ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Власть — В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Государственная власть — Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Власть — Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Власть государственная — Юридический энциклопедический словарь. 1987
Власть — Большая российская энциклопедия. 2016

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — М.: Русский язык, 1978. — Т. 1, с. 213


ВЛАСТЬ ж. право, сила и воля надъ чѣмъ, свобода действiй и распоряженiй; начальствованiе; управленiе; || начальство, начальникъ или начальники. Всякому дана власть надъ своимъ добромъ. Законъ опредѣеляетъ власть каждаго должностнаго лица, а верховная власть выше закона. Великая власть отъ Бога. Всякая власть отъ Бога. Всякая власть Богу отвѣтъ даетъ. Сельскiя власти, изъ крестьянъ, голова, староста ипр. Богъ даетъ тому власть, кому похочетъ. Разошлась новгородская власть, разошелся и городъ, стар. Гость во власти хозяина. Властный, кому дана власть, сила, право и воля чѣмъ распоряжаться: сильный, могучiй властью. Властно нар. вольно, со властiю, по праву. || Властный стар. и зап. свой, собственный. Подписалъ рукою властною. Власно нар. (от власть? или отъ волосъ въ волосъ?) сиб. зап. юж. подобно, ровно, точно какъ, точь въ точь, ни дать, ни взять. Властитель, —ница, властелинъ м. —линша, —линка ж. властель м. волостель и волостельша, господинъ и госпожа; владѣтель, владѣлецъ, кто держитъ власть, право и силу надъ чѣмъ, кто повелѣваетъ, управляетъ, владѣетъ. Властителевъ, властелиновъ; властительницынъ, властелиншинъ, властелинкинъ, владѣтелевъ, владѣтельницынъ. Властельскiй, властелинскiй, властительскiй, относящiйся до власти, властей; свойственный начальству, особ. высшему. Властительство, властелинство, властельство ср. волостельство, власть или владычество, господство, полновластное управленiе. Властвовать, властить, —тительствовать, властельствовать чѣмъ, надъ кѣмъ, управлять властно, господствовать, повелѣвать, распоряжаться. Властвованiе, владѣнiе, управлѣнiе, въ знач. дѣйствiя; господствованiе. Властодержавный, державновластный, самодержавный, вседержавный, всевластный. Властодержец м. —держица ж. стар. верховный властелинъ, государь. Властодержатель м. правитель, намѣстникъ. Властолюбiе ср. любоначалiе, страсть къ господству, ко властвованiю. Властолюбивый, страстный до власти, добивающiйся самовластiя. Властолюбецъ м. —любица ж. человѣкъ, безмѣрно любящiй властвовать, начальствовать, никому не желающiй подчиниться. Властоненавидецъ, — ненавистникъ м. ненавистникъ возмутитель; своевольникъ, не терпящiй властей.

 

 

Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: БСЭ, 1953—1955. — Т. 1, с. 315


ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ, см. Государственная власть.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ, политич. господство класса, осуществляющего руководством обществом. Коренное, принципиальное отличие Г. в. в СССР и странах народной демократии от Г. в. в эксплуататорских гос-вах состоит в том, что эксплуататорским классам (рабовладельцам, феодалам, буржуазии) Г. в. нужна для подавления трудящегося большинства. Пролетариату, как указывал В. И. Ленин, Г. в. необходима для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения в деле организации социалистического хозяйства.

В социалистическом обществе, где нет антогонистич. классов, Г. в. является всенародной, служит интересам народа. Правовые формы правления Г. в.— законодательство, управление, суд. См. Государство.  

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — C. 232


ВЛАСТЬ, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью к.-л.средств — воли, авторитета, права, насилия (родит., гос., экон. и др.); полит. господство, система гос. органов.

 

 

Юридический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1987. — С. 50


ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ, политич., публичная суверенная власть, осуществляемая гос-вом; политич. руководство обществом, государством. Выступает в качестве орудия осуществления общеобязательной воли господствующего класса или всего общества. Характерная особенность В. г. состоит в том, что она проводит в жизнь волю экономически, политически и идеологически господствующего класса при помощи государственного аппарата, особых опирающихся на отряды вооружённых людей принудит. учреждений (армию, полицию, тюрьмы и т. п.), а также посредством пропаганды, классово-ориентированного воспитания населения.

В. г. в эксплуататорском обществе — классовая диктатура — организованное насилие эксплуататорских классов над эксплуатируемыми в целях удержания их в повиновении и подавления их сопротивления. Для этого территория гос-ва с её населением подразделяется на определённые терр. объединения (губернии, уезды и т. п.). Это создает условия для размещения здесь аппарата поддержания установленного в интересах господствующего класса порядка, собирания налогов с населения, проведения в жизнь предписаний В. г. в пределах отдельных терр. объединений и на территории всего государства.

Социалистич. В. г. в переходный от капитализма к социализму период — диктатура пролетариата, т. е. гос. руководство обществом со стороны рабочего класса, осуществляемое в союзе со всеми трудящимися. «Пролетариату,— писал В. И. Ленин,— необходима государственная власть, централизованная организация силы, организация насилия и для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле „налаживания" социалистического хозяйства» (Полн. собр. соч., т. 33, с. 26). С построением социализма В. г. превращается в общенародную гос. власть. На этом этапе В. г. всё более активно дополняется деятельностью многообразных обществ. организаций, самоуправлением трудовых коллективов, органов местной самодеятельности, в совокупности образующих социалистическое самоуправление народа. Гл. задача социалистич. В. г.— организация планомерного обществ. производства и управления им, обеспечение подъёма социалистич. экономики и благосостояния народа, воспитание членов общества в духе коммунистич. морали.

См. также Государство, Демократия.

В. В. Гулиев.

 

 

Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия


ВЛАСТЬ, отношение между людьми, в котором одни могут навязать свою волю другим; оно имеет место в тех случаях, когда человек (группа, организация) обладает возможностью целенаправленно воздействовать на др. людей, заставить их делать то, что сами они в ином случае не стали бы делать. В. – необходимое условие осуществления любой совместной деятельности, основа социального управления; она появляется вместе с возникновением человека и существует во всех устойчивых формах отношений между людьми: родители имеют В. над детьми, работодатели – над наёмными работниками, руководители – над подчинёнными и т. д. Существуют и расширительные толкования В. (Б. Рассел, амер. учёные К. Гибсон, Э. Голдмен), когда в пространство В. включается мир животных (В. вожака стаи) и даже неодушевлённые предметы (В. стихии).

В. всегда предполагает наличие двух сторон – субъекта В. и объекта В., которыми могут быть отд. люди, группы и организации. В реальности люди редко бывают только субъектами В. или только её объектами: один и тот же человек может быть одновременно объектом чьей-то В. и иметь В. над др. людьми. В. возникает в ситуациях, когда субъект имеет определённые намерения в отношении объекта и обладает относительно устойчивой способностью их реализовать, даже несмотря на возможное сопротивление. В. – это определённый потенциал, которым располагает субъект и который может быть использован для воздействия на объект; она характеризует спектр возможных изменений в состоянии объекта, его сознании и поведении, которые может осуществить субъект по своей воле. Т. е. В. существует и без своего воплощения в подчинении объекта, поскольку субъект может предпочесть отложить реализацию своих намерений или предположить, что желаемый результат будет достигнут и без его вмешательства. Иными словами, субъект может обладать В. над объектом, не осуществляя её.

Если же попытки субъекта навязать волю объекту терпят неудачу, то это обычно свидетельствует об отсутствии В. Отсутствует В. и в тех случаях, когда намерения субъекта реализуются независимо от самого субъекта и он не может повлиять на ход событий. Тем самым В. отличается от воздействия традиций, обществ. мнения, законов, моральных норм, природных факторов, где субъект отсутствует или его наличие имеет чисто формальный характер.

Основные традиции в объяснении власти

Как и любой важный феномен человеческой жизни, В. всегда была объектом внимания исследователей, интерес которых сосредоточивался преим. на изучении её отд. аспектов, форм и закономерностей. Так, античные мыслители (Платон, Аристотель) анализировали конкретные формы политич. правления и основания В. в государстве; для Августина и др. философов-теологов Средневековья центр. темой было соотношение В. божественной и земной; Н. Макиавелли интересовали механизмы и ресурсы В., которыми должен обладать эффективный правитель; в Новое время разрабатывались основы формирования гос. власти и принципы взаимоотношений между её ветвями (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескьё).

Попытки определения самого понятия В. также предпринимались с античных времён. Платон рассматривал В. как способность влиять на другого или быть под влиянием другого. Аристотель характеризовал В. как свойство (принадлежность) любой сложной системы, как общий закон природы: «Всё, что состоит из нескольких частей, имеет властвующий элемент и подчинённый элемент».

Понятие «В.», достаточно приближенное к совр. пониманию, было предложено Т. Гоббсом, заложившим основу каузальной концепции В. Он определял В. человека как вид причинной связи, как его наличные средства для достижения некоего блага в будущем. Различие между В. и причиной связано со временем осуществления действия: причина относится к уже произведённому действию, к прошлому, в то время как В. есть способность произвести что-то в будущем.

Наиболее обстоятельный анализ понятия «В.» был дан М. Вебером, который рассматривал В. как шанс субъекта осуществить свою волю внутри социального отношения, несмотря на возможное сопротивление, и независимо от того, на чём этот шанс основан. В веберовском определении подчёркивается, что: 1) В. не является свойством отд. индивидов, а существует в отношениях между ними; 2) она выражает вероятность, возможность; 3) её основу могут составлять любые вещи, свойства или отношения; 4) В. всегда направлена против кого-то, она предполагает конфликт и действия вопреки интересам объекта.

Широкие науч. дискуссии о В. и детальная разработка понятия начинаются с сер. 20 в., когда разл. формы, сферы и аспекты В. стали предметом эмпирич. исследований в самых разных науках. За это время сложились две традиции в её объяснении. В первой (основной) традиции, идущей от Т. Гоббса и М. Вебера (Г. Д. Лассуэлл, П. М. Блау, Р. Даль, Т. Вартенберг, англ. исследователь С. Лукс и др.), В. определяется как конфликтное асимметричное отношение между людьми, в котором одни имеют возможность реализовать свои интересы за счёт других. В. находится в руках определённых индивидов, социальных групп и организаций и проявляется в конкретных действиях по отношению к др. людям.

В альтернативной традиции (Л. Альтюссер, Т. Парсонс, Ханна Арендт, Ю. Хабермас, М. Фуко) В. рассматривается как коллективный ресурс, принадлежащий не отд. индивидам и группам, а социальным общностям и обществу в целом; подчёркивается, что В. может осуществляться ко всеобщей выгоде и не обязательно направлена против интересов объекта. Парсонс отвергает идею о том, что В. охватывает все виды подчинения объекта. Он ограничивает В. легитимными и институционализированными формами, которые основываются на общих ценностях и согласии людей подчиняться тем, кто обладает правом принимать решения от их имени и в интересах общества. Арендт рассматривает В. как антипод насилию; властные отношения возникают как отношения между равными субъектами, находящимися между собой в процессе коммуникации, которая обеспечивает координацию их совместной деятельности. Поскольку В. принадлежит общности, она существует только до тех пор, пока эта общность сохраняет своё единство. У Фуко В. распылена по всему пространству социума; она проявляется в образовании определённых социальных структур или дискурсов, дисциплинирующих (регулирующих) обществ. отношения и превращающих людей в инструменты и объекты власти.

В новейших социологич. и политич. теориях предпринимаются попытки синтеза указанных двух подходов (Э. Гидденс, амер. учёный Т. Болл и брит. учёные С. Клегг, Дж. Скотт и др.), хотя мн. исследователи скептически относятся к такой возможности, квалифицируя В. как «сущностно оспариваемое понятие», интерпретации которого выражают разл. системы ценностей.

Ресурсы власти

В. возникает в силу обладания (распоряжения) субъектом разл. ресурсами – вещами, правами, нормами, идеями, с помощью которых он может навязать свою волю объекту. Принудительные ресурсы (оружие, физическая сила, адм. меры) используются для непосредственного физического воздействия на объект или создания угрозы объекту в случае неповиновения команде субъекта. Утилитарные ресурсы (деньги, услуги, недвижимость, возможность продвижения по службе и т. п.) обеспечивают компенсацию за повиновение, нейтрализуют нежелание объекта подчиниться субъекту. Знание (образование, информация, интеллект) позволяет субъекту осуществлять В. в форме убеждения, манипуляции и авторитета. Нормативные ресурсы (статус, права, полномочия, служебные привилегии, традиции) придают обязательность командам субъекта; объект подчиняется субъекту, поскольку это соответствует нормам поведения, принятым в данном обществе или коллективе. Особую группу ресурсов В. составляют коллективные ресурсы (численность группы, солидарность, организованность, обладание группой монополией на определённые профессии и специфич. знания), которыми могут обладать только группы людей.

Не все ресурсы, которыми обладает субъект, являются ресурсами В. Некоторые средства, весьма эффективные в отношении одних людей, не оказывают существенного воздействия на других. Напр., деньги не могут влиять на тех людей, которые в них не нуждаются; оружие не в силах заставить подчиняться тех, кто не дорожит своей жизнью; полномочия часто не воспринимаются лицами, не привыкшими к соблюдению правовых норм; законы, богатство и орудия принуждения окажутся бессильными при попытке осуществить В. над религ. фанатиком. При этом ресурсы воздействуют на объект только в определённых условиях: оружие не может стать средством В., если те, на кого оно направлено, находятся в безопасном месте; земля и др. природные ресурсы и ценности обладают потенциалом подчинения только в том случае, если они необщедоступны. Обязательным условием возникновения властного отношения является умение субъекта мобилизовать и эффективно использовать имеющиеся у него ресурсы. Поэтому не всегда обладание большим потенциалом В. даёт необходимый результат. Во многих ситуациях небольшие, но хорошо организованные (мобилизованные) группы оказываются более эффективными по сравнению с большими коллективами, ресурсы которых трудно мобилизовать: мафия, террористические организации, религ. секты часто навязывают свою волю большим группам людей. Но даже полная мобилизация ресурсов не гарантирует возникновения властного отношения, т. е. изменения поведения или сознания объекта в нужном субъекту направлении, поскольку В. зависит не только от субъекта, но и от объекта, его ресурсов сопротивления.

Формы власти

Способность субъекта обеспечить подчинение объекта принимает разнообразные формы – в виде силы, принуждения, побуждения, убеждения, манипуляции, авторитета. В. в форме силы означает способность субъекта оказать целенаправленное воздействие на тело или психику объекта (с помощью оружия, физич. силы, психотропных веществ и т. п.) или ограничить его действия (заключение под стражу). Принуждение опирается на угрозу применения субъектом негативных санкций по отношению к объекту в случае отказа от повиновения (угроза смерти, ареста, лишения прав, понижения в должности). Побуждение основывается на способности субъекта обеспечить объект ценностями и услугами, в которых тот заинтересован (карьерный рост, повышение заработной платы, приобретение известности). Убеждение построено на системе аргументов, которые субъект может использовать для подчинения объекта. Манипуляция представляет собой скрытое влияние на объект; она осуществляется либо через коммуникацию, в процессе которой субъект делает замаскированные предложения (обычно через подачу выборочной информации), либо путём воздействия на окружение объекта (манипулирование поведением с помощью корректировки служебных инструкций, системы начисления заработной платы, изменения цен). Источником В. в форме авторитета выступают определённые характеристики субъекта – персональные качества (знания, профессионализм, моральные принципы), его правовой статус (должность, права, привилегии), а также традиции, дающие субъекту неформальное право командовать объектом (отношения в семье). В. также различается по специфике субъекта и объекта (В. индивидуальная и коллективная, государственная и негосударственная), по сфере проявления (В. экономич., политич., идеологич., в семье, в организациях и т. п.), по наличию или отсутствию у субъекта формальных (правовых) полномочий командовать объектом (В. формальная и неформальная), по признанию или непризнанию объектом В. субъекта (В. легитимная и нелегитимная).

Политическая власть

В. в сфере политики является предметом особого внимания исследователей, поскольку её результаты и последствия оказывают влияние на жизнедеятельность больших групп людей, выработку осн. принципов организации общества и выбора путей его развития. Политич. В. возникает вместе с появлением специальных институтов, призванных осуществлять управление обществом, координировать совместную деятельность людей. В ранних (догосударственных) обществах значит. часть функций социального управления выполнялась самими семейно-родовыми коллективами. В то время ещё не было чёткого разделения на властвующих и подвластных; старейшины и вожди не стояли над рядовыми общинниками, а скорее являлись исполнителями общественных обязанностей. В отличие от догосударственных институтов В. государство как субъект В. представляет собой обособленную от общества организацию, обладающую правом на управление обществом и распределение благ, а также соответствующими ресурсами. Субъектами гос. В. являются гос. органы (правительство, парламент, суды, силовые структуры, региональные и местные органы В. и представляющие их госслужащие, наделённые легальными полномочиями). Исключительная роль гос. В. в обществе обусловлена тем, что она распространяется на всю территорию страны, при необходимости осуществляется в форме силы и принуждения на легальных основаниях, а принимаемые гос. органами решения обязательны для исполнения всеми гражданами и не могут быть отменены негосударственными организациями. В силу этого гос. В. обеспечивает порядок и стабильность в обществе, его целостность, несмотря на значит. различия между людьми и территориями. Гос. В. осуществляется в процессе принятия и реализации гос. решений в виде законов, указов, постановлений, директив и т. п. В соответствии с функциями, выполняемыми определёнными гос. структурами, различаются законодательная, исполнительная и судебная формы гос. В.; в зависимости от уровня принятия решений гос. В. может быть центральной, региональной и местной.

Не все решения и действия государства, его структур и функционеров представляют собой осуществление политич. В., а только те, которые касаются важных политич. проблем, затрагивающих интересы больших групп людей и вызывающих открытые или скрытые конфликты между разл. политич. силами; к ней не относится рутинная адм. деятельность гос. аппарата. Политич. В. обладают не исполнители гос. решений, а те, кто их инициирует и обеспечивает прохождение в гос. структурах, реализуя тем самым свою политич. волю.

По этой причине политич. В. не сводится к В. государства, и её субъектами могут быть др. политич. организации и группы (политич. партии, организации бизнеса, профсоюзы, церковь, организации гражд. общества и т. п.), которые, в силу имеющихся у них ресурсов В., могут оказывать влияние на политику государства, принятие или блокирование важнейших гос. решений. Со 2-й пол. 20 в. стали возникать и надгосударственные, междунар. структуры политич. В. (ООН, Европарламент, Комиссии Европейского союза, Европейский суд и др.), властные полномочия которых распространяются на территорию мн. стран.

Субъекты политич. В. – как имеющие, так и не имеющие гос. полномочий – могут осуществлять свою В. не только публично и открыто, находясь в государственно-правовом пространстве, но и на основе неформальных связей и отношений, часто скрываемых от общественности. При этом политич. В. не ограничивается сферой принятия решений, а охватывает и др. формы навязывания воли, в т. ч. формирование политич. сознания через механизмы убеждения, манипуляции и пропаганды ценностей и идеалов субъекта. К сер. 20 в. сложилась устойчивая тенденция к возрастанию политич. эффекта данной формы политич. власти, что связано не только с совершенствованием технич. возможностей воздействия на сознание людей (новые психотехнологии, изменение информационной структуры и т. д.), но и с развитием демократич. институтов, усиливающих зависимость принятия гос. решений от обществ. мнения.

Как и другие значимые социальные ценности (материальное благосостояние, престиж, привилегии и т. п.), политич. В. распределена между социальными группами крайне неравномерно. При этом в разные историч. эпохи её источники, характер и особенности распределения существенно различались. На ранних этапах развития человеческой цивилизации значит. роль играло физическое (военное) превосходство, постепенно трансформировавшееся в сословные (наследуемые) привилегии небольших групп людей (дворянства), интересы которых представляло государство. В Новое время начинают преобладать экономич. основания политич. В., а наибольшее влияние на принятие политич. решений стали оказывать крупные промышленники, финансисты, владельцы недвижимости. Со 2-й пол. 20 в. возрастает значение информации и знания как ресурсов политич. В., расширяющих возможности политич. влияния интеллектуальной элиты общества.

Хотя в совр. демократич. обществах предусмотрены равные политич. права и формальные возможности участия в политике, осн. масса граждан оказывает лишь опосредованное (косвенное) влияние на процесс принятия политич. решений, в котором гл. роль по-прежнему играет сравнительно небольшое число людей. При этом вопрос о том, действительно ли в условиях либеральной демократии политич. В. не монополизирована какой-то одной группой, остаётся дискуссионным. Исследователи марксистской ориентации (А. Грамши, брит. исследователь Р. Милибенд, Н. Пуланзас) считают, что демократич. процедуры не препятствуют сосредоточению политич. В. в руках буржуазии вследствие обладания ею большими экономич. ресурсами, доминирования буржуазных ценностей и норм в массовом сознании и институциональном устройстве общества. Теоретики элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, Й. Шумпетер, амер. политологи У. Домхофф, Т. Дай) подвергают сомнению саму возможность избежать концентрации В. в силу наличия естеств. иерархии в системе управления обществом совр. типа, пассивности осн. массы граждан и сосредоточения важнейших политич. ресурсов в руках сравнительно небольшой, довольно замкнутой и относительно независимой от народа правящей элиты, осуществляющей контроль за принятием ключевых политич. решений. Исследователи, придерживающиеся плюралистической концепции В. (амер. – А. Бентли, Д. Труман, Р. Даль, Р. Уэйст; брит. – Г. Макленнан и др.), отвергают тезис о наличии единой правящей элиты или господствующего класса в демократич. обществе. Они утверждают, что отсутствие одних ресурсов (деньги, обществ. положение) можно компенсировать эффективным использованием других (численность, организованность, знания). Поэтому на арене принятия политич. решений нет постоянных победителей и побеждённых и у мн. групп есть шанс быть услышанными. Они не отрицают, что крупный бизнес имеет большое влияние на гос. политику, но считают, что и др. обществ. группы и организации могут успешно инициировать или блокировать политич. решения.

Роль и значение власти

Понятие «В.» по праву является одним из ключевых в обществознании и политич. науке. В любой организации формируется формальная иерархия властных отношений, призванная упорядочить характер управленческих отношений и оптимизировать совместную деятельность её членов (см. Бюрократия). В. обеспечивает стабильность, целостность и управляемость любого коллектива людей; вектор В. определяет направление существенных изменений в жизни человека и общества. В. необходима для реализации политич. программ и проектов социального развития; мн. люди связывают с ней осуществление своих жизненных планов, карьеры, достижение материального благополучия, увеличение спектра возможностей и др.; для некоторых людей В. является ценностью сама по себе. В силу этого стремление к обладанию В., её укреплению и расширению её сферы является вполне естественным как для политиков, призванных осуществлять управление социумом и обеспечивать максимизацию общественного блага, так и для любого субъекта, заинтересованного в подчинении людей с целью осуществления личных, групповых или обществ. интересов.

Являясь средством мобилизации ресурсов для решения важных обществ. проблем, В. может использоваться и в качестве инструмента для установления господства одних социальных групп над другими. При этом она закрепляет социальное неравенство и вынуждает людей мириться с несправедливым социальным устройством, дискриминацией и угнетением, а борьба за В. часто сопровождается злоупотреблениями (т. е. её использованием за пределами отведённых субъекту полномочий), обманом, лицемерием, коррупцией и кровью. Поэтому в обществ. сознании В. ассоциируется не только с важными событиями в жизни социума, но и с насилием, эксплуатацией и ограничением свободы, что актуализирует потребность контроля над властью.

Библиография

Лит.: Russell B. Power: a new social analysis. L., 1938; Jouvenel B. de. Du pouvoir: histoire naturelle de la croissance. Gen., 1945; Studies in social power. Ann Arbor, 1959; Arendt H. Macht und Gewalt. Münch., 1970; Power in families. N. Y., 1975; Henderson A. H. Social power: social psychological models and theories. N. Y., 1981; Power / Ed. by S. Lukes. Oxf., 1986; Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989; Power in modern societies / Ed. by M. E. Olsen, M. N. Marger. Oxf., 1993; Power: critical concepts. L., 1994. Vol. 1–3; Wrong D. H. Power: its forms, bases, and uses. New Brunswick; L., 1995; Dowding K. M. Power. L.; Buckingham, 1996; Психология и психоанализ власти: Хрестоматия: В 2 т. Самара, 1999; Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001; Луман Н. Власть. М., 2001; Scott J. Power. Oxf., 2001; Логос. 2003. № 4/5 [Тематический номер].

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024