ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Монтескьё

Шарль Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (Монтескье) (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu... Википедия

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


МОНТЕСКЬЁ (Montesguieu) Шарль Луи (1689—1755), франц. просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного гос. строя, анализировал разл. формы гос-ва, утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип «разделения властей». Осн. соч.: «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748).

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


МОНТЕСКЬЁ, Шарль Луи (1689—1755), граф, — франц. просветитель, идеолог либеральной буржуазии. Будучи далёк от правильного понимания законов развития общества, М. тем не менее стремился вскрыть причины возникновения того или иного гос. строя, объяснить особенности законов и установить связь между различными сторонами обществ. жизни. География: условия он считал определяющими в жизни общества. М. выступал против феодальной абсолютной монархии. Наилучшей гос. формой правления, по М., является конституц. монархия, представлявшая собой компромисс буржуазии с дворянством. Такой же компромиссный характер носила развитая М. теория разделения властей. Осн. соч.: «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748).

 

 

Краткий философский словарь. 1954


МОНТЕСКЬЁ Шарль Луи (1689—1755) — французский социолог, выразитель политических настроений французской буржуазии середины XVIII столетия. Важнейшие труды Монтескьё — «Персидские письма» (1721), «Рассуждения о причинах величия римлян и их упадка» (1734), «О духе законов» (1748) — получили широкое распространение. Они пользовались наряду с сочинениями Руссо большой популярностью, в частности среди деятелей французской буржуазной революции 1789 г. На русский язык все три работы переведены ещё в XVIII в. В первой из них Монтескьё дал острую критику абсолютистских порядков при Людовике XIV, в двух других работах пытался вскрыть происхождение государственного строя, объяснить природу законов и на этой «естественной» основе составил план общественных реформ. Монтескьё проводил мысль о закономерном развитии всех явлений. Законы, по определению Монтескьё, суть «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей»; в этом смысле всё, что существует, имеет свои законы, утверждает Монтескьё. Закономерность господствует и в области общественных отношений.

Монтескьё был одним из основоположников «географического направления» в социологии (см.). Нравственный облик народа, характер его законов и образ правления обусловлены, по Монтескьё, климатом, почвой, размером территории, на которой он живёт. Нет, таким образом, абсолютно целесообразного, разумного государственного строя, религии, законов, нравов. Всё зависит от условий жизни народа, под которыми Монтескьё понимал географические условия. Однако законы, с точки зрения Монтескьё, не являются следствием объективных общественных отношений. Законы устанавливаются разумом, который должен учитывать дух народов, определяемый географическими условиями их жизни. Таким образом, его учение о законах имеет идеалистический характер, оно далеко от научного понимания законов общественного развития. Тем не менее его идея о закономерности в человеческой истории — основная идея произведения «О духе законов» — была прогрессивна. В противоположность Гоббсу (см.) для Монтескьё естественное состояние людей — это мир и равенство между ними. Монтескьё чужд взгляд на государство, как на историческую категорию. Наилучшей государственной формой правления он считал конституционную монархию. Монтескьё является творцом популярной либеральной теории разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную. Монтескьё — один из авторов так называемой «количественной теории» денег. Монтескьё хотя и не был атеистом, но в своих произведениях подверг острой критике церковь и духовенство.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689-1755) — фр, философ-просветитель, политический мыслитель, социолог и историк. Деист по мировоззрению, М. резко критиковал теологию и церковь, хотя и отводил религии определенную роль в поддержании общественной нравственности. М. развивал идею всеобщей закономерности, к-рой подчинены явления природы и об-ва. Отвергая провиденциализм, он трактовал закон как „необходимое отношение, вытекающее из природы вещей". Принимая общие посылки теории естественного права, М., в отличие от сторонников последовательно рационалистических концепций, считал невозможным построить на этой теории универсальную систему общественных законов, ибо условия существования народов различны. Отсюда проистекает, по М., разнообразие законов и форм правления. М. был одним из основоположников географического направления в социологии, в формировании общественного устройства и нравов особое значение придавал климату, почве, поверхности и т. д. Вместе с тем М. подчеркивал роль общественной среды, к-рая совпадает у него с понятием политического строя ч законодательства. Подвергая острой критике феодально-абсолютистские порядки, М., как идеолог политического компромисса буржуазии и дворянства, отстаивал идею умеренной конституционной монархии и принцип разделения властей. Осн. соч.: „Персидские письма" (1721), „Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), „О духе законов" (1748).
 

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 21. — Москва, 2012. — С. 70-71 // Электронная версия

МОНТЕСКЬЁ (Montesquieu) Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред (18.1.1689, Ла-Бред, близ Бордо – 10.2.1755, Париж), франц. писатель, философ, один из крупнейших представителей франц. Просвещения, чл. Франц. академии (1728).

Ш. Л. де Монтескьё.

Выходец из гасконского аристократич. рода. Получил классич. образование в коллеже ораторианцев (окончил в 1705), изучал право в Бордо и Париже. В 1716 после смерти дяди унаследовал должность вице-президента парламента Бордо, а также титул барона де Монтескьё. Быстро разочаровавшись в гос. службе, М. посвятил себя занятиям историей, правом и естествознанием. Дебютировал в литературе эпистолярным романом «Персидские письма» («Lettres persanes», 1721; рус. пер. 1789), ставшим одной из вершин франц. филос. и сатирич. прозы 18 в. Отдавая дань господствовавшей моде на вост. экзотизм, М. изобразил в качестве гл. действующих лиц персов Узбека и Рику, которые в своих письмах с позиции близкого к природе «естественного» сознания критически оценивают франц. реальность последних лет царствования Людовика XIV с присущими ей падением нравов, усилением деспотизма и ханжества. В 1726 М. переехал в Париж, где ненадолго попал в водоворот салонной жизни. Творчество М. «светского» периода знаменуется интересом к игривым эротико-мифологич. сюжетам и в целом развивается в русле рококо: прозаич. пасторали «Книдский храм» («Le temple de Gnide», 1724; рус. пер. 1770), «Путешествие на Пафос» («Voyage а̀ Paphos», 1727). В 1728, продав должность в парламенте Бордо, М. отправился в путешествие по Европе, с окт. 1728 по апр. 1731 жил в Англии, где увлёкся философией Дж. Локка и изучением англ. политич. системы. Критика ничем не ограниченной единоличной власти содержится в диалоге «Сулла и Евкрат» («Sylla et Eucrate», до 1727). Автор трактата «Опыт о вкусе» («Essai sur le goût...», изд. в «Энциклопедии» Д. Дидро в 1757), в котором выступил сторонником классицизма. Долгое время М. вёл дневник, его максимы, афоризмы, заметки посмертно опубликованы в сб. «Мысли» («Penseées», изд. в 1899).

Широкую известность получили «Рассуждения о причинах величества римского народа и его упадка» («Considérations sur les causes de la grandeur de Romains et de leur dе́cadence», 1734; рус. пер. 1769) и «Дух законов» («L’esprit des lois», опубл. анонимно в Женеве в 1748; рус. пер., ч. 1–4, 1809–14). М. выделял три осн. формы правления: республику, монархию, деспотию. При республиканском правлении верховная власть находится в руках всего народа или его части, предпосылкой его являются гражд. добродетели (почему республики и редки). Монархия, управляемая одним лицом, не может существовать без «принципа чести». Деспотизм же, использующий власть по своему произволу, нуждается в постоянном страхе подданных перед наказаниями. Политич. идеал М. – конституц. монархия (по образцу английской). Вслед за Дж. Локком М. отстаивал принцип разделения властей в государстве – законодательной, исполнительной и судебной (смешение их ведёт к деспотизму). Формы правления М. ставил в прямую зависимость от географич. среды – климата, почвы и рельефа местности. Холодный (среднеевроп.) климат он считал благоприятным для установления политич. свободы, в то время как жаркий – способствующим «духу рабства». Аналогично в «бесплодной» почве М. видел предпосылку воспитания у людей изобретательности, мужества, воздержанности и, как следствие, установления республиканской формы правления. Рельеф местности определяет величину территории государства: на обширных равнинах возникают государства большой протяжённости, а на пересечённой местности – государства малых и средних размеров, при этом обширные государства могут управляться только деспотич. властью, в малых же странах закономерно возникают республики. «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» («О духе законов», кн. 19, гл. 4), характеризующий у М. образ жизни, действий, поведения определённой историч. общности людей.

М. оказал влияние на К. А. , Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсона, А. Фергюсона, а также на представителей географич. школы в социологии. Обоснованный М. принцип разделения властей был использован составителями амер. конституции (1787).

Литература

Соч.: Избранные произведения. М., 1955; Œuvres complètes. Oxf., 1988–2009–. Vol. 1–18–; Œuvres complètes. P., 1990. Vol. 1–2; Персидские письма // Французский фривольный роман. М., 2007.

Лит.: Баскин М. П. Монтескье. 2-е изд. М., 1975; Quoniam T. Montesquieu: son humanisme, son civisme. P., 1977; Baum JA. Montesquieu and social theory. Oxf., 1979; Benrekassa G. Montesquieu. P., 1987; Starobinski J. Montesquieu. P., 1994; Chiappe J.-F. Montesquieu: l’homme et l’héritage. Monaco; P., 1998; Lacouture J. Montesquieu: les vendanges de la liberté. P., 2003; Senarclens V. de. Montesquieu historien de Rome. Gen., 2003; Markovits F. Montesquieu: le droit et l’histoire. P., 2008; Spector C. Montesquieu: liberté, droit et histoire. P., 2010; Desgraves L. Répertoire des ouvrages et des articles sur Montesquieu. Gen., 1988.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024