ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Популярная художественная энциклопедия. 1986
Философский словарь. 1987
Ссылки

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 271


СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, художеств. метод социалистического иск-ва и лит-ры, требующий от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революц. развитии. Иск-во С. р. показывает в типич. художеств. образах жизнь в её противоречиях и конфликтах. Основываясь на самом передовом мировоззрении — марксизме-ленинизме, на научном марксистско-ленинском предвидении и на практике социалистич. строительства, иск-во С. р. не только глубоко изображает прошлое и настоящее, но и рисует перспективу революц. развития. Впервые в иск-ве в С. р. романтика органически входит в реализм, она вытекает из самой природы социалистической действительности. Для советской лит-ры характерно изображение положительного героя-творца, строителя новой жизни, сатирич. обличение всего отрицательного, отживающего, мешающего движению вперёд. Художники С. р. борются за глубокую партийность, народность, идейность искусства, против аполитичности, формалистической изощрённости, пережитков теории «искусство для искусства», натурализма.

Иск-во С. р., национальное по форме и социалистическое по содержанию, предполагает многообразие художеств. и нац. форм отражения действительности. С. р., являясь высшей ступенью в развитии реализма, продолжает лучшие традиции реалистич. иск-ва прошлого (см. Реализм). Основоположником С. р. в лит-ре является великий пролетарский писатель М. Горький. Метод С. р. оказывает благотворное влияние на творчество передовых деятелей литературы и искусства всех стран мира.

 

 

 Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 549—551


СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — основной метод советской литературы и искусства. Советское искусство продолжает лучшие реалистические традиции искусства прошлого, особенно русского искусства — искусства Пушкина и Толстого, Гоголя и Некрасова, Репина и Сурикова, Чайковского и Глинки и др. Но реализм советского искусства есть качественно новая ступень в мировой истории искусства. Этот реализм, оплодотворённый коммунистической идейностью, борьбой за революционное изменение общества и построение коммунизма. Это реализм, базирующийся на идеях научного социализма, выросший на почве практического строительства социализма. Социалистический реализм преодолевает идейную ограниченность старого художественного реализма. Он вооружает художника способностью видеть движущие силы общественной жизни, решающую роль народных масс в истории, значение пролетариата — руководителя угнетённых масс в борьбе против капитализма. Именно поэтому социалистический реализм является самой последовательной и высшей формой художественного реализма.

Основное требование социалистического реализма — это правдивое, исторически конкретное изображение действительности в её революционном развитии. Правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Социалистический реализм не исключает, а включает в себя как свою составную часть революционный романтизм, умение в зародышах и ростках нового видеть то, чему принадлежит будущее, ибо, как указывал А. А. Жданов в речи на Первом Всесоюзном съезде советских писателей, «вся жизнь нашей партии, вся жизнь рабочего класса и его борьба заключается в сочетании самой суровой, самой трезвой практической работы с величайшей героикой и грандиозными перспективами».

С позиций марксизма типично не только то, что наиболее часто встречается, статистически среднее, а то, что наиболее глубоко выражает данное социально-историческое явление. Поэтому сознательное преувеличение и заострение образа полнее раскрывает типичное. Писатель, художник, стремясь воплотить в образы ту или иную идею, прибегают к такого рода преувеличениям, что нисколько не противоречит реализму а напротив, является средством наиболее реалистического отражения самой жизни. Отсюда следует, что типизация есть та сфера, в которой находит своё выражение партийность искусства. С помощью изображения типического писателя, художник вмешивается в жизнь, борются против устаревшего, отстаивают свои идеалы, воспитывают в определённом направлении людей.

Советские писатели, художники являются инженерами человеческих душ. Они воспитывают трудящихся в духе коммунизма, беззаветной преданности Коммунистической партии, в духе советского патриотизма (см.) и любви к великой социалистической Родине. Советские писатели и художники в своих произведениях должны активно бороться с пережитками капитализма в сознании людей (см.) и воспитывать в советских людях принципы социалистической морали. Социалистический реализм как основной метод советского искусства не только не исключает, а, наоборот, предполагает широкую инициативу художника в выборе разнообразных форм, стиля и жанров творчества. Социалистический реализм в корне враждебен формализму и теориям «чистого искусства». Социалистический реализм есть качественно новая историческая ступень в развитии искусства не только в отношении идейного содержания, но и в отношении художественной формы. Новаторская сущность советской литературы, театра, кино, живописи, музыки проявились в многочисленных первоклассных произведениях. Иными стали в советском искусстве по сравнению со старым искусством сюжеты, действующие лица, драматические конфликты, масштабы изображаемых событий и т. д. Советское искусство — глубоко народное искусство не только по своему идейному содержанию и направлению, но и по своей форме. Ленин говорил, что новое искусство должно быть понятно массам. В 1948 г. в постановлении ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели «Великая дружба» была дана ясная программная установка по этому вопросу. В постановлении указывалось, что основами реалистического направления в советской музыке является сочетание «высокой содержательности с художественным совершенством музыкальной формы, правдивость и реалистичность музыки, её глубокая органическая связь с народом и его музыкальным и песенным творчеством, высокое профессиональное мастерство при одновременной простоте и доступности музыкальных произведений». Метод социалистического реализма означает органическое сочетание национального и интернационального в искусстве. Советское искусство руководствуется марксистским положением о том, что советская культура — это культура социалистическая по своему содержанию и национальная по форме.

У истоков социалистического реализма стоит великий пролетарский писатель М. Горький, творчество которого ознаменовало наступление новой эпохи в развитии русской литературы. Метод социалистического реализма ныне становиться достоянием деятелей искусства и в странах народной демократии, освободившихся от ига капитализма и строящих социалистическое общество, социалистическую культуру. Он становиться также достоянием лучших представителей литературы и искусства, ведущих в капиталистических странах борьбу за свободу народов, борьбу за мир, демократию и социализм. 

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1259


СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, творч. метод лит-ры и иск-ва — эстетич. выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, изображение жизни в свете социалистич. идеалов. Сложился в нач. 20 в., прежде всего в творчестве М. Горького; после Окт. рев-ции 1917, в 20—30-е гг., становится широким интернац. направлением иск-ва; термин «С. р.» появился в 1932. Важнейшие идеологич. принципы: народность, партийность и социалистич. гуманизм. Эстетич. платформа С. р. включает как глубину объективного познания (реалистич. начало), так и пафос субъективной активности творца (преобразующее начало, романтика). С. р. осознаётся как новый тип худ. сознания, представляющий собой исторически открытую систему худ. форм (стилей, течений), правдивого отображения жизни при сохранении осн. свойств, определяемых социалистич. идейностью. Наследует живые эстетич. традиции всего мирового иск-ва. Значит. роль в развитии С. р. сыграли М. Горький, М. А. Шолохов, В. В. Маяковский, П. Неруда, Б. Брехт, С. М. Эйзенштейн, Р. Гуттузо, А. А. Пластов, В. И. Мухина, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.

 

 

 Популярная художественная энциклопедия. Том 2. — Москва, 1986. — С. 252—253


СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, творч. метод лит-ры и иск-ва, представляющий собой эстетич. выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистич. об-ва. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и осн. художеств.-структурные принципы иск-ва С. р. Его возникновение связано с распространением социалистич. идей и развитием во мн. странах революц. рабочего движения. Первые произв. литературы и иск-ва, революционно- пролетарские по своей направленности, относятся к сер.—2-й второй половине 19 в. («Интернационал» Э. Потье, графика Т. Стейнлена во Франции, живопись Н. А. Касаткина в России и др.). Развивая гуманистич. и реалистич. традиции предшествующего иск-ва на основе нового социалистич. содержания, С. р. представляет собой новый тип художеств. сознания. Его новизна связана с тем вкладом, к-рый внёс марксизм-ленинизм в материалистическую философию - утверждением роли революционно-преобразующей деятельности, что послужило истоком идеи правдивого изображения действительности в её революционном развитии. Основой метода С. р. служит также революционно-действенный социалистический гуманизм, что составляет важнейшую и универсальную отличит. особенность С. р.

Мысль Ф. Энгельса о необходимости большой идейной глубины художеств. тв-тва (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 29, с. 492) получила развитие в принципе партийности лит-ры и искусства, сформулированном В. И. Лениным и требующем соединения глубины объективного познания с субъективной творч. активностью художника. Открытая партийность иск-ва в период становления социализма создаёт, по выражению Ленина, основу для подлинной, а не мнимой творч. свободы, для расцвета многообразных творч. дарований и художеств. явлений. Наряду с партийностью, важнейшим свойством С. р. является его народность, выражающая связь иск-ва с народом, обусловленность художественных явлений жизнью и социальной борьбой, идеалами, чувствами, интересами и устремлениями широких народных масс.         

Художеств. новаторство С. р. сказалось уже на ранних этапах его развития. С пролет. лит-рой (прежде всего, тв-вом М. Горького) и иск-вом кон. 19— нач. 20 вв. в иск-во вошло отражение борьбы старого и нового мира, тема становления человека — борца и созидателя нового общества. Это определило характер нового эстетич. идеала и его исторический оптимизм — раскрытие социальных коллизий современности в перспективе общественно-революц. развития. Для С. р. характерны произв., отображающие героику революц. борьбы и её деятелей, ведущих за собой нар. массы (картины Б. В. Иогансона, А. А. Дейнеки, пластика Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, И. Д. Шадра и др.). Изображение жизни широких масс сочеталось с обрисовкой ярко индивид. характеров, представляющих эти массы, народной эпичностью в изображении жизн. событий. В 1920-х гг. под влиянием революц. рабочего движения и воздействием развивающейся сов. художеств. культуры сформировались социалистич. лит. и художеств. течения во многих зарубежных странах - Болгарии. Германии, Польше, Франции. Чехословакии и др. Всё большее число художников обращалось к жизни и борьбе пролетариата (К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии и др.). Рост антифаш. движения в 30-х — нач. 40-х гг. вызвал новое расширение междунар. фронта революц. пролет. лит-ры и иск-ва. Ведущую роль в процессе укрепления прогрессивного демократич. иск-ва, стоящего на позициях социализма, сыграли сов. лит-ра и иск-во. Само понятие С. р., как новой по отношению к критич. реализму 19 в. формы реализма, обусловленной как новизной жизн. процесса, так и социалистич. миропониманием деятелей лит-ры и иск-ва, было определено в 1934 на 1-м Всесоюзном съезде сов. писателей М. Горьким: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле» (Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчёт, 1934, с. 17). В 30-е гг. С. р. окончательно утвердился как основополагающий, магистральный творч. метод сов. многонац. искусства.         

После окончания Второй мировой войны 1939—45 и образования мировой социалистич. системы позиции С. р. как авангарда художеств. прогресса ещё более утвердились. Обретя междунар. значение, С. р. раскрыл себя в исключит. многообразии и ярком нац. своеобразии форм. Как ранее, так и на совр. этапе С. р. не представляет собой нечто раз навсегда данное; его особенности и стилистич. этапы в разл. странах разнообразны и зависят как от конкретных социально-ист. условий, так и от историч. сложившихся нац. художеств. вкусов и традиций. С. р. — постоянно изменяющееся и в то же время внутренне единое художеств. явление, принципиально отличное и от бескрылого натурализма и догматич. академизма, и от модернистского формотворчества. С. р. охватывает ныне многонац. опыт иск-ва стран социализма, революц. иск-ва бурж. Запада и развивающихся стран, складывающегося в обстановке сложного противоборства разл. тенденций. Ист. опыт развития мирового социалистич. иск-ва говорит о том, что С. р. представляет собой не узкий, замкнутый в рамках одного или даже нескольких способов изображения творч. метод, а историч. открытую систему форм художеств. творчества, основанную на достоверном и эстетич. правдивом изображении жизни, вбирающую в себя все новые, подлинно художеств. достижения человечества. Именно поэтому, сохраняя принципиальную идейно-художеств. общность, столь ярки и своеобразны произведения Т. Салахова и Е. Е. Моисеенко, М. А. Савицкого и И. Зариня, Г. Йокубониса и Э. Д. Амашукели, И. Клычева и Л. А. Мууги. Печать яркого нац. и неповторимого индивид. своеобразия несут на себе мн. работы Ф. Кремера, В. Вомаки и Р. Бергандера — в ГДР, К. Бабы и А. Чукуренку — в Румынии, Ф. Коварского, К. Дуниковского, Т. Кулисевича — в Польше, Э. Домановского, Е. Кереньи и И. Кишша — в Венгрии, К. Покорни, М. Швабинского — в Чехословакии, С. Русева, И. Петрова — в Болгарии и мн. др.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, 4 изд., т. 1—2, М., 1983; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 6 изд., М., 197Э; Горький М., О литературе, М., 1961; Петров С. М., Возникновение и формирование социалистического реализма, М., 1970; Проблемы художественной формы социалистического реализма, Сборник статей, т. 1—2, М., 1971; Лукин Ю. А., Ленин и теория социалистического искусства, М., 1973; Марков Д. Ф., Проблемы теории социалистического реализма, М., 1975; Проблемы социалистического реализма. [Сб. ст.], М., 1975; Ванслов В. В., О реализме социалистической эпохи, М., 1982.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 443—444


СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — художественный метод, сущность к-рого состоит в правдивом, исторически конкретном отражении действительности в ее революционном развитии в свете коммунистического эстетического идеала. Возникновение и становление искусства С. р. связано с выходом на мировую арену в качестве прогрессивной и революционной социальной силы рабочего класса, истинного производителя всех человеческих благ. Первые произведения С. р. — в начале 20 в. в условиях кризиса капитализма, подъема классовой борьбы пролетариата и подготовки социалистической революции в России (роман "Мать" и пьеса "Враги" М. Горького, стихи Д. Бедного и др. пролетарских поэтов). Метод С. р., получивший свое развитие после 1917 во всех видах советского искусства (В. Маяковский, М. Шолохов, С. Эйзенштейн, К. Станиславский, А. Дейнека, Д. Шостакович и мн. др.), превратился в международное явление, широко распространившись в творчестве таких выдающихся деятелей искусства, как А. Барбюс, М. Андерсен-Нексе, Л. Арагон, П. Неруда, Н. Хикмет, Ж. Амаду, Д. Олдридж, Ю. Фучик и др. Являясь закономерным продолжением и развитием лучших реалистических традиций искусства прошлого, С. р. представляет собой новый этап в художественном развитии человечества. Сущность С. р.— жизненная правда, выраженная в художественных образах с позиции коммунистического мировоззрения, к-рое позволяет художникам осознать исторический смысл изображаемых явлений  и правдиво отразить в искусстве не только настоящее и прошлое, но и тенденции общественного развития. Коммунистический эстетический идеал воплощается в искусстве С. р. в новом типе положительного героя — труженика и борца, творца и созидателя коммунистического об-ва. Ведущими идейно-эстетическими принципами С. р. являются: коммунистическая идейность, народность и партийность, органическая связь с борьбой трудящихся масс, социалистический гуманизм и интернационализм, исторический оптимизм, неприятие всяких проявлений формализма и субъективизма, натуралистического примитивизма. В ходе своего развития С. р. выработал целый ряд особенностей идейно-эстетического содержания и художественной формы. Эти особенности являются источниками возникновения таких эстетических чувств и переживаний, как эстетическое наслаждение разумностью поступательного развития жизни, радость, получаемая от осознания красоты целей, возвышенности перспектив, открывающихся перед строителями нового об-ва. Благодаря этому искусство С. р. — могучий инструмент коммунистического воспитания людей. С. р. способствует широкому проявлению творческой инициативы художников в выборе разнообразных форм и стилей в соответствии с индивидуальными склонностями каждого.

 

 

Ссылки


 

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024