ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Мга. Карта

Мга — Яндекс.Карты

Содержание:
Мга — Знаете ли Вы? Словарь географических названий Лен. обл. 1968
История нашей земли Официальный сайт
МгаВ. Аркадьев. Кировск. Города Лен. области. 1974
МгаЭтот знакомый и незнакомый Кировский район. И. Н. Стоян. 2007
МгаГ. Г. Мартынов, Е. П. Сизёнов. Петербург: город, пригороды, окрестности.
МгаВикипедия

 

 

Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области. 1968


Мга — по одноимённой реке, на правом берегу которой расположен.

Посёлок городского типа. Узловая ж.-д. станция на линии Ленинград—Волхов, в 51 км к востоку от Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны фашисты превратили Мгу в мощный опорный пункт, из которого были выбиты советскими войсками в январе 1944 г.

Имеются предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта.

 

 


Карта Петроградской губернии издания губернского земства. 1916


 

 

История земли нашей. Официальный сайт МО — mga.lenobl.ru/mo


мгинское городское поселение

На нашей земле когда-то жили древние племена ижор, средневековые могильники которых были не так давно (2004—2005 годах) обнаружены археологами в районе реки Мга…

В начале XVIII века эта местность в 60 верстах от Петербурга стала вотчиной секретаря А. Д. Меншикова — Алексея Волкова и по названию деревянной Успенской церкви стала называться мызой Успенской. В 1784 году Екатерина II мызу пожаловала графу И. А. Сологубу; тот обновил церковь и переселил на мызу своих крестьян-раскольников из Польши и Литвы. Так появилась Сологубовка, до сегодняшнего дня носящая имя графа. В 1837 году мызу Успенскую с публичного торга купила княгиня Т. В. Юсупова, ставшая полноправной хозяйкой не только села Успенского (или Сологубовки), но и деревень Пухолово, Погорелушки, Карбусели, Петрово, Турышкино, Лезье, Войтолово, Иваново, Сигалово, Кирсино. Сын её Б. Н. Юсупов, имевший "разные причудливые странности", переименовал Успенское в Благовещенское и задумал построить новый каменный храм во имя Благовещения. Место для храма он  выбрал на "Божьей горе" в Лезье. На средства князя в 1849 году составили проект церкви, утвержденный Николаем I, но этот проект не приняли священнослужители, а потому архитектор В. Е. Морган сделал новый проект. Тридцать тысяч рублей на строительство предполагали выделить сами Юсуповы, но затем все расходы взял на себя управляющий имением петербургский купец Егор Павлов "как из уважения к памяти покойного князя Юсупова, своего благодетеля, так и по усердию к церкви села Лезья, как его родины". Новый храм освятили в 1852 году но, вопреки желанию Юсупова, во имя Успения. Вскоре церковь оказалась тесна и в 1878—1881 годах к ней пристроили колокольню, и была "увеличена сама церковь".

Для строительства железной дороги от Обухова до Вятки (ныне Киров) власти откупили у Юсуповых земли, и в 1901 году появилась железнодорожная станция Мга. В 1905 году через нее прошел первый пассажирский поезд. Вокруг Мги тогда стоял густой лес, в котором князья Юсуповы любили охотиться. Позднее дачники арендовали здесь у Юсуповых 117 с половиной десятин. Газета "Дачная жизнь" в 1911 году писала, что близ станции Мга Северной линии  "к началу летнего сезона закончено много помещений, вполне пригодных как для летнего, так и для зимнего проживания". Новый дачный поселок стали называть Юсуповским. В 1917 году в посёлке насчитывалось 200 жителей, а в 1927 году Мга стала районным центром и крупным железнодорожным узлом; перед войной тут были 3000 жителей, работали школа, поликлиника и клуб.

В 1941 году, когда Мге исполнилось 40 лет с момента основания, грянула Вели­кая Отечественная война. Закончилась для мгинчан спокойная мирная жизнь. Уже че­рез месяц фашисты начали бомбить Мгу, а примерно через три месяца большая часть территории Мгинского района, в том числе и ст. Мга, была оккупирована фашистами. Около 2,5 лет в Мгинском районе хозяйнича­ли оккупанты. За это время было полностью разрушено все железнодорожное хозяйство от ст. Саперная до ст. Жихарево. Все адми­нистративные и жилые здания были уничто­жены до основания. Мгинский парк и все деревья в поселке были спилены. В течение этого времени населе­ние оккупированной территории, не успев­шее эвакуироваться, тиранили фашисты. Многих жителей — женщин, детей и даже стариков, немцы вывезли в Гер­манию и Прибалтику в концлагеря или на принудительные работы. Почти все деревни на оккупирован­ной территории оказались полностью раз­рушены и сожжены. Большинство из них были стерты с лица земли и навсегда ис­чезли с карт района и области. Вот непол­ный перечень этих деревень: Вороново, Лодва, Погостье, Виняголово, Карбусель, Мишкино, Гайтолово, Тортолово, Сиголово. Липки, Погорелушка, Келколово, Мед­ное, Синявино, Анненское, Арбузове, все эстонские хутора, находившиеся в районе ст. Михайловская, их было более тридцати.

В январе 1944 года началась военная операция наших войск по окончательному разгрому северной группировки фашист­ских войск и снятию бло­кады Ленинграда. Фашисты оказали упорное сопротив­ление, только 21 января 1944 года нашими войсками удалось освободить Мгу. Круп­нейший железнодорожный узел вновь ока­зался в наших руках. Москва салютовала в честь наших войск, освободивших Мгу, 12-ю артиллерийскими залпами из 124 орудий. 12 дивизий, принимавших участие в освобождении посёлка Мга, получили звание "Мгинская".

Мга, по сравнению с довоенной, не­узнаваемо изменилась. Станция и район­ный центр были полностью разрушены и уничтожены, построек не уцелело, зато на освобожденной территории можно было встретить большое количество немецких кладбищ с березовыми крестами. После войны посёлок отстраивали заново.

На сегодняшний день — станция Мга остается важнейшим железнодорожным узлом Октябрьской железной дороги.

Муниципальное образование Мгинское городское поселение с административным центром посёлок Мга образовано 15 декабря 2005 года. Общая площадь земель в границах муниципального образования составляет 85800 га. На территории расположено 19 населенных пунктов. Общая численность населения муниципального образования 12 494 человек, в том числе в поселке Мга 10 394 человек.

 

 

В. Аркадьев. Кировск. Серия «Города Ленинградской области». — Лениздат, 1974


ВОКРУГ КИРОВСКА

Мга

Крупный рабочий поселок Мга расположен в 52 километрах от Ленинграда. Большая часть трудового населения — железнодорожники. За последнее десятилетие численность населения выросла вдвое и составляет сейчас 12 тысяч человек.

Возникновение поселка относится к 1901 году, когда началось сооружение Обухово-Вятской железной дороги (ныне Ленинград—Киров). В 1904 году через станцию Мга (название она получила по имени протекавшей здесь реки) прошел первый пассажирский поезд.

В дореволюционные годы поселок развивался медленно. В 1917 году в нем насчитывалось всего 200 жителей. Но уже в 1930-е годы Мга стала крупным узлом железных дорог; быстро застраивался и рабочий поселок.

В годы Великой Отечественной войны Мга была полностью разрушена гитлеровцами.

За послевоенные годы поселок выстроен заново. Теперь здесь десятки каменных жилых зданий в четыре-пять этажей, Дом культуры, кинотеатр, три школы, больница и поликлиника, четыре библиотеки.

Мга снова превратилась в крупный узел Октябрьской железной дороги, где пересекаются линии Ленинград — Волхов, Мга — Хвойная, Мга — Гатчина и ветка Мга — Невдубстрой.

В поселке несколько промышленных предприятий. Наиболее крупное из них — завод железобетонных изделий. Основная его продукция — балки, фермы, колонны для промышленных и жилых зданий. Завод выпускает до 60 тысяч кубических метров железобетона в год и обеспечивает стройки треста Главзапстроя, расположенные в Ленинградской и соседних областях... Читать в книге главу — Мга

 

 

Кировск - альбом. —  Л.: Лениздат, 1979


На пастбище

Совхоз Мгинский

В местах бывших боев расположился агропромышленный комплекс совхоза «Мгинский».


 

 

Этот знакомый и незнакомый Кировский район / отв. ред. И. Н. Стоян. — СПб. 2007


Мга

В переводе с финского это слово означает «топкое место» или «рыхлая земля». Действительно, здесь леса чередуются с болотами. Вода в реке Мге темная, т. К. она берет начало в торфяных болотах недалеко от современной станции Погостье. Кроме воды и клюквы болота эти богаты еще и железом, поэтому в старину здесь существовало железоплавильное производство: стояло 10 домниц и 10 печей. При Петре по реке Мга сплавляли стройматериалы. Тогда она была полноводнее, чем теперь.

Петербургские археологи в 2004—2005 годах проводили изыскания в районе реки Мга и обнаружили средневековые могильники ижор с характерной для этого племени культурой погребения.

До возникновения железнодорожной станции в районе современного Гатчинского моста на правом берегу Мги располагалась деревня Погорелушки. Дворов в той деревне было 31, и проживало там 112 жителей: 49 мужчин и 63 женщины. Местные дети обучались грамоте в приходской школе.

И вот по этому гиблому месту власть распорядилась проложить железную дорогу в сторону русского севера. Имела она конечно не экономическое, а чисто стратегическое значение: быстро перебросить во время войны туда войска. Дорогу сначала решили вести к Вятке (Киров), а затем — к Мурманску, тогда еще не крупному порту, а маленькому городишке. На 44 версте от Петербурга по этой дороге решили построить железнодорожную станцию. Тогдашние паровозы через определенное расстояние надо было заправлять водой и топливом.

Малоплодородные земли выкупили у местных крестьян и владелицы имения — княгини З. А. Юсуповой-Эльсон. В отчете инженера железно-дорожных путей сообщения указывалось, что «в 1901 году на станции IV класса Мга, расположенной в 43 верстах 388,42 саженей от Санкт-Петербурга, были построены казарма, колодезь и переезд, а также расчищена площадка длиной в 700 саженей под строительство станционных зданий». Так зародился новый населенный пункт. В казарме жили солдаты, которые строили железную дорогу. В отдельном ее помещении размещались 1—2 жандарма под командой унтер-офицера из специализированного полицейского управления по железным дорогам. Они надзирали за порядком в районе строительства и санитарным состоянием временных помещений.

После прокладку через Мгу железнодорожного моста началось движение рабочих поездов, доставлявших стройматериалы. В 1905 году было открыто регулярное движение пассажирских поездов. Они были еще небольшими, тянули их маломощные паровозы — «овечки», поэтому добирались до места назначения пассажиры значительно дольше, чем теперь. Поезда совершали только по одному рейсу в сутки туда и обратно, т. к. дорога была однопутной. До открытия движения местное население добиралось либо пешком, либо на лошадях по дороге из деревни Пухолово в Лобаново, на берегу Невы пересаживалось на пароход, чтобы добраться до столицы.

Первый вокзал был деревянным и освещался вместе с платформой тремя керосиновыми фонарями. В одном из углов зала ожидания висела икона с лампадой, стояла кружка для пожертвований. Место обнесли невысокой металлической оградкой. По воскресеньям и в праздничные дни совершалось молебствование местными или разъездными священниками. Рядом со станцией были построены два одноэтажных жилых домика для железнодорожников. Единственным сооружением, сохранившимся с тех времен, является егерский дом (Комсомольский проспект, д. 47).

Предприимчивая княгиня Юсупова стала продавать землю своего имения под дачные участки. В 1908 году было продано уже 62 участка. Среди покупателей оказался служащий имения Иван Ильин Ленин. Возможно, именно его фамилию позаимствовал для своего псевдонима тогда еще молодой и малоизвестный Владимир Ильич Ульянов. В 1911 году одна из петербургских газет писала, что близ станции Мга Северной линии «к началу летнего сезона закончено много помещений, вполне пригодных для летнего, так и для зимнего проживания». Новый дачный поселок стали называть Юсуповским. Но основную часть населения составляли железнодорожные рабочие и служащие.

Из обычной железнодорожной станции Мга превращается в узловую. В 1916 году через Мгу поезда шли в трех направлениях: на Вятку, Мурманск и Москву-Бутырскую. В 1929 году проложили железнодорожный путь от Мги на Невдубстрой и Синявино. В 1934 открылся маршрут Мга-Гатчина. Железнодорожная ветка на Киров (бывшая Вятка) приобрела для Ленинграда большое значение. По этой ветке город на Неве стал получать каменный уголь из Печорского бассейна. Благодаря этому повышался административный статус поселка. До революции и в первые годы НЗПа Мга входила в состав Пухоловской волости, затем Лезьенского сельсовета. Дети первых мгинчан ходили учиться в школу деревни Погорелушки. В 1925 году во Мге образовался уже свой поселковый Совет, а через два года станция стала районным центром значительной территории, в состав которой вошли почти вся южная часть бывшего Шлиссельбургского уезда.

С ростом значения станции росло и население, прежде всего, за счет жителей окрестных деревень. Если в годы рождения Мги здесь проживало 20 человек, во время революции — 300, а перед войной — примерно 3 тысячи.

В период НЭПа оживилась деятельность мелких предпринимателей, бизнес которых носил семейный характер. Работали магазины Алексутиных, чайная Полосухиных, пекарня Мониных. Рядом с поселком сохранялись большие земельные владения Калининых и Никитиных. Все покосы вдоль реки Мги принадлежали Алексутиным.

Центрами культурной жизни были школа и библиотека. Школа семилетка открылась в 1918...

 

 

Г. Г. Мартынов, Е. П. Сизёнов. Петербург: город, пригороды, окрестности. Топонимический альманах.


...На месте будущего посёлка Мга стояли только домики егерей, один из которых сохранился и по сей день (сейчас в этом здании по Комсомольскому проспекту находится железнодорожная поликлиника).

В 1901 г. началось возведение Череповецкой железнодорожной линии, имевшей целью связать кратчайшим путем Санкт-­Петербург с Вяткой, то есть с главным ходом Транссиба (до этого на него приходилось выходить, совершая большой объезд через Москву). Под строительство была выкуплена часть земель, принадлежавших княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой. Магистраль пересекла реку Мгу, поэтому и станция, построенная рядом с Погорелушкой, получила то же «благозвучное» название — Мга. Были построены «казарма, колодезь и переезд, а также расчищена площадка длиной в 700 саженей под строительство станционных зданий».

Кстати, ко времени прокладки железной дороги относится единственное достоверное археологическое свидетельство, связанное с рекой Мгой. В 1904 г. у деревни Мишкино (ныне не существующей), в трех километрах к востоку от будущей станции Мга, «был найден комплекс женских украшений, по-видимому, из разрушенного погребения; вторая пол. XIII — нач. XIV в. Повторное обследование в 1904 и 1910 гг. новых находок не дало». На самом деле, это вовсе не значит, что течение реки Мги неинтересно в подоб­ном отношении.
«Археологических памятников нет только там, где их не ищут»,— говорил известный русский учёный А. С. Спицын.

Первый пассажирский поезд прошёл через Мгу в 1905 г. Тогда же для железнодорожных служащих были построены два одноэтажных жилых дома.

Земли вокруг станции предприимчивые Юсуповы отдали в аренду под строи­тельство дач. Газета «Дачная жизнь» в 1911 г. писала, что близ станции Мга Северной линии «к началу летнего сезона закончено много помещений, вполне пригодных как для летнего, так и для зимнего проживания». Новый посёлок стали называть Юсуповским, но развивался он медленно. Среди его жителей преобладали  железнодорожные  рабочие и служащие, которые размещались в вагонах либо одно-­ и двухквартирных домиках в восточной части посёлка.

Ещё в 1908 г. Феликс Юсупов обратился за разрешением о строительстве церкви в растущем Юсуповском посёлке, население которого к 1917 г. достигло 200 жителей. В июне того же года каменный храм, возведённый по проекту архитектора А. П. Вайтенса, освятили во имя Св. Николая Чудотворца. В 1918 г. в посёлке открылись семилетняя школа, больница и поликлиника.

После революции станция Мга и посёлок при ней были приписаны к Пухоловскому сельсовету. Он стал быстро разрастаться, здесь появились общест­венные здания. В 1927 г. Мга стала центром Мгинского района Ленинградской области, в состав которого вошло 38  сельсоветов.

Деревня Погорелушка входила сначала в состав Пухоловского, с 1927 г.— Горского, а в 1930 г.— Мгинского сельсовета одноимённого района. В деревне размещалось правление колхоза «Красный плуг».

На карте Генштаба РККА 1932 г. Мга подписана как П<осёлок> Мгинский. В 1937 г. он получил официальный статус посёлка городского типа. А вот церковь Св. Николая была закрыта ещё в 1935 г., её здание погибло во время Великой Отечественной войны.

В 1938 г. Мгинский райисполком ходатайствовал о переименовании района и станции Мга в Ждановский район и посёлок Жданова в честь руководителя ленинградской партийной организации, но безуспешно. Перед войной здесь проживали более 4 700 жителей.

Посёлок и станция Мга были захвачены 20-й моторизованной дивизией генерала Х. Цорна 30 августа 1941 г.— это означало полное прекращение железнодорожного сообщения Ленинграда с остальной страной. По сути, именно тогда и началась блокада. Первая дивизия войск НКВД под командованием полковника С. И. Донскова пыталась выбить отсюда врага вплоть до 6 сентября. За два года Мга была превращена гитлеровцами в мощный узел обороны.

В августе 1943 г. началась Мгинская операция — совместное наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов, целью которого было не дать войскам противника возможности вновь сомкнуть кольцо блокады. Задача была выполнена, но Мга всё же осталась под контролем немцев ещё на несколько месяцев. В этой операции погибли 20 тысяч советских солдат, ещё 50 тысяч получили ранения — огромные потери...

Окончательно освободили Мгу 21 ян­варя 1944 г. части 67-­й армий в  ходе операции «Искра». Пятнадцать воинских частей, отличившихся при освобождении посёлка, получили по­чётное наименование Мгинских.

Во время войны все административные и жилые здания оказались уничтожены, Мгинский парк и все деревья в посёлке — спилены. Многих местных жителей оккупированной территории, не успевших эвакуироваться, депортировали в Германию и Прибалтику — в концлагеря или на принудительные работы. Погорелушка оказалась в числе многих уничтоженных деревень Кировского района, впоследствии так и не возродившихся.

После войны численность населе­ния Мги быстро восстановилась и продолжала постоянно расти; к концу 1970-­х гг. она даже превысила 11 тысяч человек. Однако затем число жителей начало постепенно снижаться, хотя и не так значительно. В настоящее время оно составляет примерно 10,3 тысячи человек.

Мгинский район был упразднён в 1960 г., его территория вошла в состав Тосненского района. Мга стала административным  центром  одноимённого поселкового совета. Затем в 1977 г. Мга была передана в состав Кировского района. С 2006 г. она стала центром муниципального образования «Мгинское городское поселение».

Происхождение названия посёлка очевидно: от станции Мга, получившей название по реке, близ которой она находится. В общем-­то, явление распространённое. Тем не менее среди местных жителей и даже в краеведческой литературе весьма популярно «мнение», трактующее это название как аббревиатуру имени Марии Гавриловны Апраксиной. (Большой охотник до подобных легенд Н. А. Синдаловский, перепутав посёлок Мга и деревню Мую, сообщает, что от Марии Григорьевны, сразу же оговориваясь: «личности, впрочем, довольно мифической»).

В Мгинском городском поселении и в самом деле есть посёлок и железнодорожная станция Апраксин, появившаяся при открытии Череповецкой линии. Считается, что она названа по фамилии этого известного графского рода, которому  принадлежала  находившая­ся здесь усадьба. Якобы её первым владельцем был сподвижник Петра I Фёдор Михайлович Апраксин. Однако в специальной железнодорожной и крае­ведческой литературе постоянно упускается из виду, что в 1905 г. здесь появился всего лишь Разъезд № 3, именное название которому — Апраксин — было присвоено только в 1917...

 

 

Материал из Википедии


Мга — городской посёлок в Кировском р-не Ленинградской обл.

По местной легенде, название посёлка произошло от инициалов Марии Григорьевны Апраксиной, якобы основавшей здесь в середине XIX в. своё загородное имение.

Другой вариант из того же источника: «Мга (или Мха, Муга — топкое место) — так в старину называли небольшую речку в болотистой местности, во времена Петра I по ней сплавляли лес, предназначенный для стр-ва новой российской столицы».

Современный нас. пункт образован в нач. XX в. как пристанционный посёлок на жел. дороге С.-Петербург—Вологда (стр-во станции было начато в 1901).

С 1917 по 1920 п. Мга входил в состав Погорелушского сельсовета Лезьенской волости Шлиссельбургского уезда.

С 1921 в составе Пухоловского сельсовета.

С 1923 в составе Ленинградского уезда.

С февраля 1927 в составе Мгинской волости. С авг. 1927 по 1960 п. Мга являлся административным центром Мгинского р-на.

С 1928 в составе Мгинского сельсовета.

В 1933 п. Мга являлся адм. центром Мгинского сельсовета Мгинского р-на, в который входили 6 нас. пунктов: д. Войтолово, Горы, Келколово, Погорелушка, Пухолово и п. Мга, общей численностью  3605 чел.

В 1936 в состав Мгинского сельсовета входили 7 нас. пунктов, 207 хозяйств и 5 колхозов.

С 1 июля 1937 п. Мга преобразован в раб. посёлок, в черту п. Мга включена д. Мга.

С авг. 1941 по янв. 1944 оккупирован нем.-фашистскими захватчиками. (См. Мгинская наступательная операция).

С 1960 в составе Мгинского поссовета Тосненского р-на.

С 1963 Мгинский поссовет подчинён Тосненскому горсовету.

С 1965 Мгинский поссовет подчинён Кировскому горсовету.

С 1990 адм. центр Мгинского поссовета Кировского р-на в который входят 4 нас. пункта: деревни Келколово, Славянка; пос. Апраксин и Михайловский, общей численностью 10200 чел.

Посёлок расположен в З. части р-на на автодороге А120, в 50 км к В. от С.-Петербурга. Расстояние до райцентра — 20 км.

Через посёлок протекает р. Мга.

Численность населения (тыс. чел.):

В посёлке расположен крупный жел.-дор. узел, станция Мга. Через него проходят линии на С.-Петербург, Волхов, Гатчину и Сонково, а также ветка на Невдубстрой.

Вокзал станции Мга

 

Церковь в усадьбе З. Н. Юсуповой. Арх. А. П. Вайтенс, 1913 год. Не сохранилась.

 

Зимняя Мга

 


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024