ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Юридический энциклопедический словарь. — М.: изд. СЭ, 1987. — с. 87—91


ГОСУДАРСТВО, основной институт политической системы классового общества; осуществляет управление обществом, а в классово антогнистич. обществах используется для подавления классовых противников экономически господствующего класса.

Марксистско-ленинское учение раскрыло социально-классовую сущность Г., его основные цели и функции, а также закономерности его развития в ходе смены общественно-экономич. формаций, его роль в классовом обществе, отражение сущности Г. в различных формах правления и политич. режимах (см. также Режим политический).

Главное в марксистско-ленинском учении о Г.— научно-достоверное раскрытие соотношения классового общества и Г., основанное на верном представлении об экономич. анатомии общественных классов. Г. порождается классовым обществом как продукт и проявление межклассового антагонизма. Г.— часть общества, но часть, относительно самостоятельная в силу её активной, классово-служебной роли в регулировании общественных отношений, решении «...общих дел, вытекающих из природы всякого общества...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 422).

Г.— публичная политич. власть, распространяющаяся на всё общество, выступающая его офиц. представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. «...Каждый стремящийся к господству класс,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс — если даже его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще,— должен прежде всего завоевать себе политическую власть...» (там же, т. 3, с. 32), Только Г., политич. власть, даёт господствующему классу реальную возможность утвердить себя в oбществе именно в таком качестве.

Как управляющая обществом система Г. обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий — механизм Г., его аппарат (см. Государственной аппарат). К. Маркс писал, что «...существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях» (там же, т. 6, с. 287). См. также Власть государственная.

Будучи орудием осуществления интересов и воли господствующего в обществе класса, Г. в то же время оказывает воздействие на всё общество в целом, берёт на себя решение общих вопросов, принимает меры к воссозданию таких условий, к-рые делают общество способным существовать как цельный социальный организм.

Осн. направления деятельности Г.— его осн. функции — подразделяются на взаимосвязанные и взаимозависимые внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгосударственные отношения). «Выделять „внешнюю политику" из политики вообще,— отмечал В. И. Ленин,— или тем более противополагать внешнюю политику внутренней есть в корне неправильная, немарксистская, ненаучная мысль» (Полн. собр. соч., т. 30, с. 93).

Государственная организация общества предполагает разделение населения по административно-территориальным единицам и осуществление публичной власти по территориальному признаку, Именно разделение подданных во территориальному принципу, т. е. разрыв старых родовых и племенных связей, отличает Г. от прежней — до государственной — организации общества. «Территория осталась, но люди сделались подвижными... И гражданам предоставили осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 170). Т. о., народ впервые разделялся не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. Разделение государством населения по терр. признаку способствовало формированию наций. Терр. деление населения — необходимое условие существования и функционирования гос. власти, ибо оно выражает её специфич. особенности как публичной власти, к-рая не совпадает непосредственно с населением. Территориальная структура Г. обеспечивает связь органов власти с населением в центре и на местах, руководство и контроль над общественной жизнедеятельностью (см. также Административно-территориальное устройство). Осуществляя полную и исключительную власть в пределах своих границ, Г. суверенно обладает территориальным верховенством (см. Суверенитет).

К числу признаков Г. относятся налоги и займы. «В налогах,— писал К. Маркс,— воплощено экономически выраженное существование государства» (там же, т. 4, с. 308).

Налоги и займы, а также доходы от предприятий, составляющих собственность Г. (т. е. коллективную форму частной собственности господствующего класса) идут на содержание гос. аппарата и его т. н. вещественных придатков (тюрьмы, вооружение армии и полиции и др.). С развитием науки и техники масштабы и стоимость этих вещественных придатков гос. власти возрастают. В совр. Г. значит. часть национального дохода затрачивается на содержание гoc. аппарата и особенно на оснащение и содержание вооруж. сил.

Важнейшим средством осуществления гос. власти выступает право. Природа гoc. организации общества предполагает, с одной стороны, обязательное использование права в качестве основного и решающего средства выражения и реализации государственно-властных велении, а с другой — облечение самой гос. власти, её органов и учреждений в правовую форму. Установление норм права, обеспечение их соблюдения при помощи спец. аппарата принуждения являются важнейшим каналом реализации гoc. власти.

Г. различаются по формам правления (напр., монархия, республика) и по формам гoc. устройства (унитарные государства, федерация).

Г. обусловлено в конечном счёте характером производств. отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономич. оазисом. В ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на осн. сферы жизни общества (в т. ч. на экономику), экономич. и социальные процессы весьма значительны и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию обществ. отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно организованного общества роль этого воздействия возрастает.

Г. как социальное явление ограничено определёнными историч. рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате обществ. разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы с антагонистически-противоположными интересами. Истории известны Г. эксплуататорские и неэксплуататорские. Первые основаны на эксплуатации человека человеком, класса классом, народа народом; они являются сами и инструментами эксплуатации и инструментами её охраны. Неэксплуататорские Г.— социалистические Г. и Г. переходные к социалистическому типу (народно-демократич., революционно-демократич., Г. социалистической ориентации).

Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политич. господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны истории. формы эксплуататорского Г. и организации аппарата Г., его сущность, природа его отношений с обществом — это политич. власть господствующего класса (диктатура класса).

Каждой классовой общественно-экономии. формации соответствует определенный историч. тип Г. Смена историч. типов Г.— закономерный процесс ликвидации устаревших форм гос. организации общества, сковывающих его развитие, и замены их новой государственностью, способствующей складыванию и упорядочению более развитого социального строя. Поэтому функции каждого последующего типа Г. методы их осуществления и его политич. формы богаче и сложнее, чем организация политич. власти предшествовавших формаций.

В классово антагонистич. формациях Г. существует как орудие господства имущего меньшинства над эксплуатируемым обществом. В отношении господствующего класса Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами индивидов и групп этого класса, а в отношении трудящихся классов, т. е. большинства населения,— как орудие подавления. Главное в деятельности эксплуататорского Г. определяется именно этой противоположностью: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., т. 39, с, 75).

Первый историч. тип Г.— рабовладельческое государство. Его возникновение отражало первое крупное классовое деление общества на рабов лл рабовладельцев; оно относится к 4—3-му тысячелетиям до н. э. В эту эпоху происходило формирование Г. в Древнем Египте, Древнем Китае и на территории Двуречья. В рамках этого типа Г. можно выделить Г, Древнего Востока (Древний Египет, Вавилон, Ассирия и др,). Особенности развития производительных сил (в частности, необходимость строительства и поддержания ирригационных сооружений) обусловили довольно значительную роль Г. в этих странах, где характерной формой правления являлась деспотия, деспотич. монархия. Наиболее полного развития система рабовладельческого Г. достигла в античных Г. Древней Греции и Древнего Рима. В Г. развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократич. республика (Спарта) или демократич. республика (Афины). Однако при этом разнообразии форм правления любое Г. древности «...было государством рабовладельческим, все равно — была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая» (Ленин В. И., там же, с. 74).

Феодальное государство возникло в связи с зарождением феод. производств. отношений. В Европе его возникновение относится к 5—11 вв. Феод. Г. являлось диктатурой класса феодалов, а осн. формой правления была монархия в различных её вариантах. Для периода феод. раздробленности характерна раннефеодальная монархия, когда при наличии слабой центр. власти в Г. имелось множество самостоятельных или полусамостоятельные Г. (княжеств, сеньорий и т. п.). В процессе централизации гос. власти сложилась сословно-пpeдставительная монархия, при к-рой одной из опор центр. власти были зажиточные слои городов. В результате возникли органы сословного представительства (земские соборы в России, Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т. п.). Исторически последней формой феод. Г. была абсолютная монархия, характерная для эпохи окончат. преодоления феод. раздробленности и завершения процесса образования централизованного Г. При абсолютной монархии верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу — монарху, без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. В эпоху феодализма существовали своеобразные Г.— т. н. города-Г., в к-рых устанавливалась республиканская форма правления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция и др.), а власть принадлежала богатой верхушке населения (городской аристократии, патрициату). Города-Г. возникали, как правило, на важнейших торг. путях, в них наиболее широко развивались ремёсла и торговля и раньше всего складывались капиталистич. отношения. Для всех Г. феод. типа характерна огромная роль церкви как политич. и идеологич. силы общества, способствовавшей обеспечению и укреплению господства феодалов над массой угнетённого населения.

Буржуазное государство возникло в результате бурж. революций, направленных против феодально-абсолютистской монархии и феод. отношений. Там, где буржуазия в ходе этих резолюций шла на компромиссы с дворянством (напр., в Великобритании), бурж. Г. приняло форму конституц. монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного политич. господства, оно выступало в форме республики. Множественность форм правления бурж. Г. осталась характерной чертой Г. бурж. типа, хотя различие этих форм существенно сгладилось. «Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны. но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии» (Ленин В. И., там же, т. 33, с, 35).

Бурж. Г. периода домонополистич. капитализма присущи следующие черты: 1) цензовый характер, т. е. отстранение с помощью имуществ. и иных цензов широких слоёв населения от участия в формировании органов гос. власти. Будучи значит. шагом вперёд по сравнению с феод. порядками, бурж. демократия и её осн. институты (парламентаризм, принцип равноправия и др.) носят формальный, урезанный, классовый характер; 2) сосредоточение осн. усилий Г. преимущественно на функции политической, в т. ч. на военно-полицейской охране интересов господств. классов внутри и вне страны. Г. этого периода рассматривалось как «полицейский» или «ночной сторож», охраняющий капиталистич. систему, но не вмешивающийся, как правило, непосредственно в её функционирование; 3) сохранение в механизме Г. значит. позиций дворянско-помещичьих сил. Бурж. революция, как правило, не ломает радикально старый гос. механизм, к-рый постепенно приспосабливается к потребностям капиталистич. системы.

В эпоху империализма и углубления общего кризиса капитализма происходит огромный рост аппарата бурж. Г. Воздействие Г. на осн. сферы обществ. жизни возрастает, функции его расширяются. Эти процессы связаны прежде всего с обострением всех противоречий антагонистич. бурж. общества. Рост сознательности и организованности рабочего класса и др. трудовых слоёв населения ведёт к повышению уровня классовой борьбы расширению антимонополистич. и др. массовых демократич. движений к последовательному сужению социальной базы политич. господства капитала. В этих условиях монополии всемерно укрепляют осн. орудие своего господства — Г. Происходит всё более полное сращивание монополий с верхушкой гос. аппарата, усиливается влияние «военно-промышленного комплекса». Активизируется идеологич. деятельность бурж. Г. и его пропагандистского аппарата внутри и вне страны. Рост полномочий органов Г. вызывается также потребностями pазвития государственно-монополистич. экономики. Г., гл. образом посредством бюджетного механизма, смягчает последствия экономич. кризисов для монополий, к-рым оно оказывает финансовую помощь.

На политич. режим, устанавливаемый бурж. Г., на его формы правления существ. воздействие оказывает поворот монополистов. капитала от бурж. демократии к реакции как следствие сужения социальной базы Г. и использования рабочим классом и др, трудовыми слоями институтов бурж. демократии. Наиболее ярким выражением этого поворота является установление фашистской тоталитарной государственности (напр., фашистская Германия), Однако и при сохранении бурж.-демократич. форм правления в совр. эпоху проявляются авторитарные тенденции к правлению «сильной личности», возрастает роль пр-ва и его аппарата за счёт полномочий парламента, ведётся наступление на демократич. права и свободы граждан и прогрессивных орг-ций. Но авторитарный курс монополистов. буржуазии наталкивается на противодействие широких народных масс во главе с рабочим классом, выступающих в защиту своих демократии. завоеваний, за их расширение, что вызывает обострение классовых противоречий буржуазного общества.

В условиях гос.-монополистич. капитализма наряду с расширением функции принуждения значит. масштабов достигает экономич. функция бурж. Г. Расширение экономии. деятельности империалистов. Г. изображается бурж. идеологами как якобы трансформация и превращение его в «государство всеобщего благоденствия». В действительности же расширение экономической функции современного империалистич. Г., расширение его экономического интервенционизма — это попытка приспособиться к изменившейся обстановке, способ распределения через бюджет значит. части нац. дохода в пользу капитала, стремление поставить себе на службу научно-технич. достижения. Все действия бурж. Г., в т. ч. и частичные уступки трудящимся в социальном плане, имеют одну цель: сохранить главное — господство капитала.

Империалистич. Г. было и остаётся осн. орудием классового господства империалистов. буржуазии, оно укрепляется как сила, пытающаяся увековечить капиталистов. обществ, отношения. Государственно-монополистический капитализм соединяет силу монополий с силой Г. в единый механизм в целях обогащения монополий, подавления рабочего движения и национально-освободительной борьбы, развязывания агрессивных войн.

В 20 в. превращение социализма в мировую систему, укрепление его позиций в мире, и в то же время дальнейшее углубление общего кризиса капитализма, привели к распаду колониальной системы империализма. Возникло множество новых независимых государств в Азии, Африке и Лат. Америке, создавших свою национальную государственность и, как правило, выступающих против империализма. Часть этих государств, отвергнув капитализм, избрала для своего будущего некапиталистич. путь, путь социалистической ориентации. В этих государствах проводятся прогрессивные экономические и социальные преобразования (ликвидация господства империалистич. монополий, племенной знати, феодалов и реакц. буржуазии, укрепление гос. сектора в экономике, поощрение кооп. движения в деревне и т. д.), отвечающие подлинным интересам и чаяниям народных масс, их стремлению к справедливому обществ. строю. Власть в этих странах принадлежит блоку ряда социальных групп, единому в одних вопросах и внутренне противоречивому в других, что сказывается на организации и функционировании гoc. механизма.

Социалистическое государство. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в России возник новый историч. тип Г., представляющего собой политическую власть рабочего класса и руководимых им трудящихся, а затем и всего народа (общенародное Г.) и открывающего перспективу постепенного перерастания социалистич. государственности в самоуправление. Победа социалистич. революции означает завоевание политич. власти рабочим классом, слом прежнего гос. аппарата, возникновение Г. принципиально нового, социалистич. типа. Исторически оно возникает как Г. диктатуры пролетариата. В. И. Ленин отмечал, что новый, социалистич. тип государства — высший тип демократич. государства, к-рое в нек-рых отношениях не является государством в собственном смысле слова, поскольку как орудие подавления оно выступает только в отношении свергнутых классов (т. е. меньшинства), а в отношении большинства населения выступает по-новому демократическим, способствует расширению демократич. начал в жизни общества (см. Полн. собр. соч., т. 31, с. 162).

После 2-и мировой войны рабочий класс в союзе с, широкими демократич. силами одержал победу в ряде стран Европы, Азии и Лат. Америки, что привело к возникновению мировой системы социализма.

Политич. формы социалистич. Г., при единой социально-политич. сущности и общих закономерностях, зависят от конкретно-историч. условий, национально-демократич. традиций той или иной страны и др. специфич. особенностей, Определённое воздействие на форму социалистич. Г. оказывают также способ проведения социалистич. революции, характер слома бурж. гос. машины, расстановка политич. сил на междунар. арене, внешнеполитич. обстановка и др. В. И. Ленин писал: «...Eдинствo интернациональной тактики коммунистического рабочего движения всех стран требует не устранения разнообразия, не уничтожения национальных различий (это вздорная мечта для настоящего момента), а такого применения основных принципов коммунизма (Советская власть и диктатура пролетариата), которое бы правильно видоизменяло эти принципы в частностях, правильно приспособляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям» (там же, т. 41, с. 77). Развитие мирового революционного процесса полностью подтвердило этo ленинское положение. Так, в результате победы Великой Октябрьской социалистич. революции в России Г. диктатуры пролетариата приняло форму открытой В. И. Лениным республики Советов (Советская власть). В европ. странах, вступивших на путь социалистич. строительства после 2-й мировой войны, власть трудящихся во главе с рабочим классом утвердилась исторически в многообразных формах народной демократии, что отразило своеобразие развития социалистич. революции в условиях общего кризиса капитализма и изменения соотношения сил в пользу социализма.

С о в е т с к о е  Г.— первая историч. форма социалистич. Г. в своём развитии прошло несколько этапов. После завоевания политич. власти пролетариатом Сов. Г.— выражение диктатуры пролетариата. Осуществляя функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, пролетарское Г. одновременно решает задачи строительства нового общества. Именно эти творчески-созидательные функции наиболее последовательно выражают основное содержание и назначение пролетарского Г. Конституция СССР 1936 закрепила факт построения в основном социализма в СССР, победу социалистич. обществ. отношений. Начался этап постепенного перерастания диктатуры пролетариата в политич. opг-цию всех трудящихся, а пролетарского Г.— в общенародное. В Конституции СССР 1977 зафиксирован факт полной и окончат. победы социализма в СССР. Ст. 1 Конституции СССР гласит: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Общенар. Г. выступает главным орудием совершенствования социализма внутри страны, а на междунар. арене выполняет функции защиты социалистич. завоеваний, упрочения позиций мирового социализма, противодействия агрессивной политике империалистич. сил, развития мирного сотрудничества со всеми народами. Гл. политич. задачей на совр. этапе развития является совершенствование сов. демократии, всё более полное осуществление социалистического самоуправления народа.

С построением социализма, к-рый характеризуется глубокими изменениями общественных отношений во всех сферах социально-экономич., политич. и культурной жизни, открываются широкие возможности дальнейшего развития и совершенствования производительных сил и социалистов, общественных отношений, всестороннего выявления и использования истории. преимуществ нового общественного строя.

Политич. система развитого социализма воплощает  п о л н о в л а с т и е  народа: вся власть в СССР принадлежит трудящимся в лице Советов народных депутатов. Руководящей и направляющей силой сов. общества выступает КПСС, возрастающая роль к-рой является объективной закономерностью развития социалистич. строя и закреплена в Конституции СССР 1977 (ст. 6).

На новом этапе развития социалистич. Г. наиболее полно проявляются черты его общенародной сущности. Оно отражает более высокую социального зрелость, единство общества, в к-ром все классы и социальные группы имеют общую социалистич. идеологию, общие идеалы в борьбе за строительство коммунизма. Т. о., Г. становится политически властвующей организацией всего народа при руководящей роли рабочего класса. Развитие и укрепление Сов. социалистич. Г., всё более полное раскрытие его демократич., общенар. характера — ключевой вопрос политики КПСС.

Сов. Г. осуществляет такие важные задачи, как создание материально-технич. базы коммунизма, совершенствование социалистич. общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистов. общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности СССР, содействие укреплению мира и развитию междунар. сотрудничества.

Стратегич. задача КПСС, Сов. Г.— ускорение социально-экономич. развития страны, достижение качественно нового состояния сов. общества на базе высшей производительности труда посредством коренного улучшения всего механизма социального управления, в б. ч. гос. управления, всемерной активизации человеческого фактора.

Важнейший принцип организации и деятельности Советского Г.— принцип демократического централизма, который закреплён в Конституции СССР (ст. 3). Одна из гл. задач по дальнейшему совершенствованию советской государственности состоит в безусловном обеспечении выполнения решений вышестоящих органов нижестоящими, в борьбе с ведомственными и местническими тенденциями и в то же время в развитии демократич. начал и инициативы на местах, обеспечении оперативности и гибкости в принятии решений, в постоянном расширении участия граждан в управлении делами гoc-ва и общества.

Укрепление и совершенствование социалистич. Г. связаны с задачами дальнейшего углубления демократии. Советское Г. выступает важнейшим средством практич. реализации и развития социалистич. демократии, принципов народовластия и др. Процесс упрочения и развития Советского Г. непосредственно связан с укреплением законности социалистической. Важные направления деятельности Г.— охрана правопорядка, социалистич. собственности, прав и свобод граждан, обеспечение социальной справедливости.

Одна из важнейших функций Сов. общенар. Г.— защита социалистич. Отечества, укрепление его обороны и обеспечение его безопасности. Значительно возрастает социально-организующая, управленч. роль Г. (см. также Управление государственное).

КПСС проявляет постоянную заботу о совершенствовании организации и деятельности гос. аппарата, стиля и методов его работы, об искоренении проявлений бюрократизма и формализма, ведомственности и местничества, об укреплении плановой и производственной дисциплины, дисциплины труда, об усилении роли трудовых коллективов, обществ. opг-ций и решении важнейших вопросов жизни сов. общества. Важное значение придаётся демократизации управления, процессу выработки и принятия политич. решений. Все эти положения развиты в решениях XXVII съезда КПСС, Пленумов ЦК КПCC, в Программе КПCC (в новой редакции).

Социалистич. Г., вся политич. система в историч. перспективе перерастет в систему коммунистического общественного самоуправления. что качественно характеризует одну из тн. закономерностей развития социалистич. государственности. Марксисткой-ленинская теория считает, что необходимость в гос. организации общества со свойственным ей политич. характером сохранится вплоть до окончательного перерастания побелившего социализма в коммунизм, когда в ходе развития « ..все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 447; см. также В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 30, с. 20).

Коммунизм знаменует собой превращение системы социалистич. самоуправления народа, социалистич. демократии в высшую форму орг-ции общества — коммунистич. общественное управление. По мере вызревания необходимых социально-экономич. предпосылок, вовлечения всех граждан в управление, при наличии соответствующих междунар. условий, социалистич. Г. будет все в большей степени становиться переходной формой от государства к негосударству (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 33). Деятельность гос. органов будет приобретать неполитич. характер, постепенно отпадёт потребность в Г. как особом политич. органе.

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф. : Происхождение семьи, частной собствен-сти и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Государство и революция, Полное собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, О государстве, там же, т. 39; Материалы ХХVII съезда КПСС, М., 1986; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1970; Исторические типы государства и права, М., 1972; Марксистско-ленинское учение о государстве и праве, М., 1977.
 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024