Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 375
Д’АЛАМБЕР (D’Alembert) Жан Лерон (1717—83), французский математик, механик и философ-просветитель, иностранный почётный член Петербургской АН (1764). В 1751—57 вместе с Дидро редактировал «Энциклопедии». Сформулировал правила составления дифференциальных уравнений движения материальных систем. Обосновал теорию возмущения планет. Труды по теории дифференциальных уравнений, теории рядов, алгебре. Сторонник сенсуализма и скептицизма.
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 502
Д'АЛАМБЕР, Жан Лерон (1717—1783), французский математик и философ. Сформулировал принцип механики, носящий его имя. Вместе с Д. Дидро редактировал французскую «Энциклопедию», впоследствии отошёл от её издания. Признавая объективное существование материальных вещей, Д’аламбер не отвергал существования бога и отрицал возможность познания сущности вещей. Д’аламбер не разделял также положения французского материализма 18 в. о человеке как продукте среды. Основное философское сочинение Д’аламбера — «Элементы философии» (1759).
Краткий философский словарь. — Москва, 1954
ДАЛАМБЕР Жан Лерон (1717—1783) — один из виднейших представителей французского просвещения XVIII в., философ и знаменитый математик. Многие из открытий Даламбера в области математики, физики и астрономии доныне сохранили свою научную ценность. Даламбер — ближайший соратник Дидро (см.), редактировал математический отдел «Энциклопедии» (см. Энциклопедисты). С 1751 по 1757 г. был соредактором Дидро. Бешеная травля, поднятая против энциклопедистов реакционерами, заставила Даламбера отказаться от дальнейшей работы по редактированию «Энциклопедии». Во вступительной статье к «Энциклопедии» он пытался дать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук. исходя в основном из принципов английского материалиста XVIII в. Ф. Бэкона (см.).
В области философии Даламбер был сторонником сенсуалистического учения и противником декартовской теории врождённых идей. Он признавал объективное существование вещей, явлений. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Даламберу, мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Таким образом, Даламбер стоял на дуалистических позициях. Он отрицал возможность познания сущности вещей. В противоположность другим французским просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Даламбер признавал бога как образующую субстанцию. Талантливая критика непоследовательного сенсуализма Даламбера была дана в работах Дидро, в частности в его сочинении «Сон Даламбера». Основная философская работа Даламбера — «Элементы философии» (1759) — имеется в русском переводе.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987
ДAЛAMBEP Жан Лерон (1717-83) — один из представителей фр. просвещения 18 в., философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона. В философии Д. был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Д., мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Т. обр., Д. стоял на дуалистических позициях. В противоположность др. фр. просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой, Д. признавал бога как образующую субстанцию. Критика непоследовательного сенсуализма Д. была дана в работах Дидро, Осн. соч.— „Элементы философии" (1759).
Большая российская энциклопедия. Том 8. — Москва, 2007. — С. 252 // Электронная версия |
Д’АЛАМБЕ́Р (D’Alembert) Жан Лерон (16.11.1717, Париж – 29.10.1783, там же), франц. математик и философ, чл. Парижской АН (1741), Франц. академии (1754, с 1772 её постоянный секретарь), иностр. поч. член Петерб. АН (1764) и других научных учреждений. Незаконный сын мадам де Тансен и Детуша, воспитывался в семье стекольщика. Брат драматурга Детуша. Окончил Коллеж Мазарини (1735), где изучал право. Самостоятельно занимался математикой. С 1747 работал вместе с Д. Дидро над созданием «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел», вёл отделы математики и физики. С 1757 отошёл от работы в «Энциклопедии» и целиком посвятил себя науч. деятельности. Впервые сформулировал (1743) общие правила составления дифференциальных уравнений движения материальных систем, сведя задачи динамики к статике (Д’Аламбера принцип). Этот подход был применён им (1774) для обоснования гидродинамики. В астрономии Д. обосновал теорию возмущения планет и теорию равноденствий и нутации (1747).
Осн. математич. труды Д. относятся к теории дифференциальных уравнений, где он дал метод решения дифференциального уравнения 2-го порядка с частными производными, выражающего поперечные колебания струны (волнового уравнения). Эти труды Д., а также последующие работы Л. Эйлера и Д. Бернулли составили основу математической физики. При решении одного дифференциального уравнения с частными производными, встретившегося в гидродинамике, Д. впервые применил функции комплексного переменного. У Д. (а также и у Эйлера) встречаются те уравнения, связывающие действительную и мнимую части аналитич. функции, которые впоследствии получили назв. уравнений Коши – Римана. Д. принадлежат также важные результаты в теории обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами и систем таких уравнений 1-го и 2-го порядков. Исчисление бесконечно малых Д. стремился обосновать с помощью теории пределов, в теории рядов его имя носит достаточный признак сходимости ряда (признак Д’Аламбера). В алгебре Д. дал первое (не вполне строгое) доказательство осн. теоремы о существовании корня у алгебраич. уравнения.
В программной вступительной статье к «Энциклопедии» («Discours préliminaire l’Encyclopédie», 1751), содержащей «Очерк происхождения и развития наук» (рус. пер. в кн. «Родоначальники позитивизма», 1910, т. 1), Д. дал классификацию наук, восходящую к концепции Ф. Бэкона. Сенсуалистич. теория познания в духе идей Дж. Локка сочеталась у Д. со скептич. отношением к любым метафизич. утверждениям, выходящим за пределы опыта. Филос. взгляды Д. стали предметом критики Д. Дидро в его трилогии «Сон Д’Аламбера», «Разговор Д’Аламбера и Дидро», «Продолжение разговора».
«Самый музыкальный из энциклопедистов» (определение Р. Роллана), Д. посвятил музыке часть «Очерка происхождения и развития наук» и ряд статей для «Энциклопедии». Популяризировал учение о гармонии Ж. Ф. Рамо в кн. «Элементы теоретической и практической музыки согласно принципам г. Рамо» (1752). Отстаивал типичные для эстетики Просвещения воззрения на музыку; в частности, подчёркивал её миметическую (подражательную) природу («Музыка, которая ничего не изображает, есть попросту шум»). В трактате «О свободе музыки» (1760) подвёл итоги т. н. войны буффонов – полемики вокруг музыки и оперного иск-ва сер. 18 в., участником которой он был.
Библиография
Соч.: Œuvres. P., 1821–1822. Vol. 1–5; Динамика. М.; Л., 1950.
Лит.: Добровольский В. А. Даламбер. М., 1968; История математики. М., 1972. Т. 3; Hankins Th. L. J. d’Alembert: science and the enlightenment. N. Y., 1990.
Ссылка
- Жан Леро́н Д’Аламбе́р (д’Аламбер, Даламбер; фр. Jean Le Rond D'Alembert, d'Alembert; 16 ноября 1717 — 29 октября 1783) — французский учёный-энциклопедист... Википедия