ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


РАВЕНСТВО, в марксистско-ленинском понимании означает: 1) равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы. 2) Равную отмену для всех частной собственности на средства произ-ва после того, как они переданы в собственность всего общества. 3) Равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право получать за это по труду в социалистическом обществе и по потребностям в коммунистическом обществе. Социалистическое Р. осуществлено в СССР. Выступая за уничтожение классов, т. е. за подлинное Р. людей, марксизм-ленинизм решительно отвергает реакц. мелко-бурж. идею уравнения людей в личном быту.

РАВЕНСТВО математическое, формула, служащая записью утверждения, что два выражения (левая и правая части Р.) равны; Р. обозначают знаком =. Напр., 5 + 18 = 23; а(Ь + с) = аЬ + ас; для основания а, опущенной на него высоты Н и площади S треугольника: S = ah/2. Буквенное Р., верное для всех значений входящих в него букв, наз. тождеством [напр., а(b + с) = аЬ + ас]. Р., содержащее неизвестные буквенные величины и служащее для записи вопроса о том, при ; каких значениях неизвестных оно верно, паз. уравнением (напр., равенство х + 4 = 3х верно при х = 2).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


РАВЕНСТВО, один из осн. идеалов справедливого обществ. устройства, обеспечивающего всестороннее развитие всех членов общества. Проблема Р. возникла с делением об-ва на классы в рабовладельч. об-ве, где рабы считались «говорящим орудием». В эпоху феодализма существовало сословное неравенство. Капитализм провозгласил принцип Р. всех перед законом, однако оно носит формально-юрид. характер, т. к. игнорирует различия в социальном положении людей, разделение об-ва на антагонистич, классы; в странах капитала растёт неравенство между осн. массой трудящихся и верхушечным слоем монополистов. При социализме все члены об-ва становятся в одинаковые условия в главном — в отношении к средствам произ-ва, утверждается полит. и нац. равноправие трудящихся, Р. мужчин и женщин, равное право всех трудиться и получать оплату по труду, комплекс социальных прав, гарантируемых гос-вом; создаются обществ. фонды потребления. Полностью проблема Р. может быть решена только при коммунизме, когда будут устранены существ. социальные различия в характере труда и введен принцип распределения по потребности. Марксистское понимание Р. противостоит вульг. представлениям о Р. способностей, вкусов и потребностей людей и отвергает мелкобурж. принцип уравниловки, к-рый препятствует росту производит. сил, ведет к оскудению обществ. богатства.

РАВЕНСТВО (в логике и матем.), отношение взаимной заменяемости объектов, к-рые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (a = b). Отношение Р. обладает свойствами рефлективности (каждый объект равен самому себе), симметричности (если а = b, то Ь = а) и транзитивности (если а = Ь, а b = с, то а = с). Буквенное Р., верное для всех числовых значений входящих в него букв, наз. тождеством.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. Изд. 4. Государственное издательство политической литературы. 1954


РАВЕНСТВО.— В понятие равенства различные общественные классы вкладывают принципиально различное содержание. Равенство в буржуазном понимании означает лишь правовое равенство граждан перед законом при сохранении эксплуатации человека человеком, при политическом и имущественном неравенстве, или бесправии трудящихся масс. Поэтому буржуазное равенство это лишь формальное равенство. Лозунг равенства, сыгравший прогрессивную роль в период ре эволюционной борьбы буржуазии против феодально-сословного неравенства и феодализма вообще, с победой буржуазии превратился в средство обмана угнетенных капитализмом масс.

Мелкобуржуазные теории равенства получили широкое распространение главным образом в первой половине XIX в., когда с особой силой начал обнаруживаться формальный п лживый характер буржуазного равенства. Мелкобуржуазные идеологи (Прудон — см., Штирнер и др.) пытались расширить буржуазное понятие равенства, дополнив его требованиями уравнения людей в области имущественных отношений. Мелкобуржуазное понимание равенства реакционно и утопично, ибо оно пе исходит из необходимости уничтожения классов, классового неравенства и эксплуатации. Мелкобуржуазные защитники равенства но поднимали вопроса об уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства. Равенство понималось ими как равное право владения частной собственностью.

В условиях победившего в СССР социализма имели место попытки возрождения мелкобуржуазных взглядов на равенство, выразившиеся в требовании уравнения людей в области потребления и быта, независимо от качества и количества их общественного труда. Эта проповедь уравниловки имела реакционный характер. Глубоко научное определение пролетарского, марксистского понимания равенства дано И. В. Сталиным: «Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов, т. е. а) равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы, б) равную отмену для всех частной собственности на средства производства после того, как они переданы в собственность всего общества, в) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их труду (социалистическое общество), г) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их потребностям (коммунистическое общество), При этом марксизм исходит из того, что вкусы и потребности людей не бывают и не могут быть одинаковыми и равными по качеству или по количеству ни в период социализма, ни в период коммунизма.

Вот вам марксистское понимание равенства» (т. 13, с. 355). Исторические достижения в области осуществления фактического равенства в СССР зафиксированы в Конституции Союза ССР.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы. 1987


РАВЕНСТВО. 1. Понятие, означающее одинаковое положение людей в об-ве, имеющее, однако, различное содержание в различные исторические эпохи и у разных классов. Р. в буржуазном понимании означает лишь правовое равенство граждан перед законом при сохранении эксплуатации человека человеком, имущественного и политического неравенства, при фактическом бесправии трудящихся масс. Мелкобуржуазные теории Р. исходят из права каждого человека иметь частную собственность, однако на более или менее уравнительных началах. И в том и в др. случае не учитывается гл. — отношение к средством производства. Марксизм исходит из того, что экономическое (область производства, распределения и потребления материальных благ), политическое (область классовых, национальных и межгосударственных отношений) и культурное (область производства, распределения и потребления духовных благ) Р. невозможно без уничтожения частной собственности на средства производства и ликвидации эксплуататорских классов. Подлинное Р. в отношении к средствам производства возникает лишь в результате победы социализма. Но при социализме еще сохраняются остатки социального неравенства, обусловленные недостаточным уровнем развития материального производства, сохраняющимися существенными различиями между умственным и физическим трудом, городом и деревней, принципом распределения по количеству и качеству труда и т. д. Полное Р. возможно лишь при коммунизме. Однако коммунистическое Р. не означает к.-л. нивелирования всех людей, а, наоборот, открывает безграничные возможности для каждого человека свободно развивать свои способности и потребности соответственно индивидуальным качествам и вкусам. 2. В логике совпадает с тождеством. Всякое Р. обладает свойствами симметричного, транзитивного и рефлексивного отношения. Из этих свойств Р. вытекает, в частности, известная аксиома: две величины, порознь равные третьей, равны между собой.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 28. — Москва, 2015. — С. 117. Электронная версия


РА́ВЕНСТВО в логике, отношение взаимной заменимости объектов, которые именно в силу их взаимной заменимости считаются равны­ми. Такое понимание Р. восходит к Г. В. Лейбницу. Взаимозаменимость может быть более или менее полной, что связано с глубиной (или интервалом) Р., но, вообще говоря, она всегда относительна, поскольку приравниваемые объекты – будь то предметы объективного мира или наши мысли (идеи, понятия, высказывания) – индивидуальны и неповторимы: в понятии «взаимозаменимые объекты» уже содержится посылка о разделяющем их условии (признаке), т. е. индивидуализация. Степень полноты взаимозаменимости (размерность Р.) естественно возрастает от сходства к тождеству. В последнем случае говорят просто о неразличимости, которую обычно приводят как критерий логич. Р. (тождества), что, однако, неточно, поскольку неразличимость гарантирует, вообще говоря, только Р. в интервале (с точностью до) условий неразличимости, а это последнее, в отличие от логич. Р., не связано с обязат. выполнением транзитивности. Тем не менее стало уже традицией говорить о принципе Р. неразличимых, который в языке логики предикатов первого порядка выражается аксиомой (экстенсиональности)

x = y ⊃ (φ(x) ⊃ φ(y))

и аксиомой x = x, а в языке второго порядка определением

x = y = ∀φ(φ(x) ≡ φ(y)).

Практикуемая в приложениях логики замена этих выражений конечным списком «содержательных» аксиом Р. для всех исходных индивидуальных функций и предикатов рассматриваемой теории с добавлением аксиом рефлексивности x = x, симметричности (x = y ⊃ y = x) и транзитивности (x = y∧y = z ⊃ x = z) Р. является по существу переходом от чисто логич. формулировки Р. к более слабой его формулировке — к Р. в интервале абстракции отождествления по функциям и предикатам конкретной теории.

 Литература

Лит.: Шрейдер Ю. А. Равенство, сходство, порядок. М., 1971; Клини С. К. Математическая логика. 4-е изд. М., 2008.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 28. — Москва, 2015. — С. 117-118. Электронная версия


РА́ВЕНСТВО социальное, положение разл. индивидов и групп людей, характеризующееся одинаковым доступом к определённым благам, обществ. установлениям, условиям и возможностям, а также одинаковыми правами и обязанностями. Следует различать Р. как идеал и как реальное состояние (фактическое Р.); Р. «объективное» (напр., имущественное и т. п.) и субъективное его осознание индивидами и группами. Т. н. абсолютное Р. – один из важнейших элементов эгалитаристских утопий Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Б. де Мабли, Э. Г. Морелли, Г. Бабёфа и др. В реальной социальной жизни существуют лишь разл. формы относительного равенства.

Разнообразным формам Р. противостоят соответствующие формы неравенства и дискриминации. Осн. разновидностями идеи Р. являются фундаментальное (онтологическое) Р. людей, Р. социальных возможностей и условий существования, Р. результатов.

Идея фундам. Р. исходит из представления о единстве человечества и человеческой природы, основанного на к.-л. общем принципе: происхождении, наличии разума, единства людей перед Богом, едином предназначении человечества и т. д.

Р. возможностей означает одинаковый доступ для индивидов и групп к средствам (прежде всего институциональным) достижения желаемых целей и реализации способностей и склонностей людей.

Р. результатов состоит в том, что индивиды, независимо от различий в их способностях и усилиях, а также от социальных возможностей и условий, добиваются равных социальных благ или равного доступа к этим благам.

Р., как и неравенство, существует в разл. сферах социальной жизни и основано на разл. критериях. Различается Р. юридическое (равноправие) – Р. перед законом и судопроизводством, Р. экономическое (в доходах, имуществ. положении, собственности), Р. политическое (равный доступ к влиянию и осуществлению политич. власти), Р. религиозное – равные возможности исповедовать свои верования и т. д. Состояние Р. или неравенства между разл. группами и стратами менялось на протяжении истории. Р. составляло важный компонент первобытного коммунизма. В Древней Греции Р. перед законом («исономия») и Р. политич. прав («исегория») существовало в афинской демократии только для свободных граждан, к которым не относились рабы, иностранцы и женщины. Стоики, среди которых были и раб Эпиктет, и император Марк Аврелий, сформулировали понятие «гражданин мира» и утверждали Р. всех людей, проистекающее из их разумной природы. Христианство провозгласило Р. всех людей перед Богом независимо от к.-л. групповых делений и иерархий.

Равные неотчуждаемые права людей обосновывали теоретики естественного права (Гуго Гроций и др.). Ж. Ж. Руссо, утверждая Р. людей от природы, видел в нём источник свободы индивидов и считал, что противоречащее этому фактическое неравенство вследствие несправедливых социальных условий должно быть устранено в процессе обществ. преобразований. В противовес этому А. де Токвиль, будучи сторонником Р., тем не менее усматривал в нём потенциальную угрозу свободе и возможный источник деспотизма.

Буржуазные революции Нового времени противопоставили сословному неравенству, основанному на наследственных привилегиях, принципиальное Р. прав всех индивидов. Наряду с юридич. Р., в индустриальных обществах появились широкие возможности социальной мобильности и изменения социально наследуемого статуса. На общем фоне утверждения в обществ. сознании принципа Р. реальное неравенство, продолжавшее сохраняться в разл. сферах социальной жизни, прежде всего в экономической, стало ощущаться с повышенной остротой («принцип Токвиля»). В 19 в. борьба за достижение реального Р. выдвигается на первый план, в частности в разл. направлениях социализма и коммунизма.

В целом в 19–20 вв. происходило расширение тех сфер социальной жизни, в которых утверждается принцип Р., и тех групп (возрастных, профессиональных, этнических и т. д.), которые претендуют на Р. с др. группами. Конфликты вокруг разл. аспектов проблемы Р. находятся в центре внимания самых разнообразных социальных и культурных движений 20–21 вв. Её решение осуществляется в результате политич. борьбы, деятельности междунар. и неправительств. организаций, целенаправленной социальной политики, прогрессивного налогообложения, «позитивной дискриминации» (неравные условия для разл. групп как средство достижения большего Р.) и др.

Конституция РФ провозглашает (ст. 19): равенство всех перед законом и судом; гарантии государства в отношении прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществ. и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществ. объединениям и др. обстоятельств (запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религ. принадлежности); равные права и свободы, равные возможности для их реализации между мужчинами и женщинами.

Литература

Лит.: Бугле С. О равенстве: Социологический этюд. Од., 1905; Turner B. Equality. Chichester a. o., 1986; Tawney R. H. Equality. L., 1994; Roemer J. E. Equality of opportunity. Camb. (Mass.), 1998; Egalitarianism / Ed. by N. Holtug, K. Lippert-Rasmussen. Oxf., 2007; Equality: From theory to action. 2nd ed. Basingstoke a. o., 2009; Устойчивое развитие и равенство возможностей: Лучшее будущее для всех. М., 2011.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024