В. Даль. Толковый словарь. «Русский язык», Москва. 1978
ГУМАННЫЙ латн. человѣческiй, человѣчный, людскiй; свойственный человѣку истинно просвѣщенному; человѣколюбивый, милостивый, милосердый. Гуманность ж. человѣчность, людскость; благодушiе, человѣколюбiе, милосердiе; любовь къ ближнему.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ГУМАНИЗМ, 1) мировоззрение, проникнутое человечностью, заботой о благе людей, уважением к человеческому достоинству. Г. эксплуататорских классов, в т. ч. буржуазии, носит лицемерный характер, ибо он игнорирует интересы большинства людей — трудящихся, народа. У эксплуататоров по существу нет никакого Г.— сам факт эксплуатации уже исключает его. В противоположность прежним формам Г., социалистический Г.— последовательный, действенный, пролетарский, цель которого — освобождение трудящихся всех рас и наций от социального гнёта и неравенства, завоевание действйтельной человеческой свободы и создание реальных условий для всестороннего развития человеческой личности. Эти условия создаются уничтожением капиталистического строя и утверждением коммунизма. Социалистический Г. требует активной борьбы против угнетателей и поработителей, против поджигателей империалистич. войн и захватчиков чужих территорий. 2) Течение в ранней зап.-европ. бурж. культуре Возрождения, противопоставившее феодально-церковной идеологии культ человека. Г. зародился в Италии (Петрарка, Боккаччо); с 15 в. получил распространение в др. странах Европы.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки обществ. отношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произв. классич. древности. Отвергая абстрактный, надклассовый подход к Г., марксизм связал его с рев. борьбой пролетариата за построение коммунистов. об-ва, создающего предпосылки для всестороннего развития человека. В этом смысле К. Маркс назвал коммунизм «реальным Г.». Г. получил практич. осуществление в завоеваниях социализма, провозгласившего своим принципом: «Все во имя человека, для блага человека».
ГУМАНИТАРНЫЙ (франц. humanitaire, от лат. humanitas — человеческая природа, образованность), имеющий отношение к человечеству, обществ. бытию и сознанию. Гуманитарные науки — обществ. науки (история, политэкономия, филология и др. ) в отличие от естеств. и технич. наук.
ГУМАННОСТЬ, человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. ОГИЗ • Государственное издательство политической литературы. 1939
Гуманизм (от латинского «гуманитус»— по-человечески) — возник в XIV—XVI вв. как мировоззрение восходящей буржуазии, боровшейся за освобождение человеческой личности и науки от оков феодализма и церкви, за веру в человека и его разум. Виднейшими представителями раннего буржуазного гуманизма в Италии были Петрарка, Бокаччо и др., в Германии —Эразм Роттердамский и др. Буржуазный гуманизм достиг своего расцвета в XVIII в., в эпоху просвещения. Придя к власти, буржуазия отказалась от гуманистических идей и стала подавлять всякое проявление свободной мысли. В условиях капиталистического строя невозможно существование подлинного гуманизма. «...Подлинно общечеловеческий, пролетарский гуманизм Маркса — Ленина — Сталина,— гуманизм, цель которого — полное освобождение трудового народа всех рас и наций из железных лап капитала» (Горький). Этот подлинно социалистический гуманизм существует только в СССР.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. Изд. 4. Государственное издательство политической литературы. 1954
ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — культурное (литературное, научное, философское) движение, возникшее в Италии и распространившееся впоследствии также в Германии, Голландии, Франции и Англии. Гуманизм был идеологией сравнительно узкого образованного круга и возник из потребности борьбы против феодализма и феодального закрепощения личности. Он оформился как культурное движение на основе усилившегося в XIV—XV вв. изучения литературных, ораторских, историографических и философских памятников древней Греции и Рима. В Италии крупнейшими гуманистами были в XIV в. великие поэты-учёные Петрарка и Боккаччо, в XV в.— Пико делла Мирандола и др. Гуманисты выступали за освобождение человечества от оков средневекового церковно-религиозного мировоззрения, в защиту нрав и достоинства личности. Итальянский гуманизм зрелого периода стремился освободить мораль от норм христианско-аскетических учений, восстанавливал права здоровой чувственности, разоблачал лицемерие монашества. Гуманизм не был определённым общественным точением. Одни гуманисты, как, например, Эразм Роттердамский (1466—1536), ограничивались тем, что остроумно высмеивали мракобесия, тунеядство и невежество, особенно монахов и священников, относясь в то же время свысока к народу, обходя вопросы политики. Другие, как английский гуманист Томас Мор (см.), автор «Утопии», выдвигали проекты переустройства общества на основе труда всех членов общества и уравнительного распределения предметов потребления. Третьи, как немецкий гуманист начала XVI в. Ульрих фон Гуттеп, выдвигали программу имперской реформы от имени дворянства и даже выступали как прямые борцы против феодальных князей. В своём большинстве гуманисты не примкнули к реформации.
Гуманизм сыграл большую роль в расширении культурного кругозора людей, в восстановлении забытого в среднии века литературного наследия античности (разыскание, комментирование и издание классических рукописей), в разработке приёмов филологической критики. Многие гуманисты, например Эразм Роттердамский, были одновременно первоклассными знатоками древних языков и литератур. мастерами филологического исследования и талантливыми писателями-сатириками, высмеивавшими нравы и певежество духовенства. Сыграв в ХIV—XVI вв. прогрессивную роль, гуманизм, не имевший широкой демократической основы, замкнулся в узком кругу учёных-латиннистов, свысока третировавших народ, его язык и искусство. Позднее итальянские гуманисты осуждали Данте, писавшего на народном итальянском языке и популяризировавшего космологические учения; в творчестве Петрарки и Боккаччо они ценили лишь их латинские сочинения, всё больше впадали в риторическую искусственность, занимались филологическим кропательством, щеголяли эрудицией и археологическими познаниями. Поэтому новая наука позднего Возрождения, созданная людьми практики — художниками, техниками и инженерами,— выступила по только против схоластики, но и против гуманизма, заменявшего эксперимент и наблюдение сопоставлением мнений древних авторов. Буржуазный гуманизм достиг своего расцвета в XVIII в., в эпоху просвещения. Придя к власти, буржуазия отказалась от гуманистических идей и стала подавлять всякое проявление свободной мысли.
В эпоху борьбы против капитализма родился новый гуманизм — гуманизм пролетарский, социалистический. Это «подлинно общечеловеческий пролетарский гуманизм Маркса — Ленина — Сталина,— гуманизм, цель которого — полное освобождение трудового народа всех рас и наций из железных лап капитала» (Горький). Этот новый тип гуманизма осуществляя в стране победившего социализма, в СССР; он осуществляется также в странах народной демократии (см.). Социалистический гуманизм в Советской стране имеет реальную основу в общественной собственности на орудия и средства производства, в ликвидации эксплуатации человека человеком и в безграничной возможности развития физических и духовных способностей человека. Высшим принципом социалистического гуманизма являются интересы человека, интересы трудящихся масс, их физической и духовное развитие. В социалистическом обществе самым цепным капиталом являются люди.
Если основным экономическим законом современного капитализма является извлечение максимальных прибылей путём усиления эксплуатации трудящихся, грабежа колоний и ведения разбойничьих войн, то при социализма основным экономическим законом является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества. Цель социалистического производства не прибыль, а сам человек с его потребностями, т. е. удовлетворение его постоянно растущих материальных и культурных потребностей. Это и есть подлинный и высший гуманизм, завоёванный в борьбе против капитализма.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы. 1987
ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни. Г.— антипод всякого рода фанатизма, ригоризма, нетерпимости, неуважения т. зр. и знаний других. Как оформленное идейное движение Г. складывается в эпоху Возрождения (15—16 вв.). В этот период Г. характерен для идеологии буржуазии, боровшейся против феодализма и теологических взглядов средневековья, тесно связан с прогрессивными материалистическими воззрениями. Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, выступали против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение земных потребностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения-Петрарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Бруно, Ф. Рабле, Монтень, Коперник, В. Шекспир, Ф. Бэкон и др.— сыграли важную роль в формировании светского мировоззрения. Буржуазный Г. достиг своего расцвета в произв. просветителей 18 в., провозгласивших лозунги свободы, равенства и братства, защищавших право людей на беспрепятственное развитие их „естественной природы". Однако даже в лучших своих проявлениях буржуазный Г. ограничен, т. к. он основывает гуманистические идеалы на частной собственности и индивидуализме. Отсюда неразрешимое для буржуазии противоречие между лозунгами Г. и их реальным осуществлением в капиталистическом об-ве. Рассуждения совр. идеологов буржуазии о Г., как правило, имеют своей целью скрыть действительные пороки капитализма, его античеловеческую сущность. Почти с самого начала внутри Г. выделилось течение, представители к-рого — Мор, Кампанелла, Мюнцер, а позднее и др. сторонники утопического социализма выражали интересы трудящихся масс. Они видели антигуманистический характер частнособственнического об-ва, критиковали его пороки, требовали имущественного равенства, но, не зная объективных законов истории, не могли вскрыть реальных путей и средств достижения справедливого об-ва. Впервые Г. был поставлен на реальную и научную основу Марксом и Энгельсом. Реальный, научный Г. исходит из того, что необходимой предпосылкой для всестороннего и гармоничного развития всех людей, для подлинной свободы личности является освобождение трудящихся от социального угнетения, построение коммунизма. Г., утверждаемый марксизмом-ленинизмом, основывается на необходимости борьбы pабочего класса, всех трудящихся против эксплуататорских классов, за социализм и коммунизм, что создает основы для торжества гуманистических идеалов человечества. Социализм, уничтожая частную собственность, эксплуатацию человека человеком, устанавливает между людьми подлинно гуманные отношения: человек человеку друг, товарищ и брат. Высшим воплощением Г. является коммунизм, об-во, где ликвидируются остатки всякого неравенства, утверждается принцип „От каждого — по способностям, каждому — по потребностям", создаются все.условия для всестороннего развития личности. Понятие Г. употребляется также для характеристики культуры и идеологии эпохи Возрождения.
ГУМАНИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия
ГУМАНИ́ЗМ (от лат. homo – человек, humanus – человеческий, человечный, humanitas – человеческая природа), 1) сложившееся в эпоху Возрождения движение образованных людей, объединённое интересом к античности, изучением и комментированием памятников «классической» (прежде всего латинской) литературы; 2) в широком смысле – особый тип филос. мировоззрения, сосредоточенного на человеке с его земными делами и свершениями, утверждающего его свободу и достоинство независимо от к.-л. исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающего в нём самостоят. источник творческих сил.
Гуманизм Возрождения
культурное движение, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) сер. 14 – сер. 16 вв., восходящее к Ф. Петрарке; с кон. 15 в. перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и др. страны, создав европ. «республику учёных». Называя себя «мудрецами» или «ораторами», итал. гуманисты обозначали свои занятия как «studia humanitatis» («познание вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека», Л. Бруни); в кон. 15 в. появилось само слово «гуманист». Термин «Г.» был введён нем. педагогом Ф. Нитхаммером (1808); после труда Г. Фойгта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» («Die Wiederbelebung des classischen Alterthums oder das erste Jahrhundert des Humanismus», 1859) в науке началось обсуждение историч. содержания и пределов этого понятия.
Ранний, т. н. этико-филологич. или гражданский, Г. в Италии (от К. Салутати до Л. Валлы и Л. Б. Альберти, кон. 14 – сер. 15 вв.) возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классич. греко-лат. образованности, в противовес излюбленным темам и методам ср.-век. схоластики. Гуманистич. «словесность» позволила выработать новое мировоззрение, проникнутое критицизмом, светскостью и впервые возникшим пониманием историч. дистанции по отношению к античности. Прекрасное и чистое «слово» понималось как «знание» и «добродетель» (virtus), как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонич. этос и инструмент практич. деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis). Центр. идея Г. – актуализация через гуманистич. занятия возможностей, заложенных в индивиде, всестороннее культивирование его «достоинства». С последней трети 15 в. гуманистич. интересы перемещаются в теологию, натурфилософию, естествознание, что означало раскрепощение традиц. сфер культуры, но одновременно вело к более сложному взаимодействию со ср.-век. наследием (флорентийский неоплатонизм М. Фичино, неоаристотелизм П. Помпонацци и т. п.). За пределами Италии Г. переживает новый взлёт (Эразм Роттердамский, Т. Мор, И. Рейхлин), вступая в теснейшую связь с социально-религ. конфликтами 16 в. (Реформация) и переплетаясь с проблемой культурного самоопределения зап.-европ. наций.
Неогуманизм, сложившийся в Германии во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв., связан с обращением к культуре античной Греции как историч. прообразу гармонич. развития человеческой индивидуальности (И. И. Винкельман, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, К. В. фон Гумбольдт), с просветительским идеалом воспитания человеческого рода (Г. Э. Лессинг) в его поступат. движении к совершенству, «гуманности» и счастью, сопровождающемся всесторонним раскрытием заложенных в нём сил (И. Г. Гердер). Эти идеи легли в основу предпринятой Гумбольдтом реформы школьного и университетского образования.
Гуманизм в философии Нового времени
В отличие от античного космоцентризма и ср.-век. теоцентризма, новоевропейский Г. отстаивает антропоцентрич. картину мира (см. Антропоцентризм), в которой человек занимает самостоятельное («срединное») место между Богом и природой, небом и землёй. Человек рассматривается как свободное существо, способное творить самого себя, придавать себе такую природу, какую сам пожелает, как субъект познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собств. разум и творч. потенции. Это открытие Г. получило развитие в рационалистич. мысли Нового времени, утверждавшей решающее значение человеческого разума как в познании мира, так и в создании обществ.-политич. форм человеческого общежития. Наибольшее влияние эта традиция оказала на развитие социально-филос. мысли – гуманистич. идеал личности как свободной индивидуальности, способной к самосозиданию и творчеству, породил мечту об обществе, в котором эта способность будет полностью реализована в жизни, что привело к возникновению первых коммунистич. утопий (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).
Тема кризиса Г. и соответственно критики осн. установок гуманистич. сознания становится преобладающей в 19–20 вв. в связи с сомнениями в способности человека в условиях совр. общества сохранять позицию свободного и автономного субъекта. Уже Ф. Ницше объявил войну всему «слишком человеческому», а для романтически и консервативно настроенных критиков зап. цивилизации Г. предстал одной из причин резкого снижения духовного уровня, разрыва с морально-религ. и аристократич. ценностями ср.-век. общества. Противоядием от «омассовления» культуры Х. Ортега-и-Гассет считал «дегуманизацию искусства», разрушение внешнего правдоподобия в худож. произведении. По мнению Н. А. Бердяева, главный изъян Г. – в отрыве человека от Бога, в утверждении «человекобожества» (в противоположность «богочеловечеству»), что в конечном счёте ведёт к самоистреблению человека и иссяканию его творч. сил, возникновению нигилизма (Ницше) и социализма (К. Маркс).
В др. вариантах социально-филос. мысли Г. сохраняет значение основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведётся критика капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице финансово-пром. корпораций, политич. бюрократии и электронных средств массовой информации. Критика эта характерна для мн. направлений левого толка и разл. представителей неомарксизма, в частности франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе), неофрейдизма (Э. Фромм) и др.
Трагич. судьба Г. в совр. мире – центр. тема экзистенциализма. Согласно М. Хайдеггеру («Письмо о гуманизме»), несостоятельность новоевропейского Г. заключена в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию. Задача человека – не навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия». Ж. П. Сартр, истолковывая экзистенциализм как Г., понимает под этим свободу каждого в решении своей судьбы: экзистенциальный Г., в отличие от классического, апеллирует к человеку не как к родовому существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования.
Линия «теоретического антигуманизма», исключающая установку на человеческую субъективность и растворяющая человека в разл. рода структурах, представлена в совр. философии структурализмом, провозгласившим безусловное первенство безличных и объективных структур над индивидуальными и коллективными действиями человека (отсюда тезис в постструктурализме о «смерти человека» и т. п.).
Поиски новых форм Г., соответствующих духу времени, ведутся также в ряде направлений зап. христианской мысли – как католической (неотомистский проект «интегрального гуманизма» Ж. Маритена и др.), так и протестантской (К. Барт, Р. Нибур, П. Тиллих и др.).
Лит. см. при ст. Возрождение.
Гумани́зм — «человечность» — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.
- По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.
- Согласно определению, приведённому в Уставе Международного гуманистического и этического союза... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ