ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 690—691


ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, социальная прослойка, состоящая из лиц, специально занимающихся умственным трудом (деятели науки и иск-ва, инженеры, учителя, врачи и т. п.). В капиталистич. обществе И. формируется почти исключительно из представителей имущих классов и в своём большинстве служит интересам буржуазии. Лишь наиболее передовая часть И. бурж. стран переходит с ростом революц. борьбы на сторону пролетариата, поддерживает борьбу демократич. лагеря против империализма. В СССР создана своя, совершенно новая И., выросшая из среды рабочего класса и крестьянства, верная интересам социалистического общества. В ходе строительства коммунизма в СССР успешно разрешается задача ликвидации существенных различий между умственным и физич. трудом на базе подъёма культурно-технич. уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технич. труда и подъёма культурного уровня колх. крестьянства.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1954. — С. 195—197


ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — общественная прослойка, состоящая из людей умственного труда. К ней относятся инженеры, техники и другие представители технического персонала, врачи, адвокаты, артисты, учителя и работники пауки, большая часть служащих. Интеллигенция возникла ещё в рабовладельческом и феодальном обществах, но наибольшего развития до социализма она достигла в период капитализма. Интеллигенция никогда не была и не может быть особым классом, так как не занимает самостоятельного положения в системе общественного производства. В капиталистическом обществе ряды интеллигенции пополняются по преимуществу выходцами из среды имущих слоёв, главным образом из среды дворян, городской и сельской буржуазии, и лишь всaмой незначительной степени из среды крестьян и рабочих. Как общественная прослойка интеллигенция неспособна к самостоятельной политике, её деятельность определяется интересами тех классов, которым она служит. При капитализме подавляющее большинство интеллигенции служит имущим классам. Так, например, техническая интеллигенция выполняет не только функции руководства технологическим процессом, но и функции надзора за рабочими. Капиталисту нужны, по выражению Маркса, «промышленные обер-офицеры» (управляющие) и «унтер-офицеры» (мастера), распоряжающиеся во время процесса труда от имени капитала. При капитализме существует разрыв между людьми физического труда предприятий и руководящим персоналом. На базе этого разрыва развивается враждебное отношение рабочих к директору, к мастеру, к инженеру и другим представителям технического персонала, как к врагам. Если техническая интеллигенция при капитализме помогает капиталистам осуществлять эксплуатацию рабочих, то другая часть интеллигенции — буржуазные учёные, учителя, артисты и т. д. — Разрабатывает и распространяет господствующую в капиталистическом обществе идеологию, внедряет в сознание масс буржуазную мораль, идеологически оправдывает господство буржуазии. Лишь небольшая часть интеллигенции, состоящая из наиболее смелых и революционных людей, становится при капитализме на точку зрения рабочего класса и связывает свою судьбу с судьбой рабочего класса. Эта революционная интеллигенция играет важную роль в выработке социалистической идеологии пролетариата.

После завоевания пролетариатом власти в СССР Коммунистическая партия поставила задачу оторвать от буржуазии и перевоспитать лучшую часть старой, буржуазной интеллигенции, поставить её на службу народу. Сразу же присоединилась к Советской власти интеллигенция, деятельность которой была тесно связана с революционными традициями русского народа. Верхушка старой интеллигенции, по занимаемому положению тесно связанная с имущими классами, отколовшись уже в первые дни Октябрьской революции от основной массы интеллигенции, стала на путь борьбы с Советской властью, начала саботировать мероприятия Советского государства. Впоследствии из среды этой интеллигенции вербовались вредители, шпионы, перешедшие на службу иностранных разведок. Другая, более многочисленная часть старой интеллигенции, её средние слои, долго занимала выжидательную позицию и, наконец, решила ужиться с Советской властью. Третья и самая многочисленная часть старой интеллигенции, положение которой до революции немногим отличалось от положения наёмных рабочих, напротив, сразу присоединилась к народу и пошла за Советской властью.

Наряду с этим мучительным процессом дифференциации старой интеллигенции шёл бурный процесс формирования новой интеллигенции. Коммунистическая партия поставила задачу создать свою собственную, новую, социалистическую интеллигенцию, представляющую плоть от плоти рабочих и крестьян. Новая, советская интеллигенция формировалась главным образом из рабоче-крестьянской молодёжи, окончившей высшие и средние технические учебные заведения, и, с другой стороны, из практических работников, выросших на производстве, на государственной и профсоюзной руководящей работе и сочетавших свою практическую работу с учёбой на курсах, в вечерних и заочных институтах. Десятки тысяч рабочих, инициаторов социалистического соревнования и новаторов производства, по своему культурно-техническому развитию также поднялись до уровня интеллигенции. Один из важнейших результатов культурной революции в СССР — появление новой, народной, социалистической интеллигенции, коренным образом отличающейся от старой интеллигенции. В 1936 г. 80—90% советской интеллигенции составляли выходцы из рабочего класса, крестьянства и других слоёв трудящихся.

Новая, советская интеллигенция отличается от старой и по характеру своей деятельности. Если раньше, до революции, основная часть интеллигенции была привязана к колеснице капитала и обслуживала интересы имущих классов, то теперь интеллигенция служит народу. Новая, трудовая интеллигенция вместе с рабочими и крестьянами активно участвует в созидании коммунистического общества. Люди физического и умственного труда в советском обществе перестали быть врагами, они стали товарищами, друзьями, делающими одно дело. При социализме уже нет противоположности между умственным и физическим трудом, сохраняется лишь cyщeственное различие между ними, которое будет ликвидировано в ходе строительства коммунизма.

Ныне, когда советский народ осуществляет задачу постепенного перехода от социализма к коммунизму, роль советской интеллигенции исключительно велика. Своим трудом на стройках и в лабораториях, в школах и государственных учреждениях, в литературе и искусстве интеллигенция помогает Коммунистической партии и советскому народу осуществлять грандиозные задачи по построению коммунизма. Особенно велика и почётна роль советской интеллигенции в коммунистическом воспитании трудящихся масс. Коммунистическая партия историческими постановлениями по идеологическим вопросам указала ясный путь интеллигенции, дала направление её работе. Руководствуясь этими указаниями, борясь с влияниями упадочной буржуазной «культуры», советская интеллигенция достигает всё больших успехов в деле развития самой передовой в мире социалистической культуры.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 501


ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный), обществ. слой людей, профессионально занимающийся умственным, преим. сложным, творч. трудом, развитием и распространением культуры. Термин «И.» введён писателем П. Д. Боборыкиным (в 60-х гг. 19 в.) и из рус. перешёл в др. языки. И. неоднородна по своему составу и принадлежит или примыкает к разл. обществ. классам, интересы к-рых она осмысливает, обслуживает и выражает. Предпосылкой появления И. было разделение труда на умств. и физический. Зародившись в рабовладельч. и феод. об-вах, где монополия на умств. труд принадлежала господств. классам, получила значит. развитие при капитализме. В условиях науч.-технич. рев-ции растёт численность и роль И., а также ее социальная дифференциация. Часть совр. И. в капиталистич. странах прямо относится к буржуазии (ок. 5% ), к мелкой буржуазии (5—10% ), однако преобладающая тенденция состоит в переходе ее к работе по найму, пролетаризации осн. массы И., что способствует ее сближению по условиям труда и материальному положению с рабочим классом; в условиях капитализма возникает также «рабочая И.» (Ленин). Значит. часть И. все более активно участвует в клас. антимонополистич. борьбе в качестве союзника рабочего класса. После социалистов. рев-ции формируется новая И., к-рая сливается со старой И. в единую социалистич. народную И., активно участвующую под руководством рабочего класса и коммунистич. партии в социалистич. и коммунистич. стр-ве, при этом происходит сближение всех классов и слоев общества.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986. — С. 216


ИНТЕЛЛИГЕ´НЦИЯ, -и, ж. Работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Передовая русская и. Советская народная и. Сельская и. Буржуазная и.

ИНТЕЛЛИГЕ´НТ, -а, м. Человек, принадлежащий к интеллигенции. || ж. интеллигентка, -и (разг.). || прил. интеллигентский, -ая, -ое.

ИНТЕЛЛИГЕ´НТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Образованный, культурный, свойственный интеллигенту. И. человек. И. вид. || сущ. интеллигентность, -и, ж.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Москва, 1987. — С. 167


ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligens — понимающий, разумный) — социальная группа, состоящая из людей, профессионально занятых умственным трудом. Состав ее чрезвычайно разнообразен: инженеры, учителя, врачи; научные работники и преподаватели вузов; художественная И.; квалифицированные специалисты аппарата управления (служащие государственных учреждений) и т. д. И. возникла еще в рабовладельческом и феодальном об-вах вместе с отделением умственного труда от физического, но наибольшего развития в досоциалистических формациях достигла в период капитализма. И. никогда не была и не может быть особым классом, т. к. рекрутируется из различных классов и не занимает своего особого положения в системе отношений собственности. Как социальный слой она обслуживает интересы различных классов и потому в социально-политическом отношении не является однородной. В капиталистическом об-ве значительная часть И. обслуживает буржуазию. Научно-технический прогресс увеличивает абсолютную и относительную численность И. и повышает ее роль в жизни об-ва. В то же время капитализм все больше обнаруживает свою враждебность подлинной культуре, не дает простора развитию творческих сил И., превращая ее по социальному положению в лиц наемного труда Это противоречие заставляет значительную часть И. обращать свои взоры к рабочему классу и становиться на его позиции. После победы социалистической революции остро встает проблема использования старой и формирования из среды рабочих и крестьян новой, народной социалистической И. Решение этой задачи имеет важнейшее значение для социализма, развития его экономики и культуры, является одним из достижений социалистической культурной революции. При социализме уже нет противоположности между умственным и физическим трудом, сохраняются лишь существенные различия между ними, к-рые постепенно преодолеваются в ходе его дальнейшего развития. Одновременно происходит процесс сближения рабочего класса, крестьянства и И. В условиях развертывания научно-технической революции при социализме численность И., особенно научно-технической, растет, увеличивается ее творческий вклад в материальное производство и др. сферы общественной жизни, изменяется социальный статус и значение в жизни об-ва. Этот процесс сопровождается усиливающимся насыщением труда рабочих и крестьян интеллектуальным содержанием. Важной закономерностью развития социальных отношений в СССР, как подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, является сближение рабочего класса, колхозного крестьянства и И., становление бесклассовой структуры об-ва при решающей роли в этом процессе рабочего класса.

 

 

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


ИНТЕЛЛИГЕ́НЦИЯ (от лат. intelligens – знающий, понимающий). Понятие было впервые использовано Цицероном, который считал интеллигенцией представителей «образованной демократии». В рус. лит-ре термин «И.» с самого появления в 1860-х гг. нёс в себе некоторую смысловую неопределённость. Сложилось по меньшей мере три его толкования. В широком смысле под И. понимаются, с одной стороны, лица любых социальных слоёв и профессий, живущие интеллектуальными интересами и составляющие культурную среду общества, а с другой – социальный слой, который объединяет людей, профессионально занимающихся интеллектуальным трудом и художественным творчеством и получающих доход от этой деятельности. Наряду с широким значением термина «И.» получило развитие и узкое его толкование, позволяющее говорить об И. как о специфически рус. явлении, не имеющем аналогов в других странах. В этом смысле И. именуется лишь часть образованного слоя общества, берущая на себя роль выразительницы интересов народа, претендующая на роль его духовного пастыря и представителя перед властью. В зап. традиции нет понятия И., его частично заменяет понятие «интеллектуалы».

Архив БРЭ «Курсистка». Художник Н. А. Ярошенко. 1883. Калужский областной художественный музей.

Возникновение и развитие И. как социально-проф. слоя, как правило, связывается с расширением сферы умственного труда в результате утверждения и развития капитализма в России, особенно после реформ 1860–70-х гг. (хотя и в 18 – 1-й пол. 19 вв. известны лица, для которых занятие умственным трудом или творчеством было профессией и гл. источником дохода, напр. Ф. С. Ро­ко­тов, Ф. Г. Вол­ков, Т. Н. Гра­нов­ский, А. В. Коль­цов, В. Г. Бе­лин­ский). К И. кон. 19 – нач. 20 вв. относились инженеры, технологи, врачи, учителя и преподаватели высшей школы, земские служащие, статистики, агрономы, адвокаты, редакторы, журналисты, художники, писатели и др.; по происхождению они принадлежали к разл. сословиям – дворянству, мещанству, купечеству, крестьянству и пр. Гос. служащих обычно не принято относить к этой группе, их выделяют в особую социально-проф. категорию чиновничества. К нач. 1860-х гг. в России насчитывалось ок. 20 тыс. чел. с высшим образованием. По данным Всерос. переписи населения 1897, численность лиц, занятых преим. умственным трудом, составляла ок. 726 тыс. чел. (ок. 2,7% самодеятельного населения страны). Из них ок. 369 тыс. чел. (ок. 51%) находились на гос. или частной службе, в органах обществ. самоуправления (в статистике эти виды служебной деятельности не разделялись); в др. сферах были заняты ок. 263 тыс. чел. (36%), в т. ч. ок. 25 тыс. чел. – в области науки и культуры, ок. 170 тыс. чел. – в области просвещения, ок. 36 тыс. чел. – в здравоохранении; ок. 94 тыс. чел. (13%) работали в области материального произ-ва. В последней трети 19 в. начался интенсивный приток женщин в сферу образования, медицины и культуры (доступ женщин к управлению произ-вом до 1917 был практически закрыт). К 1917 численность И. в России удвоилась, составив св. 1,5 млн. чел.

Архив БРЭ «Вечеринка». Художник В. Е. Маковский. 1875–97. Третьяковская галерея (Москва).

 

Архив БРЭ «Рабфак идёт (Вузовцы)». Художник Б. В. Иогансон. 1928. Киевский музей русского искусства.Ленин,

И. все­гда бы­ла и ос­та­ёт­ся не­од­но­род­ной не толь­ко по сво­ему со­ци­аль­но­му про­ис­хо­ж­де­нию, но и по ма­те­ри­аль­но­му по­ло­же­нию, куль­тур­но­му уров­ню, по­ли­тич. воз­зре­ни­ям. В 19 – нач. 20 вв. часть И. за­ни­ма­ла кон­сер­ва­тив­но-мо­нар­хич. по­зи­ции (напр., М. Н. Кат­ков, М. О. Мень­ши­ков, В. П. Ме­щер­ский). Ли­бе­раль­ная И. (К. К. Ар­сень­ев, Мак­сим М. Ко­ва­лев­ский, П. Н. Ми­лю­ков и др.) счи­та­ла, что со­вер­шен­ст­во­ва­ния об­ще­ст­ва и об­лег­че­ния по­ло­же­ния на­ро­да нуж­но до­би­вать­ся по­сред­ст­вом по­сте­пен­ных ре­форм и но­во­вве­де­ний, со­циа­ли­сти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ная И. (пре­об­ла­да­ла в на­род­ни­че­ст­ве) – ре­во­люц. пу­тём. Со вре­ме­нем И. всё боль­ше по­ли­ти­зи­ро­ва­лась, за­ни­мая ско­рее ра­ди­каль­ные по­зи­ции и счи­тая, что са­мо­дер­жа­вие ме­ша­ет не­об­хо­ди­мым пре­об­ра­зо­ва­ни­ям. С этой осо­бен­но­стью рос. И. и свя­за­но третье тол­ко­ва­ние по­ня­тия «И.» – как кри­ти­че­ски на­стро­ен­ных ин­тел­лек­туа­лов, ко­то­рые на­хо­ди­лись в оп­по­зи­ции к пра­ви­тель­ст­ву и бы­ли близ­ки к ре­во­люц. иде­ям и дви­же­ни­ям. Та­кое по­ни­ма­ние И. яр­ко от­ра­зи­лось в сб. «Ве­хи» (1909, по­след­нее изд. – 2007), по­яв­ле­ние ко­то­ро­го бы­ло свя­за­но с кри­тическим ос­мыс­ле­ни­ем ито­гов Ре­во­лю­ции 1905–07. По­сте­пен­но в об­щественном соз­на­нии про­ис­хо­ди­ло сме­ще­ние трак­тов­ки по­ня­тия «И.» с ши­ро­ко­го объ­ек­та (со­ци­аль­но-проф. слой) на бо­лее уз­кую его часть – ак­тив­ную в со­ци­аль­ном и по­ли­тическом от­но­ше­нии (при дан­ном оп­ре­де­ле­нии по­ня­тия «И.» в её со­став вклю­ча­ют­ся и проф. ре­во­лю­цио­не­ры, напр. В. И. Ле­нин, В. М. Чер­нов, Г. В. Пле­ха­нов). В рус. лит-ре и пуб­ли­ци­сти­ке в кон. 19 – нач. 20 вв. ин­тел­ли­гент был пред­став­лен в об­ра­зе че­ло­ве­ка вы­со­кой ум­ст­вен­ной и эти­че­ской куль­ту­ры, чу­ж­до­го ду­ху бур­жу­аз­но­сти и ме­щан­ст­ва, про­ти­во­сто­яще­го рет­ро­град­ст­ву. А сло­во «И.» уже в но­вом, пе­ре­ос­мыс­лен­ном зна­че­нии вер­ну­лось в ев­роп. язы­ки. М. Ве­бер на­зы­вал рус. И. «по­след­ним ве­ли­ким ин­тел­лек­ту­аль­ным дви­же­ни­ем, не еди­ным, но оп­ре­де­лён­но не­су­щим об­щую ве­ру и в этом смыс­ле при­няв­шим вид ре­ли­гии».

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 боль­ше­ви­ки, при­дя к вла­сти, уви­де­ли в И., ко­то­рую пре­ж­де на­зы­ва­ли «ге­не­раль­ным шта­бом ре­во­лю­ции», лишь «по­пут­чи­ка», ко­то­рый не за­слу­жи­ва­ет до­ве­рия, т. к. не име­ет «клас­со­вых при­зна­ков» и по этой при­чи­не от­ра­жа­ет ин­те­ре­сы разл. клас­сов – кре­сть­ян­ст­ва и про­ле­та­риа­та (ре­во­люц. И.) или бур­жуа­зии (бур­жу­аз­ная И.).

Мно­гие пред­ста­ви­те­ли И. эмиг­ри­ро­ва­ли (Ф. И. Ша­ля­пин, С. В. Рах­ма­ни­нов, И. Ф. Стра­вин­ский, А. П. Пав­ло­ва, И. А. Бу­нин, А. И. Ку­прин, Д. С. Ме­реж­ков­ский, К. Д. Баль­монт, В. Ф. Хо­да­се­вич, М. И. Цве­тае­ва и др.). Сов. пра­ви­тель­ст­во, опа­сав­шее­ся ожив­ле­ния по­ли­тич. ак­тив­но­сти И. в свя­зи с но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­кой, в 1922 вы­сла­ло ряд вид­ных фи­ло­со­фов, эко­но­ми­стов, пуб­ли­ци­стов за гра­ни­цу на двух зна­ме­ни­тых «фи­ло­соф­ских па­ро­хо­дах» или в от­да­лён­ные гу­бер­нии стра­ны. Зна­чит. часть И. при­ня­ла ре­во­лю­цию и сде­ла­ла вы­бор в поль­зу со­труд­ни­че­ст­ва с боль­ше­ви­ка­ми, раз­де­ляя при этом да­ле­ко не все их взгля­ды (В. Я. Брю­сов, А. А. Блок, В. В. Ве­ре­са­ев, В. А. Ги­ля­ров­ский, В. В. Мая­ков­ский, Б. А. Пиль­няк и др.). Не­ко­то­рые ин­тел­ли­ген­ты про­дол­жа­ли ра­бо­тать в Сов. Рос­сии, ос­та­ва­ясь «над схват­кой» в по­ли­тич. от­но­ше­нии (В. И. Вер­над­ский, И. П. Пав­лов, К. Э. Ци­ол­ков­ский, Н. Е. Жу­ков­ский, И. М. Губ­кин, К. А. Ти­ми­ря­зев, Д. К. Чер­нов и др.). К кон. 1920-х гг. пред­ста­ви­те­ли до­ре­во­люц. И. со­став­ля­ли ок. 60% со­труд­ни­ков выс­шей шко­лы и на­уч. уч­реж­де­ний и 80% ква­ли­фи­ци­ров. спе­циа­ли­стов, за­ни­мав­ших ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти в про­мыш­лен­но­сти.

Пер­во­на­чаль­но власть под­дер­жи­ва­ла учё­ных и спе­циа­ли­стов тех от­рас­лей, ко­то­рые бы­ли «не­об­хо­ди­мы для со­циа­ли­сти­че­ско­го строи­тель­ст­ва». По­сте­пен­но сов. и парт. ру­ко­во­дство ста­ло про­во­дить по­ли­ти­ку ре­прес­сий в от­но­ше­нии «ста­рой» И. и дав­ле­ния на неё с це­лью под­чи­нить И. идео­ло­гич. кон­тро­лю («Шах­тин­ское де­ло» 1928, «Ака­де­ми­че­ское де­ло» 1929–31, Пром­пар­тии де­ло 1930). Вме­сте с тем для за­ме­ны «ста­рой» И. оно осу­ще­ст­в­ля­ло про­грам­му под­го­тов­ки и вос­пи­та­ния «но­вой» И., пре­дан­ной идеа­лам со­циа­лиз­ма, ко­то­рая ста­ла бы про­вод­ни­ком мар­кси­ст­ских взгля­дов во всех сфе­рах об­ществ. жиз­ни (учё­ных-мар­ксис­тов го­то­ви­ли в спе­ци­аль­но со­здан­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях – ком­му­ни­сти­че­ских уни­вер­си­те­тахИн­сти­ту­те крас­ной про­фес­су­рыКом­му­ни­сти­че­ской ака­де­мии и др.). Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось вы­дви­же­нию на ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти вы­ход­цев из про­ле­та­риа­та. В 1-й пол. 1930-х гг. вме­сто мно­го­числ. раз­но­об­раз­ных по ху­дож. сти­лю и на­прав­ле­нию лит.-ху­дож. ор­га­ни­за­ций бы­ли соз­да­ны фак­ти­че­ски под­кон­троль­ные вла­сти сою­зы творч. И. Зна­чит. по­те­ри по­нес­ла И. в хо­де ре­прес­сий 1930–1940-х гг., в т. ч. в ре­зуль­та­те по­ли­ти­ки «боль­шо­го тер­ро­ра». То­гда бы­ла унич­то­же­на и часть ста­рой боль­ше­ви­ст­ской парт. И. (ещё рань­ше, в 1918 – нач. 1920-х гг., ре­прес­си­ро­ва­ны мень­ше­ви­ки и эсе­ры как по­ли­тич. про­тив­ни­ки боль­ше­ви­ков). К кон. 1930-х гг. в це­лом сфор­ми­ро­ва­лась но­вая, сов. И., боль­шин­ст­во пред­ста­ви­те­лей ко­то­рой раз­де­ля­ло идеа­лы со­циа­лиз­ма. В офиц. ста­ти­сти­ке она ото­жде­ст­в­ля­лась гл. обр. со слу­жа­щи­ми и спе­циа­ли­ста­ми. Вме­сте с тем в об­ще­ст­ве при­мер­но в это же вре­мя воз­ро­ди­лось и по­ни­ма­ние ин­тел­ли­ген­та как че­ло­ве­ка, для ко­то­ро­го идеа­лом яв­ля­ют­ся выс­шие, не­ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти (в ус­ло­ви­ях по­ли­тич. не­сво­бо­ды – гл. обр. куль­тур­ные).

С сер. 1950-х гг., в свя­зи с на­ча­лом по­ли­тич. «от­те­пе­ли», в сре­де сов. И. воз­ник­ло дви­же­ние дис­си­ден­тов. В пе­ри­од раз­вёр­ты­ва­ния НТР И. бы­ла са­мым бы­ст­ро­ра­сту­щим сло­ем сов. об­ще­ст­ва. Чис­лен­ность спе­циа­ли­стов, за­ня­тых в нар. х-ве СССР, в 1960–85 вы­рос­ла с 8,8 млн. до 33,5 млн. чел.

Лит.: Федюкин С. А. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1972; Смоляков Л. Я. Социалистическая интеллигенция: Социолого-философский анализ. К., 1986; Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993; Корупаев А. Е. Очерки интеллигенции России: В 2 ч. М., 1995; Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции. Иваново, 1996; Интеллигенция России: уроки истории и современность. Иваново, 1996; Соскин В. Л. Современная историография советской интеллигенции России. Новосиб., 1996; Олейник О. Ю. Советская интеллигенция в 30-е годы (теоретико-методологический и историографический аспекты). Иваново, 1997; Панарин А. С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX в. М., 1998; Русская интеллигенция: История и судьба. М., 1999; Зезина М. Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е – 1960-е гг. М., 1999; Квакин А. В. Установление советской власти в России и политические позиции интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2001. № 1; Диденко П. И. Интеллигенция как субъект российской истории. Волгоград, 2003; Сергейчик С. И. Российская интеллигенция: история и судьба. М., 2006.


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024