ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Большая российская энциклопедия. 2017

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 458—459


НАЛОГИ. В капиталистич. странах Н. с населения составляют до 90% доходной части гос. бюджета (см. Бюджет государственный). Всей своей тяжестью Н. ложатся на трудящихся, усиливая обнищание рабочего класса и ускоряя разорение мелких товаропроизводителей. Посредством Н. капиталисты осуществляют перераспределение нац. дохода в пользу господств. классов, дополнительную эксплуатацию рабочего класса и трудящегося крестьянства. Полученные от Н. средства идут на содержание бурж. гос. аппарата, на личное обогащение помещиков и капиталистов, на подготовку и ведение войн и др. паратизич. цели. Н. в капиталистич. странах делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся Н. с доходов (подоходный Н.), с наследства, с земли, строений и т. п.; к косвенным — акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины и пр. Косвенные Н. взимаются с населения через повышение цен на товары, гл. обр. широкого потребления. В период общего кризиса капитализма и в особенности после 2-й мировой войны (1939—45) Н. в капиталистич. странах достигли чудовищных размеров в связи с усилением паразитизма и загниванием капитализма. В США прямые Н. с населения в 1952—53 возрасли по сравнению с 1937—38 более чем в 12 раз, в Англии в 2 раза, во Франции в 2,6 раза, в Италии в 1,5 раза.

С победой диктатуры пролетариата классовая природа и направленность Н. коренным образом меняются. В переходный период от капитализма к социализму Н. являются одним из средств вытеснения и ограничения капиталистич. элементов. При социализме Н. является одной из форм участия трудящихся в укреплении социалистического государства. В госбюджете СССР подавляющую часть доходов составляют неналоговые поступления от государственных предприятий. Кооперативные организации и колхозы платят подоходный Н. Удельный вес налогов с населения в доходах госбюджета СССР незначителен. В СССР применяются только прямые Н., устанавливаемые в определ. размерах для различных категорий плательщиков. Средства, получаемые Советским государством путём Н., используются в интересах всего общества, всех трудящихся.Они идут на увеличение капитального строительства, финансирование социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны и др. нужды. Осуществляя посредством Н. мобилизацию части ден. накоплений социалистических предприятий и организаций, а также части доходов населения. Советское государство обеспечивает распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с задачами нар.-хоз. плана.

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 867


НАЛОГИ, обязательные платежи, взимаемые гос-вом с физич. и юридич. лиц. Н. деляться на прямые, к-рыми облагаются доходы и имущество, и косвенные (см. Акциз), увеличивающие цену товаров. При капитализме Н.— один из гл. источников (до 80%) доходов гос. бюджета; осн. их тяжесть несут трудящиеся. При социализме Н.— одно из средств планового распределения и перераспределение части нац. дохода. Н. с населения занимают незначит. уд. вес в доходах Гос. бюджета СССР (8,5% в 1976). В СССР Н. постепенно сокращаются: отменён подоходный налог с зарплаты 70 руб. в месяц и значительно сокращены ставки Н. на зарплату до 90 руб. в месяц (1.1.1973, 1.1.1976).

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 21. — Москва, 2012. — С. 718-720. Электронная версия


НАЛО́ГИ, обязательные, индивидуально безвозмездные платежи: взимаемые с физических и/или юридических лиц; установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты; предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. Значимые характеристики налоговых платежей: 1) законодательная основа – Н. являются только те платежи, которые устанавливаются в рамках законодательства; 2) обязательность – законом однозначно определяется обязанность граждан и организаций уплачивать Н. Обязательность уплаты Н. основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»; 3) индивидуальная безвозмездность налоговых платежей, которая означает, что факт уплаты Н. налогоплательщиками не порождает встречной обязанности государства совершить к.-л. действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счёте возмездность в сфере налоговых отношений всё-таки имеет место в силу того, что государство предоставляет своим гражданам определённый круг государственных (или общественных) услуг; 4) поступление платежа в пользу субъектов публичной власти – в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), гос. внебюджетные фонды. Только платежи, которые поступают в бюджет или гос. внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), могут быть названы Н. Если платежи, удовлетворяющие приведённым выше трём условиям, поступают не в пользу институтов публичной власти, то таковые считаются не Н., а парафискалитетами.

Н. считаются установленными, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения (факты, действия, обстоятельства, порождающие обязанность уплатить налоги), порядок расчёта налоговой базы (количественная оценка объекта или предмета налогообложения), налоговый период (срок, в течение которого формируется налоговая база), налоговая ставка (сумма налога в расчёте на единицу налоговой базы – доля дохода, доля выручки от реализации, денежная сумма в расчёте на какой-то физич. параметр), порядок исчисления и сроки уплаты Н. Наряду с обязат. элементами Н. (без определения которых Н. не могут быть установлены), могут устанавливаться и факультативные элементы (напр., налоговые льготы).

Экономич. сущность Н. сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике с целью формирования единого фонда денежных средств для финансирования предоставляемых гос. услуг.

По методу установления Н. разделяются на прямые и косвенные. К прямым Н. относят те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчёта налоговой базы и применения к ней налоговой ставки (в осн. подоходно-поимущественные налоги). При этом государство не предполагает, что эти Н. будут переложены налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически речь идёт о том, что в случае прямого налогообложения налогоплательщик и носитель бремени этого налога совпадают. При введении косвенных Н. государство заведомо исходит из того, что те лица, на которые эти Н. вводятся, могут переложить их на кого-то ещё, т. е. конечными носителями налогового бремени данной группы Н. могут быть и не те лица, которые являются налогоплательщиками по законодательству. Косвенные Н. взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг и представляют собой Н. на потребление (напр., акцизы).

В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью Н., последние принято разделять на общие и целевые. Общие Н. зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджетной системы, а целевые – вводятся для финансирования конкретной категории расходов и могут поступать как в бюджет, так и во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды.

По характеру властной компетенции Н. подразделяются на государственные и местные. Государственные Н. вводятся законодат. актами высшего представительного органа государства и зачисляются в гос. бюджет (поступления от некоторых Н. могут передаваться в др. уровни бюджетной системы страны), а местные Н. устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов. В унитарном государстве Н. делятся на национальные (государственные) и местные, а в федеративном – на федеральные и субъектов Федерации (государственные) и местные. История знает выделение в качестве самостоят. и группы т. н. чрезвычайных налогов. К ним относятся налоги, вводимые при особых или чрезвычайных обстоятельствах (как правило, на время войны). Так, чрезвычайные налоги применялись в некоторых странах во время 1-й и 2-й мировых войн (см. Военный налог). В СССР в 1918–20 действовали чрезвычайные революц. налоги с имущих классов населения (напр., чрезвычайный 10-миллиардный революц. налог на состоятельных граждан).

Налоги в РФ

являются осн. источниками доходов бюджетной системы. Их доля во всех доходах консолидированного бюджета РФ по итогам 2011 составила 71,7%. Совр. налоговая система России начала складываться в 1992 с началом активных рыночных преобразований. Тогда вступили в силу законы о налоге на добавленную стоимость, акцизах, принципиально новые редакции закона о налоге на прибыль предприятий и подоходного налога с физич. лиц. Эти и целый ряд иных налогов были введены вместо действовавшей в сов. экономике модели прямого распределения прибыли гос. предприятий и некоторых налогов с населения.

Налоговый кодекс Рос. Федерации (НК РФ) устанавливает систему налогов и сборов. В нач. 21 в. в РФ действуют федеральные, региональные и местные налоги. К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физич. лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологич. ресурсов, гос. пошлина. К региональным налогам ныне относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. Группу местных налогов составляют налог на имущество физич. лиц и земельный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой налог, который вводится на каждой стадии производств. процесса и процесса реализации товара (работ, услуг) вплоть до конечного потребления. При этом на каждом из этапов продвижения товара от производителя к конечному потребителю имеет место зачёт ранее уплаченных сумм этого налога. В результате налогообложению подвергается лишь разность между ценой реализации произведённого товара (работы, услуги) и стоимостью материальных ресурсов, использованных в производств. процессе (добавленная стоимость или стоимость, добавленная обработкой). Плательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу России. В основе определения объекта налогообложения лежит факт реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории РФ. От уплаты НДС освобождаются некоторые виды деятельности (мед. услуги; услуги по перевозке пассажиров гор. пассажирским транспортом общего пользования, услуги в сфере образования, культуры и искусства, целый ряд др. видов услуг). НК РФ устанавливаются налоговые ставки на уровне 0% – для товаров и услуг, экспортируемых за пределы РФ; 10% – при реализации ограниченного круга продовольств. товаров и товаров для детей; 18% – при реализации иных видов товаров, произ-ве работ и оказании услуг.

Налог на прибыль организаций – один из осн. федеральных налогов. Плательщиками этого налога являются предприятия и организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, а также иностр. организации, осуществляющие деятельность в России через постоянное представительство или/и получающие доходы на территории страны. Объектом налогообложения является прибыль организации, которая определяется как разность между доходами и экономически обоснованными и документально подтверждёнными расходами. НК РФ устанавливает ставку налога на прибыль, в соответствии с которой суммы этого налога зачисляются в доход федерального бюджета (ныне 2%), а также предельные значения налоговой ставки, которая может быть установлена субъектами РФ (13,5–18%). Последние имеют право устанавливать конкретную ставку налога на прибыль, в соответствии с которой этот налог зачисляется в доход бюджета того или иного субъекта РФ.

Налог на доходы физических лиц – прямой налог, уплачиваемый ими с полученных доходов (заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, авторские вознаграждения и др. доходы). Данный налог является одним из осн. налогов, формирующих рос. систему налогов. Хотя он и относится к числу федеральных, вся сумма поступлений из этого источника зачисляется в доходы бюджетов субъектов РФ. Плательщиками налога на доходы физич. лиц признаются физич. лица – налоговые резиденты (проведшие на территории России более 183 дней из предшествующих 365) по всей сумме полученных доходов на территории РФ и из-за рубежа и налоговые нерезиденты – только по доходам, полученным в России. Налоговая база для резидентов определяется как сумма облагаемых доходов с учётом установленных вычетов. По налогу на доходы физич. лиц действуют следующие ставки: 13% – по осн. категориям доходов; 9% – по полученным дивидендам; 35% – по некоторым видам материальной выгоды и выигрышам; 30% – по доходам, полученным нерезидентами. Ныне по этому налогу предусмотрены вычеты: стандартные (на самого налогоплательщика и на детей); социальные (вычет благотворит. расходов, расходов на образование, мед. расходов и расходов на формирование пенсионных накоплений); имущественные (доходов от реализации квартиры и некоторых иных имуществ. объектов, расходов на приобретение или строительство жилья); профессиональные (вычет расходов, связанных с получением доходов при ведении определённых видов деятельности). По каждому из вычетов установлены количественные ограничения сумм, принимаемых к вычету. Не все полученные физич. лицом доходы подлежат налогообложению. В частности, не включаются в облагаемую базу пенсии, назначенные в соответствии с действующим законодательством, алименты у лиц их получающих, некоторые виды компенсационных выплат, проценты по банковским вкладам (в пределах установленных сумм) и целый ряд иных доходов.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Плательщиками данного налога признаются лица (предприниматели и организации), осуществляющие пользование недр, связанное с добычей полезных ископаемых. Налогообложению подлежит добыча таких полезных ископаемых, как торф, каменный и бурый уголь, руды чёрных и цветных металлов, драгоценные камни, нефть, природный газ, а также целый ряд др. видов полезных ископаемых. Налоговая база определяется как объём добытого полезного ископаемого, а ставки установлены либо как адвалорные (доля стоимости добытого полезного ископаемого), либо как специфические. В частности, при добыче нефти установлены специфич. ставки и поправочные коэффициенты, отражающие уровень мировых цен на нефть, курс рубля, а также степень выработанности запасов.

Акциз представляет собой косвенный налог, включаемый в цену ряда товаров массового потребления с относительно пониженной эластичностью спроса по цене. К числу подакцизных товаров в России отнесены, в частности, алкоголь, табак и табачные изделия, бензин, дизельное топливо, отд. категории автотранспортных средств и некоторые др. товары. Плательщиками акцизов признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары, а также лица, которые перемещают подакцизные товары через таможенную границу РФ. Ставки акцизов по большинству товаров установлены как специфические (в твёрдых суммах за единицу физич. показателя – литр чистого спирта, тонну и т. д.) или как комбинированные (специфические плюс адвалорные).

Налог на имущество физических лиц – прямой налог, который относится к группе местных налогов. Плательщиками данного налога признаются физич. лица, в собственности которых находятся объекты налогообложения – жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доли в этих объектах (если объекты находятся в долевой собственности). Налоговая база определяется как инвентаризационная стоимость объекта, а ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах тех значений, которые определяет федеральное законодательство. По данному налогу установлен значит. перечень лиц, освобождаемых от его уплаты (в их число входят, в частности: пенсионеры; члены семей военнослужащих, потерявших кормильца; значит. круг лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). От уплаты данного налога освобождаются также некоторые виды зданий и сооружений (напр., специально оборудованные помещения, принадлежащие деятелям культуры и искусства и используемые ими исключительно в качестве мастерских, ателье, студий). Не уплачивается этот налог и с расположенных на садоводческих и дачных участках жилых строений пл. до 50 м2 и хозяйств. строений пл. до 50 м2.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, действовал в РФ с 1992 по 2005 и был отменён с 1.1.2006. Ныне стоимость некоторых видов имущества, полученных в наследство и в дар от лиц, не являющихся близкими родственниками, подлежит обложению налогом на доходы физич. лиц.

Земельный налог – прямой налог, который относится к группе местных. Плательщиками этого налога признаются организации и физич. лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база по этому налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, а ставка налога устанавливается органами местного самоуправления в пределах, определённых НК РФ. Так, для земель, занятых жилым фондом, и земель, приобретённых для личного подсобного или дачного хозяйства, ставка не может превышать 0,3%. Федеральное законодательство устанавливает перечень налоговых льгот по данному налогу, а органы местного самоуправления могут этот перечень расширить.

В нач. 21 в. в России действуют также налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов, – это налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, единый налог на вменённый доход и единый с.-х. налог. Первые два ориентированы на малый бизнес. При этом переход на упрощённую систему налогообложения носит добровольный характер (для организаций и индивидуальных предпринимателей, параметры бизнеса которых соответствуют установленным критериям), а переход на уплату единого налога на вменённый доход носит обязат. характер (в случае соответствия установленным критериям). Единый с.-х. налог адресуется организациям и индивидуальным предпринимателям, осн. видом деятельности которых является сельскохозяйственная. Переход на уплату данного налога носит добровольный характер. При переходе на уплату налогов в рамках спец. налоговых режимов для налогоплательщиков отменяются налоги на прибыль (налог на доходы физич. лиц – для индивидуальных предпринимателей), налог на добавленную стоимость и налог на имущество организаций.

В формировании доходов консолидированного бюджета России весьма существенна роль отд. налогов. Так, по итогам за 2011 доля налога на добавленную стоимость составила 15,7% всех поступлений в этот бюджет, налога на доходы физич. лиц – 9,7% и налога на прибыль организаций – 11,0%. Довольно значительна в 2011 была и роль налога на добычу полезных ископаемых – 9,9%. Менее значительна роль таких налогов, как налог на имущество организаций (2,3%) и акцизы (3,1%). Поступления таких налогов, как налог, взимаемый при упрощённой системе налогообложения, единый налог на вменённый доход, транспортный налог, земельный налог, гос. пошлина, не превышают 1% доходов консолидированного бюджета страны. Менее 0,1% составляют поступления каждого из таких налогов, как единый с.-х. налог, налог на имущество физич. лиц, налог на игорный бизнес, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологич. ресурсов. В формировании доходов федерального бюджета в 2011 существенны вклады налога на добавленную стоимость (28,6%), налога на добычу полезных ископаемых (17,7%), а также налога на прибыль организаций (3,0%).

Библиография

Лит.: Толкушкин А. В. История налогов в России. М., 2001; Соколов А. А. Теория налогов. М., 2003; Лыкова Л. Н. Налоговая система России: общее и особенное. М., 2006; она же. Налоги и налогообложение в России. М., 2006; Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М., 2008.

  • НАЛО́ГОВАЯ ПОЛИ́ТИКА — использование государством налогов с целью изменения или стабилизации ситуации в стране или её внешнеэкономич. отношений
  • НАЛО́ГОВАЯ СИСТЕ́МА — система экономич. отношений между государством и его гражданами / хозяйствующими субъектами; c правовой точки зрения – органично связанные между собой система налоговых платежей и налоговый механизм
  • НАЛО́ГОВОЕ АДМИНИСТРИ́РОВАНИЕ — система управления налоговыми процессами со стороны органов государства
  • НАЛО́ГОВЫЕ ЛЬГО́ТЫ — предоставляемые некоторым категориям налогоплательщиков преимущества по исполнению налоговой обязанности
  • НАЛО́ГОВЫЕ О́РГАНЫ — в Российской Федерации
  • НАЛО́ГОВЫЕ СПО́РЫ — между налогоплательщиками и иными лицами, исполняющими налоговую обязанность, с одной стороны, и налоговыми органами и их должностными лицами – с другой
  • НАЛО́ГОВЫЙ КО́ДЕКС — Российской Федерации, систематизированный законодательный акт, закрепляющий правовые основы налогообложения в России
  • НАЛОГООБЛОЖЕ́НИЕ — процесс перераспределения валового внутреннего продукта с целью формирования финансовых средств, необходимых для оказания государством общественных услуг; процесс исчисления и уплаты в бюджет налогоплательщиком установленных законом налогов
  • НАЛОГОПЛАТЕ́ЛЬЩИК — физическое лицо или организация, на которые законодательством возложена обязанность уплатить налог

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024