ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


РАВЕНСТВО, в марксистско-ленинском понимании означает: 1) равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы. 2) Равную отмену для всех частной собственности на средства произ-ва после того, как они переданы в собственность всего общества. 3) Равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право получать за это по труду в социалистическом обществе и по потребностям в коммунистическом обществе. Социалистическое Р. осуществлено в СССР. Выступая за уничтожение классов, т. е. за подлинное Р. людей, марксизм-ленинизм решительно отвергает реакц. мелко-бурж. идею уравнения людей в личном быту.

РАВЕНСТВО математическое, формула, служащая записью утверждения, что два выражения (левая и правая части Р.) равны; Р. обозначают знаком =. Напр., 5 + 18 = 23; а(Ь + с) = аЬ + ас; для основания а, опущенной на него высоты Н и площади S треугольника: S = ah/2. Буквенное Р., верное для всех значений входящих в него букв, наз. тождеством [напр., а(b + с) = аЬ + ас]. Р., содержащее неизвестные буквенные величины и служащее для записи вопроса о том, при ; каких значениях неизвестных оно верно, паз. уравнением (напр., равенство х + 4 = 3х верно при х = 2).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


РАВЕНСТВО, один из осн. идеалов справедливого обществ. устройства, обеспечивающего всестороннее развитие всех членов общества. Проблема Р. возникла с делением об-ва на классы в рабовладельч. об-ве, где рабы считались «говорящим орудием». В эпоху феодализма существовало сословное неравенство. Капитализм провозгласил принцип Р. всех перед законом, однако оно носит формально-юрид. характер, т. к. игнорирует различия в социальном положении людей, разделение об-ва на антагонистич, классы; в странах капитала растёт неравенство между осн. массой трудящихся и верхушечным слоем монополистов. При социализме все члены об-ва становятся в одинаковые условия в главном — в отношении к средствам произ-ва, утверждается полит. и нац. равноправие трудящихся, Р. мужчин и женщин, равное право всех трудиться и получать оплату по труду, комплекс социальных прав, гарантируемых гос-вом; создаются обществ. фонды потребления. Полностью проблема Р. может быть решена только при коммунизме, когда будут устранены существ. социальные различия в характере труда и введен принцип распределения по потребности. Марксистское понимание Р. противостоит вульг. представлениям о Р. способностей, вкусов и потребностей людей и отвергает мелкобурж. принцип уравниловки, к-рый препятствует росту производит. сил, ведет к оскудению обществ. богатства.

РАВЕНСТВО (в логике и матем.), отношение взаимной заменяемости объектов, к-рые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (a = b). Отношение Р. обладает свойствами рефлективности (каждый объект равен самому себе), симметричности (если а = b, то Ь = а) и транзитивности (если а = Ь, а b = с, то а = с). Буквенное Р., верное для всех числовых значений входящих в него букв, наз. тождеством.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. Изд. 4. Государственное издательство политической литературы. 1954


РАВЕНСТВО.— В понятие равенства различные общественные классы вкладывают принципиально различное содержание. Равенство в буржуазном понимании означает лишь правовое равенство граждан перед законом при сохранении эксплуатации человека человеком, при политическом и имущественном неравенстве, или бесправии трудящихся масс. Поэтому буржуазное равенство это лишь формальное равенство. Лозунг равенства, сыгравший прогрессивную роль в период ре эволюционной борьбы буржуазии против феодально-сословного неравенства и феодализма вообще, с победой буржуазии превратился в средство обмана угнетенных капитализмом масс.

Мелкобуржуазные теории равенства получили широкое распространение главным образом в первой половине XIX в., когда с особой силой начал обнаруживаться формальный п лживый характер буржуазного равенства. Мелкобуржуазные идеологи (Прудон — см., Штирнер и др.) пытались расширить буржуазное понятие равенства, дополнив его требованиями уравнения людей в области имущественных отношений. Мелкобуржуазное понимание равенства реакционно и утопично, ибо оно пе исходит из необходимости уничтожения классов, классового неравенства и эксплуатации. Мелкобуржуазные защитники равенства но поднимали вопроса об уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства. Равенство понималось ими как равное право владения частной собственностью.

В условиях победившего в СССР социализма имели место попытки возрождения мелкобуржуазных взглядов на равенство, выразившиеся в требовании уравнения людей в области потребления и быта, независимо от качества и количества их общественного труда. Эта проповедь уравниловки имела реакционный характер. Глубоко научное определение пролетарского, марксистского понимания равенства дано И. В. Сталиным: «Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов, т. е. а) равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы, б) равную отмену для всех частной собственности на средства производства после того, как они переданы в собственность всего общества, в) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их труду (социалистическое общество), г) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их потребностям (коммунистическое общество), При этом марксизм исходит из того, что вкусы и потребности людей не бывают и не могут быть одинаковыми и равными по качеству или по количеству ни в период социализма, ни в период коммунизма.

Вот вам марксистское понимание равенства» (т. 13, с. 355). Исторические достижения в области осуществления фактического равенства в СССР зафиксированы в Конституции Союза ССР.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы. 1987


РАВЕНСТВО. 1. Понятие, означающее одинаковое положение людей в об-ве, имеющее, однако, различное содержание в различные исторические эпохи и у разных классов. Р. в буржуазном понимании означает лишь правовое равенство граждан перед законом при сохранении эксплуатации человека человеком, имущественного и политического неравенства, при фактическом бесправии трудящихся масс. Мелкобуржуазные теории Р. исходят из права каждого человека иметь частную собственность, однако на более или менее уравнительных началах. И в том и в др. случае не учитывается гл. — отношение к средством производства. Марксизм исходит из того, что экономическое (область производства, распределения и потребления материальных благ), политическое (область классовых, национальных и межгосударственных отношений) и культурное (область производства, распределения и потребления духовных благ) Р. невозможно без уничтожения частной собственности на средства производства и ликвидации эксплуататорских классов. Подлинное Р. в отношении к средствам производства возникает лишь в результате победы социализма. Но при социализме еще сохраняются остатки социального неравенства, обусловленные недостаточным уровнем развития материального производства, сохраняющимися существенными различиями между умственным и физическим трудом, городом и деревней, принципом распределения по количеству и качеству труда и т. д. Полное Р. возможно лишь при коммунизме. Однако коммунистическое Р. не означает к.-л. нивелирования всех людей, а, наоборот, открывает безграничные возможности для каждого человека свободно развивать свои способности и потребности соответственно индивидуальным качествам и вкусам. 2. В логике совпадает с тождеством. Всякое Р. обладает свойствами симметричного, транзитивного и рефлексивного отношения. Из этих свойств Р. вытекает, в частности, известная аксиома: две величины, порознь равные третьей, равны между собой.

 

 

   РАВЕНСТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


РА́ВЕНСТВО в логике, отношение взаимной заменимости объектов, которые именно в силу их взаимной заменимости считаются равны­ми. Такое понимание Р. восходит к Г. В. Лейбницу. Взаимозаменимость может быть более или менее полной, что связано с глубиной (или интервалом) Р., но, вообще говоря, она всегда относительна, поскольку приравниваемые объекты – будь то предметы объективного мира или наши мысли (идеи, понятия, высказывания) – индивидуальны и неповторимы: в понятии «взаимозаменимые объекты» уже содержится посылка о разделяющем их условии (признаке), т. е. индивидуализация. Степень полноты взаимозаменимости (размерность Р.) естественно возрастает от сходства к тождеству. В последнем случае говорят просто о неразличимости, которую обычно приводят как критерий логич. Р. (тождества), что, однако, неточно, поскольку неразличимость гарантирует, вообще говоря, только Р. в интервале (с точностью до) условий неразличимости, а это последнее, в отличие от логич. Р., не связано с обязат. выполнением транзитивности. Тем не менее стало уже традицией говорить о принципе Р. неразличимых, который в языке логики предикатов первого порядка выражается аксиомой (экстенсиональности)

x = y ⊃ (φ(x) ⊃ φ(y))

и аксиомой x = x, а в языке второго порядка определением

x = y = ∀φ(φ(x) ≡ φ(y)).

Практикуемая в приложениях логики замена этих выражений конечным списком «содержательных» аксиом Р. для всех исходных индивидуальных функций и предикатов рассматриваемой теории с добавлением аксиом рефлексивности x = x, симметричности (x = y ⊃ y = x) и транзитивности (x = y∧y = z ⊃ x = z) Р. является по существу переходом от чисто логич. формулировки Р. к более слабой его формулировке — к Р. в интервале абстракции отождествления по функциям и предикатам конкретной теории.

 Литература

Лит.: Шрейдер Ю. А. Равенство, сходство, порядок. М., 1971; Клини С. К. Математическая логика. 4-е изд. М., 2008.

 

 

РАВЕНСТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


РА́ВЕНСТВО со­ци­аль­ное, по­ло­же­ние разл. ин­ди­ви­дов и групп лю­дей, ха­рак­те­ри­зую­ще­еся оди­на­ко­вым дос­ту­пом к оп­ре­де­лён­ным бла­гам, об­ществ. ус­та­нов­ле­ни­ям, ус­ло­ви­ям и воз­мож­но­стям, а так­же оди­на­ко­вы­ми пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми. Сле­ду­ет раз­ли­чать Р. как иде­ал и как ре­аль­ное со­стоя­ние (фак­ти­че­ское Р.); Р. «объ­ек­тив­ное» (напр., иму­ще­ст­вен­ное и т. п.) и субъ­ек­тив­ное его осоз­на­ние ин­ди­ви­да­ми и груп­па­ми. Т. н. аб­со­лют­ное Р. – один из важ­ней­ших эле­мен­тов эга­ли­та­ри­ст­ских уто­пий Т. Мо­ра, Т. Кам­па­нел­лы, Г. Б. де Маб­ли, Э. Г. Мо­рел­ли, Г. Ба­бё­фа и др. В ре­аль­ной со­ци­аль­ной жиз­ни су­ще­ст­ву­ют лишь разл. фор­мы от­но­си­тель­но­го ра­вен­ст­ва.

Раз­но­об­раз­ным фор­мам Р. про­ти­во­сто­ят со­от­вет­ст­вую­щие фор­мы не­ра­вен­ст­ва и дис­кри­ми­на­ции. Осн. раз­но­вид­но­стя­ми идеи Р. яв­ля­ют­ся фун­да­мен­таль­ное (он­то­ло­ги­че­ское) Р. лю­дей, Р. со­ци­аль­ных воз­мож­но­стей и ус­ло­вий су­ще­ст­во­ва­ния, Р. ре­зуль­та­тов.

Идея фун­дам. Р. ис­хо­дит из пред­став­ле­ния о един­ст­ве че­ло­ве­че­ст­ва и че­ло­вече­ской при­ро­ды, ос­но­ван­но­го на к.-л. об­щем прин­ци­пе: про­ис­хо­ж­де­нии, на­ли­чии ра­зу­ма, един­ст­ва лю­дей пе­ред Бо­гом, еди­ном пред­на­зна­че­нии че­ло­ве­че­ст­ва и т. д.

Р. воз­мож­но­стей оз­на­ча­ет оди­на­ко­вый дос­туп для ин­ди­ви­дов и групп к сред­ст­вам (пре­ж­де все­го ин­сти­ту­цио­наль­ным) дос­ти­же­ния же­лае­мых це­лей и реа­ли­за­ции спо­соб­но­стей и склон­но­стей лю­дей.

Р. ре­зуль­та­тов со­сто­ит в том, что ин­ди­ви­ды, не­за­ви­си­мо от раз­ли­чий в их спо­соб­но­стях и уси­ли­ях, а так­же от со­ци­аль­ных воз­мож­но­стей и ус­ло­вий, до­би­ва­ют­ся рав­ных со­ци­аль­ных благ или рав­но­го дос­ту­па к этим бла­гам.

Р., как и не­ра­вен­ст­во, су­ще­ст­ву­ет в разл. сфе­рах со­ци­аль­ной жиз­ни и ос­но­ва­но на разл. кри­те­ри­ях. Раз­ли­ча­ет­ся Р. юри­ди­че­ское (рав­но­пра­вие) – Р. пе­ред за­ко­ном и су­до­про­из­вод­ст­вом, Р. эко­но­ми­че­ское (в до­хо­дах, иму­ществ. по­ло­же­нии, соб­ст­вен­но­сти), Р. по­ли­ти­че­ское (рав­ный дос­туп к влия­нию и осу­ще­ст­в­ле­нию по­ли­тич. вла­сти), Р. ре­ли­ги­оз­ное – рав­ные воз­мож­но­сти ис­по­ве­до­вать свои ве­ро­ва­ния и т. д. Со­стоя­ние Р. или не­ра­вен­ст­ва ме­ж­ду разл. груп­па­ми и стра­та­ми ме­ня­лось на про­тя­же­нии ис­то­рии. Р. со­став­ля­ло важ­ный ком­по­нент пер­во­быт­но­го ком­му­низ­ма. В Древ­ней Гре­ции Р. пе­ред за­ко­ном («исо­но­мия») и Р. по­ли­тич. прав («исе­го­рия») су­ще­ст­во­ва­ло в афин­ской де­мо­кра­тии толь­ко для сво­бод­ных гра­ж­дан, к ко­торым не от­но­си­лись ра­бы, ино­стран­цы и жен­щи­ны. Стои­ки, сре­ди ко­то­рых бы­ли и раб Эпик­тет, и им­пе­ра­тор Марк Ав­ре­лий, сфор­му­ли­ро­ва­ли по­ня­тие «гра­ж­да­нин ми­ра» и ут­вер­жда­ли Р. всех лю­дей, про­ис­те­каю­щее из их ра­зум­ной при­ро­ды. Хри­сти­ан­ст­во про­воз­гла­си­ло Р. всех лю­дей пе­ред Бо­гом не­за­ви­си­мо от к.-л. груп­по­вых де­ле­ний и ие­рар­хий.

Равные неотчуждаемые права людей обосновывали теоретики естественного права (Гуго Гроций и др.). Ж. Ж. Руссо, утверждая Р. людей от природы, видел в нём источник свободы индивидов и считал, что противоречащее этому фактическое неравенство вследствие несправедливых социальных условий должно быть устранено в процессе обществ. преобразований. В противовес этому А. де Токвиль, будучи сторонником Р., тем не менее усматривал в нём потенциальную угрозу свободе и возможный источник деспотизма.

Буржуазные революции Нового времени противопоставили сословному неравенству, основанному на наследственных привилегиях, принципиальное Р. прав всех индивидов. Наряду с юридич. Р., в индустриальных обществах появились широкие возможности социальной мобильности и изменения социально наследуемого статуса. На общем фоне утверждения в обществ. сознании принципа Р. реальное неравенство, продолжавшее сохраняться в разл. сферах социальной жизни, прежде всего в экономической, стало ощущаться с повышенной остротой («принцип Токвиля»). В 19 в. борьба за достижение реального Р. выдвигается на первый план, в частности в разл. направлениях социализма и коммунизма.

В целом в 19–20 вв. происходило расширение тех сфер социальной жизни, в которых утверждается принцип Р., и тех групп (возрастных, профессиональных, этнических и т. д.), которые претендуют на Р. с др. группами. Конфликты вокруг разл. аспектов проблемы Р. находятся в центре внимания самых разнообразных социальных и культурных движений 20–21 вв. Её решение осуществляется в результате политич. борьбы, деятельности междунар. и неправительств. организаций, целенаправленной социальной политики, прогрессивного налогообложения, «позитивной дискриминации» (неравные условия для разл. групп как средство достижения большего Р.) и др.

Конституция РФ провозглашает (ст. 19): равенство всех перед законом и судом; гарантии государства в отношении прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществ. и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществ. объединениям и др. обстоятельств (запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религ. принадлежности); равные права и свободы, равные возможности для их реализации между мужчинами и женщинами.

Литература

Лит.: Бугле С. О равенстве: Социологический этюд. Од., 1905; Turner B. Equality. Chichester a. o., 1986; Tawney R. H. Equality. L., 1994; Roemer J. E. Equality of opportunity. Camb. (Mass.), 1998; Egalitarianism / Ed. by N. Holtug, K. Lippert-Rasmussen. Oxf., 2007; Equality: From theory to action. 2nd ed. Basingstoke a. o., 2009; Устойчивое развитие и равенство возможностей: Лучшее будущее для всех. М., 2011.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024