ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

череп

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Популярная медицинская энциклопедия. 1981
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

 

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т.  М., изд. Русский язык, 1978


СМЕРТЬ ж. (мереть), смёртушка, мск. тмб. смерётка, —точка, —тушка, смерёдушка, нвг. ол. арх. конецъ земной жизни, кончина, разлученье души съ тѣлом, умиранье, состоянье отжившаго. Смѣрть человѣка, конецъ плотской жизни, воскресенье, переходъ къ вѣчной, къ духовной жизни. Человѣкъ родится на смерть, а умираетъ на животъ, на жизнь. Смерть животнаго, конецъ бытiя его, или возвращенье жизненныхъ силъ его въ общiй источникъ, и разложенье плоти. Смерть растенья, то же, отдѣление отъ него растительной силы, или поступление его во власть законов неживой природы. Умереть своею смертью, природною, отживъ, одряхлѣвъ; внезапною, наглою (юж.) смертью, неожиданно и вдругъ; болѣзненою, немощною смертью, отъ долгой немочи, хвори; насильственою, быть убиту, отравлену ипр. случайною, несчастною, отъ случая, приключенья, ипр. утонуть. Легкая смерть, быстрая, спокойная, безъ страданiй; тяжелая, мучительная. Какою смертью онъ умеръ? какъ, отъ чего. Смерть его пришла, часъ смерти, конецъ жизни мiрской. Не бойтеся смерти тѣла, бойтеся смерти духа, смерти духовной, грѣха, зла, худа. На смерть, что на солнце, во всѣ глаза не взглянешь! Лучше смерть, нежели золъ животъ. Отъ смерти не посторонишься. Смерть на животъ дана. Страхов много, а смерть одна. Смерти воля дана. И всякъ умретъ, какъ смерть придетъ. Смерть да жена — Богомъ суждена. Это вѣрнѣе смерти. Промежъ жизни и смерти. Прежде смерти не умереть (или: не умрешь). Смерть за порогомъ. Смерть на носу. Смерть на пядень. Хватился монахъ, когда смерть въ головахъ! Животъ смерти не любитъ. Смерть животы кажетъ (т. е. имущество). На смерть дѣтей не нарожаешься. Симъ молитву дѣетъ, Хамъ пшеницу сѣетъ, Афетъ власть имѣетъ, смерть всѣмъ владѣетъ. Бога прогнѣвишь — и смерти не дастъ. Не столько смертей, сколько скорбей (или болѣстей). Не на животъ, а насмерть (бьютъ, обижаютъ ипр.). Смерть рускому солдату свой братъ. Двухъ смертей не бываетъ, а одной не миновать. Горя много, а смерть одна. Въ семьѣ и смерть красна. Хорошо бы тебя по смерть посылать. Смерточка моя пришла! Стыдъ (или позоръ) та же смерть. Увидать домоваго — къ бѣдѣ, къ смерти. || Смерть олицетворяется подъ видомъ человѣческого остова, съ косою и склянками; суевѣрные видятъ ее въ разныхъ образахъ, костякомъ въ саванѣ, костлявымъ старикомъ, старухой, оборотнемъ ипр. || Смерть нар. очень, сильно, больно, крѣпко, ужасно, порато. Я смерть пить хочу, я смерть боюсь пчелъ, смерть люблю раковъ ипр. Песья-смерть, растн. Реriploca, см. дремка. Овечья-смерть, растенье Stipa capillata, ковылъ, киперъ, иголка, шелкова-трава; она впивается иглой въ тѣло овцы. Смертный, по естеству, по природѣ своей подлежащiй смерти, невѣчный, временный; умирающiй, отживъ вѣкъ свой, и могущiй лишиться жизни; въ семъ знчн. болѣе означаетъ: человѣкъ. Всѣ люди смертны, всѣмъ одинъ земной конецъ. Смертный плотью, безсмертенъ духомъ. Его смертнымъ часомъ схватило, онъ при смерти. Смертная ходитъ, кур. моръ; я свою смертную видалъ, смертный призракъ. || Смертоносный, убiйственый, смертельный, лишающiй жизни, плотской либо духовной, причиняющiй смерть. Смертная болѣзнь. Лежать на смертномъ одрѣ. Смертная вина, илипреступленье, за которое законъ казнитъ смертью, смертною карой, казнью. Смертный страхъ, боязнь смерти; или испугъ, грозящiй смертью. Смертный страхъ, отъ грѣховнаго, житiя. Смертный грѣхъ, црк. непрощеный, погубляющiй душу; всякое прямое и сознательное нарушенье заповѣдей Божьихъ. Смертная нужда, охота, крайняя, неудержная, непомѣрная. Охота смертная, да участь горькая, хочется, да неможется. Смертная ненависть. || Онъ изъ себя смёртный такой, пск. твр. хилый, худой, щедушный; блѣдный. Смертность ж. свойство, состоянье всего смертнаго. Смертность общiй удѣлъ человѣчества. При смертности отъ повальныхъ или заразительныхъ болѣзней, покойника выносятъ впередъ головою, ниж. || Количество умирающихъ, отношенье числа ихъ къ населенью. Смертность большая, малая и средняя. Въ больницахъ смертность бываетъ отъ 10 до 30 на-сто. Кривая (черта) смертности, начертательное, наглядное изображенье состоянья смертности въ разныхъ мѣстахъ, или хода ея въ различные годы и времена. Смертельный ядъ, рана, болѣзнь, безусловно смерть причиняющiй, лишающiй жизни. || *Смертельно ѣсть хочу, смертельно голоденъ, смертно, на-смерть, досмерти, смерть; ужасно, чрезмѣрно. Смертельный, смертный врагъ. Смертельность раны, которую пережить нельзя, смертность. Смертельникъ, —ница чей, смертельный, непримиримый врагъ, ненавистникъ. Смертоносная зараза. Смертоносный ударъ.— грѣхъ. Всѣ мы смертоносцы, нося тѣлесную смерть въ себѣ и нанося духовную смерть другимъ. || Смертоносъ, —носецъ, насѣкомое Necydalis, првдн. Смертоносность чумной заразы. И въ то время, въ смертоносiе, архiепископъ Симеонъ со кресты обходи всего великаго Новагорода, лѣтпс. Смертоточивые уста, лукавыя и вредныя, губительныя. Смертоубивство, —убiйство, убiенiе, убiйство человѣка, лишенmе его жизни. —убiйственая рука; — зной, засуха.

 

 

Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: изд. БСЭ, 1953—1955


СМЕРТЬ, прекращение жизнедеятельности организма, прекращение биология, обмена веществ. В зависимости от причин, обусловливающих наступление С., у высших животных и человека различают: 1) С. физиологич., или естественную, наступающую в результате физиологич. (естественной) старости; 2) С. патологич., или преждевременную, вызываемую различными заболеваниями; 3) С. насильственную, возникающую от механич., химич. и др. воздействий на организм. Следует различать 2 осн. периода С.: т. н. клинич., или относительную, С. и следующую за ней т. н. биологич., или истинную, С. Во время клинич. С. дыхание и сердечная деятельность прекращаются, но ткани еще не подвергаются распаду. В период клинич. С. иногда возможно применением активных терапевтич. методов восстановить осн. жизненные функции организма и вернуть его к жизни (у человека продолжительность клинич. С. не превышает 5—7 мин.).

СМЕРТНОСТЬ, частота случаев смерти в данной совокупности людей (населения страны, части его и т. п.). С. измеряется числом смертей за 1 год на 1000 чел. населения. С.— один из показателей естеств. движения населения, к-рый в сочетании с рождаемостью отражает уровень социально-экономич. условий жизни народа. Капиталистич. эксплуатация обусловливает высокую С. трудящихся, особенно в колониальных и зависимых странах. В СССР, в связи с ростом культуры и материального благосостояния, С. резко снизилась как по сравнению с дореволюц. Россией, так и по сравнению с капиталистич. странами.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — М.: изд. СЭ, 1980


СМЕРТЬ, прекращение жизнедеятельности организма, гибели его. У одноклеточных организмов (напр., простейших) С. особи проявляется в форме деления, приводящего к прекращению существования данной особи и возникновению вместо неё двух новых. С. теплокровных ж-ных и человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения. Различают 2 осн. этапа С.: клиническую смерть и следующую за ней биологическую, или истинную,— необратимое прекращение физиол. процессов в клетках и тканях.

СМЕРТЕЛЬНОСТЬ, то же, что летальность.

ЛЕТАЛЬНОСТЬ (смертельность), показатель мед. статистики: отношение числа умерших от к.-л. заболевания, ранения и т. п. к числу переболевших этой болезнью (раненых) за определ. промежуток времени. 

СМЕРТНОСТЬ, демографич. показатель, характеризующий состояние здоровья населения: кол-во смертей на 1 тыс. нас. за 1 год. В СССР С. значительно ниже, чем в дореволюц. России (9,3 на 1 т. ж. в 1975 по сравнению с 29,1 в 1913) и в осн. капиталистич. странах.

 

 

Популярная медицинская энциклопедия. — М,: изд. Советская энциклопедия, 1981


СМЕРТЬ — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежная конечная стадия индивидуального существования любой биологической особи (биологическая С.). У высших животных и человека прекращение жизненно важных функций (дыхания, кровообращения) не сразу приводит к возникновению необратимых нарушений в структуре клеток и тканей. Прекращение процессов обмена веществ и нарушение структуры в разных тканях и органах наступает не одновременно, т. е. не все части многоклеточного организма умирают одномоментно. Так, нек-рые органы, изолированные из умершего организма и помещенные в спец. среду, сохраняют свою функциональную способность в течение длительного времени (на этом основаны пересадки нек-рых органов от трупа живому человеку). Наличие периода времени, в течение к-рого в ряде случаев возможно восстановление жизнедеятельности и оживление организма, привело к возникновению понятия «клиническая смерть».

Клиническая смерть — это период времени, в течение к-рого возможно восстановление функции нервных клеток в центральной нервной системе. Эти клетки наиболее чувствительны к дефициту кислорода, возникающему в результате нарушения дыхания и кровообращения (напр., при утоплении, удушении, остановке сердца во время операций, при нарушении сердечной деятельности в результате инфаркта миокарда н т. п.). Средняя продолжительность периода клинич. С. от 2 до б мин., после чего наступает С. биологическая. С наступлением биологич. смерти организм превращается в труп и начинается очень быстрое разрушение структур тканей; сложные органич. вещества, входящие в состав организма, разлагаются на более простые органич. и неорганич. соединения. Распад сложных веществ, нарушение структуры клеток и тканей происходит под влиянием собственных ферментов организма, а также под влиянием ферментов бактерий, составляющих микрофлору организма.

Различают С. естественную и патологическую. Под естественной понимают С., наступившую в результате естественного угасания жизненных функций постепенно стареющего организма. Патологич. С.— это С., наступившая преждевременно в результате действия какого-то вредного фактора (болезнь, несчастный случай). Поскольку человек, как правило, живет гораздо меньше, чем могут ему позволить физиологич. возможности организма, практически любую С. можно рассматривать как патологическую.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М,: Издательство политической литературы, 1987


СМЕРТЬ — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существование живого существа. С т. зр. диалектического материализма С.— необходимый и существенный момент жизни. Для человека С. выступает не только в качестве природного феномена, но и как явление социальное и нравственное, включенное в сложный контекст общественных отношений. Уже на ранних этапах развития человеческого об-ва формируются социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения тела умершего. Одновременно в мифологической форме происходит осознание смысла С., связи умерших и живых. Развитие античной философии как формы рационального (в противоположность мифологическому) осмысления наиболее общих проблем человеческого существования позволило глубже подойти к пониманию С. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни и др, использовались с одной и той же целью — разумного примирения человека с фактом С. В христианской религии вера в загробную жизнь (воскрешение) в определенной мере освобождает человека от страха С., замещая его страхом перед карой за совершенные при жизни грехи. Девиз философов-стоиков memento mori (лат.— помни о смерти) использовался христианской этикой, влияние к-рой не ослабевает и в совр. мире, как призыв к покорности и терпению, В основе марксистско-ленинского понимания проблемы С. лежит представление о социальной сущности человека как индивида и личности, его связи с об-вом и человечеством в целом. Особенно важно диалектическое понимание единства и борьбы противоположностей родового и индивидуального в человеческом существовании. Полное преодоление идей обреченности и отчаяния перед лицом С., характерных для мн. направлений совр. буржуазной философии (а вместе с тем и безответственности человека), возможно лишь на основе подлинно гуманистического диалектика-материалистического мировоззрения, к-рое включает в свое содержание как научное понимание С., так и духовно развитую ее оценку. Такое мировоззрение исходит не только из неповторимости человеческой жизни и личности, их самостоятельной ценности, но и из сознания дальнейшей независимости от воли людей совершенных ими поступков, продолжающих существование в результатах и последствиях человеческих дел и выводящих содержание и смысл жизни человека за ее чисто физиологические, природные пределы.

 

 

Большая российская энциклопедия 2004—2017. Новая версия


СМЕРТЬ, прекращение жизнедеятельности организма. В медицине в зависимости от причин С. различают естественную (физиологическую) С., наступающую в результате постепенного угасания осн. жизненных функций организма в процессе старения, и преждевременную, вызываемую болезнями, травмами и др. Кроме того, различают два этапа С.— клиническую и следующую за ней биологическую, или истинную, С. При клинич. С. сохраняется возможность восстановления жизненных функций организма с помощью методов реанимации. Биологич. С. характеризуется необратимыми изменениями в организме, при которых любые реанимац. меры оказываются безуспешными. Проблемами С. занимается танатология. Естественно-научные аспекты её изучают специалисты по реаниматологии, патологической анатомии ипатологической физиологии. В праве С.— акт гражд. состояния, подлежит гос. регистрации.

Поскольку человек, в отличие от др. живых существ, сознаёт свою смертность, С. выступает для него как конститутивный момент его жизни и мировоззрения. С этой точки зрения — осознания факта и смысла С.— она и рассматривалась в религии и философии (об отношении к С. в архаич. культурах и мировых и нац. религиях см. Погребение, Предков культ, Загробный мир). Так, Сократ, согласно Платону, считал, что «те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью» («Федон», 64 А). Платон воспринял орфико-пифагорейское представление о С. как отделении души от тела, освобождении её из «темницы», где она пребывает в своей земной жизни. Учение Сократа, Платона, неоплатоников о бессмертии души, воспринятое позднее в преобразованном виде христианством, на многие века стало определяющей традицией в европ. жизни.

Другое отношение к С. складывается в стоицизме и особенно в эпикуреизме. Стремясь, как и Сократ, освободить человека от страха С., стоики указывают на её всеобщность: все вещи в мире имеют конец, это естественно, так что неразумно бояться С. По словам Эпикура, человек не встречается со С., когда он есть, а когда приходит С., человека уже нет, поэтому С. не существует ни для живых, ни для умерших. Опору для человека перед лицом С. греч. философия ищет или в вечности самого круговорота бытия (учение о переселении душ, см. Метемпсихоза), или в сознании роковой неизбежности этого круговорота, в смиренном и разумном приятии его естественности и нeотменимости.

По-иному осмысляется факт С. в иудаизме и христианстве. Поскольку человек понимается здесь не как природное, а как сверхприродное существо, ведущее диалог с Богом, то появляется и новое отношение к С. как к катастрофе, постигшей человека вследствие грехопадения. «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1:13), «Бог создал человека для нетления, но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2:23—24). С. указывает на присутствие греха в тварном мире. В позднейших книгах Ветхого Завета, особенно у пророков, возникает вера в грядущее эсхатологич. царство, когда «поглощена будет смерть навеки» (Ис. 25:8). Человек не может спасти себя от С., это под силу только Богу. Христианство заимствует от иудаизма отношение к С. как к следствию грехопадения. В центре Нового Завета оказывается тема спасения человека — преодоление С. Богочеловеком Христом, Своей крестной С. искупившим грехи человечества и чудом Своего Воскресения положившим конец господству С. Христос стал «первенцем из мёртвых» (Откр. 1:5), и в этом залог бессмертия и воскресения для всех верующих христиан.

Вместе с процессом секуляризации, начавшимся в эпоху Возрождения и углубившимся в эпоху Просвещения, складывается пантеистич. мировосприятие с его принципиальным имманентизмом, перенесением смыслового центра на посюсторонний мир. По слoвам Б. Спинозы, «человек свободный ни о чём так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни» (Избр. произв. М., 1957. Т. 1. С. 576). В получивших развитие в 18—19 вв. обоих вариантах концепции историч. прогресса — идеалистическом (И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель) и позитивистском (О. Конт, Г. Спенсер) — личность не рассматривается как онтологич. реальность, так что конец бытия личности, включённой в бесконечное поступат. движение культуры, перестаёт быть филос. проблемой. Характерный для «философии жизни» Ф. Ницше «дионисийский» культ эроса и С. как слияния с тёмной праосновой бытия получил своеобразное преломление в психоанализе позднего З. Фрейда (выделение в структуре психики противоположно направленных влечения к жизни – эроса и влечения к С.). В феноменологии М. Шелepa смертность человека — не сам эмпирич. факт С., но переживание его на протяжении всей человеческой жизни — определяет всю структуру мышления человека, его созерцания и деятельности. Тезис Шелера о том, что, только вернувшись к существованию перед лицом С., человек обретает смысл жизни, освободившись от ложных целей и деятельности, которыми наполняет его жизнь индустриальная цивилизация, выступает у М. Хайдеггера в учении о «подлинном» существовании человека — перед лицом С., и «неподлинном», при котором человек погружается в мир безличного существования, где умирают другие, но никогда — он сам. Тема С. занимает важное место в рус. литературе, поэзии и религ. философии 19—20 вв.— в творчестве Л. Н. Толстого (его «Смерть Ивана Ильича» оказала сильное влияние на нем. и франц. мысль 20 в.), Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьёва, С. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова, Л. Шестова и др.

Литература
Лит.: Rahner K. Zur Theologie des Todes. 2. Aufl. Freiburg im Breisgau, 1959; Choron J. Der Tod im abendländischen Denken. Stuttg., 1967; Landsberg P.-L. Die Erfahrung des Todes. Fr./M., 1973; Scherer G. Das Problem des Todes in der Philosophie. Darmstadt, 1979; Vovelle M. La mort et l’Occident de 1300 а̀ nos jours. P., 1983; Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992; Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997.

 

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: изд. Русский язык, 1986

СМЕРТЬ, -и, мн. -и, -ей, ж. 1. Прекращение жизни. Клиническая с. (короткий период после прекращения дыхания и сердечной деятельности, в к-рой еще сохраняется жизнеспособность тканей). Биологическая с. (необратимое прекращение биологических процессов в клетках и тканях организма). Насильственная с. Скоропостижная с. Погибнуть смертью героя. Быть при смерти (умирать). Своей смертью умереть (умереть естественной смертью). Бледен как с. (очень бледен). Бороться не на´ жизнь, а на смерть (или на сме´рть) (до последней возможности). 2. в знач. нареч. Очень, в высшей степени (разг.). С. как пить хочется. ♦ До смерти (разг.) — очень, крайне. Устал до смерти.

СМЕРТЕ´ЛЬНЫЙ, -ая, -ое, -лен, -льна. 1. Имеющий своим исходом смерть. Смертельная рана. 2. перен. Крайне ожесточенный, такой, к-рый ведет к полному поражению (высок.). Нанести с. удар врагу. Смертельная борьба. 3. перен. Крайний, предельный в своем проявлении (высок.). Смертельная ненависть. С. враг. (ненавистный, с к-рым не может быть примирения. 4. перен. Очень сильный, крайний (о чем.-н. отрицательном, неприятном; разг.). Смертельная скука. Смертельно (нареч.) устал. || сущ. смертельность, -и, ж. (к 1 знач.).

СМЕ´РТНИК, -а, м. Тот кто приговорен к смертной казни. Камера смертников. 2. Тот, кто обречен или обрекает себя на близкую смерть. || ж. смертница, -ы.

СМЕ´РТНОСТЬ, -и, ж. Количество смертей за какой-н. срок. Детская с. резко сократилась.

СМЕ´РТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. 1. Относящийся к смерти (устар.). С. час. На смертном одре (умирает или умирая). 2. Такой, к-рый должен когда-н. умереть. Все люди смертны. Простои с. (сущ.; обыкновенный, рядовой человек). 3. Лишающий жизни, приводящий к смерти. Смертная казнь. 4. перен. То же, что смертельный (во 2 знач.; высок.). Подняться на с. бой. 5. перен. То же, что смертельный (в 4 знач.; разг.). Скука смертная. Бить смертным боем.. С. грех (о большом, непростительном проступке, пороке).

СМЕРТО´НОСНЫЙ, -ая, -ое; -сен, -сна (высок.). Лишающий жизни, несущий смерть. С. яд. Смертоностное оружие. || сущ. смертоносность, -и, ж.

СМЕРТОУБИ´ЙСТВО, -а, ср. (устар.). То же, что убийство.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Смерть (значения).

Смерть (ги́бель, кончи́на) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма.

В медицине изучением смерти занимается наука танатология. В естественной среде, после смерти, тела умерших организмов начинают разлагаться. Смерть всегда несла отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024