Содержание:
Большая российская энциклопедия. 2010
Блокада 1941—44 — Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. 1992
Большая российская энциклопедия. Том 17. — Москва, 2010. — С. 237-238 // Электронная версия |
ЛЕНИНГРА́ДА БЛОКА́ДА 1941—44, проводилась в Великую Отечественную войну германскими войсками 8.9.1941–27.1.1944 с целью овладеть городом и уничтожить его. В ходе Ленинградской битвы 1941–44 германские войска прорвались через станцию Мга, заняли 8.9.1941 Шлиссельбург и отрезали Ленинград (ныне С.-Петербург) от всей страны с суши. Началась блокада города, длившаяся 871 день, сообщение с Ленинградом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.
В директиве ставки А. Гитлера № 1601 от 22.9.1941 «Будущее города Петербурга» (нем. Weisung Nr. la 1601/41 vom 22. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg») указывалось: «…2. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения…» Стремясь выполнить директиву, германское командование вело интенсивные арт. обстрелы (начались 4 сентября) и воздушные бомбардировки Ленинграда (за время блокады по городу было выпущено около 150 тыс. снарядов и сброшено свыше 107 тыс. зажигательных и фугасных авиабомб). Германская авиации 10 сентября удалось разбомбить Бадаевские склады, пожар на которых уничтожил значительные запасы продовольствия. Создались крайне тяжёлые условия для жителей и оборонявших город войск. На 12 сентября запасы продовольствия составляли: хлеба, крупы и мяса на 30–35 суток, жиров на 45 суток, сахара и кондитерских изделий на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива – до конца сентября. Введённые 17 июля по карточной системе нормы продовольствия (с 1 сентября свободная продажа продовольствия была запрещена) начали снижаться (1-е снижение произошло 15 сентября). 1 октября был снижен (в 3–6 раз) хлебный паёк: для рабочих и инженеро-технических работников до 400 г в день, для служащих, иждивенцев и детей – до 200 г, карточки на другие продукты почти не отоваривались. С 20 ноября (5-е снижение) рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные – по 125 г, с 25 декабря (в связи с подвозом по Дороге жизни) нормы стали увеличиваться. Начался голод, который вызывал цингу и дистрофию. Закончились запасы топлива, в жилые кварталы прекратилась подача электроэнергии и воды, было разрушено 78 км канализационной сети. В сентябре – ноябре 1941 в городе 251 раз объявлялась воздушная тревога, а средняя продолжительность арт. обстрелов в ноябре достигла 9 ч. За время Ленинградской блокады погибло от обстрелов и бомбёжек, умерло от голода свыше 641 тыс. (по другим данным, около 1 млн.) жителей, десятки тысяч умерли во время эвакуации.
Позиция зенитной артиллерии в Ленинграде. Фото.
Бои за Ленинград носили крайне ожесточённый характер. Руководство города, командование Ленинградского фронта и Балтийского флота разработали план по укреплению обороны Ленинграда. На территории города было сооружено свыше 4,1 тыс. дотов и дзотов, в зданиях оборудовано около 22 тыс. огневых точек, на улицах установлено свыше 35 км баррикад и противотанковых препятствий. Население Ленинграда было основным источником пополнения войск Ленинградского фронта, в городе сформировали 10 дивизий народного ополчения, в зиму и весну 1941/42 на фронт ушли свыше 100 тыс. ленинградцев. В период Л. б. трудящиеся города изготовили и отремонтировали около 2 тыс. танков, 1,5 тыс. самолётов, свыше 4,6 тыс. морских и полевых орудий, 850 боевых кораблей и судов различных классов; произвели 225 тыс. автоматов, 12 тыс. миномётов, 7,5 млн. снарядов и мин. Сов. правительство, ГКО СССР и Ставка Верховного Главнокомандования предприняли значительные меры для оказания помощи осаждённому Ленинграду. Осенью 1941 по Ладожскому озеру и по воздуху в Ленинград доставили свыше 60 тыс. т грузов, а из города эвакуировали тысячи больных и раненых детей. После прекращения навигации с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду озера. По ледовой дороге осаждённый город снабжался самым необходимым, эвакуировалось нетрудоспособное население (в ноябре 1941 – апреле 1942 эвакуированы 550 тыс. человек), промышленное оборудование и др. Летом 1942 по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью – энергетич. кабель. В 1941–42 советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады, но смогли это сделать только в январе 1943. В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, боеприпасами, сырьём. В ходе Ленинградско-Новгородской операции 1944 Ленинградская блокада была снята полностью, прекратились арт. обстрелы, от которых погибли около 17 тыс. человек и около 34 тыс. человек были ранены. Планы германского командования уничтожить Ленинград, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал. Героизм и стойкость ленинградцев в условиях блокады стали символом непобедимости и мужества советского народа. Памяти жертв блокады и погибшим участникам обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимовского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан «Зелёный пояс Славы».
Лит. см. при статьях Ленинградская битва 1941–44, Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992
БЛОКАДА 1941—44, наиболее трудный и трагичный период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Продолжался с 8 сентября 1941 по 27 января 1944, около 900 дней.
В ходе Ленинградской битвы 1941—44 советские войска стойко и героически сдерживали противника на дальних, а затем и на ближних подступах к Ленинграду. 20 августа 1941 немецко-фашистских войска заняли г. Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград — Москва. К 21 августа противник вышел к Красногвардейскому укреплённому району на юге, в тот же день финляндские войска захватили г. Кексгольм (ныне Приозёрск) на западном берегу Ладожского озера. С 22 августа начались бои на ораниенбаумском направлении. Немецко-фашистских войскам не удалось сходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошёл к городу в юго-западной его части. С прорывом противника 30 августа на станции Мга была перерезана последняя ж. д., соединявшая Ленинград со страной. 8 сентября 1941 противник захватил г. Шлиссельбург, полностью прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом. Началась Б. города, сообщение которого со страной поддерживалось только воздушным путём и по Ладожскому озеру. К концу сентября фронт на юго-западных и южных подступах к Ленинграду стабилизировался. Он проходил на рубежах: Финский залив, Лигово, южные склоны Пулковских высот, подступы к Колпино, берег Невы от Ивановского до Шлиссельбурга. На юго-западе фронт находился в 6 км от «Кировского завода», в районе Дачного. Передний край обороны советских войск проходил по территории современных Красносельского района, Кировского района, Московского района. На северо-западе и северо-востоке линия фронта стабилизировалась в сентября 1941 на линии старой советско-финляндской границы.
В блокированном городе (с пригородами), хотя эвакуация и продолжалась (см. Эвакуация 1941—43), осталось 2 млн. 887 тыс. мирных жителей, в том числе около 400 тыс. детей. Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены (на 1—2 месяца). С 4 сентября противник, стремясь осуществить планы уничтожения Ленинграда, начал артобстрелы Ленинграда (см. Артиллерийские обстрелы 1941—44), с 8 сентября — массированные налёты авиации (см. Противовоздушная оборона 1941—45). В конце августа в город прибыла комиссия ЦК ВКП(б) и ГКО, рассмотревшая неотложные вопросы укрепления его обороны, эвакуации предприятий и населения, снабжения. 30 августа ГКО передал Военному совету Ленинградского фронта все функции, связанные с организацией отпора врагу.
В конце сентября 1941 ГКО разрешил Военному совету Ленинградского фронта самостоятельно определять объём и характер производства основных видов оборонной продукции в Ленинграде. Горком ВКП(б) занялся размещением заказов по заводам, контролировал их выполнение, с октября непосредственно руководил работой всей промышленности Ленинграда. Тяжёлый героический труд ленинградцев и чёткая организация работы промышленности позволили наладить в городе выпуск оборонной продукции. Во втором полугодии 1941 (с начала войны до 14 декабря) заводы Ленинграда изготовили 318 самолётов, 713 танков, 480 бронемашин, 6 бронепоездов и 52 бронеплощадки, свыше 3 тыс. артиллерийских орудий, около 10 тыс. миномётов, свыше 3 млн. снарядов и мин, было достроено 84 корабля разных классов и переоборудовано 186.
По «Дороге жизни» через Ладожское озеро осуществлялась эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка в Ленинграде продовольствия, топлива, боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск. Нарушение устойчивого сообщения со страной, прекращение регулярного подвоза топлива, сырья и продовольствия катастрофически отразились на жизни города. В декабре 1941 Ленинград получил электроэнергии почти в 7 раз меньше, чем в июле. Перестало работать большинство заводов, прекратились движение троллейбусов и трамваев, подача электроэнергии в жилые дома. В январе 1942 из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопроводная и канализационной сети. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку, на другие речки и каналы. В жилых домах были установлены временные печки. Был организован разбор деревянных зданий на топливо.
С осени 1941 в Ленинграде начался голод, от которого в декабре умерло 53 тыс. человек За январь — февраль 1942 погибло от голода около 200 тыс. ленинградцев партийные и советские органы принимали меры для того, чтобы облегчить условия жизни ленинградцев. Наиболее ослабленные люди направлялись в больницы, создавались стационары для больных дистрофией, в домах устанавливались кипятильники, детей помещали в детские дома и ясли. Комсомольские организации создавали специальные комсомольско-молодёжные бытовые отряды, которые оказали помощь тысячам больных, истощённых и обессилевших от голода людей.
Зимой 1941—42 было законсервировано около 270 фабрик и заводов. Из 68 ведущих предприятий оборонной, судостроительной и машиностроительной промышленности в январе 1942 действовали не в полную мощность лишь 18. Шёл ремонт танков и вооружения. В январе — марте было изготовлено около 58 тыс. снарядов и мин, свыше 82 тыс. взрывателей, свыше 160 тыс. ручных гранат.
Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. В конце марта — начале апреля 1942 они выполнили огромную работу по санитарной очистке города. Весной 1942 началась навигация на Ладожском озере. Водные перевозки стали основным средством преодоления последствий блокадной зимы и возрождения городского хозяйства. В июне вступил в строй Ладожский трубопровод, проложенный по дну Ладожского озера для подачи горючего в Ленинград, затем через 2 месяца по подводному кабелю город получил энергию Волховской ГЭС.
Постановлением Военного совета Ленинградского фронта (5 июля 1942) «О необходимых мероприятиях по городу Ленинграду» наметило пути развития промышленности Ленинграда и городского хозяйства. В военную промышленность направлялись рабочие с законсервированных заводов, из лёгкой и местной промышленности, коммунального хозяйства, служащие из управленческого аппарата, мобилизовывалось незанятое в общественном производстве население. Почти 75% всех рабочих составили женщины. К концу 1942 работа промышленных предприятий заметно активизировалась. С осени выпускались танки, артиллерийские орудия, миномёты, пулемёты, автоматы, снаряды, мины — около 100 видов оборонной продукции. В декабре началось подключение к электросети жилых домов. В возрождении хозяйственной жизни Ленинграда оказывала помощь вся страна.
В январе 1943 блокада Ленинграда была прорвана советскими войсками (см. Прорыв блокады в 1943), вдоль южного берега Ладожского озера была сооружена ж. д. через Шлиссельбург — «Дорога победы». Восстановление ж.-д. связи со страной, улучшение снабжения Ленинграда топливом и электроэнергией, а населения продовольствием позволили шире развернуть работу городской промышленности. Весной задание ГКО получили 15 ведущих заводов, задания наркоматов — 12. В июле 1943 в Ленинграде уже действовали 212 предприятий союзного и республиканского подчинения, выпускавших свыше 400 видов оборонной продукции. К концу 1943 в Ленинграде осталось около 620 тыс. человек, из которых 80% работали. Почти все жилые и общественные здания получили электроэнергию, были обеспечены водопроводом и канализацией.
В результате Красносельско-Ропшинской операции 1944 в январе — феврале блокада с Ленинграда была снята полностью. В честь полного снятия блокады был произведён в Ленинграде салют 27 января 1944.
С начала войны и до конца блокады ленинградцы изготовили и отремонтировали 2 тыс. танков, 1,5 тыс. самолётов, тысячи полевых и морских орудий, 12 тыс. миномётов, 225 тыс. автоматов, около 10 млн. снарядов и мин. Верфи достроили и построили 407 кораблей различных классов. Несмотря на сложное положение с людскими ресурсами, в 1942—43 из народного хозяйства Ленинграда и области было высвобождено и направлено на пополнение частей фронта около 140 тыс. человек За время блокады враг причинил Ленинграду огромный ущерб. В частности, из строя было выведено 840 зданий промышленных предприятий, повреждено около 5 млн. м2 жилой площади (в том числе 2,8 млн. м2 разрушено полностью), 500 школ, 170 лечебных учреждений. В результате разрушений и эвакуации предприятий в Ленинграде осталось лишь 25% оборудования, которым промышленность Ленинграда располагала до войны. Огромный ущерб был нанесён ценнейшим памятникам истории и культуры — Эрмитажу, Русскому музею, Инженерному замку, дворцовым ансамблям пригородов.
За время блокады в Ленинграде, только по официальным учтённым данным, умерло от голода 641 тыс. жителей (по подсчётам историков — не менее 800 тыс.), погибло от бомбёжек и обстрелов около 17 тыс. человек и около 34 тыс. было ранено.
Жертв блокады хоронили на всех городских и пригородных кладбищах, места наиболее массовых захоронений — Пискарёвское кладбище, Серафимовское кладбище.
За самоотверженный труд в годы войны тысячи рабочих, служащих, представителей интеллигенции Ленинграда награждены орденами и медалями, около 0,5 млн. горожан — медалью «За оборону Ленинграда». Постановлением ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 14 мая 1985 на граждан, работавших в период блокады Ленинграда (с 8 сентября 1941 по 18 январь 1943) на предприятиях, в учреждениях и организациях города и награждённых медалью «За оборону Ленинграда», распространены льготы, установленные для лиц, состоявших в годы войны на штатных должностях по вольному найму в частях действующей армии. В 1946—49 в Ленинграде действовал Музей обороны Ленинграда (возрождён в 1989), событиям Б. посвящена часть экспозиции Музея истории Ленинграда (набережная Красного Флота, 44). По рубежам обороны Ленинграда в 1941—44 сооружён «Зелёный пояс Славы». В 1989 учреждён памятный нагрудный знак «Жителю блокадного Ленинграда» и создано одноименное Добровольное общество.
8 сентября 1990 (в этот день 49 лет назад началась Б.) в Ленинграде впервые отмечался День Скорби.
Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня... Википедия |
Ссылки
- Фриц Фукс — австриец, коммунист, ленинградский радиожурналист в блокадном Ленинграде
- Невский "пятачок" — мемориальный комплекс. ЭнциклопедиЯ
- Д. К. Жеребов, И. И. Соломахин. Семь январских дней. (Прорыв блокады Ленинграда 12—18 января 1943 г.) — Л.: Лениздат, 1987