Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 77—78
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ такое освоение богатств общественной культуры, при к-ром труд каждого члена об-ва превращается в целостную деятельность, в самодеятельность (Коммунистический труд), а каждый человек становится самодеятельной и творческой личностью. Это возможно лишь в результате преодоления такого социального разделения труда, к-рое уродует человека, превращает его в исполнителя узкой закреплённой за ним трудовой функции, тем самым делает его односторонним, "частичным". Характеризуя коммунизм как об-во, предполагающее развитие "индивидов в целостных индивидов", Маркс и Энгельс подчеркивали, что это не произвольный утопический идеал, а реальное разрешение реальных противоречий системы разделения труда. При капитализме расщепление и раздробление человеческой деятельности создало массу профессиональных занятий, лишенных не только творчества, но вообще всякого содержания и смысла. Подобного рода функции (напр., формально-бюрократические), порожденные антагонистическими общественными отношениями, представляют собой те стороны труда, к-рые несовместимы с деятельностью целостного, коммунистического человека, субъекта и творца общественных отношений. Преодоление этих сторон человеческой деятельности, превращение ее в содержательно-творческий процесс совсем не означает, что каждый человек обязательно должен уметь и знать все, что умеют и знают др. люди, что является достоинством об-ва в целом. Да это и невозможно: прогресс производительных сил порождает множащееся богатство специализации. Но при коммунизме это будет специализация деятельности, в к-рой отсутствует разделение между физическим и умственным, исполнительским и управляющим трудом, а также профессиональное закрепление занятий, преодолены противоположность между рабочим и свободным (точнее, предоставленным в индивидуальное распоряжение) временем, разрыв между познавательной, художественной и нравственной культурой. Это достигается не путем механического сочетания и сосредоточения у одного лица всех трудовых функций, специальностей и т. п., а развитием подлинной всесторонности человека, к-рая делает ненужными самостоятельные административно-контрольные, распределительные и т. п. функции, стоящие над людьми. Сам человек в процессе труда осваивает эти функции, включая их в свою целостную деятельность в качестве функций вспомогательных, становясь тем самым универсальным и творческим субъектом. Если при капитализме крупная промышленность, переливы капитала и др. факторы требуют "возможно большей многосторонности рабочих" (Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с. 499), то коммунистическая формация требует не просто многосторонности, а целостности, гармоничности развития человека. Осн. принципом коммунизма "является полное и свободное развитие каждого индивидуума" (Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с. 605). В условиях планомерного совершенствования всех сторон жизни социалистического об-ва КПСС осуществляет целенаправленную работу по формированию гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.