ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1954
Философский словарь. 1987
Ссылки

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 694—697


стр. 694ЭСТЕТИКА — наука об искусстве, теория искусства, исследующая вопросы о сущности искусства, об отношении его к действительности, о методе художественного творчества, о критериях художественности, о видах и жанрах искусства и т. д. Буржуазная идеалистическая эстетика не могла дать верное, научное решение этих вопросов. Эстетические теории Канта (см.), Гегеля (см.) и их последователей обосновывали идеалистическое понимание искусства, разрыв искусства и действительности. Кант выдвинул реакционный тезис о «незаинтересованности» и «беспартийность» искусства, подхваченный впоследствии всей буржуазной эстетикой и послуживший основой для всевозможных формалистических теорий; «искусства для искусства», «чистого искусства» и т. п. Новейшая буржуазная эстетика конца XIX и первой половины ХХ в. обобщая практику декадентского искусства, создавала теории, способствовавшие дальнейшему распаду искусства, превращавшие искусство в забаву пресытившихся мещан, в орудие удовлетворения извращённых вкусов «верхушки» капиталистического общества.

Домарксовская эстетика не была однородной. В ней, как и в философии, происходила борьба между материалистическими и идеалистическими взглядами. Историю эстетики можно определить как процесс выработки научного, материалистического понимания искусства, происходивший в ожесточенной борьбе с идеалистическими воззрениями на искусство. Материалистическое теории имели большое значение для формирования верного взгляда на сущность искусства и его законы. Такова, например, эстетика французского материалиста Дидро (см.),боровшегося против идеализма, за реалистическое направление искусства. Особенное значение имеет материалистическая эстетика великих русских революционно-демократических критиков — Белинского (см.), Чернышевского (см.), Добролюбова (см.), развитая позже в ряде существенных пунктов Плехановым (см.). Эстетика Болинского, Чернышевского и Добролюбова более, чем какие-либо другие эстетические теории, способствовала разработке научного понимания искусства и его законов и до настоящего времени не утратила своего великого значения. Она наиболее близко подошла к марксистской теории искусства, и её заслуга перед всем мировым прогрессивным искусством неоценима. Белинский первый в русской критике нанёс удар ложным, идеалистическим представлениям об искусстве; Чернышевский и Добролюбов, развивая взгляды своего учителя Белинского, всесторонне обосновывали материалистическую теорию искусства. Главную задачу искусства Белинский, Чернышевский, Добролюбов видели в художественном воспроизведении действительности. Но не для того, с их точки зрения, искусство должно быть «верным зеркалом действительности», «живым глаголом действительности», чтобы художник наслаждался игрой подражания природе, а читатель или зритель приходил в восторг от верного изображения действительности,— верное воспроизведение действительности необходимо для того, чтобы дать «поэтический анализ общественной жизни», дать обществу верное направление, помочь осознать действительность, потребности развития общества в целях его революционного преобразования. Идейность была альфой и омегой, основой основ всех понятий об искусстве русской революционно - демократической эстетики. Однако у великих русских критиков ещё не было научно-материалистического понимания законов общественной жизни. Это понимание впервые было дано марксизмом. Только на основе исторического материализма можно было нанести окончательное поражение идеализму в эстетике и построить подлинно научную теорию искусства.

Марксистская эстетика рассматривает искусство как одну из форм общественного сознания, как специфически художественную форму освоения, осознания людьми действительности. Искусство определяется господствующим в тот или иной исторический период общественными отношениями, экономическим базисом общества. Такой подход к искусству впервые позволил понять и объяснить объективные закономерности развития искусства, причины смены одних его форм другими и т. д. Марксистская теория классовой борьбы вскрыла классовый характер искусства, объяснила самые глубокие корни той борьбы, которая шла и идёт между различными направлениями и течениями в искусстве, Ценнейший вклад в марксистскую эстетику внёс Ленин, разработав вопрос о партийности искусства. Ленин показал, что в эпоху раскола общества на лагерь буржуазии и лагерь пролетариата, в эпоху жесточайшей борьбы между ними искусство не может быть беспартийным. Идеалистическая эстетика опровергает партийность искусства под видом сохранения свободы творчества. «Свобода творчества в идеалистическом понимании означает, однако, либо равнодушие художника к общественным движениям своего времени, либо прикрытое служение эксплуататорским классам. Но и равнодушие к борьбе классов есть форма служения буржуазии.

Вскрывая действительную сущность искусства, его связь с условиями материальной жизни общества, с борьбой классов, марксистская эстетика устанавливает научные критерии художественности, критерии опенки произведений искусства. Идеалистическая эстетика, рассматривающая искусство как область, не подчиненную никаким объективным законам, запутала и извратила этот вопрос. Марксистская эстетика не только положительно решает вопрос о возможности объективных научных критериев в искусстве, но и указывает эти критерии. Это — соответствие искусства жизненной правде, правдивое отражение действительности; идейность искусства, способность художника уловить новое в жизни, идущее на смену старому, отживающему, встать на сторону этого нового, поддержать его своим искусством, быть бор. пом, а не филистером; соответствие формы произведения его содержанию и т. д. В применении к советскому искусству решающим в оценке художественных произведений является вопрос о том, насколько они способствуют общему делу борьбы за коммунизм, делу коммунистического воспитания масс, воспитания чувства советского патриотизма, гордости за свой народ, за свою родину. При этом оценка художественной стороны произведений имеет важнейшее значение, ибо идейность и художественность внутренне связаны между собой, органически слиты воедино. Безидейность ведёт к формалистическим ухищрениям, к несоответствию формы и содержания, к голому натурализму. И, наоборот, слабость художественной формы снижает идейность произведения.

В произведениях Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина даются классические образцы марксистского подхода к искусству, марксистской оценки творчества писателей, художников. Возникновение и развитие советского искусства и руководящие указания Коммунистической партии о путях развития социалистического искусства подняли марксистскую эстетику на новую, высшую ступень. Определение И. В. Сталиным метода советского искусства как метода социалистического реализма ярким светом осветило всю новизну советского искусства, его преимущества, его отличив от старого искусства, дало ответ на важный вопрос об отношении нового искусства к наследию прошлого, вскрыло его принципиальную непримиримость к современному упадочному буржуазному искусству и т. д. Такое же огромное значение для дальнейшего развития марксистской эстетики имеет ленинско-сталинское положение о характере советской культуры как культуры социалистической по содержанию и национальной по форме. Разработка этого вопроса нанесла удар по космополитическому нигилизму в отношении передовых национальных традиций народов, национальной формы искусства, дала исчерпывающий ответ на вопрос о соотношении национального и интернационального в советском искусстве. Постановления ЦК Коммунистической партии по идеологическим вопросам ознаменовали собой новый исторический этап в развитии советского искусства и марксистско-ленинской науки об искусстве. В этих постановлениях дано научно обоснованное освещение важнейших вопросов марксистско-ленинской эстетики, разработана программа дальнейшего развития советской литературы, музыки, кино, театра, драматургии. (См. также Социалистический реализм.)

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 569—570


стр. 569ЭСТЕТИКА (греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Э. зародилась около 2,5 тыс. лет назад, в эпоху рабовладельческого об-ва — в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в античной Греции и в Древн. Риме. Материалистическую тенденцию проводили в своих трудах Демокрит, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар и др., утверждавшие объективную основу прекрасного, к-рую они находили в вещественных свойствах, связях, отношениях, закономерностях реальной действительности, вопреки идеалистическому учению Платона, согласно к-рому прекрасное есть абсолютная, вечная и неизменная, надчувственная идея, а воспроизводимые искусством чувственные вещи являются лишь отблеском этой идеи. В борьбе с мистическими учениями зап. средневековья о „божественной красоте" (Августин, Фома Аквинский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей, писателей, художников эпохи Возрождения (Ф. Петрарка, Л.-Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Бруно, Монтень и др.). Преодолевая идеи аристократической Э., утверждают связь искусства с реальной жизнью теоретики Просвещения (У. Хогарт, Дидро, Руссо, Винкельман, Лессинг, Гердер), а также продолжатели их традиций Шиллер и Гёте. Кант выдвигает положение о полной „незаинтересованности" эстетического суждения. Противопоставив красоту пользе, совершенство худо. женственной формы — идейному содержанию, он оказал влияние на развитие формалистической Э. В основу объяснения эстетической деятельности Гегель кладет принципы историзма и противоречия, что позволяет ему сопоставить эстетическую деятельность с противоречивым характером капиталистического производства, выявить значение труда для понимания сущности эстетического. Однако, будучи объективным идеалистом, Гегель определяет искусство как первую и несовершенную форму абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы — из биологических закономерностей, из „природы" человека, Свое наивысшее развитие домарксовская материалистическая Э. получила в трудах рус. революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова (разработка закономерностей реалистического искусства, принципов идейности и народности искусства и т. д.). Коренной поворот в истории Э. связан с применением к ее области марксистского метода исследования — диалектического и исторического материализма. Это явилось теоретической основой для всесторонней разработки кардинальных эстетических проблем, для борьбы против буржуазных, ревизионистских и догматических извращений в области Э. Проблематика и задачи марксистско-ленинской Э. определяются гл. обр. тем, что ее специфический предмет — эстетическое освоение человеком мира — состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: 1) эстетического в объективной действительности; 2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание); 3) искусства (как своеобразного единства субъективно- и объективно-эстетического). Э. изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве. В отличие от идеалистических и вульгарно-материалистических теорий, марксистско-ленинская Э. определяет объективную основу эстетического освоения мира как творческую, практически целенаправленную деятельность людей, в к-рой раскрываются их общественная сущность и созидательные силы, направленные на преобразование природы и об-ва. Осн. эстетические категории — прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое — раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни — в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в культуре и быту и т. д. Субъективная сторона эстетического освоения — эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы рассматриваются марксистско-ленинской Э. как специфическая форма отражения и воплощения объективных жизненных процессов и отношений. Марксистско.ленинская Э. является теоретической основой эстетического воспитания людей социалистического об-ва, формирования передовых, развитых.эстетических чувств и вкусов, борьбы с влияниями буржуазных пережитков в области эстетического сознания. Искусство, художественное творчество входят в предмет Э. как его существенная сторона. Исследуя сущность искусства и его закономерности, Э. тесным образом связана со всеми специальными, теоретическими и историческими науками и с науками об искусстве. Но Э.— наука философская, Она изучает общие закономерности эстетических отношений человека к действительности (в т. ч. и искусства); искусствоведческие же науки интересуются спецификой искусства как такового. Являясь, как и философия, мировоззренческой наукой, Э. ставит во главу угла своей проблематики решение вопроса об отношении эстетического сознания и искусства к общественному бытию, к человеческой жизни. Руководствуясь материалистическим решением этого вопроса, марксистско-ленинская Э. научно раскрывает различные стороны природы искусства и процесса художественного творчества: происхождение искусства, его сущность и связь с др. формами общественного сознания, партийность и народность искусства, его исторические закономерности, особенности художественного образа, взаимосвязь содержания и формы в искусстве, художественный метод и стиль, осн. принципы социалистического реализма, его общественно-преобразующее значение в строительстве коммунизма и т. д. Марксистско-ленинская Э. стремится к глубокому научному анализу и обобщению эстетических процессов совр. эпохи, активному участию в решении задачи формирования всесторонне развитой, гармонической личности коммунистического об-ва.

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024