ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

аттестат

Содержание:
Даль. Толковый словарь
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907
Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылка

 

В. Даль. Толковый словарь


ШКОЛА ж. лат. нѣмц. училище, и бол. низшее. || Лѣсич. разсадникъ деревъ, посѣвы и присадки разныхъ возрастовъ, для разводки плодовыхъ или лѣсныхъ деревьевъ. || Въ верховой ѣздеъ, манежная, берейторская выучка лошади, вся постепенность искуственой ѣзды. || *Всякое положенье человѣка, гдѣ онъ волей-неволей прiобрѣтаетъ находчивость, опытность и знанiе. Не выучитъ школа, а выучитъ охота. Школьное ученье. Школьная ѣзда, манежная. Школьня вор. училище. Школить кого, учить; || держать строго, под присмотромъ, воспитывать, прiучать къ порядку, расторопности, держать въ рукахъ. || Учить, въ знч. посѣкать или наказывать; —ся, стрд. Школенье,, дѣйст. по знчн. глаг. Школьникъ, —ница, школяръ, —рка, ученикъ, кто ходитъ въ школу. Школьникъ приходской школы. Бывшихъ кантонистовъ звали нерѣдко школьниками. Боится школьникъ лозы — пуще грозы. || Школьникъ, камч. акипка, молодой тюлень. Школьничий, —нический, къ нимъ отнсщс. Школярный, ко школенью, къ тупому, школьному ученью отнсщс. Школярная ученость, школярство ср. педантизмъ; сухое, тупое ученье, неотступно следующее принятымъ, нередко мелочнымъ и вздорнымъ правиламъ. || Школярство, школьничество, шалости, баловство, проказы, повѣсничество шалуна, школьника. Школьничать, школярить, —рничать, забавляться школьничьими шалостями, повесничать. Онъ все только школьничает да зубоскалитъ, а пора бы остепениться!

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 641


ШКОЛА, учебно-воспитательное учреждение, в к-ром под руководством учителей осуществляется образование и воспитание молодого поколения. Ш. как учреждение возникла впервые в странах Др. Востока (Египет, Ассирия, Вавилон) за неск. тысячелетий до н. э. Содержание учебно-воспитат. работы в Ш., её цели и задачи менялись в зависимости от изменения условий материальной жизни общества, его классовой структуры. По характеру даваемых знании Ш, делятся на общеобразовательные и профессиональные, по объёму знаний и возрасту учащихся — на начальные, неполные средние, средние и высшие. В капиталистич. странах, кроме того, различаются государственные и частные Ш., а по признаку отношения к релит, организациям — светские и конфессиональные. В бурж. гос-вах на обслуживание детей трудящихся рассчитаны гл. обр. начальные Ш. За обучение в средних и высших Ш, установлена высокая плата. В СССР и странах народной демократии Ш. является государственной и общедоступной. Общедоступность Ш. обеспечивается растущим материальным благосостоянием населения, широкой сетью Ш., единством учебных программ и преемственностью обучения в Ш. всех ступеней.

В СССР общеобразовательная Ш. имеет 3 типа: начальная (4-летняя), семилетняя и средняя (десятилетка). Семилетняя является обязательной. Согласно директивам XIX съезда партии (1952) по 5-му пятилетнему плану 1951—55 была поставлена задача завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования к всеобщему обязательному среднему образованию (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших пром. центрах, а также подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования в остальных городах и сел. местностях. Решено также в 5-й пятилетке приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению.

 

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1529, 253


ШКОЛА, уч.-воспитат. учреждение, осуществляющее под руководством педагогов обучение и воспитание подрастающего поколения. Содержится на средства гос-ва или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний делятся на общеобразоват. и проф. (спец.); по уровню даваемого образования — на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу уч-ся — на муж., жен., совм. обучения; по отношению к религии — на светские и религ. (конфессиональные). В капиталистич. странах служит интересам господств. класса, не обеспечивающего фактич. равенства прав на всеобщее обучение. В социалистич. странах Ш. является гос., бесплатной, общенародной, доступной для всех, в ней ведётся обучение на родном языке., обеспечен переход уч-ся от низших ступеней обучения к высшим. См. Всеобщее обучение.

ШКОЛА КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ, до 1930 школа крест. молодёжи), в 1923—34 трёхгодичная сел. общеобразоват. ср. школа в СССР на базе нач. школы. Сочетала 7-летнее общее образование с теор. и практич. изучением с. х-ва. Преобразована в неполную ср. школу.

ВОСЬМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА, с 1959 общеобразоват. школа в СССР, дающая неполное ср. образование.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб, 1890—1907


Школа — какъ одинъ изъ разсадниковъ знанiя и полезныхъ навыковъ, является необходимою ступенью въ развитiи какъ отдѣльнаго человѣка, такъ и цѣлаго общества. Еще Аристотель указалъ на взаимодѣйствiе между Ш. и обществомъ: общее благо, какъ цѣль совмѣстной жизни людей, достигается только при условiи, если отдѣльные члены общества достаточно подготовлены для пониманiя этого блага; подготовка же, доступная для общественнаго контроля, осуществима только при помощи Ш. Какъ составъ современной Ш., такъ и взгляды на нее во многихъ отношенiяхъ обусловлены тѣмъ, что создано древнегреческой культурой. Самое слово Ш., какъ въ русскомъ, такъ и во многихъ европейскихъ языкахъ, носитъ слѣды греческаго происхожденiя αχολή — досугъ, свобода отъ физическихъ занятiй, откуда латинское schola); многiе предметы, входящiе въ программу современной Ш., тоже обязаны своимъ происхожденiемъ древне-греческой культурѣ и наукѣ. Особенно важны въ этомъ отношенiи перiодъ расцвѣта афинской государственной жизни и александрiйскiй перiодъ образованности. Начальная афинская Ш. состояла изъ элементовъ, не успѣвшихъ еще слиться въ цѣльный организмъ, но свидѣтельствующихъ, во всякомъ случаѣ, о высокихъ требованiяхъ от этой Ш.: афинскiе мальчики грамотѣ и счету учились у грамматиста, гимнастикѣ — у другого учителя, педотриба, для изученiя же музыки должны были ходить къ третьему спецiалисту — кифаристу. Обученiе продолжалось 6—8 лѣтъ, начиная съ семилѣтняго возраста. Въ 15—16 лѣтъ финскiе юноши посѣщали гимназiи, предназначавшiяся прежде всего для гимнастическихъ упражненiй и состоявшiя въ вѣденiи правительства. Гимназiи располагали обширными помѣщенiями, которыми стали пользоваться преподаватели разныхъ предметовъ для чтенiя своихъ курсовъ тѣмъ же юношамъ. Какъ начальная Ш., такъ и гимназiя въ Афинахъ преслѣдовали исключительно общеобразовательныя цѣли. Тотъ же характеръ Ш. сохранили и въ александрiйскiй перiодъ, но, благодаря развитшю отдѣльныхъ наукъ, въ этотъ перiодъ устанавливается опредѣленный кругъ знанiй, усвоенiе которыхъ требовалось отъ всякаго свободнаго человѣка. Эта такъ назыв. александрiйская энциклопедiя состояла изъ семи «свободныхъ искусствъ»: грамматики, риторики, дiалектики, арифметики, геометрiи, астрономiи и музыки. Въ перiодъ александрiйской образованности получаютъ особенное развитiе среднiе школы подъ названiемъ Ш. грамматиковъ и риторовъ. Онѣ были предоставлены частному почину, не располагали опредѣленными матерiальными средствами и обязаны были успѣхомъ лишь талантамъ своихъ руководителей. Христiанство внесло въ школы утилитарную окраску, такъ какъ первыя чисто христiанскiя школы были вызваны потребностями минуты. Въ теченiе первыхъ четырехъ вѣковъ христианской эры на Востокѣ устанавливаются три типа начальной Ш., возникавшiе затѣмъ повсюду, гдѣ появляется христiанство: приходскiя, епископскiя и монастырскiя. Всѣ эти Ш. были въ рукахъ духовенства, такъ какъ только изъ этого сословiя могли онѣ получать достаточно образованныхъ учителей. Программа школъ опиралась на александрiйскую энциклопедiю, но въ ней съ V в. после Р. Хр. стали различать два отдѣла — тривiумъ (грамматика, риторика и дiалектика) и квадривiумъ (остальныя науки энциклопедiи). Въ теченiе среднихъ вѣковъ особенно посчастливилось тривiуму. Особенное влiянiе на развитiе Ш. въ VII—X вв. оказали бенедиктинцы, такъ какъ уставомъ этого ордена предписывалось учрежденiе Ш. На Западѣ въ это время остаются тѣ же три типа, которые сложились и на христiанскомъ Востокѣ, но подъ наименованiемъ приходскихъ, монастырскихъ и соборныхъ. Мецскiй епископъ Хродегангъ (742—766) особенно извѣстенъ ревностью къ школьному дѣлу: онъ вмѣнилъ въ обязанность подчиненному ему духовенству учреждать Ш. при всѣхъ приходахъ и является въ этомъ отношенiи предшественникомъ Карла Великаго. Эпоха послѣдняго отмѣчена въ исторiи просвѣщенiя возникновенiемъ народной Ш. съ принудительнымъ характеромъ для всего населенiя. При преемникахъ Карла Вел. въ школьномъ дѣлѣ все возвращается на старые пути, и мысль о народной Ш. снова возникаетъ лишь въ XVII в. у Ратихiя и Коменскаго, осуществленiе же этой мысли принесъ съ собою только XIX в. Въ Х и XI вв. особенное значенiе получаютъ монастырскiя Ш., представлявшiя два вида: однѣ были предназначены для подготовки клира и по мѣсту расположенiя внутри ограды монастыря назывались внутренними, другiя же открывали доступъ свѣтскому элементу и, будучи расположены за оградой, носили названiе внѣшнихъ. Съ конца XIII в. замѣтны попытки освободиться отъ влiянiя духовенства въ учрежденiи свободными городами городскихъ латинскихъ Ш. и братьями общей жизни (родъ монашескаго ордена) — собственныхъ Ш. Среднимъ же вѣкамъ обязана своимъ возникновенiемъ и высшая Ш. (университеты въ Болоньѣ, Саламанкѣ, Коимбрѣ, Парижѣ, затѣмъ въ Прагѣ, Вѣнѣ, Гейдельбергѣ, Лейпцигѣ и др.), но такъ какъ между низшею и высшею Ш. не было промежуточной ступени, то университетамъ пришлось восполнять этотъ пробѣлъ требованiемъ, чтобы занятiя медициной, юриспруденцiей или богословiемъ начинались не иначе какъ по окончанiи подготовительнаго, такъ назыв. артистическаго факультета. На ряду со школами, состоявшими въ вѣдѣнiи духовенства или городовъ, начинаютъ возникать частныя Ш. для обученiя начаткамъ грамоты и школы. Здѣсь занимались недоучившiся бурсаки, писцы и т. п. Гуманизмъ не создалъ какого-либо новаго типа Ш., но, слившись въ XVI в. съ реформацiей, лишь косвенно влiялъ на образованiе того типа средней Ш., который и до настоящаго времени остается господствующимъ, а именно гимназiи въ современномъ смыслѣ этого слова. Общеобразовательное значенiе древнихъ языковъ, на которое указывалъ гуманизмъ, стало отличительнымъ признакомъ того направленiя въ средней Ш., которое носит названiе гуманистическаго или классическаго. Въ противовѣсъ ему подъ влiянiемъ Коменскаго и Локка въ первой половинѣ XVIII в. возникаетъ реальная Ш., въ которой первоначально были слиты общеобразовательныя и утилитарныя цѣли. Мало по малу, однако же, утилитарные элементы отпали, благодаря учрежденiю разнаго рода профессiональныхъ школъ, особенно въ XIX в., и реальная Ш. осталась однимъ изъ типовъ средней общеобразовательной Ш. Въ настоящее время усилiя просвѣщенныхъ странъ прежде всего направлены къ просвѣщенiю народныхъ массъ путемъ введенiя общедоступнаго и общеобразовательнаго обученiя въ народныхъ Ш. Результатомъ этихъ стремленiй явилось почти полное отсутствiе неграмотныхъ среди новобранцевъ въ Швецiи и почти повсюду въ Германiи. Достигнуто такое положенiе полнымъ обособленiемъ Ш. отъ воздѣйствiя духовенства и постоянными заботами о народномъ учителѣ. Народная Ш. не ограничивается элементарной ступенью обученiя, но даетъ (напр., въ нѣмецкихъ мѣщанскихъ Ш.) весьма обстоятельныя свѣдѣнiя по Закону Божiю, родному языку, математикѣ, географiи и исторiи. Много споровъ вызываетъ повсюду, не исключая и Россiи, общеобразовательная средняя Ш. Гуманизмъх, повидимому, обнаруживаетъ склонность признать общеобразовательное значенiе и новыхъ языковъ, реализмъ же постепенно освобождается отъ балласта, попавшаго въ Ш. подъ влiянiемъ чисто утилитарныхъ взглядовъ на ея задачи. Профессiональныя Ш. представляютъ много разновидностей, особенно же важны для развитiя Ш. заведенiя разныхъ наименованiй (семинарiи, нормальныя Ш., педагогiумы), предназначенныя для подготовки учителей. Въ области высшей Ш., рядомъ съ университетами, удержавшими общеобразовательные и профессiональные элементы, возникаютъ политехникумы, спецiальные академiи, институты и т. п.
  
  Ср. K. Schmidt, «Geschichte der Pädagogik» (4 т.; по-русски, M., 1877—81); Raumer, «Geschichte der Pädagogik» (4 т., 5 изд., Штутгартъ, 1877; по-русски переведены только два тома); K. A. Schmidt, «Geschichte der Erziehung» (5 т., Штутгартъ и Б., 1884—1901); Ziegler, «Geschichte der Pädagogik» (Мюнхенъ, 1894); Paulsen, «Geschichte des gelehrten Unterrichts auf den deutschen Schulen und Universitäten» (2 изд., 1896); Модзалевскiй, «Очеркъ исторiи воспитанiя и обученiя» (2 ч., 3 изд., СПб., 1892—99, составлено по Шмидту и Раумеру). Подробный перечень и характеристику русскихъ школъ см. въ ст. Россiя.       Я. К.

 

 

С. И. ОжеговСловарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986. — С. 779


ШКО’ЛА, -ы, м. 1. Учебное заведение [преимущ. о низшем или среднем]. Здание школы. Ходить в ш. Сельская ш. Вечерняя ш. Музыкальная ш. Ш-интернат. Высшая ш. (о высших учебных заведениях). 2. перен. Выучка, достигнутый в чем-н. опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт. Пройти хорошую школу в армии. Профессиональные союзы —ш. коммунизма. Ш. жизни. 3. Направление в области науки, искусства и т. п. Репинская ш. в живописи.Создать свою школу в науке. || унич. школка, -и, ж. (к 3 знач.). || прил. школьный, -ая, -ое (к 1 знач.).  

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 49 // Электронная версия

ШКО́ЛА, 1) учебно-воспитательное учреждение. Могут содержаться на средства государства или частных организаций. По характеру сообщаемых знаний Ш. делятся на общеобразовательные и профессиональные; по уровню образования – на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся – на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии – на светские и религиозные (конфессиональные). Существуют также школы-интернаты, санаторно-лесные школы и др. Получила распространение авторская школа, а также её виды: школа «диалога культур», «школа самоопределения», вальдорфские школы (см. Вальдорфская педагогика) и др.

В осмыслении значения Ш. в обществе сталкиваются разл. точки зрения, нередко восходящие к построениям теоретиков педагогики – Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, Ф. Дистервега и др. Часть теоретиков концентрируют внимание на развитии в Ш. личности учащегося, понимая его развитие как «подготовку» к взрослой жизни. Другие – акцентируют образоват. функции Ш., отдавая приоритет решению проблем педагогич. общения и взаимодействия учения и обучения. Третьи – рассматривают Ш. как институт воспитания, что искусственно сужает реальное положение Ш. в обществе. В действительности Ш. объединяет в себе множество функций.

На протяжении истории человечества одним из осн. вопросов педагогики было взаимодействие «школы и жизни». Уже в первобытном обществе в подготовке к инициации видны черты традиц. Ш., она дополняет стихийную, естественную, в частности семейную, социализациюОбразование осуществляется в школе как институции, она обеспечивает контакт, общение сравнительно небольшого числа более совершенных и опытных людей (педагогов, воспитателей) со многими менее совершенными и менее опытными (учащимися, воспитуемыми). Образование признаётся успешным, когда завершается публичной демонстрацией приобретённых знаний, умений и навыков – экзаменами.

2) Система образования, выучка, приобретённый опыт.

3) Направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством осн. взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том РОССИЯ. — Москва, 2004. — С. 681—683 // Электронная версия

Школа в 1917–1991

После Окт. революции 1917 (в кон. 1917–18) были в осн. осуществлены преобразования в области просвещения (светская единая школа, совместное обучение, равное право на образование и др.). Создан Нар. комиссариат просвещения (Наркомпрос, 1917). Началась национализация всех типов учебных заведений. Первая программная Декларация Совета нар. комиссаров по вопросам образования – «Основные принципы Единой трудовой школы» (1918) – сочетала идеи «трудовой шко­лы» и «свободного воспитания». Школа объвлялась бесплатной на всех ступенях, общедоступной и обязательной. Единство школы предполагало преемственность её ступеней, равенство образовательных возможностей, но не унификацию и не однотипность школы. Однако рельефно проявлялся и утопизм Декларации.

Во 2-й пол. 1920-х гг. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса, вызванного Гражданской войной 1917–22. В 1927/28 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 выросло на 10%, а количество учащихся – на 43%; количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них – вдвое. В русле трудовой школы в 1920-х гг. работало более 160 экспериментальных учебных заведений – опытно-показательных учреждений и станций Наркомпроса: Опытно-показательная школа им. П. Н. Лепешинского (основана в 1918), Первая Опытная станция, возглавляемая С. Т. Шацким (1919), Колония им. М. Горького (1920, первый руководитель А. С. Макаренко) и др.

Система дошкольного воспитания. После 1917 дошкольные учреждения стали частью гос. системы народного образования. Кроме детских домов и детских садов, в нач. 1920-х гг. создавались т. н. очаги (для детей фабрично-заводских рабочих), дневные площадки и др. В 1932 была принята единая программа воспитания, в 1938 – типовой Устав детского сада и Руководство для воспитателя, систематизировавшие официальные требования к дошкольному воспитанию.

Система школьного обучения в 1920– 1930-х гг. С 1923 по 1928 число начальных школ увеличилось с 60 тыс. до 80 тыс., семилетних и средних – с 3 тыс. до 5 тыс., а учащихся соответственно с 4,3 млн. до 6,1 млн. и с 60 тыс. до 1,7 млн. Однако уровень образования попрежнему оставался низким. В 1926 половина детей с 8 до 11 лет была неграмотна. Обеспеченность школьными помещениями достигала лишь половины требуемого количества. Хотя ассигнования на образование выросли с 173 млн. руб. в 1923 до 657 млн. руб. в 1928, они не превышали 4 руб. в год на душу населения. Только 10% учителей имели высшее образование (законченное или неполное).

Положение осложнялось тем, что на рубеже 1920–30-х гг. был взят курс на широкое и постоянное участие школьников в общественно полезном труде. Декларировались такие типы учебных заведений, как «Школа – цех завода», «Школа – колхоз». Это привело к дестабилизации системы образования, а частично и к её разрушению. Результаты вступительных экзаменов в вузы свидетельствовали о низком уровне подготовки абитуриентов.

Создание рабфаков. С 1919 стали создаваться общеобразовательные учебные заведения (или их подразделения) для подготовки в вузы рабочих и крестьян, не получивших ранее среднее образование, – рабочие факультеты (рабфаки). К сер. 1930-х гг. выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. Во 2-й пол. 30-х гг. рабфаки утратили своё значение и были упразднены.

Вечернее и заочное образование. В нач. 1920-х гг. открылись вечерние техникумы и училища, многочисленные заочные курсы (позднее отделения) при вузах. В 1929 Наркомпрос РСФСР утвердил принципы и организационные основы заочного обучения. Были созданы специализированные центры подготовки кадров без отрыва от производства. Их деятельность регламентировалась Постановлением СНК СССР «О высшем заочном обучении» (1938). Заочное обучение распространялось и на подготовку научных и научно-исследовательских кадров (аспирантуру). С 1925 стали открываться рабочие университеты, с 1930 – комбинаты рабочего образования, специализированные вечерние вузы. Сеть школ для взрослых объединяла школы грамоты, политграмоты, вечерние школы. К кон. 1930-х гг. вечерние и заочные школы вошли в единую систему образования. Содержание обучения было единым для дневной и вечерней форм обучения.

Реформа образования в 1930-х гг. Реформа 1930-х гг. возрождала опыт дореволюционных массовых учебных заведений. Вновь утвердилась «школа учёбы». С 1930/31 учебного года повсеместно вводилось всеобщее начальное обучение детей, а в городах и рабочих посёлках – всеобщее 7-летнее образование. Внутренние преобразования в школе проводились директивно, постановлениями ЦК ВКП(б). Устанавливался централизованный контроль над всеми сторонами деятельности школы – от организации управления учебно-воспитательным процессом до содержания учебных курсов. Вводились унификация и регламентация всей деятельности школы. Доминировала установка на утилитаризм в образовании, на послушание и дисциплину. При этом Наркомпрос всё более отстранялся от управления образованием, превращался в придаток отдела школ ЦК ВКП(б).

Постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) было установлено 3 типа общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя и средняя. Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось для детей 8–10 лет в объёме 4 классов; для подростков, не прошедших начального обучения, – в объёме ускоренных 1–2-годичных курсов. Для детей, получивших начальное образование в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках, устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке. Сложилась стабильная школьная система с преемственными ступенями. Росло число учебных заведений (за 1928–38 в 6 раз) и учащихся (в 2,5 раза за тот же период; достигло 34 млн.чел.). К кон. 1930-х гг. задача организации начального всеобщего обучения была в основном решена. Повысился уровень грамотности населения. По официальным данным, в возрасте от 9 лет в СССР был грамотным 81% населения. Однако, по данным «засекреченной» переписи 1939, семилетнее образование и выше имели только 12,3% населения, а каждый пятый житель старше 10 лет был полностью неграмотным. Среди русских читать по слогам и разборчиво подписывать бумаги (а именно таким был оценочный критерий) умели лишь 45%.

Стабилизация и развитие системы образования в 1930–40-х гг. сопровождались абсолютизацией единообразия и централизации. Была полностью восстановлена в правах классно-урочная система. В содержание образования включались логика, психология, готовилось и возвращение латыни; труд как учебная дисциплина в 1937 был выведен из школьного плана (школьные мастерские закрыты).

К кон. 20-х гг. была вновь ликвидирована автономия вузов, установлено единоначалие. Институты прикреплялись к определённым производствам и отраслям. Преобладал курс на создание узкоотраслевых вузов, где вводилась непрерывная производственная практика. С 1928 по 1932 в русле политики по разукрупнению вузов их число возросло со 152 до 832. Была сделана попытка форсированной подготовки инженерно-технических кадров; часто использовались бригадные методы обучения, отменялись экзамены, что привело к снижению качества подготовки специалистов. С 1932–33 специализация в вузах была расширена. В 1933–38 вузы выпустили 450 тыс. специалистов. В 1940 работал 481 вуз.

Школа в годы Великой Отечественной войны. В чрезвычайно тяжёлых условиях оказалась школа в годы Вел. Отеч. войны. В 1941/42 учебном году школу не посещали 25% учащихся, в 1944/45 – 10–12%. На территории РСФСР было разрушено ок. 20 тыс. школьных зданий, на треть сократилось количество средних школ. В районах боевых действий прекратили работу почти все школы. В годы войны были приняты правительственные решения о школьном образовании: Об обучении детей с семилетнего возраста (1943), Об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодёжи (1943), Об открытии вечерних школ в сельской местности, О введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся, Об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы, О награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (все в 1944) и др. В 1943 создана Академия педагогических наук РСФСР.

Произошла реставрация и внешних «гимназических» форм: в 1943 было введено раздельное обучение – в крупных городах создавались мужские и женские школы. Устанавливались строгие нормы и правила, регламентировавшие всю школьную жизнь.

Система образования в 1950–70-х гг. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) требовал резкого поворота системы образования к принципам трудовой школы. Его позитивная сторона состояла в стремлении преодолеть замкнутость школы, привести её в соответствие с новыми реалиями жизни. Вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет в связи с введением в программу профессионального обучения.

Происходило существенное изменение всей системы начального обучения, пересматривались его психолого-педагогические основы. Срок обучения младших школьников сократился с 4 до 3 лет.

К сер. 1970-х гг. в осн. был завершён переход к всеобщему среднему образованию молодёжи. Однако качество общего образования, получаемого в сельских школах, уступало уровню, достигнутому в крупных городах, что затрудняло для учащихся продолжение образования.

Вместе с тем в 1970–80-х гг. система образования была стабильной. Благоприятные демографические факторы в 1980-х гг., усиливавшаяся тенденция к участию женщин в производственной деятельности обусловили динамичный рост системы дошкольного образования (в 1970 действовали 65 тыс. дошкольных учреждений – св. 5,6 млн. воспитанников; в 1988 – 87,8 тыс., св. 9,7 млн. детей).

Кризис образования в 1980-х гг.

В нач. 1980-х гг. резко проявилось кризисное состояние школьного дела, отражавшее социально-экономическую ситуацию в обществе. Общество и личность фактически не обладали правом образовательного выбора. Неизбежным следствием стало функционирование школы в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия. Перед школой ставились глобальные цели – либо нереализуемые на данном этапе развития общества (обучение с 6 лет, средний всеобуч и т. д.), либо несвойственные общеобразовательной школе (всеобщая профессиональная подготовка учащихся).

Школьная реформа 1984 не только не устранила, но обострила кризис школы. Вновь вводилась одиннадцатилетняя школа. Планы слияния общего и профессионального образования, очередная профессионализация общеобразовательной школы, проводившиеся административными методами, сохранявшаяся при этом громоздкая бюрократическая структура управления народным образованием не могли принести реальных изменений в развитие школьного образования.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


школа

Школа (от др.-греч. σχολή, σχολά — досуг, учебное занятие, школа) — учебное заведение для получения общего образования... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024