ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь. — М.: Русский язык, 1978


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ лат. духовный, умственый, разумный, пртвпл. вещественый. плотской, тѣлесный, чувственный. Интеллигенцiя, въ знч. собрт. разумная, образованная, умствено развитая часть жителей.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 690


ИНТЕЛЛЕКТ, разум, мыслительная способность, уровень умственного развития.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 501


ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Лат. перевод др.-греч. понятия нус «ум»), тождественный ему по смыслу.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, юрид. понятие, охватывающее авторское право и др. права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области произв-ва, науки, лит-ры и иск-ва. В 1967 подписана Междунар. конвенция об учреждении Всемирной орг-ции интеллектуальной собственности.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М. Русский язык, 1986


ИНТЕЛЛЕ´КТ, -я, м. Мыслительная способность, умственное начало у человека. Высокий и. Низкий и.

ИНТЕЛЛЕКТУА´Л, -а, м. Интеллектуальный человек.

ИНТЕЛЛЕКТУА´ЛЬНЫЙ, -ая, -ое, -лен, -льна (книжн.). Умственный, духовный; с высоко развитым интеллектом. Интеллектуальные запросы. И. человек.

 

 

ИНТЕЛЛЕКТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Новая версия 


ИНТЕЛЛЕ́КТ (от intellectus – лат. перевод др.-греч. понятия νοῦς – ум, понимание), общая познавательная способность, которая проявляется в том, как человек воспринимает, понима­ет, объясняет и прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно он действует (прежде всего в новых, сложных или необычных ситуациях).

В схоластике термин «И.» употреблялся для обозначения высшей познават. способности (сверхчувственного постижения духовных сущностей) в противоположность разуму (ratio) как низшей познават. способности (к элементарной абстракции). В обратном значении эти термины были употреблены у И. Канта: И. (нем. Verstand – рассудок) – как способность образования понятий, а разум (нем. Vernunft) – как способность образования метафизич. идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей нем. философии и окончательно закрепилось у Г. В. Ф. Гегеля в его концепции рассудка (И.) и разума.

В психологии существуют два осн. направления в изучении И.: тестологическое (или психометрическое) и экспериментально-психологическое. В рамках тестологического направления, имеющего 100-летнюю историю, И. определяется посредством тестов, с помощью которых выявляется некоторый набор умственных способностей, таких как способность раскрывать значения слов, выполнять операции с цифрами и фигурами, обнаруживать закономерности, запоминать информацию и т. д. На основе суммирования показателей выполнения этих заданий определяется коэффициент интеллекта (intelligence quotient, сокр. IQ).

Большинство тестологич. теорий И. основано на использовании статистич. методов обработки данных, в частности корреляционного анализа и факторного анализа. Центральным для исследователей был вопрос о существовании и природе «общего фактора» И. (general factor, или сокр. фактор g), который обнаруживает себя в наличии связей между разными видами умственных способностей. С нач. 20 в. складываются две противоположные трактовки природы И.: первая связана с признанием существования «общего» И. (Ч. Спирмен, Р. Кеттел и др.), вторая – множества независимых интеллектуальных способностей (амер. психологи Л. Тёрстон, Дж. П. Гилфорд и др.). Согласно Спирмену, фактор g представлен в разной мере во всех видах интеллектуальной деятельности и сводится к индивидуальным различиям в уровне «умственной энергии». Кеттел показал, что фактор g включает два типа И.: сложившийся в результате обучения «кристаллизованный» И., характеризующий накопленные человеком знания и умения, и имеющий биологич. основу «текучий» И., характеризующий возможности центральной нервной системы и отвечающий за быструю и точную переработку поступающей информации.

В рамках экспериментально-психологич. исследования И. и факторов, влияющих на его развитие, существует множество разл. взглядов на И. С точки зрения гештальтпсихологии И. – механизм переструктурирования образа ситуации в направлении к ясному, расчленённому, осмысленному представлению о проблеме, в т. ч. путём мгновенной догадки (инсайта). По мнению Ж. Пиаже, И. – наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, основанная на последовательном формировании системы умственных действий. Высшая стадия развития И. («рефлексивный» И.), появляющаяся в возрасте 12–15 лет, связана с формированием «формальных операций», лежащих в основе гипотетико-дедуктивных рассуждений, умения проверять истинность либо ложность суждений, сознательного контроля за ходом своей мысли. В культурно-исторической психологии И. рассматривается как результат социализации и продукт культуры, формирующийся под влиянием таких факторов, как употребление орудий (от счётных палочек до компьютера), овладение знаками (усвоение родного языка, разнообразных символич. средств), включение в социальные взаимодействия. Развитие И. связано с ростом обобщённости значений слов, постепенно приобретающих форму понятий. С точки зрения амер. психологов Р. Глезера и Дж. Кэмпиона И. сводится к особенностям организации «базы знаний». Люди с хорошо организованной системой декларативных знаний (знаний о том, что) и процедурных знаний (знаний о том, как) лучше запоминают информацию и более эффективно решают задачи, имеют более высокий уровень интеллектуальных достижений в проф. деятельности. Объём, разнообразие, артикулированность «базы знаний» характеризует такое качество человека, как компетентность, которая рассматривается в качестве критерия развития интеллекта.

В др. концепциях И. рассматривается как система мыслительных операций, таких как анализ, синтез и обобщение (С. Л. Рубинштейн); как сисазвития И.; как иерархич. система познават. процессов разного уровня: восприятия, внимания, памяти, мышления (рос. психологи Б. Г. Ананьев, Б. М. Величковский); как механизм ментального самоуправления, включающего структурирование своего окружения и избирательное отношение к происходящему (амер. психолог Р. Стернберг); как форма организации ментального опыта – психич. образований и состояний, связанных с познанием (рос. психолог М. А. Холодная): особенности строения индивидуальных познават. структур, моделирующих реальность, определяют способы и свойства интеллектуальной деятельности индивида (как человек понимает происходящее, как перерабатывает информацию в тех или иных ситуациях, в какой мере выражены его познават. склонности и т. п.).

Большинство исследователей отмечают, что природа и направленность И. не может быть понята без учёта личностных качеств человека, его потребностей, эмоциональных состояний и т. п. С др. стороны, зрелость личности в значит. степени зависит от меры понимания человеком происходящего, связанной с уровнем развития интеллекта.

Литература

Лит.: Handbook of human intelligence / Ed. by R. Sternberg. Camb.; N. Y., 1982; A model for intelligence / Ed. by H. J. Eysenk. N. Y., 1982; Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994; Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб. и др. 2002; Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб., 2007.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024