ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 195—197


Общественно-экономическая формация — исторически определенный способ производства, уклад общественной жизни людей. В процессе производства матеральных благ люди соединяются для совместной производственной деятельности. «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» (Маркс). Первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический составляют общественно-экономические формации, прогрессивные ступени развития общества. На экономической основе в каждом обществе образуется сложная система надстроек: определенный политический строй — государство, а также соответствующие формы общественного сознания — религия, наука, искусство, нравственность и т. д. Каждая общественно-экономическая формация имеет свои особые исторические законы возникновения, развития и гибели. Переход одной формы общества в другую совершается не случайно, а строго закономерно, в силу развития в недрах старого общества противоречий, которые приводят его к гибели и создают основу для нового, более прогрессивного строя. В классовом обществе переход одной общественно-экономической формации в другой осуществляется путем классовой борьбы между господствующими и угнетенными классами, путем революционного ниспровержения господствующих классов классом угнетенным. Так борьба рабочего класса с капиталистами приводит к уничтожению капиталистического строя и созданию социалистического.

 

 

 

Энциклопедический Словарь : в трёх томах. — М.: изд. БСЭ, 1953—1955. — Т. 3, с. 525


ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, общество на известной ступени историч. развития, характеризуемое определённым экономич. строем; основу каждой общественно-экономич. формации составляет присущий ей способ производства материальных благ. Известны 5 общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первая фаза к-рой — социализм — уже создана в Советском Союзе.

Каждая общественно-экономич. формация имеет свои особые историч. законы возникновения и развития.В то же время существуют общие законы, действующие во всех формациях и связывающие их в единый закономерный процесс прогрессивного развития общества, в ходе к-рого одни формации сменяются другими, более высокими. В классово антагонистич. обществе переход от одной формации к другой осуществляется революц. путём. См. Исторический материализм.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 411


ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — исторически определенный экономический строй общества и соответствующая ему надстройка. В процессе производства материальных благ люди соединяются для совместной производственной деятельности. «Производственные отношения,— указывает Маркс,— в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» (Маркс и Энгельс, Избр. произв., т. 1, 63). Первобытно-обширный строй, рабовладельческой, феодальный, капиталистический, социалистический (коммунистический) строй суть различные общественно-экономические формации, особые ступени развития человеческого общества. На экономической основе в каждом обществе возникает сложная надстройка: политические, правовые, религиозные, философские, художественные взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения.

Каждая общественно-экономическая формация имеет свои особые исторические законы возникновения и развития. В то же время существуют общие законы, действующие во всех формациях и связывающие их в единый закономерный процесс мировой истории. Переход одной формы общества в другую совершается не случайно, а строго закономерно, в силу развития в недрах старого общества противоречий, которые  приводят его к упадку, отмиранию и создают базу для возникновения  и победы нового, более прогрессивного строя. В основе смены одной общественно-экономической формации другой лежит  объективный закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил (см.). В классовом, антагонистическом обществе переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате борьбы между классами, путём революционного ниспровержения господствующих классов. Так, борьба рабочего класса против капиталистов приводит в результате к свержению власти капиталистов, к установлению диктатуры пролетариата и созданию социалистического строя. Только с победой coциализма начинается подлинно человеческая история, когда люди, освободившись от гнёта капитала, всесторонне развивают свои способности, а производительные силы развиваются небывало ускоренными темпами. В СССР построена первая фаза коммунистической общественно-экономической формации и осуществляется постепенный переход ко второй, высшей её фазе.

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — М.: изд. СЭ, 1980. — С. 923, 1436


ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ, см. Формация общественно-экономическая.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, об-во, находящееся на определ. ступени ист. развития, исторически определ. тип об-ва; категория Ф. о.-э. охватывает все стороны обществ. жизни в их органич. взаимосвязи. В основе каждой Ф. о.-э. лежит определ. способ произ-ва, а производств. отношения образуют её сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История об-ва представляет собой процесс развития сменяющих друг друга в результате революции первобытнообщинной, рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистич. формаций, каждая из к-рых имеет спецефич. законы возникновения и развития; они являются общими для всех стран, в к-рых существует определ. формация, не исключая ист. и нац. своеобразия их развития. В каждой формации действуют также общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Не все страны и народы обязательно проходят в своём развитии все формации или их фазы. Нек-рые народы (напр., древние германцы и славяне) миновали рабовладельч. формацию, в совр. эпоху мн. народы, минуя капитализм, проходят некапиталистич. путь развития или перешли к социализму. Теория Ф. о.-э. занимает центральное место в ист. материализме; она позволяет применить к об-ву общенауч. критерий повторяемости и выявить благодаря этому закономерность обществ. явлений, дать их науч. анализ, осн. для периодизации; она приводит к выводу о неизбежности гибели капитализма и торжества коммунизма.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М:. Издательство политической литературы, 1987. — С. 333


ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — исторический тип об-ва, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие "О.-э. ф." впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об „обществе вообще" исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (напр., в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т. д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение к-рого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматривающим об-во как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т. д.), а исторический процесс — как результат влияния различных факторов (природных условий или просвещения, развития торговли или рождения гения и т. д.), понятие „О.-э. ф" позволяет рассмотреть человеческое об-во в каждый период его развития как единый „социальный организм", включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец в-четвертых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы к-рых определяются их местом в cиcтеме общественных отношений данной формации. Каждая О.-э. ф. имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Смена одной формации др. происходит в результате социальной революции, капиталистическое об-во последняя из формаций, основанных на антагонизме классов. Ею завершается предыстория человечества. Коммунистическая формация, этапом становления и развития к-рой является социализм, впервые в истории создает условия для безграничного прогресса человечества на основе ликвидации социального неравенства и ускоренного развития производительных сил. Коммунистическая формация начинает подлинную историю человечества. Пути ее развития связаны с планомерным и всесторонним совершенствованием социализма. 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024