ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь. — М.: Русский язык, 1978


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ лат. духовный, умственый, разумный, пртвпл. вещественый. плотской, тѣлесный, чувственный. Интеллигенцiя, въ знч. собрт. разумная, образованная, умствено развитая часть жителей.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ИНТЕЛЛЕКТ, разум, мыслительная способность, уровень умственного развития.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980. — С. 501


ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Лат. перевод др.-греч. понятия нус «ум»), тождественный ему по смыслу.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, юрид. понятие, охватывающее авторское право и др. права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области произв-ва, науки, лит-ры и иск-ва. В 1967 подписана Междунар. конвенция об учреждении Всемирной орг-ции интеллектуальной собственности.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986


ИНТЕЛЛЕ´КТ, -я, м. Мыслительная способность, умственное начало у человека. Высокий и. Низкий и.

ИНТЕЛЛЕКТУА´Л, -а, м. Интеллектуальный человек.

ИНТЕЛЛЕКТУА´ЛЬНЫЙ, -ая, -ое, -лен, -льна (книжн.). Умственный, духовный; с высоко развитым интеллектом. Интеллектуальные запросы. И. человек.

 

 

ИНТЕЛЛЕКТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия 


ИНТЕЛЛЕ́КТ (от intellectus – лат. перевод др.-греч. понятия νοῦς – ум, понимание), общая познавательная способность, которая проявляется в том, как человек воспринимает, понима­ет, объясняет и прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно он действует (прежде всего в новых, сложных или необычных ситуациях).

В схоластике термин «И.» употреблялся для обозначения высшей познават. способности (сверхчувственного постижения духовных сущностей) в противоположность разуму (ratio) как низшей познават. способности (к элементарной абстракции). В обратном значении эти термины были употреблены у И. Канта: И. (нем. Verstand – рассудок) – как способность образования понятий, а разум (нем. Vernunft) – как способность образования метафизич. идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей нем. философии и окончательно закрепилось у Г. В. Ф. Гегеля в его концепции рассудка (И.) и разума.

В психологии существуют два осн. направления в изучении И.: тестологическое (или психометрическое) и экспериментально-психологическое. В рамках тестологического направления, имеющего 100-летнюю историю, И. определяется посредством тестов, с помощью которых выявляется некоторый набор умственных способностей, таких как способность раскрывать значения слов, выполнять операции с цифрами и фигурами, обнаруживать закономерности, запоминать информацию и т. д. На основе суммирования показателей выполнения этих заданий определяется коэффициент интеллекта (intelligence quotient, сокр. IQ).

Большинство тестологич. теорий И. основано на использовании статистич. методов обработки данных, в частности корреляционного анализа и факторного анализа. Центральным для исследователей был вопрос о существовании и природе «общего фактора» И. (general factor, или сокр. фактор g), который обнаруживает себя в наличии связей между разными видами умственных способностей. С нач. 20 в. складываются две противоположные трактовки природы И.: первая связана с признанием существования «общего» И. (Ч. Спирмен, Р. Кеттел и др.), вторая – множества независимых интеллектуальных способностей (амер. психологи Л. Тёрстон, Дж. П. Гилфорд и др.). Согласно Спирмену, фактор g представлен в разной мере во всех видах интеллектуальной деятельности и сводится к индивидуальным различиям в уровне «умственной энергии». Кеттел показал, что фактор g включает два типа И.: сложившийся в результате обучения «кристаллизованный» И., характеризующий накопленные человеком знания и умения, и имеющий биологич. основу «текучий» И., характеризующий возможности центральной нервной системы и отвечающий за быструю и точную переработку поступающей информации.

В рамках экспериментально-психологич. исследования И. и факторов, влияющих на его развитие, существует множество разл. взглядов на И. С точки зрения гештальтпсихологии И. – механизм переструктурирования образа ситуации в направлении к ясному, расчленённому, осмысленному представлению о проблеме, в т. ч. путём мгновенной догадки (инсайта). По мнению Ж. Пиаже, И. – наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, основанная на последовательном формировании системы умственных действий. Высшая стадия развития И. («рефлексивный» И.), появляющаяся в возрасте 12–15 лет, связана с формированием «формальных операций», лежащих в основе гипотетико-дедуктивных рассуждений, умения проверять истинность либо ложность суждений, сознательного контроля за ходом своей мысли. В культурно-исторической психологии И. рассматривается как результат социализации и продукт культуры, формирующийся под влиянием таких факторов, как употребление орудий (от счётных палочек до компьютера), овладение знаками (усвоение родного языка, разнообразных символич. средств), включение в социальные взаимодействия. Развитие И. связано с ростом обобщённости значений слов, постепенно приобретающих форму понятий. С точки зрения амер. психологов Р. Глезера и Дж. Кэмпиона И. сводится к особенностям организации «базы знаний». Люди с хорошо организованной системой декларативных знаний (знаний о том, что) и процедурных знаний (знаний о том, как) лучше запоминают информацию и более эффективно решают задачи, имеют более высокий уровень интеллектуальных достижений в проф. деятельности. Объём, разнообразие, артикулированность «базы знаний» характеризует такое качество человека, как компетентность, которая рассматривается в качестве критерия развития интеллекта.

В др. концепциях И. рассматривается как система мыслительных операций, таких как анализ, синтез и обобщение (С. Л. Рубинштейн); как сисазвития И.; как иерархич. система познават. процессов разного уровня: восприятия, внимания, памяти, мышления (рос. психологи Б. Г. Ананьев, Б. М. Величковский); как механизм ментального самоуправления, включающего структурирование своего окружения и избирательное отношение к происходящему (амер. психолог Р. Стернберг); как форма организации ментального опыта – психич. образований и состояний, связанных с познанием (рос. психолог М. А. Холодная): особенности строения индивидуальных познават. структур, моделирующих реальность, определяют способы и свойства интеллектуальной деятельности индивида (как человек понимает происходящее, как перерабатывает информацию в тех или иных ситуациях, в какой мере выражены его познават. склонности и т. п.).

Большинство исследователей отмечают, что природа и направленность И. не может быть понята без учёта личностных качеств человека, его потребностей, эмоциональных состояний и т. п. С др. стороны, зрелость личности в значит. степени зависит от меры понимания человеком происходящего, связанной с уровнем развития интеллекта.

Литература

Лит.: Handbook of human intelligence / Ed. by R. Sternberg. Camb.; N. Y., 1982; A model for intelligence / Ed. by H. J. Eysenk. N. Y., 1982; Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994; Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб. и др. 2002; Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб., 2007.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Ссылка


​​​​​​​

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024