Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 690—691
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, социальная прослойка, состоящая из лиц, специально занимающихся умственным трудом (деятели науки и иск-ва, инженеры, учителя, врачи и т. п.). В капиталистич. обществе И. формируется почти исключительно из представителей имущих классов и в своём большинстве служит интересам буржуазии. Лишь наиболее передовая часть И. бурж. стран переходит с ростом революц. борьбы на сторону пролетариата, поддерживает борьбу демократич. лагеря против империализма. В СССР создана своя, совершенно новая И., выросшая из среды рабочего класса и крестьянства, верная интересам социалистического общества. В ходе строительства коммунизма в СССР успешно разрешается задача ликвидации существенных различий между умственным и физич. трудом на базе подъёма культурно-технич. уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технич. труда и подъёма культурного уровня колх. крестьянства.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1954. — С. 195—197
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — общественная прослойка, состоящая из людей умственного труда. К ней относятся инженеры, техники и другие представители технического персонала, врачи, адвокаты, артисты, учителя и работники пауки, большая часть служащих. Интеллигенция возникла ещё в рабовладельческом и феодальном обществах, но наибольшего развития до социализма она достигла в период капитализма. Интеллигенция никогда не была и не может быть особым классом, так как не занимает самостоятельного положения в системе общественного производства. В капиталистическом обществе ряды интеллигенции пополняются по преимуществу выходцами из среды имущих слоёв, главным образом из среды дворян, городской и сельской буржуазии, и лишь всaмой незначительной степени из среды крестьян и рабочих. Как общественная прослойка интеллигенция неспособна к самостоятельной политике, её деятельность определяется интересами тех классов, которым она служит. При капитализме подавляющее большинство интеллигенции служит имущим классам. Так, например, техническая интеллигенция выполняет не только функции руководства технологическим процессом, но и функции надзора за рабочими. Капиталисту нужны, по выражению Маркса, «промышленные обер-офицеры» (управляющие) и «унтер-офицеры» (мастера), распоряжающиеся во время процесса труда от имени капитала. При капитализме существует разрыв между людьми физического труда предприятий и руководящим персоналом. На базе этого разрыва развивается враждебное отношение рабочих к директору, к мастеру, к инженеру и другим представителям технического персонала, как к врагам. Если техническая интеллигенция при капитализме помогает капиталистам осуществлять эксплуатацию рабочих, то другая часть интеллигенции — буржуазные учёные, учителя, артисты и т. д. — Разрабатывает и распространяет господствующую в капиталистическом обществе идеологию, внедряет в сознание масс буржуазную мораль, идеологически оправдывает господство буржуазии. Лишь небольшая часть интеллигенции, состоящая из наиболее смелых и революционных людей, становится при капитализме на точку зрения рабочего класса и связывает свою судьбу с судьбой рабочего класса. Эта революционная интеллигенция играет важную роль в выработке социалистической идеологии пролетариата.
После завоевания пролетариатом власти в СССР Коммунистическая партия поставила задачу оторвать от буржуазии и перевоспитать лучшую часть старой, буржуазной интеллигенции, поставить её на службу народу. Сразу же присоединилась к Советской власти интеллигенция, деятельность которой была тесно связана с революционными традициями русского народа. Верхушка старой интеллигенции, по занимаемому положению тесно связанная с имущими классами, отколовшись уже в первые дни Октябрьской революции от основной массы интеллигенции, стала на путь борьбы с Советской властью, начала саботировать мероприятия Советского государства. Впоследствии из среды этой интеллигенции вербовались вредители, шпионы, перешедшие на службу иностранных разведок. Другая, более многочисленная часть старой интеллигенции, её средние слои, долго занимала выжидательную позицию и, наконец, решила ужиться с Советской властью. Третья и самая многочисленная часть старой интеллигенции, положение которой до революции немногим отличалось от положения наёмных рабочих, напротив, сразу присоединилась к народу и пошла за Советской властью.
Наряду с этим мучительным процессом дифференциации старой интеллигенции шёл бурный процесс формирования новой интеллигенции. Коммунистическая партия поставила задачу создать свою собственную, новую, социалистическую интеллигенцию, представляющую плоть от плоти рабочих и крестьян. Новая, советская интеллигенция формировалась главным образом из рабоче-крестьянской молодёжи, окончившей высшие и средние технические учебные заведения, и, с другой стороны, из практических работников, выросших на производстве, на государственной и профсоюзной руководящей работе и сочетавших свою практическую работу с учёбой на курсах, в вечерних и заочных институтах. Десятки тысяч рабочих, инициаторов социалистического соревнования и новаторов производства, по своему культурно-техническому развитию также поднялись до уровня интеллигенции. Один из важнейших результатов культурной революции в СССР — появление новой, народной, социалистической интеллигенции, коренным образом отличающейся от старой интеллигенции. В 1936 г. 80—90% советской интеллигенции составляли выходцы из рабочего класса, крестьянства и других слоёв трудящихся.
Новая, советская интеллигенция отличается от старой и по характеру своей деятельности. Если раньше, до революции, основная часть интеллигенции была привязана к колеснице капитала и обслуживала интересы имущих классов, то теперь интеллигенция служит народу. Новая, трудовая интеллигенция вместе с рабочими и крестьянами активно участвует в созидании коммунистического общества. Люди физического и умственного труда в советском обществе перестали быть врагами, они стали товарищами, друзьями, делающими одно дело. При социализме уже нет противоположности между умственным и физическим трудом, сохраняется лишь cyщeственное различие между ними, которое будет ликвидировано в ходе строительства коммунизма.
Ныне, когда советский народ осуществляет задачу постепенного перехода от социализма к коммунизму, роль советской интеллигенции исключительно велика. Своим трудом на стройках и в лабораториях, в школах и государственных учреждениях, в литературе и искусстве интеллигенция помогает Коммунистической партии и советскому народу осуществлять грандиозные задачи по построению коммунизма. Особенно велика и почётна роль советской интеллигенции в коммунистическом воспитании трудящихся масс. Коммунистическая партия историческими постановлениями по идеологическим вопросам указала ясный путь интеллигенции, дала направление её работе. Руководствуясь этими указаниями, борясь с влияниями упадочной буржуазной «культуры», советская интеллигенция достигает всё больших успехов в деле развития самой передовой в мире социалистической культуры.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 501
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный), обществ. слой людей, профессионально занимающийся умственным, преим. сложным, творч. трудом, развитием и распространением культуры. Термин «И.» введён писателем П. Д. Боборыкиным (в 60-х гг. 19 в.) и из рус. перешёл в др. языки. И. неоднородна по своему составу и принадлежит или примыкает к разл. обществ. классам, интересы к-рых она осмысливает, обслуживает и выражает. Предпосылкой появления И. было разделение труда на умств. и физический. Зародившись в рабовладельч. и феод. об-вах, где монополия на умств. труд принадлежала господств. классам, получила значит. развитие при капитализме. В условиях науч.-технич. рев-ции растёт численность и роль И., а также ее социальная дифференциация. Часть совр. И. в капиталистич. странах прямо относится к буржуазии (ок. 5% ), к мелкой буржуазии (5—10% ), однако преобладающая тенденция состоит в переходе ее к работе по найму, пролетаризации осн. массы И., что способствует ее сближению по условиям труда и материальному положению с рабочим классом; в условиях капитализма возникает также «рабочая И.» (Ленин). Значит. часть И. все более активно участвует в клас. антимонополистич. борьбе в качестве союзника рабочего класса. После социалистов. рев-ции формируется новая И., к-рая сливается со старой И. в единую социалистич. народную И., активно участвующую под руководством рабочего класса и коммунистич. партии в социалистич. и коммунистич. стр-ве, при этом происходит сближение всех классов и слоев общества.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986. — С. 216
ИНТЕЛЛИГЕ´НЦИЯ, -и, ж. Работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Передовая русская и. Советская народная и. Сельская и. Буржуазная и.
ИНТЕЛЛИГЕ´НТ, -а, м. Человек, принадлежащий к интеллигенции. || ж. интеллигентка, -и (разг.). || прил. интеллигентский, -ая, -ое.
ИНТЕЛЛИГЕ´НТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Образованный, культурный, свойственный интеллигенту. И. человек. И. вид. || сущ. интеллигентность, -и, ж.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Москва, 1987. — С. 167
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligens — понимающий, разумный) — социальная группа, состоящая из людей, профессионально занятых умственным трудом. Состав ее чрезвычайно разнообразен: инженеры, учителя, врачи; научные работники и преподаватели вузов; художественная И.; квалифицированные специалисты аппарата управления (служащие государственных учреждений) и т. д. И. возникла еще в рабовладельческом и феодальном об-вах вместе с отделением умственного труда от физического, но наибольшего развития в досоциалистических формациях достигла в период капитализма. И. никогда не была и не может быть особым классом, т. к. рекрутируется из различных классов и не занимает своего особого положения в системе отношений собственности. Как социальный слой она обслуживает интересы различных классов и потому в социально-политическом отношении не является однородной. В капиталистическом об-ве значительная часть И. обслуживает буржуазию. Научно-технический прогресс увеличивает абсолютную и относительную численность И. и повышает ее роль в жизни об-ва. В то же время капитализм все больше обнаруживает свою враждебность подлинной культуре, не дает простора развитию творческих сил И., превращая ее по социальному положению в лиц наемного труда Это противоречие заставляет значительную часть И. обращать свои взоры к рабочему классу и становиться на его позиции. После победы социалистической революции остро встает проблема использования старой и формирования из среды рабочих и крестьян новой, народной социалистической И. Решение этой задачи имеет важнейшее значение для социализма, развития его экономики и культуры, является одним из достижений социалистической культурной революции. При социализме уже нет противоположности между умственным и физическим трудом, сохраняются лишь существенные различия между ними, к-рые постепенно преодолеваются в ходе его дальнейшего развития. Одновременно происходит процесс сближения рабочего класса, крестьянства и И. В условиях развертывания научно-технической революции при социализме численность И., особенно научно-технической, растет, увеличивается ее творческий вклад в материальное производство и др. сферы общественной жизни, изменяется социальный статус и значение в жизни об-ва. Этот процесс сопровождается усиливающимся насыщением труда рабочих и крестьян интеллектуальным содержанием. Важной закономерностью развития социальных отношений в СССР, как подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, является сближение рабочего класса, колхозного крестьянства и И., становление бесклассовой структуры об-ва при решающей роли в этом процессе рабочего класса.
Большая российская энциклопедия. Том 11. — Москва, 2008. — С. 431. Электронная версия
ИНТЕЛЛИГЕ́НЦИЯ (от лат. intelligens – знающий, понимающий). Понятие было впервые использовано Цицероном, который считал интеллигенцией представителей «образованной демократии». В рус. лит-ре термин «И.» с самого появления в 1860-х гг. нёс в себе некоторую смысловую неопределённость. Сложилось по меньшей мере три его толкования. В широком смысле под И. понимаются, с одной стороны, лица любых социальных слоёв и профессий, живущие интеллектуальными интересами и составляющие культурную среду общества, а с другой – социальный слой, который объединяет людей, профессионально занимающихся интеллектуальным трудом и художественным творчеством и получающих доход от этой деятельности. Наряду с широким значением термина «И.» получило развитие и узкое его толкование, позволяющее говорить об И. как о специфически рус. явлении, не имеющем аналогов в других странах. В этом смысле И. именуется лишь часть образованного слоя общества, берущая на себя роль выразительницы интересов народа, претендующая на роль его духовного пастыря и представителя перед властью. В зап. традиции нет понятия И., его частично заменяет понятие «интеллектуалы».
Возникновение и развитие И. как социально-проф. слоя, как правило, связывается с расширением сферы умственного труда в результате утверждения и развития капитализма в России, особенно после реформ 1860–70-х гг. (хотя и в 18 – 1-й пол. 19 вв. известны лица, для которых занятие умственным трудом или творчеством было профессией и гл. источником дохода, напр. Ф. С. Рокотов, Ф. Г. Волков, Т. Н. Грановский, А. В. Кольцов, В. Г. Белинский). К И. кон. 19 – нач. 20 вв. относились инженеры, технологи, врачи, учителя и преподаватели высшей школы, земские служащие, статистики, агрономы, адвокаты, редакторы, журналисты, художники, писатели и др.; по происхождению они принадлежали к разл. сословиям – дворянству, мещанству, купечеству, крестьянству и пр. Гос. служащих обычно не принято относить к этой группе, их выделяют в особую социально-проф. категорию чиновничества. К нач. 1860-х гг. в России насчитывалось ок. 20 тыс. чел. с высшим образованием. По данным Всерос. переписи населения 1897, численность лиц, занятых преим. умственным трудом, составляла ок. 726 тыс. чел. (ок. 2,7% самодеятельного населения страны). Из них ок. 369 тыс. чел. (ок. 51%) находились на гос. или частной службе, в органах обществ. самоуправления (в статистике эти виды служебной деятельности не разделялись); в др. сферах были заняты ок. 263 тыс. чел. (36%), в т. ч. ок. 25 тыс. чел. – в области науки и культуры, ок. 170 тыс. чел. – в области просвещения, ок. 36 тыс. чел. – в здравоохранении; ок. 94 тыс. чел. (13%) работали в области материального произ-ва. В последней трети 19 в. начался интенсивный приток женщин в сферу образования, медицины и культуры (доступ женщин к управлению произ-вом до 1917 был практически закрыт). К 1917 численность И. в России удвоилась, составив св. 1,5 млн. чел.
Архив БРЭ «Вечеринка». Художник В. Е. Маковский. 1875–97. Третьяковская галерея (Москва).
Архив БРЭ «Рабфак идёт (Вузовцы)». Художник Б. В. Иогансон. 1928. Киевский музей русского искусства.Ленин,
И. всегда была и остаётся неоднородной не только по своему социальному происхождению, но и по материальному положению, культурному уровню, политич. воззрениям. В 19 – нач. 20 вв. часть И. занимала консервативно-монархич. позиции (напр., М. Н. Катков, М. О. Меньшиков, В. П. Мещерский). Либеральная И. (К. К. Арсеньев, Максим М. Ковалевский, П. Н. Милюков и др.) считала, что совершенствования общества и облегчения положения народа нужно добиваться посредством постепенных реформ и нововведений, социалистически ориентированная И. (преобладала в народничестве) – революц. путём. Со временем И. всё больше политизировалась, занимая скорее радикальные позиции и считая, что самодержавие мешает необходимым преобразованиям. С этой особенностью рос. И. и связано третье толкование понятия «И.» – как критически настроенных интеллектуалов, которые находились в оппозиции к правительству и были близки к революц. идеям и движениям. Такое понимание И. ярко отразилось в сб. «Вехи» (1909, последнее изд. – 2007), появление которого было связано с критическим осмыслением итогов Революции 1905–07. Постепенно в общественном сознании происходило смещение трактовки понятия «И.» с широкого объекта (социально-проф. слой) на более узкую его часть – активную в социальном и политическом отношении (при данном определении понятия «И.» в её состав включаются и проф. революционеры, напр. В. И. Ленин, В. М. Чернов, Г. В. Плеханов). В рус. лит-ре и публицистике в кон. 19 – нач. 20 вв. интеллигент был представлен в образе человека высокой умственной и этической культуры, чуждого духу буржуазности и мещанства, противостоящего ретроградству. А слово «И.» уже в новом, переосмысленном значении вернулось в европ. языки. М. Вебер называл рус. И. «последним великим интеллектуальным движением, не единым, но определённо несущим общую веру и в этом смысле принявшим вид религии».
После Окт. революции 1917 большевики, придя к власти, увидели в И., которую прежде называли «генеральным штабом революции», лишь «попутчика», который не заслуживает доверия, т. к. не имеет «классовых признаков» и по этой причине отражает интересы разл. классов – крестьянства и пролетариата (революц. И.) или буржуазии (буржуазная И.).
Многие представители И. эмигрировали (Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, А. П. Павлова, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. И. Цветаева и др.). Сов. правительство, опасавшееся оживления политич. активности И. в связи с новой экономической политикой, в 1922 выслало ряд видных философов, экономистов, публицистов за границу на двух знаменитых «философских пароходах» или в отдалённые губернии страны. Значит. часть И. приняла революцию и сделала выбор в пользу сотрудничества с большевиками, разделяя при этом далеко не все их взгляды (В. Я. Брюсов, А. А. Блок, В. В. Вересаев, В. А. Гиляровский, В. В. Маяковский, Б. А. Пильняк и др.). Некоторые интеллигенты продолжали работать в Сов. России, оставаясь «над схваткой» в политич. отношении (В. И. Вернадский, И. П. Павлов, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский, И. М. Губкин, К. А. Тимирязев, Д. К. Чернов и др.). К кон. 1920-х гг. представители дореволюц. И. составляли ок. 60% сотрудников высшей школы и науч. учреждений и 80% квалифициров. специалистов, занимавших руководящие должности в промышленности.
Первоначально власть поддерживала учёных и специалистов тех отраслей, которые были «необходимы для социалистического строительства». Постепенно сов. и парт. руководство стало проводить политику репрессий в отношении «старой» И. и давления на неё с целью подчинить И. идеологич. контролю («Шахтинское дело» 1928, «Академическое дело» 1929–31, Промпартии дело 1930). Вместе с тем для замены «старой» И. оно осуществляло программу подготовки и воспитания «новой» И., преданной идеалам социализма, которая стала бы проводником марксистских взглядов во всех сферах обществ. жизни (учёных-марксистов готовили в специально созданных учебных заведениях – коммунистических университетах, Институте красной профессуры, Коммунистической академии и др.). Особое внимание уделялось выдвижению на руководящие должности выходцев из пролетариата. В 1-й пол. 1930-х гг. вместо многочисл. разнообразных по худож. стилю и направлению лит.-худож. организаций были созданы фактически подконтрольные власти союзы творч. И. Значит. потери понесла И. в ходе репрессий 1930–1940-х гг., в т. ч. в результате политики «большого террора». Тогда была уничтожена и часть старой большевистской парт. И. (ещё раньше, в 1918 – нач. 1920-х гг., репрессированы меньшевики и эсеры как политич. противники большевиков). К кон. 1930-х гг. в целом сформировалась новая, сов. И., большинство представителей которой разделяло идеалы социализма. В офиц. статистике она отождествлялась гл. обр. со служащими и специалистами. Вместе с тем в обществе примерно в это же время возродилось и понимание интеллигента как человека, для которого идеалом являются высшие, нематериальные ценности (в условиях политич. несвободы – гл. обр. культурные).
С сер. 1950-х гг., в связи с началом политич. «оттепели», в среде сов. И. возникло движение диссидентов. В период развёртывания НТР И. была самым быстрорастущим слоем сов. общества. Численность специалистов, занятых в нар. х-ве СССР, в 1960–85 выросла с 8,8 млн. до 33,5 млн. чел.
Лит.: Федюкин С. А. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1972; Смоляков Л. Я. Социалистическая интеллигенция: Социолого-философский анализ. К., 1986; Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993; Корупаев А. Е. Очерки интеллигенции России: В 2 ч. М., 1995; Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции. Иваново, 1996; Интеллигенция России: уроки истории и современность. Иваново, 1996; Соскин В. Л. Современная историография советской интеллигенции России. Новосиб., 1996; Олейник О. Ю. Советская интеллигенция в 30-е годы (теоретико-методологический и историографический аспекты). Иваново, 1997; Панарин А. С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX в. М., 1998; Русская интеллигенция: История и судьба. М., 1999; Зезина М. Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е – 1960-е гг. М., 1999; Квакин А. В. Установление советской власти в России и политические позиции интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2001. № 1; Диденко П. И. Интеллигенция как субъект российской истории. Волгоград, 2003; Сергейчик С. И. Российская интеллигенция: история и судьба. М., 2006.