В. Даль. Толковый словарь. — М., изд. Русский язык, 1978
ЦИВИЛИЗАЦIЯ ж. общежитiе, гражданственность, сознанiе правъ и обязанностей человѣка и гражданина. —овать народъ, обратить изъ дикаго, грубаго быта въ гражданственый.
Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 581-582
ЦИВИЛИЗАЦИЯ, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый данной общественно-экономич. формацией (в этом смысле говорят: античная Ц., буржуазная Ц.).
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1486
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный), 1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень обществ. развития, матер. и духовной культуры (антич. Ц., совр. Ц.). 3) Ступень обществ. развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). 4) В нек-рых идеалистич. теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis — гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений об-ва. В домарксистских философских концепциях понятие Ц. фигурирует в контексте анализа всемирно-исторического процесса. Фр. просветители называли цивилизованным об-во, основанное на разуме и справедливости, подчеркивая тем самым значение факторов, обеспечивающих целостность, общественную гармонию. У Канта намечается различие между понятиями Ц. и культуры. В концепциях Н. Я. Данилевского, Шпенглера понятие Ц. противопоставляется понятию культуры. Шпенглер, напр., различает культуру как царство органически-жизненного в противоположность Ц. как совокупности технико-механических элементов. В связи с этим I1. рассматривается им как показатель упадка и гибели об-ва. Для Тойнби характерно определение Ц. как отрезка истории, искусственно изолируемого для исследования. Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной Ц. от другой. В совр. буржуазной социологии (Л. Уайт и др.) Ц. рассматривается с т. зр. внутренней организованности, обусловленности об-ва тремя осн. компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника определяет остальные компоненты. В марксизме становление Ц. в историческом аспекте связывается с появлением антагонизмов между сословиями и классами, с углублением разделения труда, появлением законов, выражающих существо классовых отношений. Энгельсу принадлежат слова о том, что Ц. является „той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе" (т. 21, с. 173-174). Раскрытие антагонистического характера досоциалистических типов Ц. связано с классовым подходом к анализу общественно-экономических формаций как закономерных ступеней движения мировой истории. Социализм и коммунизм являются Ц. нового, неантагонистического типа. Этим понятием охватываются природа и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты социально-культурной деятельности об-ва нового типа, его роль в решении глобальных проблем современности, общественном прогрессе человечества.
Большая российская энциклопедия. Том 34. — Москва, 2017. — С. 328-329 // Электронная версия
ЦИВИЛИЗА́ЦИЯ (от лат. civilis – гражданский, государственный), исторически наиболее развитая форма социального общежития. Понятие возникло в эпоху Просвещения и связывалось гл. обр. с представлением о постепенном накоплении знаний, приводящем к торжеству разума. Его первое печатное употребление обычно приписывают В. Р. Мирабо, который в филос. трактате «Друг человечества» (1756) увидел смысл Ц. в создании основ и форм добродетели. А. Фергюсон отмечал этапы развития человечества, прошедшего на пути к Ц. стадии «дикости» и «варварства». И. Г. Гердер связал понятие Ц. с развитием культуры, утверждая при этом, что Ц. возникла раньше на Востоке, а не на Западе. М. Ж. Кондорсе, выделив 10 этапов в истории человечества, 9-м этапом считал совр. общество, а 10-м – грядущее «царство разума» («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1794). Особняком в ряду просветителей стоял Ж. Ж. Руссо, который полагал, что Ц. оторвала человека от природы, привела к утверждению в нём собственнических качеств. Представление о стадиальном характере развития Ц. опиралось на хронологич. принцип: древность, Средневековье, современность. Основоположники марксизма связывали это с последоват. сменой обществ.-экономич. формаций, зависевших от уровня развития производит. сил.
С сер. 19 в. слово «Ц.» всё чаще стало употребляться во множеств. числе, когда во главу угла ставились разл. признаки: природно-географические, этнические, конфессиональные, культурно-антропологические и т. д. Понятие Ц. стало также связываться с историей отд. стран и народов (французская Ц., британская Ц. и др.). Н. Я. Данилевский выделил славянскую Ц. как отд. культурно-историч. тип. Близкие идеи развивали в своих работах К. Н. Леонтьев и затем теоретики евразийства (Н. С. Трубецкой и др.). Наиболее глубоко исследовал и классифицировал «локальные Ц.» А.Дж. Тойнби, утверждавший, что в своём развитии они проходят независимо друг от друга одни и те же фазы: генезис, рост, надлом и разложение (см. Круговорота исторического теории). Сходное представление о судьбах Ц. отличает и концепцию Л. Н. Гумилёва; согласно ей, основой Ц. является вышедший из состояния субэтноса (субцивилизации) этнос, который в дальнейшем при благоприятных условиях может стать суперэтносом (и, соответственно, основой суперцивилизации).
По-разному решалась проблема соотношения Ц. и культуры: от отождествления этих понятий (Э. Тайлор и др.) до их противопоставления или установления сложной связи между ними (так, О. Шпенглер полагал, что культура в своём развитии перестаёт быть «становящейся» и превращается в «ставшую» и таким образом входит в губительную для неё фазу Ц.).
Теория Ц. активно используется в социологии и политич. науках, в частности в исторической социологии Н. Элиаса (понятие «процесса цивилизации»), в концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и др. В обществоведч. и публицистич. лит-ре 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. термин «Ц.» нередко употребляется для обозначения тех или иных ключевых особенностей совр. эпохи (цифровая, атомная, техногенно-потребительская, мужская Ц. и т. д.).