ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Монтескьё

Шарль Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (Монтескье) (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu... Википедия

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


МОНТЕСКЬЁ (Montesguieu) Шарль Луи (1689—1755), франц. просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного гос. строя, анализировал разл. формы гос-ва, утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип «разделения властей». Осн. соч.: «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748).

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


МОНТЕСКЬЁ, Шарль Луи (1689—1755), граф, — франц. просветитель, идеолог либеральной буржуазии. Будучи далёк от правильного понимания законов развития общества, М. тем не менее стремился вскрыть причины возникновения того или иного гос. строя, объяснить особенности законов и установить связь между различными сторонами обществ. жизни. География: условия он считал определяющими в жизни общества. М. выступал против феодальной абсолютной монархии. Наилучшей гос. формой правления, по М., является конституц. монархия, представлявшая собой компромисс буржуазии с дворянством. Такой же компромиссный характер носила развитая М. теория разделения властей. Осн. соч.: «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748).

 

 

Краткий философский словарь. 1954


МОНТЕСКЬЁ Шарль Луи (1689—1755) — французский социолог, выразитель политических настроений французской буржуазии середины XVIII столетия. Важнейшие труды Монтескьё — «Персидские письма» (1721), «Рассуждения о причинах величия римлян и их упадка» (1734), «О духе законов» (1748) — получили широкое распространение. Они пользовались наряду с сочинениями Руссо большой популярностью, в частности среди деятелей французской буржуазной революции 1789 г. На русский язык все три работы переведены ещё в XVIII в. В первой из них Монтескьё дал острую критику абсолютистских порядков при Людовике XIV, в двух других работах пытался вскрыть происхождение государственного строя, объяснить природу законов и на этой «естественной» основе составил план общественных реформ. Монтескьё проводил мысль о закономерном развитии всех явлений. Законы, по определению Монтескьё, суть «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей»; в этом смысле всё, что существует, имеет свои законы, утверждает Монтескьё. Закономерность господствует и в области общественных отношений.

Монтескьё был одним из основоположников «географического направления» в социологии (см.). Нравственный облик народа, характер его законов и образ правления обусловлены, по Монтескьё, климатом, почвой, размером территории, на которой он живёт. Нет, таким образом, абсолютно целесообразного, разумного государственного строя, религии, законов, нравов. Всё зависит от условий жизни народа, под которыми Монтескьё понимал географические условия. Однако законы, с точки зрения Монтескьё, не являются следствием объективных общественных отношений. Законы устанавливаются разумом, который должен учитывать дух народов, определяемый географическими условиями их жизни. Таким образом, его учение о законах имеет идеалистический характер, оно далеко от научного понимания законов общественного развития. Тем не менее его идея о закономерности в человеческой истории — основная идея произведения «О духе законов» — была прогрессивна. В противоположность Гоббсу (см.) для Монтескьё естественное состояние людей — это мир и равенство между ними. Монтескьё чужд взгляд на государство, как на историческую категорию. Наилучшей государственной формой правления он считал конституционную монархию. Монтескьё является творцом популярной либеральной теории разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную. Монтескьё — один из авторов так называемой «количественной теории» денег. Монтескьё хотя и не был атеистом, но в своих произведениях подверг острой критике церковь и духовенство.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689-1755) — фр, философ-просветитель, политический мыслитель, социолог и историк. Деист по мировоззрению, М. резко критиковал теологию и церковь, хотя и отводил религии определенную роль в поддержании общественной нравственности. М. развивал идею всеобщей закономерности, к-рой подчинены явления природы и об-ва. Отвергая провиденциализм, он трактовал закон как „необходимое отношение, вытекающее из природы вещей". Принимая общие посылки теории естественного права, М., в отличие от сторонников последовательно рационалистических концепций, считал невозможным построить на этой теории универсальную систему общественных законов, ибо условия существования народов различны. Отсюда проистекает, по М., разнообразие законов и форм правления. М. был одним из основоположников географического направления в социологии, в формировании общественного устройства и нравов особое значение придавал климату, почве, поверхности и т. д. Вместе с тем М. подчеркивал роль общественной среды, к-рая совпадает у него с понятием политического строя ч законодательства. Подвергая острой критике феодально-абсолютистские порядки, М., как идеолог политического компромисса буржуазии и дворянства, отстаивал идею умеренной конституционной монархии и принцип разделения властей. Осн. соч.: „Персидские письма" (1721), „Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), „О духе законов" (1748).
 

 

 

МОНТЕСКЬЁ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)

МОНТЕСКЬЁ (Montesquieu) Шарль Луи де Се­кон­да, ба­рон де Ла Бред (18.1.1689, Ла-Бред, близ Бор­до – 10.2.1755, Па­риж), франц. пи­са­тель, фи­ло­соф, один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей франц. Про­све­ще­ния, чл. Франц. ака­де­мии (1728).

Ш. Л. де Монтескьё.

Вы­хо­дец из гас­кон­ско­го ари­сто­кра­тич. ро­да. По­лу­чил клас­сич. об­ра­зо­ва­ние в кол­ле­же ора­то­ри­ан­цев (окон­чил в 1705), изу­чал пра­во в Бор­до и Па­ри­же. В 1716 по­сле смер­ти дя­ди унас­ле­довал долж­ность ви­це-пре­зи­ден­та пар­ла­мен­та Бор­до, а так­же ти­тул ба­ро­на де Мон­тес­кьё. Бы­ст­ро раз­оча­ро­вав­шись в гос. служ­бе, М. по­свя­тил се­бя за­ня­ти­ям ис­то­ри­ей, пра­вом и ес­те­ст­во­зна­ни­ем. Де­бю­ти­ро­вал в ли­те­ра­ту­ре эпи­сто­ляр­ным ро­ма­ном «Пер­сид­ские пись­ма» («Lettres persanes», 1721; рус. пер. 1789), став­шим од­ной из вер­шин франц. фи­лос. и са­ти­рич. про­зы 18 в. От­да­вая дань гос­под­ство­вав­шей мо­де на вост. эк­зо­тизм, М. изо­бра­зил в ка­че­ст­ве гл. дей­ст­вую­щих лиц пер­сов Уз­бе­ка и Ри­ку, ко­то­рые в сво­их пись­мах с по­зи­ции близ­ко­го к при­ро­де «ес­те­ст­вен­но­го» соз­на­ния кри­ти­че­ски оце­ни­ва­ют франц. ре­аль­ность по­след­них лет цар­ст­во­ва­ния Лю­до­ви­ка XIV с при­су­щи­ми ей па­де­ни­ем нра­вов, уси­ле­ни­ем дес­по­тиз­ма и хан­же­ст­ва. В 1726 М. пе­ре­ехал в Па­риж, где не­на­дол­го по­пал в во­до­во­рот са­лон­ной жиз­ни. Твор­че­ст­во М. «свет­ско­го» пе­рио­да зна­ме­ну­ет­ся ин­те­ре­сом к иг­ри­вым эро­ти­ко-ми­фо­ло­гич. сю­же­там и в це­лом раз­ви­ва­ет­ся в рус­ле ро­ко­ко: про­за­ич. пас­то­ра­ли «Книд­ский храм» («Le temple de Gnide», 1724; рус. пер. 1770), «Пу­те­ше­ст­вие на Па­фос» («Voyage а̀ Paphos», 1727). В 1728, про­дав долж­ность в пар­ла­мен­те Бор­до, М. от­пра­вил­ся в пу­те­ше­ст­вие по Ев­ро­пе, с окт. 1728 по апр. 1731 жил в Анг­лии, где ув­лёк­ся фи­ло­со­фи­ей Дж. Лок­ка и изу­че­ни­ем англ. по­ли­тич. сис­те­мы. Кри­ти­ка ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной еди­но­лич­ной вла­сти со­дер­жит­ся в диа­ло­ге «Сул­ла и Ев­крат» («Sylla et Eucrate», до 1727). Ав­тор трак­та­та «Опыт о вку­се» («Essai sur le goût...», изд. в «Эн­цик­ло­пе­дии» Д. Дид­ро в 1757), в ко­то­ром вы­сту­пил сто­рон­ни­ком клас­си­циз­ма. Дол­гое вре­мя М. вёл днев­ник, его мак­си­мы, афо­риз­мы, за­мет­ки по­смерт­но опуб­ли­ко­ва­ны в сб. «Мыс­ли» («Penseées», изд. в 1899).

Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ли «Рас­су­ж­де­ния о при­чи­нах ве­ли­че­ст­ва рим­ско­го на­ро­да и его упад­ка» («Con­si­dé­rations sur les cau­ses de la grandeur de Romains et de leur dе́cadence», 1734; рус. пер. 1769) и «Дух за­ко­нов» («L’es­prit des lois», опубл. ано­ним­но в Же­не­ве в 1748; рус. пер., ч. 1–4, 1809–14). М. вы­де­лял три осн. фор­мы прав­ле­ния: рес­пуб­ли­ку, мо­нар­хию, дес­по­тию. При рес­пуб­ли­кан­ском прав­ле­нии вер­хов­ная власть на­хо­дит­ся в ру­ках все­го на­ро­да или его час­ти, пред­по­сыл­кой его яв­ля­ют­ся гражд. доб­ро­де­те­ли (по­че­му рес­пуб­ли­ки и ред­ки). Мо­нар­хия, управ­ляе­мая од­ним ли­цом, не мо­жет су­ще­ст­во­вать без «прин­ци­па чес­ти». Дес­по­тизм же, ис­поль­зую­щий власть по сво­ему про­из­во­лу, ну­ж­да­ет­ся в по­сто­ян­ном стра­хе под­дан­ных пе­ред на­ка­за­ния­ми. По­ли­тич. иде­ал М. – кон­сти­туц. мо­нар­хия (по об­раз­цу анг­лий­ской). Вслед за Дж. Лок­ком М. от­стаи­вал прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей в го­су­дар­ст­ве – за­ко­но­да­тель­ной, ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной (сме­ше­ние их ве­дёт к дес­по­тиз­му). Фор­мы прав­ле­ния М. ста­вил в пря­мую за­ви­си­мость от гео­гра­фич. сре­ды – кли­ма­та, поч­вы и рель­е­фа ме­ст­но­сти. Хо­лод­ный (сред­не­ев­роп.) кли­мат он счи­тал бла­го­при­ят­ным для ус­та­нов­ле­ния по­ли­тич. сво­бо­ды, в то вре­мя как жар­кий – спо­соб­ст­вую­щим «ду­ху раб­ст­ва». Ана­ло­гич­но в «бес­плод­ной» поч­ве М. ви­дел пред­по­сыл­ку вос­пи­та­ния у лю­дей изо­бре­та­тель­но­сти, му­же­ст­ва, воз­дер­жан­но­сти и, как след­ст­вие, ус­та­нов­ле­ния рес­пуб­ли­кан­ской фор­мы прав­ле­ния. Рель­еф ме­ст­но­сти оп­ре­де­ля­ет ве­ли­чи­ну тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва: на об­шир­ных рав­ни­нах воз­ни­ка­ют го­су­дар­ст­ва боль­шой про­тя­жён­но­сти, а на пе­ре­се­чён­ной ме­ст­но­сти – го­су­дар­ст­ва ма­лых и сред­них раз­ме­ров, при этом об­шир­ные го­су­дар­ст­ва мо­гут управ­лять­ся толь­ко дес­по­тич. вла­стью, в ма­лых же стра­нах за­ко­но­мер­но воз­ни­ка­ют рес­пуб­ли­ки. «Мно­гие ве­щи управ­ля­ют людь­ми: кли­мат, ре­ли­гия, за­ко­ны, прин­ци­пы прав­ле­ния, при­ме­ры про­ш­ло­го, нра­вы, обы­чаи; как ре­зуль­тат все­го это­го об­ра­зу­ет­ся об­щий дух на­ро­да» («О ду­хе за­ко­нов», кн. 19, гл. 4), ха­рак­те­ри­зую­щий у М. об­раз жиз­ни, дей­ст­вий, по­ве­де­ния оп­ре­де­лён­ной ис­то­рич. общ­но­сти лю­дей.

М. ока­зал влия­ние на К. А. , Ж. Ж. Рус­со, Т. Джеф­фер­со­на, А. Фер­гю­со­на, а так­же на пред­ста­ви­те­лей гео­гра­фич. шко­лы в со­цио­ло­гии. Обос­но­ван­ный М. прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей был ис­поль­зо­ван со­ста­ви­те­ля­ми амер. кон­сти­ту­ции (1787).

Литература

Соч.: Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1955; Œuv­res complètes. Oxf., 1988–2009–. Vol. 1–18–; Œuvres complètes. P., 1990. Vol. 1–2; Пер­сид­ские пись­ма // Фран­цуз­ский фри­воль­ный ро­ман. М., 2007.

Лит.: Бас­кин М. П. Мон­тес­кье. 2-е изд. М., 1975; Quoniam T. Montesquieu: son huma­ni­sme, son civisme. P., 1977; Baum JA. Mon­tes­quieu and social theory. Oxf., 1979; Benre­kas­sa G. Montesquieu. P., 1987; Starobinski J. Montesquieu. P., 1994; Chiappe J.-F. Mon­tes­quieu: l’homme et l’héritage. Monaco; P., 1998; Lacouture J. Montesquieu: les vendan­ges de la liberté. P., 2003; Senarclens V. de. Montes­quieu historien de Rome. Gen., 2003; Marko­vits F. Montesquieu: le droit et l’histoire. P., 2008; Spector C. Montesquieu: liberté, droit et histoire. P., 2010; Desgraves L. Répertoire des ouvrages et des articles sur Montesquieu. Gen., 1988.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024