Иоганн Вольфганг Гёте, с 1782 г. фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe); 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий поэт... Википедия |
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ГЁТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749—1832), нем. писатель, основоположник нем. лит-ры нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, ин. поч. ч. Петерб. АН (1826). Начал с бунтарства «Бури и натиск» (сентимент. ром. «Страдания молодого Вертера», 1774). Через период т. н. веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности («Римские элегии», 1790), отмеченного антифеод. и тираноборч. (драма «Эгмонт», 1788) тенденциями, Г. шёл к реалистич. осмыслению проблем худ. творчества, взаимоотношений человека и об-ва (автобиографич. кн. «Поэзия и правда», 1811—33; романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1795—96, и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1821—29), пантеистич. наслаждению полнотой жизненных переживаний (сб. лирич. стихов «Западно-восточный», 1814—19). Творчество Г. отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом филос. соч.— трагедии «Фауст» (1808—1832), насыщенной науч. мысль своего времени, Г. воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Автор тр. «Опыт о метаморфозе растений» (1790), «Учение о цвете» (1810). Подобно Г.— художнику, Г.— натуралист охватывал природу и всё живое (включая человека) как единое целое.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ГЁТЕ, Иоганн Вольфганг (1749—1832), великий немецкий поэт и мыслитель. Род. во Франкфурте на Майне (ф). В юношеские годы возглавлял оппозиц. лит. течение «Буря и натиск». В произведениях этого периода — драме «Гёц фон Берлихинген (г)» (1774), фрагменте «Прометей (п)» (1773, изд. 1830) — наиболее полно протест против феодальной отсталости немецкой жизни и произвола князей, мешавших национальному объединению Германии. В романе «Страдания молодого Вертера» (1774) показана трагедия одарённой личности, не находящей применения своим силам в условиях феодализма. Постепенно отходя от бунтарских настроений, Г. пытается примириться с нем. действительностью.
В 1775 он переезжает в Веймар (в), становится министром при дворе герцога Карла Августа. В 1786 во время поездки в Италию, под влиянием античного иск-ва, Г. переходит на позиции т. н. веймарского классицизма (драма «Ифигения (и) в Тавриде», 1787). Герои его новых произведений (трагедия «Торквато Тассо (т)», 1790, и др.) идут на компромисс с действительностью. Однако и в этот период Г. остаётся верен идее единства Германии и выступает против всякого нац. угнетения (героич. драма «Эгмонт (э)», 1788,— о нац.-освободит. борьбе в Нидерландах). После 1789 Г. создаёт несколько мало удачных произведений, направленных против якобинского, демократич. этапа бурж. революции во Франции конца 18 в.
Ф. Энгельс писал о Г., что «в нем постоянно происходит борьба между гениальным поэтом, которому убожество окружающей его среды внушало отвращение, и опасливым сыном франкфуртского патриция, либо веймарским тайным советником, который видит себя вынужденным заключить с ним перемирие и привыкнуть к нему». К наиболее значит. произведениям последнего периода творчества Г. относятся романы «Годы учения Вильгельма Мейстера» (4 тт., 1795—96), «Годы странствия Вильгельма Мейстера» (1821—29) и драматич. поэма «Фауст (ф)» (первая ред. 1773—75, изд. в окончат. редакции, 2 чч., 1808—32). В романах Г. рисует жизнь Германии конца 18 — нач. 19 вв. и решает общественно-культурные, экономич., эстетич. и др. проблемы, возникающие в связи с капиталистич. развитием страны.
Г.— создатель нем. лирики нового времени. Его поэзия, глубоко гуманистичная, во многих своих проявлениях выросла из традиций народного творчества (баллады, песенная лирика). Величайшее произведение Г. «Фауст» подводит итог развитию нем. общества на протяжении нескольких веков; главная мысль поэмы состоит в утверждении, что основой жизни, залогом свободы человека является творческое дерзание, деятельность, труд. Г. написал ряд работ по вопросам естествознания, главным образом по морфологии животных и растений (Г. ввёл самый термин «морфология»); высказывал мысль об эволюции органической природы.
200-летие со дня рождения Г. отмечено в Германской Демократич. Республике 28 авг. 1949 как подлинно народный праздник.
Большая российская энциклопедия. Том 7. — Москва, 2007. — С. 33-35 // Электронная версия |
ГЁТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг фон (28.8.1749, Франкфурт-на-Майне – 22.3.1832, Веймар), нем. писатель, мыслитель, естествоиспытатель, поч. чл. Петерб. АН (1826). Родился в состоят. бюргерской семье (отец – имперский советник, доктор права Иоганн Каспар фон Гёте). Изучал право в ун-те Лейпцига (1765–1768). Первые лит. опыты Г. близки к поэзии рококо: пронизанные мотивами анакреонтики пасторальная пьеса «Каприз влюблённого» («Die Laune des Verliebten», 1768), первый сб. стихотворений «Новые песни» («Neue Lieder», издан анонимно, 1769). В 1768–69 написал комедию «Совиновники» («Die Mitschuldigen», опубл. в 1787), выдержанную в духе франц. классицизма (Мольер) и просветит. рационализма. Завершил образование в ун-те Страсбурга (1770–71), где сблизился с И. Г. Гердером, стал участником движения «Буря и натиск», познакомился с творчеством У. Шекспира, песнями Оссиана (мистификацией Дж. Макферсона), нар. поэзией. Здесь возникли первые наброски трагедии «Фауст» («Faust»), а также «Зезенгеймские песни» («Sesenheimer Lieder»), вдохновлённые любовью Г. к дочери сельского пастора Фредерике Брион; среди них – такие шедевры любовной лирики, как «Майская песня» («Mailied»), «Свидание и разлука» («Willkommen und Abschied», обе 1771, изданы в 1775). В 1771 Г. вернулся во Франкфурт-на-Майне, где были созданы: речь «Ко дню Шекспира» («Zum Shakespearestag», 1771); стихотворения «Песнь странника в бурю» («Wandrers Sturmlied», 1771–72), «Прометей» («Prometheus», 1774), «Песнь Магомета» («Mahomets Gesang», 1774). Лирику Г. эпохи «Бури и натиска» отличают тонкое чувство природы, сочетание субъективности и предметности, музыкальность, богатство ритмич. рисунка. Драма «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» («Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand», 1773), созданная в антиклассицистич. шекспировской манере «сценических картин» на основе подлинных мемуаров швабского рыцаря, участника Крестьянской войны в Германии (1525), открыла нац. историю для нем. театра. Всеевропейскую известность Г. принёс роман в письмах «Страдания юного Вертера» («Die Leiden des jungen Werthers», 1774), навеянный как лит. источниками, так и реальными событиями в жизни автора. В романе, восторженно принятом «бурными гениями» и сентименталистами, но отвергнутом просветителями старой школы (Г. Э. Лессингом, И. Кантом, Г. К. Лихтенбергом, К. Ф. Николаи) из-за предпочтения чувства разуму, были затронуты важнейшие для современников проблемы естественного человека и естественного права, социального неравенства. В 1787 писатель, уже отошедший от поэтики «Бури и натиска» и обеспокоенный превратным восприятием романа (увидев в нём апологию самоубийства, неск. молодых людей покончили с собой в подражание Вертеру), создал его новую, более взвешенную редакцию.
В 1775 по приглашению Карла Августа, будущего великого герцога Саксен-Веймарского и Эйзенахского, Г. переехал в Веймар. С 1779 тайный советник, с 1782 камер-президент, в этом же году возведён в дворянство. Собственно худож. творчество для Г. в это время отошло на второй план: одновременно с адм. и хозяйств. деятельностью в Веймаре Г. занимался естеств. науками: круг его интересов включал зоологию и ботанику [«Метаморфоза растений» («Die Metamorphose der Pflanzen», 1790)], остеологию и анатомию (в 1786 Г. открыл межчелюстную кость у человека), оптику и теорию цвета («Beiträge zur Optik», 1791–92; «Zur Farbenlehre», Bd 1–2, 1810), метеорологию, геологию и минералогию. Представление о мире как о живой целостности раскрывается в таких понятиях натурфилософии Г., как «морфология» [впервые введённый им термин для обозначения учения о форме (Gestalt), формировании и преобразовании («метаморфозе») органич. тел, растений и животных], «прафеномен» [обнаруживаемая в облике конкретной вещи (напр., «прарастения») сущность целого класса аналогичных явлений], «полярность» (динамич. единство противонаправленных сил в их взаимообусловленности). Обращение к натурфилософским проблемам обусловило изменения в его лирике: в стихотворениях «Зимняя поездка в Гарц» («Harzreise im Winter», 1777), «Божественное» («Das Göttliche», 1782), «Ильменау» («Ilmenau», 1783), двух «Ночных песнях странника» (1776, 1780) субъективное начало уступает место космич. чувству соподчинённости человека природе. Таинственная магия природы воспета Г. в знаменитых балладах «Рыбак» («Der Fischer», 1778) и «Лесной царь» («Erlkönig», 1782).
Устав от сложных взаимоотношений при Веймарском дворе, Г. 3.9.1786 тайно отправился в путешествие по Италии. Впечатления от этой поездки легли в основу эстетики веймарского классицизма; они также отразились в «Римских элегиях» («Römische Elegien», изд. в 1795), вдохновлённых любовной лирикой др.-рим. поэтов (Катулла, Тибулла, Проперция, Овидия) и связанных с Кристианой Вульпиус, с которой Г. познакомился по возвращении из Италии в 1788 (стала женой Г. в 1806). В 1788 закончена и вышла в свет трагедия «Эгмонт» («Egmont»), в 1790 опубликована драма «Торквато Тассо» («Torquato Tasso»), ставшая, как и трагедия «Ифигения в Тавриде» («Iphigenie auf Tauris», 1787), ярким свидетельством обращения Г. к идеальной «прекрасной гуманности». Второе итал. путешествие (1790) принесло разочарование, что проявилось в иронично-полемич. «Венецианских эпиграммах» («Venezianischen Epigramme», 1796). Франц. революция поначалу была воспринята Г. в комич. ключе [комедии «Великий Кофта» («Der Groß-Cophta»), 1792; «Гражданин генерал» («Der Bürgergeneral»), «Мятежные» («Die Aufgeregten»), обе 1793]. В стихотв. эпосе «Герман и Доротея» («Hermann und Dorothea», 1797) Г. соединил идиллич. картины сельской жизни с изображением драматич. судьбы эмигрантов. Величие революции как события, открывшего новый период мировой истории, было осознано Г. в период воен. кампании во Франции в 1792–93. Свои мысли о франц. походе Г. зафиксировал в автобиографич. соч. «Кампания во Франции» («Campagne in Frankreich 1792») и «Осада Майнца» («Belagerung von Mainz», оба 1822). В 1794 Г. получил от Ф. Шиллера приглашение принять участие в новом ж. «Оры» («Die Horen»), что привело к плодотворной дружбе двух поэтов. В этом же году вышел в свет сатирич. животный эпос «Рейнеке-лис» («Reineke Fuchs»). В 1794–95 в «Орах» опубликован роман в новеллах «Разговоры немецких эмигрантов» («Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten»), построенный в осн. на обработке традиц. европ. повествовательных сюжетов.
В романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters Lehrjahren», изд. в 1795–96), вызвавшем бурную дискуссию (с участием Ф. Шиллера, К. В. фон Гумбольдта, К. Г. Кёрнера, Ф. Шлегеля, Новалиса, Жан Поля), дан классич. образец нем. «романа воспитания», воссоздающего историю социального и нравств. становления личности. В 1797 Г. и Шиллер опубликовали язвительные «Ксении» («Xenien»), пример лит. полемики веймарского классицизма. В 1797 Г. написал и опубликовал ряд получивших мировую известность баллад: «Кладоискатель» («Der Schatzgräber»), «Ученик волшебника» («Der Zauberlehrling»), «Коринфская невеста» («Die Braut von Korinth»), «Бог и баядера» («Der Gott und die Bajadere»). Следуя примеру Шиллера, Г. издавал журналы «Пропилеи» («Propyläen», 1798–1800) и «Об искусстве и древности» («Über Kunst und Alterthum», 1816–28), с 1804 – «Иенскую всеобщую литературную газету» («Jenaische Allgemeine Literaturzeitung»).
В 1808 Г. принял участие в Эрфуртском конгрессе и беседовал с Наполеоном I. В это же время, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства (тяготы воен. времени, вызванные вторжением Наполеона в Германию), закончены 1-я часть трагедии «Фауст» (изд. в 1808), роман «Избирательное сродство» («Die Wahlverwandtschaften», Bd 1–2, изд. в 1809); начат автобиографич. труд «Поэзия и правда. Из моей жизни» («Dichtung und Wahrheit. Aus meinem Leben», Bd 1–4, изд. в 1811–33). В «Избирательном сродстве» Г. дал новую, символич. интерпретацию проблемы брака и взаимоотношений между полами: тонкий психологич. анализ оттеняется аналогиями из химич. науки. «Поэзия и правда» охватывает ранний период жизни Г. (до переезда в Веймар), критически оценивая субъективизм и бунтарство «Бури и натиска». С 1813 Г. работает над новым автобиографич. сочинением – «Итальянское путешествие» («Die Italienische Reise», Bd 1–3, изд. в 1816–29), в центре которого – идея «второго рождения» Г., осознание себя как артиста, художника и писателя. С 1814 по 1819 Г., вдохновлённый Хафизом в переводе Й. фон Хаммера и любовью к Марианне фон Виллемер, создаёт поэтич. цикл «Западно-восточный диван» («West-östlicher Divan», изд. в 1819), сопроводив его замечаниями и комментариями («Noten und Abhandlungen zu besserem Verständnis des West-östlichen Divans», 1819). Ориентальная тема, во многом идущая от романтиков, истолкована Г. в духе сближения культур Запада и Востока. Не менее важен автобиографич. мотив обретения влюблённым поэтом второй юности (образы Хатема и Зулейки). Идиллич., патриархальный Восток – «край любви, вина и песни» («Хиджра») – предстаёт у Г. как живое, гармоничное единство любви, поэзии и религии. С 1816 Г. возвратился к работе над «Фаустом» (2-я часть). В 1823 любовь к Ульрике фон Леветцов привела к созданию «Мариенбадской элегии» («Elegie von Marienbad», 1823) – шедевра поздней лирики Г., которая в целом тяготеет к натурфилософской отвлечённости, иронии и дидактике [«Первоглаголы. Учение орфиков» («Urworte. Orphisch», изд. в 1820); «Дорнбургские стихотворения» («Dornburger Gedichte», 1828, издано посм. в 1833)]; в ней проявляется тенденция к циклизации [«Китайско-немецкие времена года и дня» («Chinesisch-deutsche Jahres- und Tageszeiten», 1827, изд. в 1830)]. В 1829 издан роман «Годы странствия Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters Wanderjahren, oder Die Entsagenden»), в котором тесно переплетены важнейшие для Г. темы: практич. коллективной деятельности на благо общества, странствия, отречения от субъективных желаний и устремлений, сопутствующего процессу деятельного воспитания, духовного возрастания личности. Публицистика позднего Г. отличается исключит. широтой интересов: он откликается на осн. события лит. жизни Европы, состоит в переписке с ведущими европ. журналами, интересуется разл. нац. литературами, высоко оценивая творчество Дж. Байрона, Т. Карлейля, Ф. Р. де Шатобриана, В. Гюго, П. Мериме, А. Мандзони, В. А. Жуковского и др. Интенсивные лит. контакты зрелого и позднего Г. привели его к формированию концепции всемирной лит-ры как единой «кровеносной системы» совр. культуры. Идея всемирной лит-ры Г. связана с его концепцией классическо-романтич. синтеза, понимаемого им как спор и диалог двух типов творчества. В целом не принимая романтизм как тенденциозное, манерное, «больное» иск-во, Г. обязан романтикам не только интересом к Востоку, но и увлечением ср.-век. нем. иск-вом и архитектурой (сотрудничество в 1810-е гг. с коллекционером и писателем С. Буассере).
В 1831 Г. завершил 2-ю часть «Фауста», создав одно из самых значит. произведений мировой лит-ры. Г. воспринял известный сюжет о чернокнижнике и маге через призму нар. книг 16–17 вв. и пьес для кукольного театра, изменив под влиянием Просвещения трактовку центр. персонажа: Фауст у Г. оправдан безусловной волей к созиданию. Деятельному Фаусту на протяжении всей трагедии служат демонич., магич. силы природы, воплощённые в фигуре Мефистофеля, который своим отрицанием и скепсисом призван беспокоить и побуждать Фауста к новым свершениям и к самопреодолению. Композиционно трагедия состоит из «Посвящения», «Театрального вступления», «Пролога на небе» и двух частей. 1-я, готически-ср.-век., часть трагедии включает две осн. сюжетные линии: историю Фауста как учёного (мотивы недовольства схоластич. ср.-век. учёностью, поисков новой жизненной мудрости; сатира на филистеров от науки в образе Вагнера) и любовную историю Фауста и Гретхен (мотивы столкновения с традиц. моралью, погружения в мир элементарных инстинктов, поиска «вечно женственного»). 2-я часть трагедии, состоящая из пяти актов, выводит героев на простор мировой истории, позволяя Фаусту с помощью Мефистофеля реализовывать свои дерзкие помыслы. Брак с Еленой – символич. отображение идеи классическо-романтич. синтеза – заканчивается трагически: гибнет сын Елены и Фауста Евфорион (в нём угадываются черты Байрона), Елена оставляет Фауста, возвращаясь в недостижимый мир классич., античного идеала. В 5-м акте Фауст, получив в дар от императора клочок суши на берегу моря, стремится осуществить идеал «свободного труда на свободной земле», попутно обрекая на гибель патриархально-идиллич. пару – Филемона и Бавкиду. Ослеплённый Заботой, Фауст до конца продолжает руководить строит. работами; финальная сцена представляет собой посрамление Мефистофеля и триумф Фауста, истолковывавшийся разл. образом: как явление Божественной благодати, торжество «вечно женственного», «всеобщее спасение» в духе богословской концепции Оригена или как свидетельство творч. неудачи автора.
Произведения Г. переводились в России с 1780 («Клавиго» в пер. О. П. Козодавлева). Среди переводчиков Г. – В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, К. С. Аксаков, Н. П. Огарёв, А. А. Фет, А. К. Толстой, К. Д. Бальмонт, И. Ф. Анненский, Вяч. И. Иванов, В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин, С. М. Соловьёв, Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, Д. С. Самойлов и др. Наиболее известные переводы «Фауста» принадлежат Н. А. Холодковскому (1878) и Б. Л. Пастернаку (1-я часть – 1949, 2-я часть – 1952); его переводили также А. А. Фет (1882–83) и В. Я. Брюсов (1919–20).
Соч.: Werke. Weimar, 1887–1919. Bd 1–133; Собр. соч. М.; Л., 1932–1949. Т. 1–13; Die Schriften zur Naturwissenschaft. Weimar, 1947–2005. Abt. 1. Bd 1–11. Abt. 2. Bd 1–10; Избранные философские произведения. М., 1964; Об искусстве. М., 1975; Собр. соч. М., 1975–1980. Т. 1–10; Sämtliche Werke. Briefe, Tagebücher und Gespräche. Fr./M., 1987–1999. Abt. 1. Bd 1–27. Abt. 2. Bd 1–12; Западно-восточный диван. М., 1988; Переписка: В 2 т. М., 1988.
Лит.: Gundolf F. Goethe. B., 1916. N. Y., 1971; Зиммель Г. Гете. М., 1928; Дурылин С. Н. Русские писатели у Гете в Веймаре // Литературное наследство. М., 1932. Вып. 4/6; Strich F. Goethe und die Weltliteratur. Bern, 1954; Spranger E. Goethe. Seine geistige Welt. Tüb., 1967; Канаев И. И. Гете как естествоиспытатель. Л., 1970; Staiger E. Goethe. 6. Aufl. Z., 1970–1981. Bd 1–3; Keller W. Goethes dichterische Bildlichkeit. Münch., 1972; Mandelkow K. R. Goethe in Deutschland. Rezeptionsgeschichte eines Klassikers. Münch., 1980–1989. Bd 1–2; Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л., 1982; Свасьян К. А. Философское мировоззрение Гете. Ер., 1983; Михайлов А. В. Гете и отражения античности в немецкой культуре на рубеже XVIII–XIX вв. // Контекст-1983. М., 1984; Бахтин М. М. Время и пространство в произведениях Гете // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986; Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М., 1986; Wilpert G. von. Goethe-Lexikon. Stuttg., 1998; Данилевский Р. Ю. Пушкин и Гете. СПб., 1999; Лагутина И. Н. Символическая реальность Гете. М., 2000; Тураев С. В. Гете и его современники. М., 2002; Goethe-Handbuch. Stuttg.; Weimar, 2004. Bd 1–5; Якушева Г. В. Фауст в искушениях ХХ в. М., 2005; Житомирская З. В. И. В. Гете: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. 1780–1971. М., 1972.
Ссылки
- Гёте. Избранные произведения в 2-х томах. 1985
- Лиса — символ ума, хитрости, коварства. В 1793 году Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) немецкий писатель, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, пишет эпическую поэму "Рейнеке Лис"...
Приложения
БЕРЛИХИНГЕН, Гёц фон (1480—1562), нем. рыцарь, примкнувший к восставшим крестьянам во время Крестьянской войны в Германии в 1526 и предавший крестьян.
ВЕЙМАР, город в Германии, к юго-востоку от Лейпцига, адм. ц. Тюрингии. 67 т. ж. (1946). Вагоностроение, металлообработка. В В. жили поэты И. В. Гёте, Ф. Шиллер, композиторы И. С. Бах, Ф. Лист. В 1919 в В. Национальное собрание Германской республики приняло т. н. Веймарскую конституцию.
ИФИГЕНИЯ, в греч. мифологии дочь царя Аргоса Агамемнона; согласно мифу, по прорицанию толкователя воли богов Калхаса, она должна была быть принесена в Жертву. И. была спасена Артемидой: последняя заменила её ланью и перенесла в Тавриду. Миф об И. послужил, сюжетом трагедий Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» и был использован И. В. Гёте и Ж. Расином.
ПРОМЕТЕЙ, в греч. мифологии один из титанов, похитивший огонь у богов и принёсший его людям. Согласно мифам, П. в наказание был прикован Зевсом к скале, где орёл клевал его печень. П. был освобождён Гераклом. К образу П. обращались Эсхил, Гёте, Байрон, Шелли и др.
ТАССО, Торквато (1544—95), выдающийся итал. поэт. Автор лирич. стихотворений, поэмы «Ринальдо» (1562), пасторальной драмы «Аминта» (пост. 1573, изд. 1581). В эпич. поэме Т. «Освобожденный Иерусалим» (1575, изд. 1580) об эпохе крестовых походов противоречивое сочетание гуманистич. идей Возрождения с религиозными мотивами выражает кризис общественной мысли конца 16 в. Скитальческая жиэнь Т., легенда о его любви к сестре феррарского герцога Элеоноре дали материал для мн. лит. произведений (В. Гёте «Торквато Тассо», 1790, К. Н. Батюшков «Умирающий Тасс», 1817).
ФАУСТ, Иоганн, легендарный нем. алхимик и «чернокнижник», живший в начале 18 в. и, согласно легенде, вступивший в союз с дьяволом ради того, чтобы постичь тайны познания природы и приобрести могущество. Легенда о Ф. послужила материалом для мн. лит. и муз. произведений: анонимная нем. книга «История доктора Иоганна Фауста» (1587), «Трагическая история доктора Фауста» К. Марло (изд. 1604), «Фауст» В. Гёте (1808—32), «Новая сцена между Фаустом и Мефистофелем» А. С. Пушкина (1825, опубл. 1828) и др.; оперы (Г. Берлиоз, Ш. Ф. Гуно, А. Бойто) и симфония, произведения (Ф. Лист, Р. Вагнер).
ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ, город в Германии, в земле Гессен. Порт на р. Майн. 564,4 т. ж. (1951). Крупный пром. и торгово-фин. центр. Во Ф.-на-М. и его окрестностях развита машино- и автостроит., химич., электротехнич., полиграфич. пром-сть. Ун-т. Ф.-на-М. — родина И. В. Гёте.
ЭГМОНТ, Ламораль (1522—68), граф, — нидерландский политич. деятель, глава дворянской оппозиции против испан. произвола в Нидерландах накануне и в начале нидерландской буржуазной революции 16 века. Защищал интересы нидерландской аристократии. При террористич. режиме герцога Альбы был казнён. В. Гёте в трагедии «Эгмонт» (1788), идеализируя образ Э., изобразил его героич. борцом за свободу Нидерландов. Л. Бетховен написал (1810) к трагедии Гёте музыку.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955