Содержание:
Настольный календарь колхозника.1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Ссылка
Настольный календарь колхозника 1939 год. — М.: ОГИЗ, Гос. издательство колхозной и совхозной литературы. — С. 252
А. М. ГОРЬКИЙ
Великий русский писатель Алексей Максимович Горький родился 28 марта 1868 г. в Нижнем-Новгороде (теперь — город Горький) в семье столяра Пешкова.
В своих книгах «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горький рассказал, как проходило его детство, как он жил в юности. Ему выпала на долю тяжелая трудовая жизнь. Четырех лет он потерял отца, а десяти — мать. Жил он с дедом и бабушкой в крайней бедности. Бродил по дворам и улицам, собирая ветошь, которую продавал потом за гроши: за пуд тряпок получал двугривенный, за пуд костей — восемь копеек. Еще ребенком пошел Горький «в люди», его отдали «в мальчики» при магазине обуви, потом он попал в ученики к чертежнику, выполняя в то же время грязную домашнюю работу в доме у хозяина. Не выдержав, Горький убежал, жил на набережной Волги, потом поступил на пароход мыть посуду. Много всего пришлось повидать Горькому: был он и сторожем; и садовником, и пекарем, и дворником, и грузчиком. На своем собственном опыте он изведал всю тяготу жизни трудового народа при царизме и не забыл о ней никогда.
В молодости Горький исходил почти всю Россию. B 1891. г. он прошел, работая поденно и батрача у кулаков, по Донской области, по Украине. Поработав грузчиком в Одессе, он прошел Перекоп, Кубань, Черноморье, дошел до Тифлиса.
К литературе тянуло Горького с самых ранних лет, по ночами читал: все, что ему попадалось под руку. Не получив систематического образования, он сумел накопить огромный запас знаний и был одним из образованнейших людей своего времени.
В 1892 г. в печати впервые появился рассказ М. Горького «Макар Чудра». Произведений М. Горького быстро обратили на него внимание, и через несколько лет он уже пользовался исключительной всемирной известностью. Еще до своего вступления на путь литературного творчества М. Горький начал участвовать в революционном движении. Уже с 1889 г. за ним начали слежку жандармы, в этом же году он впервые был посажен в тюрьму (потом его неоднократно арестовывали). Сблизившись с большевиками, М. Горький по поручению партии совершил поездку в Америку для сбора денег на нужды революционного движения, после чего он уже не мог вернуться в Россию, стал политическим эмигрантом и поселился в Италии на острове Капри.
В 1907 г. Горький присутствовал в Лондоне на V съезде партии, там он встретился с Лениным. Об этой встрече он рассказал в своих замечательных воспоминаниях о Ленине. С Лениным у Горького завязалась тесная дружба.
После Октября М. Горький ведет огромную культурную работу. Проведя из-за болезни несколько лет за границей, он в 1928 г. возвращается на родину, становится во главе Союза советских писателей, ведет напряженнейшую работу.
Враги советского народа, кровавые троцкистские бандиты — Бухарин, Рыков и др. — решились на величайшее преступление и стали подготовлять убийство Горького. Это удалось им 18 июня 1936 г. беззаветного друга трудящихся, гениального художника слова — Алексея Максимовича Горького не стало. Он был убит врагами в тот момент, когда он заканчивал работу над четвертой, частью своего замечательного произведения «Жизнь Клима Самгина». Из сохранившихся набросков видно, что он задумал нарисовать в этой четвертой части образ Владимира Ильича Ленине. И за этой великой работой оборвалась его жизнь. В своей речи на похоронах М. Горького тов. Молотов сказал:
«После Ленина смерть Горького — самая тяжелая утрата для нашей страны и для человечества. Наша сила в том, что народ советской страны, которому Горький отдал весь свой великий талант и великое сердце, поднялся уже на свои могучие ноги, дал простор росту своих безмерных сил и талантов, и тем самым победоносно воплощает в жизнь надежды и мечты лучших представителей человечества».
Все творчество М. Горького было без остатка отдана борьбе за освобождение угнетенного человечества от гнета капитализма.
С исключительной глубиной и силой разоблачал Горький в своих произведениях этот гнет. Он нарисовал трагические, незабываемые картины страданий и гибели людей, лишенных буржуазным обществом возможностей человеческого существования («Скуки ради», «Страсти-мордасти», «Вывод», «Бывшие люди», «На дне»). Отрицая в своих произведениях весь капиталистический строй, основанный на угнетении всего трудящегося человечества, М. Горький страстно призывал к борьбе с этим строем. В своих фантастических рассказах («Макар Чудра», «Старуха Изергиль») он рисовал образы героических борцов-революционеров, отдающих свою жизнь за счастье общества.
В своих революционных «песнях» («Песня о соколе», «Песня о буревестнике») он выразил героическое устремление народных масс к свободе, воспел беззаветную отвагу бойцов революции.
В пьесе «Враги» и в романе «Мать», любимой книге трудящихся всего мира, — он показал подлинную жизнь русских рабочих и героев, которых выдвигал рабочий класс в борьбе с капиталистическим гнетом.
Наряду с изображением революционного движения, Горький в своих произведениях давал исключительно широкую и полную картину всей русской жизни. В свое время Белинский, назвал «Евгения Онегина» Пушкина энциклопедией (т. е. полным кругом знаний) русской жизни. Творчество Горького дает читателю энциклопедию русской жизни ХХ века. Горький показал и русскую буржуазию со всем ее хищничеством и лицемерием («Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»), и русское уездное мещанство («Городок Окуров», «Матвей Кожемякин»), и русскую интеллигенцию («Жизнь Клима Самгина»), не говоря уже о рабочем классе й крестьянстве.
Его произведения дают исключительно глубокую и разностороннюю картину жизни, правдиво разоблачают все хищническое и мерзкое в этой жизни, с величайшим энтузиазмом призывают к борьбе за новую, лучшую, счастливую жизнь, создающуюся сейчас в нашей стране.
Глубокая жизненная правда характеризует все творчество Горького — великого русского писателя, социалистического реалиста.
Огромное значение имеют публицистические и критические работы А. М. Горького. Пламенный общественник, защищавший дело пролетариата во всем мире, Горький чутко отзывался на события мировой общественной жизни. Он беспощадно клеймил и разоблачал фашизм. В своей известной статье «Если враг не сдается — его уничтожают» — он, как подлинный пролетарский гуманист, поднял свой голос за уничтожение троцкистских выродков, вредящих делу социализма, продающих свою родину. Горький призывал трудящихся к непримиримой борьбе с врагами народа.
Горький сам писал, что «каждая книга чему-нибудь да учит». Ero произведения учат величайшей ненависти к капиталистическому строю, они воспитывают новых людей — строителей социалистического общества.
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 458
ГОРЬКИЙ, Максим [псевдоним Пешкова, Алексея Максимовича; 16(28) марта 1868—18 июня 1936], великий русский писатель, «крупнейший представитель пролетарского искусства» (В. И. Ленин), основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы. Род. в Нижнем Новгороде в семье столяра. Г. пришлось испытать тяжёлую нужду и лишения, много странствовать по России. Его жизнь описана им в автобиографич. повестях, имеющих большое художеств.-историч. значение: «Детство» (1913—14), «В людях» (1915—16), «Мои университеты» (1923). С чудесной силой, свидетельствующей о высокой талантливости народа, породившего его, Г. поднялся из глубочайших низов старой трудовой России до самых вершин человеческой культуры. Г. прошёл большой путь революционера, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Выдвинутый величайшей из революций, он стал её певцом, её буревестником. Примкнув к большевикам, Г. стал ближайшим другом и соратником В. И. Ленина и И. В. Сталина, оказавших огромное влияние на идейное развитие писателя.
В своих ранних произведениях Г. создал романтические образы свободолюбивых, гордых людей, протестующих против бурж.-мещанской действительности («Макар Чудра», 1892, «Челкаш», 1895, «Старуха Изергиль», 1895), призывал к борьбе против старого мира («Песня о Соколе», 1895, «Песня о Буревестнике», 1901). Глубоко реалистически изображал Г. жизнь различных слоев русского общества, показывал, как капитализм уродует человека («Двадцать шесть и одна», 1899, «Коновалов», 1897, «На дне», 1902, и др.). В гениальном романе «Мать» (1906), получившем высокую оценку В. И. Ленина, Г. впервые в мировой лит-ре с большой художеств. силой нарисовал картины революц. борьбы пролетариата, зарождение революц. союза рабочих и крестьян, показал силу и красоту героев пролетарского движения, создал бессмертные образы Павла Власова, его матери Ниловны, рабочего Андрея Находки. Роман имел большое значение для идейного воспитания пролетариата во всех странах мира. Многие произведения Г. посвящены изображению капиталистич. хищничества, угнетения человеческой личности, разоблачению гнилых устоев капиталистич. общества (повести и пьесы: «Фома Гордеев», 1899, «Враги», 1906, «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910—11, «Дело Артамоновых», 1925, «Егор Булычов и другие», 1932, и др.). Г. обличает пошлость мещанства (пьеса «Мещане», 1902, повесть «Городок Окуров», 1909), упадочничество бурж. интеллигенции, её преклонение перед капиталом. Широким полотном русской жизни за 40 лет, от возникновения марксизма в России до победы Советской власти, явился роман «Жизнь Клима Самгина» (1927—36), оставшийся незаконченным. Как художник Г. завершил развитие русской классич. лит-ры 19 в. и явился подлинным родоначальником пролетарской социалистической лит-ры. Он оказал огромное влияние на развитие советской лит-ры, на многих передовых писателей зарубежных стран и на развитие демократич. лит-ры во всём мире. Г. был замечательным публицистом и критиком (сб. «О литературе», 3 изд., 1937), другой в воспитателем неск. поколении советских литераторов. Он был инициатором создания Союза советских писателей, его первым председателем. Многообразна была обществ.-политич. деятельность Г., в основе к-рой лежала забота о воспитании нового человека — стойкого революционера, активного и самоотверженного борца и строителя коммунистического общества. «Величие Горького в том, что его светлый ум, близость к народу и самоотверженный гигантский труд над освоением достижений культуры человечества сделали его беззаветный, другом трудящихся и великим вдохновителем борьбы за дело коммунизма» (В. М. Молотов).
Г. резко отрицательно относился: к капитализму и в особенности к амер. капиталистич. «цивилизации»; он беспощадно вскрыл её пороки в ряде блестящих памфлетов («Город желтого дьявола» и др.). Писатель неустанно призывал к борьбе с фашизмом («О солдатских идеях», 1932, «О культурах», 1935, и др.), разоблачал подготовку 2-й мировой войны.
Г. был умерщвлён троцкистско-бухаринской бандой. Скончался 18 июня 1936. Похоронен на Красной площади в Москве. В 1951 в Москве открыт памятник великому русскому писателю.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 331
ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Ал. Макс. Пешков) (1868—1936), рус. сов. писатель и обществ. деятель, основоположник лит-ры социалистич. реализма, лит. критик и публицист, инициатор создания и первый пред. Правления СП СССР. В «Очерках и рассказах» (т. 1, 1898—99) нарисовал романтич. образы свободолюбивых людей, в аллегорич. форме призывал к рев. подвигу («Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). В ром. «Фома Гордеев» (1899), «Трое» (1900) показал своеобразие ист. процесса в России кон. 19 в., подошёл к осознанию худ. принципов социалистич. реализма, воплощённых в ром. «Мать» (1906) и пьесе «Враги» (1906), в к-рых в первые в мировой лит-ре создал образ пролет. революционеров. В пьесах «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Варвары» (1905), «Последние» (1908) подверг критике социальные и филос. основы бурж. строя; ром. «Дело Артамоновых» (1925), пьесы «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (1935, 2-я ред.) утверждали ист. закономерность социалистич. рев-ции. Автобиографич. трил. «Детство» (1913—14), «В людях» (1915—16), «Мои университеты» (1922). Лит. портрет В. И. Ленина (1924—31), Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко. В ром.-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (т. 1—4, 1925—36) запечатлел широкую картину рус. жизни, идейно-обществ. борьбу предрев. десятилетий. Творчество и традиции Г. оказали влияние на развитие многонац. сов. и мировой прогрес. лит-р.
Ссылка
- Горький — Большая российская энциклопедия