наиболее последовательные материалисты высказывались в духе атеизма, отвергали идею бессмертия души, раскрывали реакционную роль церкви, ее связь с монархическими устоями. Д. оказали огромное воздействие на рус. революционную мысль, повлияли на республиканское движение в Европе. Первая общерус. марксистская газета „Искра", созданная Лениным, имела эпиграф: „Из искры возгорится пламя" (Ответ декабристов Пушкину).
§ 149. Смерть императора Александра I. Преемство престола. Декабристы.
...Замѣшательство въ царскомъ семействѣ не осталось скрытымъ отъ Петербугскаго населенiя. Члены «сѣвернаго союза», мечтавшiе о политическомъ переворотѣ, рѣшились воспользоваться этимъ замѣшательствомъ для своихъ цѣлей. Они повели агитацiю въ войскахъ, надѣясь возбудить въ нихъ различныя сомненiя и подозрѣнiя и затѣмъ привести ихъ къ открытому ослушанiю. Расчеты заговорщиковъ до извѣстной степени оправдались. Нѣкоторая часть солдатъ дѣйствительно стала сомнѣваться въ томъ, благополученъ ли Константинъ и правильно ли властью овладѣваеть Николай. Подозрѣвая зло и обманъ, эта часть солдатъ вышла изъ послушанiя, не приняла присяги Николаю Павловичу и начала бунтъ.
Обстоятельства этого бунта были таковы. Получивъ въ писмѣ рѣшительное отреченiе Константина отъ престола и отказ его прибыть въ Петербургъ, императоръ Николай рѣшился принять власть и 14-го декабря 1825 года издалъ манифестъ о своемъ воцаренiи, призвавъ къ присягѣ себѣ войска и населенiе. Во всѣхъ полкахъ, стоявшихъ въ Петербургѣ, присяга совершалась въ порядкѣ. Только въ двухъ полкахъ (Московскомъ и Лейбъ-Гренадерскомъ) произошло замѣшательство: часть солдатъ не присягнула, а двинулась съ оружiемъ изъ казармъ на условленное мѣсто — къ зданiю сената и стала толпою у памятника Петра Великаго (поставленнаго Екатериной II въ 1772 году). Къ солдатамъ присоединились гвардейскiе матросы и простонародье. Толпа ничего не предпринимала, потому что ждала прибытия вожаковъ; а вожаки не являлись, вслѣдствiе различныхъ между ними недоразумѣнiй. Между тѣмъ, императоръ Николай поставилъ противъ бунтовщиковъ всѣ гвардейскiя войска и окружилъ ихъ со всѣхъ сторонъ (выходъ оставался только въ Галерную улицу). Начали съ увѣщанiй. Рѣчи духовенства не подѣйствовали на толпу. Петербургскiй генералъ-губернаторъ графъ Милорадовичъ (герой 1812 года) своею рѣчью возбудилъ было вниманiе и сочувствiе бунтовщиковъ; но во время рѣчи онъ былъ убитъ изъ пистолета однимъ изъ руководителей мятежа. Тогда на мятежниковъ была пущена конница; однако мятежники отбились. Въ виду наступавшихъ сумерекъ прибѣгли къ рѣшительному средству: пушечными выстрѣлами разсѣяли скопище. При первой крови толпа разбѣжались, и порядокъ былъ возстановленъ. На югѣ «южнымъ союзомъ» также была произведена попытка вооруженнаго возстанiя, при чемъ возставшiе думали было идти походомъ на Кiевъ, но скоро были остановлены и задержаны.
Началось слѣдствiе. Императоръ Николай получилъ изъ Таганрога тотъ докладъ о революцiонномъ движенiи, который былъ изготовленъ для императора Александра (§ 148). Въ докладѣ уже значились имена главарей движенiя. Поэтому легко было всѣхъ ихъ привлечь къ отвѣту, какъ истинныхъ виновниковъ мятежа и руководителей заговора. Было арестовано болѣе ста причастныхъ къ дѣлу лицъ, получившихъ отъ бунта 14-го декабря названiе «декабристовъ». Всѣ они были преданы «верховному уголовному суду», въ составъ котораго вошли важнѣйшiе сановники, члены государственнаго совѣта, сената и синода. На сѣде раскрылась вся картина политическаго движенiя, направленнаго противъ династiи и самодержавiя. Верховный судъ приговорилъ почти сорокъ человѣкъ къ смертной казни, остальныхъ же — къ ссылкѣ и каторжной работѣ; такъ суровы были законы того времени въ отношенiи къ политическимъ преступленiямъ. Императоръ Николай нѣсколько смягчилъ приговоръ. Смертной казни было предано только пять главарей «союзовъ» (между прочими Пестель и Рылѣевъ). Остальные были отправлены въ Сибирь, гдѣ и поселены навсегда. Лишь тѣ изъ декабристовъ, которые дожили до кончины императора Николая, получили помилованiе отъ его преемника, императора Александра II (1856).
Большая российская энциклопедия. Электронная версия 2018. Новая версия
ДЕКАБРИ́СТЫ, члены тайных антиправительств. обществ, существовавших в Рос. империи в1810–20-х гг., участники восстания 14(26).12.1825 на Сенатской площади в С.-Петербурге. Выступали за коренное изменение существовавшей формы правления (ограничение самодержавия представительными институтами, в крайнем варианте – установление республиканского правления) и освобождение крестьян от крепостной зависимости.
Тайные общества Д. являлись частью общеевропейского процесса, направленного против абсолютизма. Победа над Наполеоном I способствовала росту нац. самосознания народов Европы. Возникали тайные общества, боровшиеся с деспотизмом и выступавшие за нац. возрождение. В Пруссии был основан Тугендбунд, в итал. государствах действовали тайные общества карбонариев, в Греции – этерии. Общей идейной основой движения, охватившего в той или иной степени практически всю Европу, была философия франц. Просвещения (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Л. Монтескьё, Ж. Л. Д’Аламбер).
Объективно Д. продолжали демократич. направление в рус. обществ. мысли (развивалось Н. И. Новиковым, Д. И. Фонвизиным, А. Н. Радищевым и др., хотя их влияние на мировоззрение Д. в сов. историографии было сильно преувеличено). Особую роль в формировании самосознания членов тайных обществ Д. сыграли Отеч. война 1812 и заграничные походы рос. армии 1813–14 и 1815. Декабрист М. И. Муравьёв-Апостол справедливо писал: «Мы были дети 12-го года». Вернувшиеся на родину победители Наполеона I и освободители Европы, своими глазами увидевшие преимущества иного общественно-экономич. устройства, не могли мириться с неограниченным самодержавием и крепостным правом.
Постепенно из дружеских кружков гвардейской молодёжи возникли первые преддекабристские организации, о которых известно немного, – Орден рус. рыцарей М. Ф. Орлова и М. А. Дмитриева-Мамонова (ок. 1814–16), Священная артель офицеров Гл. штаба Е. И. В. (1814–17), артель в л.-гв. Семёновском полку (1814 или 1815), а также кружок В. Ф. Раевского (1816) в Каменец-Подольском. Их члены, как правило, не имели чётких политич. целей, ограничиваясь по преимуществу критикой существующих порядков. Впоследствии многие участники этих кружков (А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой, И. И. Пущин, И. Д. Якушкин и др.) вошли в тайные декабристские общества.
«Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади». Художник В. Ф. Тимм. 1853. Эрмитаж (С.-Петербург).
В нач. 1816 возникло первое тайное декабристское об-во – Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов Отечества. Его основателями были молодые офицеры А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, братья С. И. Муравьёв-Апостол и М. И. Муравьёв-Апостол, Н. М. Муравьёв, М. С. Лунин, позднее в него вступили П. И. Пестель и др. (всего ок. 30 чел.). Общими целями, объединившими членов тайного общества, были освобождение крестьян и ликвидация неограниченного самодержавия – установление конституционной монархии. Эти требования предполагалось объявить при переходе трона от одного императора к другому. На одном из собраний общества в 1817 впервые была высказана идея цареубийства как способа достижения поставленных целей. Отсутствие единства мнений относительно программы и тактики действий среди членов Союза спасения привело к упразднению общества и созданию вместо него в янв. 1818 Союза благоденствия (ок. 200 чел.). Была разработана (С. П. Трубецким, М. И. Муравьёвым-Апостолом, Н. М. Муравьёвым и др.) программа Союза – «Зелёная книга» (название дано по цвету переплёта), которая в значит. степени стала изложением устава Тугендбунда. Своей целью члены Союза считали распространение в обществе убеждения в необходимости социально-политич. переустройства Рос. империи – ликвидации крепостного права и ограничения самодержавия, введения конституционного правления. Они полагали, что движущей силой преобразований явится сформированное, в т. ч. и их усилиями, обществ. мнение. Для достижения этого члены Союза занимались просветит. и благотворит. деятельностью, переходили с престижной воен. службы на гражданскую, активно участвовали в деятельности разл. легальных просветит. обществ. Большинство членов Союза благоденствия были убеждены в возможности осуществления властью коренных реформ эволюционным путём. Лишь часть из них разделяла идеи насильств. захвата власти и последующего переустройства страны. В 1820 в С.-Петербурге состоялось совещание членов Союза, на котором участники (П. И. Пестель, Н. И. Тургенев и др.) высказались в пользу республиканской формы правления. Однако и после этого многие (Н. М. Муравьёв и др.) выступали за конституционную монархию. Семёновского полка выступление 1820, а также успех заговорщиков во главе с Р. Риегои Нуньесом в Испании (1820–21) способствовали усилению позиций Д. – сторонников насильств. действий. Разногласия между членами Союза благоденствия привели к тому, что на Моск. съезде (янв. 1821) было принято решение о его роспуске и создании новой организации. Однако Тульчинская управа Союза благоденствия во главе с Пестелем не признала решений съезда, и в марте 1821 в районе расквартирования 2-й армии близ м. Тульчин в Подольской губ. (ныне город в Винницкой обл., Украина) на основе управы было создано Южное об-во декабристов. Программным документом Южного об-ва стала написанная П. И. Пестелем «Русская правда» (работа над рукописью не была завершена): предполагалось, что после захвата власти, осуществлённого верными Д. армейскими подразделениями, Рос. империя врем. верховным правлением будет объявлена республикой, крепостное право ликвидируется, а крестьяне получат достаточно земли для ведения самостоят. хозяйства (размер надела не оговаривался).
В том же 1821 в С.-Петербурге др. участники распавшегося Союза благоденствия образовали Северное об-во во главе с Н. М. Муравьёвым, который составил свой проект будущего устройства страны – т. н. Конституцию: Рос. империя должна была стать конституционной монархией, крепостное право предполагалось ликвидировать, а крестьянам предоставить усадебную землю и по 2 дес. пахотной земли на двор.
В 1823 возникло Об-во соединённых славян (организаторы – П. И. и А. И. Борисовы), вошедшее в сент. 1825 в состав Южного об-ва. В Отд. Литовском корпусе существовало тайное Об-во военных друзей (1825; К. Г. Игельстром, А. И. Вегелин и др.).
«Общий вид Петровского завода». Акварель Н. А. Бестужева. 1834. Всероссийский музей А. С. Пушкина (С.-Петербург).
В ситуации междуцарствия 1825, возникшей после смерти имп. Александра I, не имевшего сыновей, вел. кн. Николаем Павловичем (будущим имп. Николаем I), гв. полками и др. была принесена присяга следующему по старшинству брату Александра – вел. кн. Константину Павловичу, который ещё в 1822 отрёкся от прав на рос. престол (отречение не было оглашено и оставалось тайной почти для всех). 14(26).12.1825 в С.-Петербурге должна была состояться присяга Николаю Павловичу. Члены Северного об-ва решили воспользоваться удобным случаем и под предлогом отказа от новой присяги вывели на Сенатскую пл. св. 3 тыс. гвардейских солдат и матросов. Однако пассивное поведение восставших позволило Николаю стянуть к площади верные правительству войска и артиллерию. С наступлением сумерек восставшие были рассеяны арт. огнём. Сразу же начались аресты.
29.12.1825(10.1.1826) в районе м. Белая Церковь Васильковского у. Киевской губ. началось Черниговского полка восстание 1825, которое возглавил С. И. Муравьёв-Апостол. Спустя неск. дней колонна восставших, направлявшаяся в с. Трилесы, была встречена близ дер. Ковалёвка отрядом правительств. войск и рассеяна картечным огнём. Окончились неудачей и попытки воспрепятствовать присяге Николаю, предпринятые членами Об-ва военных друзей в Белостоке и Об-ва соединённых славян в Бобруйске.
К следствию были привлечены 579 чел.; 289 признаны виновными, 131 предан суду. В июле 1826 Верховный уголовный суд приговорил П. И. Пестеля, К. Ф. Рылеева, С. И. Муравьёва-Апостола, М. П. Бестужева-Рюмина и П. Г. Каховского к смертной казни четвертованием и ещё 31 чел., отнесённого к 1-му разряду преступников, – к др. смертной казни – отсечению головы. Имп. Николай I заменил четвертование повешением, а отсечение головы – вечной или 20-летней каторгой. К разл. срокам ссылки были приговорены остальные Д. (наказания избежал только Н. И. Тургенев, находившийся в это время в Великобритании и отказавшийся вернуться в Россию). Ок. 180 солдат были прогнаны сквозь строй, св. 20 наказаны розгами и палками и сосланы в Сибирь, Читу, а затем – на Нерченский и Петровский заводы. Остальные в составе Сводного гв. полка отправлены на Кавказ (туда же попали солдаты-черниговцы). Имп. Александр II по случаю своей коронации Манифестом от 26.8(7.9).1856 амнистировал оставшихся в живых Д. Вернувшиеся из Сибири Д. с энтузиазмом приняли реформы, осуществлённые имп. Александром II, а некоторые из них деятельно участвовали в их подготовке.
Многие документы Д. (письма, записки, статьи, сочинения М. С. Лунина, С. Г. Волконского, А. Н. Муравьёва и др.) опубликованы в изданиях, объединённых серией «Полярная звезда» (т. 1–25, 1978–2005).
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Барельеф на месте дома в Екатеринбурге, где останавливались ссыльные декабристы
Декабри́сты — участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х годов, организовавшие восстание (бунт) 14 (26) декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Приложения
ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН, тайная революц. организация декабристов на Волыни и Киевщине, создана в 1823 братьями Борисовыми на основе Общества первого согласия. Члены общества были сторонниками создания федерации освобождённых славянских народов. В 1825 О. с. с. слилось с Южным обществом декабристов.
СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ДЕКАБРИСТОВ, тайная организация декабристов, возникшая в Петербурге в 1821. Умеренное течение в об-ве возглавлялось Н. М. Муравьёвым, разработавшим проект конституции. Радикальное республиканское течение в об-ве во главе с К. Ф. Рылеевым приняло на себя основную тяжесть подготовки восстания 14 дек. 1825.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Б. Земляной, Ю. Чевокина. В мире занимательных фактов. — Алма-Ата. Изд. Казахстан, 1965. — С. 117—118
IV. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ,
СВИДЕТЕЛЬСТВА ПИСАННЫЕ И НЕПИСАННЫЕ
Декабристы были сосланы не только в Сибирь, но и в Казахстан. В Северо-Казахстанском областном архиве обнаружена статья, посвященная 100-летию восстания на Сенатской площади. Написанная по материалам Омского архива, она помещена в местной газете «Мир труда» за 29 декабря 1925 года. Рассказывая о судьбе ссыльных декабристов, автор в числе городов, в которых они находились, называет и Петропавловск. Здесь отбывали наказание Кожевников, Полицын, Лаппо, Цебриков и другие разжалованные гвардейские офицеры.
Любопытный случай произошел с прапорщиком Полицыным. Он поручил отправлявшемуся на нижегородскую ярмарку петропавловскому купцу Свечникову купить чай, сахар, шарф и передать письмо знакомому — барону Ашу. Купец исполнил поручение, но дело каким-то образом дошло до властей. В результате «по высочайшему повелению» было назначено следствие. Генерал-губернатору был объявлен выговор «за недосмотр».
Были ссыльные декабристы и в других местах Казахстана. В 1829 году из Вилюйска Якутской области в Бухтарминскую крепость был переведен М. Муравьев-Апостол. В предписании генерал-губернатора бухтарминскому коменданту вменялось в обязанность «иметь за преступником самый строгий надзор… дабы он ни под каким видом не мог отлучиться от места своего жительства (крепости), приставить к нему полицейский караул». А так как «преступник был известный вольнодумец, — говорилось далее, — то иметь наблюдение за образом его мыслей».
М. Муравьев-Апостол, будучи человеком сведущим в медицине, имел неосторожность оказать врачебную помощь одной бедной вдове-казачке. По этому поводу возникла обширная переписка, в результате которой коменданту Бухтармы был объявлен строгий выговор за допущенные «противозаконные поступки».
В Омске на поселении жил участник движения декабристов магистр этико-политических наук Степан Михайлович Семенов. Это был широко образованный человек. Когда осенью 1829 года в город приехал известный немецкий ученый А. Гумбольдт, то западно-сибирский генерал-губернатор поручил ссыльному декабристу отправиться вместе с ним по Прииртышью, чтобы давать пояснения о природе, истории и этнографии края. Видимо, Семенов дал очень ценные сведения, так как, возвращаясь в Германию, Гумбольдт в беседе с Николаем I дал похвальный отзыв о Семенове как ученом. В ответ на это царь на следующий же день послал в Омск гонца с приказом немедленно отправить Семенова в глухую усть-каменогорскую крепость.